Воскресенье, 21.10.2018, 03:48 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2011 » Декабрь » 14 » 50 лет о дня кончины митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича)
10:24
50 лет о дня кончины митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича)
50 лет о дня кончины митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича)
 
 
Жизнь — это великий дар Божий, который Господь даровал каждому из нас не просто для того, чтобы мы ели, пили, плодились; нет, для того, прежде всего, чтобы спасали свои души. Прежде всего, чтобы мы были готовы. Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) Юбилейная дата, 50-летие кончины митрополита Крутицкого и Коломенского, прошла самым незаметным образом для Русской православной Церкви. Об этом событии, и о самом видном и выдающемся иерархе Русской Православной Церкви не было сказано ничего. Это свидетельствует о том, что с кончиной приснопамятного святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II прервалось очень важное культурно- историческое преемство в среде высшей иерархии Русской Церкви. А с в связи с этим произошли за последние три года нового патриаршества серьезные изменения и в церковной среде. Эти изменения можно лишь оценивать как попытку создать совершенно иную, чуждую традиционной русской церковности и культуре платформу, в основании которой лежит не благоговейное и трепетно преемство, а революционно-реформаторское бунтарство, сопряженное с болезненными и навязчивыми идеями, которые прикрываются крайне поверхностными богословскими взглядами, с необдуманной легкостью усвоенные из экуменического движения. Преемство в традиции, а в особенности что касается веры, Церкви имело и имеет большое значение. Собственно сама мысль о необходимости преемства является апостольской, и преемство мыслится не как только внешнее повторяемое из поколения в поколение действие в таинстве епископского рукоположения, но прежде всего преемстве в вере «однажды переданной святым» (Иуд. 3). Эта тема является особенно актуальной сегодня, когда встает проблема секуляризации в духовной жизни религиозных обществ, самой Православной Церкви. При этом, осуждая проблему секуляризации, забывается самое главное — ее причина. А причина как раз и кроется в потере живого преемства в вере и жизни. В современной критике церковного традиционализма часто встречаются слова крайне оскорбительного характера, и эти слова, часто используемые не из резерва русского литературного языка, а это также является показателем «культурности» критиков, а из современного журналистского жаргона и техник ведения словесно-информационной войны с «противниками». В данном случае такими «противниками», как это ни странно, оказываются представители традиционного духовенства и мирян, им навешиваются унизительные и оскорбительные штампы типа «зилоты», «фанатики». Конечно же список этих «жаргонов» этим не исчерпывается. Возвращаясь к личности митрополита Николая (Ярушевича), человека высокой культуры и образованности, невероятно близкого к верующему простому народу, и не удивительно, что место его захоронения в Троице-Сергиевой Лавры, в особенности в дни памяти его кончины, именин и дня рождения, всегда полны чадами, близкими. Для этого маститого иерарха Русской Церкви было не мыслимо дистанцироваться от своего же народа, обзывать простой народ пренебрежительными фразами, как это делается часто сейчас. Он любил всех и всех вмещал в свое сердце, в свои молитвы. В данном материале мы хотели бы в качестве свидетельства современным иерархам участникам экуменического движения представить важные на наш взгляд высказывания Его Высокопреосвященства на Экуменическое движение. Напомним, что митрополит Николай занимал пост главы Отдела Внешних Связей при священном Синоде РПЦ с 1949 по 1960гг. Он стоял у истоков создания этого важного Отдела, МИДа РПЦ. Русская Православная Церковь на известном Московском Всеправославном Совещании 1948г. Резко высказалась в адрес ВСЦ и отказалась вступать в эту организацию. Но с кончиной И, В, Сталина начался новый период ее существования, начались очередные притеснения. Митрополит Николай (Ярушевич) протестовал против гонений на Церковь и навязывания экуменизма. Он заявил Карпову 22 августа 1958 г., что «входить во Всемирный Совет церквей в качестве его члена Русская Православная Церковь не желает» (http://www.rv.ru/content.php3?id=8437), речь может идти только лишь о посылке наблюдателей. Однако, как мы знаем, под натиском внешних сил, РПЦ была вынуждена вступить в ВСЦ. Сохранилась и важная заметка и о митрополите Никодиме (Ротове), тогда еще архимадрите и заместителе председателя ОВЦС. «Из среды, нужной Хрущёву, происходил Никодим, ныне посмертно выросший до эпохальных размеров», пишет автор книги «Хрущев и его церковная политика» Н. Селищев. Далее он пишет: ««Книга «Человек церкви» изображает продвижение Никодима делом сугубо церковным (с. 12). Однако Карпов, глава Совета, 4 июня 1959 г. записал: «Патриарх сказал мне, что он сегодня подписал указ о назначении архимандрита Никодима Ротова заместителем председателя отдела внешних сношений, как этого хотел Совет» (д. 255, л. 47).
3 июля 1959 г. Карпов записал свой разговор с митрополитом Николаем (Ярушевичем): «Я, напомнив о разговоре с ним Чередняка /один из заместителей Карпова. - Н.С./ в отношении архимандрита Никодима Ротова, спросил, чем объясняется, что он фактически не являлся заместителем по внешнему отделу и не имеет той активной роли, которую должен иметь. Я спросил митрополита прямо: «Может быть, Вы не желаете, или на это есть другие причины?». Митрополит Николай сказал: «Ну что Вы, ни то, ни другое, ни третье. Я уже исправил это положение, а полностью он будет, как заместитель, дней через 10. Сейчас он отрывается делегацией по моим поручениям» (л. 55). » (http://www.rv.ru/content.php3?id=8437 ХРУЩЁВ И ЕГО ЦЕРКОВНАЯ ПОЛИТИКА) Мы оставим это воспоминание без комментариев. И в своей речи в Амстердаме, на заседании ВСЦ митрополит Николай четко и ясно высказывал позицию Русской Православной Церкви в отношении Экуменического движения. Эта речь имеет большое значение и она может послужить прекрасным напоминанием для нынешних деятелей экуменического движения из РПЦ. Она же является свидетельством того, насколько длительное участие РПЦ самым негативным образом отразилось на сознании епископата и клира РПЦ. Стали размываться догматические понятия и экклезиологические границы. Мы приведем из нее некоторые высказывания. «Выражая духовную действительность Православия его можно сравнить с многоветвистым деревом, укорененным в первоначальной апостольской Церкви. Другие церкви - это ветви, однако часть их оказалась подточенной болезнями личного самолюбия, а также национально-культурного и всякого другого обособления, и потому отделилась от него, образовав так называемые инославные исповедания и многочисленные секты. Как изменили они свою веру и что утратили от полноты церковной,- об этом можно судить по тому разделению христиан в истории, которое мы видим. Неудивительно, что отход от союза любви привел отпавших христиан к дальнейшему дроблению, которое поставило их перед угрозой духовного оскудения. Его бедственные последствия и вызвали к жизни Экуменическое движение.
Православная Церковь, сохраняющая наследие древней неразделенной Церкви, никогда не замыкалась в себе и не смотрела безнадежно на христианские общества, отделившиеся от церковного дерева. Оторвавшись от питающего источника, они, подобно ветвям, отломленным от дерева, продолжают сохранять в себе его влагу и при известных условиях могут не только зеленеть, но даже цвести и приносить плоды.
Русская Православная Церковь никогда не проявляла равнодушия к духовной судьбе западных христиан. И теперь она полна внимания к их экуменическим исканиям и рада помогать им не только свидетельством о существовании Православия, но и суждениями о тех или иных сторонах деятельности экуменических организаций.
Правда, Всемирный Совет Церквей, может причислить нас за это намерение к категории самоуверенных исповедников своих конфессиональных убеждений, но в деле сближения христиан было бы ошибкой пренебрегать почти двухтысячелетним духовным опытом Церкви, которая явила миру великий сонм святых в лице Апостолов, исповедников, мучеников, святителей, преподобных и других подвижников духа. Если мы с вами ищем путей к осуществлению Царства Божия, то в них оно уже осуществилось, и потому у нас нет оснований заменять их опыт собственными домыслами.
Напротив, говоря об их подвигах, мы не станем сейчас богословствовать о Царстве Божием, а в духе полной откровенности выскажем свое отношение к Экуменическому движению в его современном состоянии.
Нам не раз приходилось отмечать тяготение некоторых христианских кругов Запада к подлинной церковности. Мы видели также, что соприкосновение западных христиан с церковной жизнью Православия оказывало на многих неизгладимое впечатление. И теперь наша Церковь видит в Экуменическом движении последнего времени немало признаков, свидетельствующих о глубоких сдвигах в сторону Православия.
Но в этом же Экуменическом движении наблюдаются и такие тенденции, которые не могут способствовать делу церковного единения христиан. Наиболее устойчивой из этих тенденций является пренебрежительное отношение к единству веры - этой подлинной основе жизни и нравственной деятельности христиан. Как достигнуть единства христиан, когда они разделены не внешними только формами своих исповеданий, а существенными расхождениями в понимании сущности спасения, в религиозном понимании смысла жизни - этот вопрос остается до сих пор где-то на третьем плане и привлекает внимание очень немногих участников Экуменического движения.
Неприемлема для православного сознания и уравнительная идея догматического минимума как основы христианского единения, ибо она означает умаление веры, снижение ее полноты, данной в Православии.
Основой христианского единения должна быть полнота веры, а не равнение на минимум веры, который нельзя совместить с желанием вселенского единства.
Стремясь объединить различные христианские исповедания и церкви, Экуменическое движение оказывается бессильным привести их к внутреннему единству, ибо руководствуется убеждением, что ни одно из существующих христианских исповеданий не обладает полнотой истины и не представляет собою Церкви Христовой, но все они - равноправные в своем несовершенстве ветви Единой Церкви, мыслимой как искомый духовный синтез односторонних воплощений истины. Это учение исходит из неверия в осуществленность Церкви, основанной Спасителем, и противопоставляет ей перспективу как бы создания новой Экуменической Церкви, в которой должны объединиться все христианские исповедания, не теряя присущих им различий. Но такого рода объединение не может привести христиан к органическому единству в Церкви или Теле Христовом, а лишь к организации их по принципу политических партий и блоков, преследующих общие, но временные цели.
Для нас является непонятной насыщенность экуменических программ социально-политическими проблемами, преобладание которых свидетельствует о том, что в Экуменическом движении земное устроение человеческого общества совершенно заслоняет задачу его нравственного возрождения.
Забвение этой цели кажется нам странным потому, что по нашему православному верованию все люди призываются к духовному единению между собою и что они рано или поздно должны составить одно духовное царство под Главою Христом, Царство не от мира сего,- не в виде всемирного государства, а в единстве веры и истины, в единстве высших нравственных целей человечества, когда ни религиозные идеи, ни нравственные убеждения и никакие другие интересы не будут разделять народы на разные лагери.
Стремление наше к царству не от мира сего, разумеется, не исключает нравственного долга осуществлять правду Христову в социальной жизни этого мира, но преобладание социальных забот, при отсутствии заботы о единстве веры, приводит Экуменическое движение к чисто внешнему объединению христианских церквей и групп, которое используется в иных случаях для борьбы с революциями и коммунизмом, то есть становится орудием политики. Такая направленность искажает путь Экуменического движения и отдаляет от Православия.
Указанные выше тенденции делают Экуменическое движение внутренне противоречивым и духовно беднеющим. Они же являются причиной отхода большинства православных церквей от участия в работе Всемирного Совета Церквей, так что дальнейшее усиление этих тенденций угрожает превратить Экуменическое движение в чисто протестантскую акцию».
(Утрехт, 1958,
ЖМП, № 9, 1958 г. СС. 29-32)
 
 
Из проповеднического наследия митрополита Николая (Ярушевича).
Апостольские уроки
 
Мы прославляем сегодня великих, духоносных, богопросвещенных апостолов Христовых Петра и Павла. Они - первоверховные в ряду других святых апостолов. И когда мы взираем на них своими духовными очами, мы с благоговением преклоняемся перед величием их апостольского подвига, Они исполнители воли Божией: "...идите, научите все народы..." (Мф. 28.19). Они -пламенные проповедники слова Божия, непоколебимые, мужественные борцы за правду Христову, не боящиеся ни побоев, ни самой смерти мученической, которую оба претерпели - по древнейшему преданию - в сегодняшний день. Апостол Петр был распят, апостол Павел - усечен мечом. Казалось бы, нам, грешным, слабым и малым, нечему учиться у святых апостолов, а остается только прославлять их исключительный подвиг во имя Христово, ибо мы все живем в мирной обстановке и каждый из нас в мире исполняет то свое малое послушание, какое Господь возложил на него. Но, мои дорогие, мы можем и должны многому учиться у этих великих апостолов: не только по их посланиям, отрывки из которых читаются за каждой Божественной Литургией, но непосредственно по их подвигам, их добродетелям; учиться, как надо свою бессмертную душу беречь от греховных искушений, украшать ее духовной красотой, чтобы предстать перед лицом Божиим верным чадом своего Небесного Отца. И апостол Петр был человеком. Когда Господь Спаситель накануне страданий прощался со Своими учениками на Тайной Вечери, когда Он говорил ученикам о том, что их ждут соблазны, скорби и искушения, апостол Петр воскликнул: "Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь". А Господь ему ответил, и все вы знаете эти слова Христовы: "Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня" (Мф. 26. 33-34). И вот в утро пятницы, когда избитый, измученный Спаситель по человечеству своему нуждался в ободрении и утешении и когда преданность апостола Петра и верность его в любви могли дать это утешение,- в эти минуты апостол Петр на слова служанки: "И ты был с Иисусом Назарянином" трижды отрекся от Него из страха: "Не знаю Человека Сего, о Котором говорите" (см.: Мк. 14. 66-72). Отрекся с клятвой, отрекся трижды! Вот глубина падения апостола Петра, еще не обновленного благодатью Святого Духа! Он еще был обыкновенным человеком с его немощами, с его слабостями, и пал. Скорым было его восстание. Лишь только Господь Спаситель в эти минуты кротко взглянул на апостола Петра, "вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом", почувствовал всю тяжесть совершенного им греха и "плакал горько", как говорит святой евангелист (Мф. 26. 75). Этот плач о своем грехе, всегда спасительный для каждого грешника, привлек милосердие Спасителя. Покаявшегося Своего апостола Господь простил и восстановил в апостольском достоинстве, из которого он, отрекаясь от Господа, сам ниспал своим грехопадением. Вы слышали за молебным пением евангельские слова о том, как Спаситель, явившись по Воскресении, трижды спрашивал апостола Петра: "Любишь ли ты Меня?.." И, получая его пламенные ответы: "Ты знаешь, что я люблю Тебя", трижды сказал ему: "Паси агнцев Моих. "..." Паси овец Моих" (Ин. 21. 15-17). Господь поручил ему пасти словесное стадо, быть исполнителем Его Божественной воли и устроителем Святой Церкви Христовой на земле. И уже прощенный святой апостол Петр, как говорит древнейшее предание, продолжал вспоминать о своем тяжком грехопадении и каждую ночь, как только слышал пение петуха, пробуждался, вставал на молитву, и слезы скатывались из его глаз. Под глазами его образовались две борозды от этих слез. Дорогие мои, а разве мы не отрекаемся от Господа? Разве не исполнять заповеди Божий - это не значит отрекаться от своего Спасителя? Ведь все мы, устами наших восприемников, обещали в святом крещении сочетаться Христу, жить со Христом и многократно повторяли это обещание быть верными своему Господу, когда приносили покаяние и приступали к Святой Чаше Христовой! И если мы остаемся жить грязными, продолжаем носить злобу, осуждать, злословить, гневаться, произносить черные слова, осквернять себя блудом, не исполняя воли Божией о том, чтобы уста и сердца беречь от всякой скверны, разве мы этим не изменяем Господу своему? И пусть пример апостола Петра, быстрого осознания им своего грехопадения и слезного его покаяния, вдохновляет и нас, слабых, немощных, ежеминутно впадающих в грехи, видеть свои согрешения и уметь о них плакать перед лицом Того, Кого мы оскорбляем своеволием. Вот перед нами святой апостол Павел. Он назывался до обращения Савлом. Вы знаете, что он был гонителем христиан. По слепой ревности о соблюдении иудейского закона он преследовал христиан, участвовал в гонениях на них, в заключении их в темницы. А когда прозрел своими духовными очами, после совершенного с ним чуда явления Господа, и когда стал апостолом Павлом, он превзошел прочих апостолов своей ревностью в исполнении апостольского подвига. Сколько раз он принимал удары палками, камнями, темничные заключения, претерпевал кораблекрушения! Но ничто не останавливало его в его пламенной проповеди о Господе, Которому он отдался всей душой. Везде и всюду, куда он ни приходил в своих путешествиях, он открывал уста и проповедовал Имя Божие. Когда его гнали, он переходил в другой город, ни один день не оставаясь в отдыхе, всего себя до последних сил отдавая делу прославления Имени Божия. И стал он великим, и стал нервоверховным, и стал славным апостолом Христовым, перед именем которого благоговеет вся православная земля, имя которого, как и имя апостола Петра, будет до конца века превозноситься и прославляться в Святой Христовой Церкви. И вот послушайте, дорогие, собственные слова этого великого из апостолов - Павла: "Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?" (Рим. 7. 24); "Я... недостоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию" (1 Кор. 15. 9). Постоянно памятовал он о том, что в дни молодости совершил тяжкий грех, участвуя в гонении на христиан; это воспоминание жгло его душу и тогда, когда многими своими трудами во имя Христово он уже был славен по всей тогдашней земле. Учитесь смирению у святого апостола Павла! Он ни во что ставит все свои подвиги во имя Христово, всю свою славу при воспоминании о своем грехопадении. Нужно, чтобы каждый из нас видел многие свои скверны, был смиренным перед лицом Господа, сознавая себя грешником и ослушником воли Божией. Нам нужно быть смиренными и друг перед другом, ничем не превозноситься один перед другим, хотя, может быть, и были бы какие-нибудь внешние, земные для этого поводы, потому что грешен каждый из нас. А во имя чего святые апостолы Петр и Павел несли свой тяжелый апостольский подвиг? Во имя любви ко Господу Спасителю и во имя любви к людям, ибо они проповедовали слово Божие, чтобы спасать людей, чтобы не погибли для вечности бессмертные души, но, пробужденные словами их проповеди, готовили себя для вечного блаженного Царства. Такова сила их любви к людям! Святой Иоанн Златоуст говорит об апостоле Павле: "Я не найду слов, чтобы описать, какой любовью к людям пылало сердце этого великого апостола. Его любовь была шире океана, она была ярче и жарче любого огня". Он любил людей, как будто был отцом или матерью, родившими этих людей. Больше того, он был готов даже быть отлученным от Господа, только бы спаслись те люди, которым он проповедовал слово Божие. Пусть погибла бы его собственная душа, но спаслись бы те люди, которых он звал ко спасению. Так говорил он сам! Какая любовь! Каким пламенем исторгалась она из его горячего сердца, о котором он сам говорит, что в нем все вмещаются и никому не тесно, которое всех людей обнимало в себе, всех людей любило этой необычайной любовью (см.: 2 Кор. 6. 11-12)! И эта любовь апостола, такое любящее его сердце подняли его на недосягаемую высоту величия и святости. О, если бы, дорогие мои, хоть крупицу такой любви друг к другу имело сердце каждого из нас! О, если бы наша любовь друг к другу, завещанная Господом, удерживала наши уста, наше сердце, наши шаги, наши руки и ноги от всяких скверн! Ведь такая любовь спасает бессмертную душу для вечности, ибо Господь сказал, что заповедь о любви наибольшая; кто ее исполнит, кто воспитает свое сердце в такой любви друг к другу, тот исполнит весь закон Христов (см.: Мк. 12. 29-31). Смотрите еще. Господь Иисус Христос позвал апостола Петра идти за Собой в то время, когда он со своим братом ловил рыбу в Тивериадском море. Апостола Павла Господь позвал чудесно: сначала ослепив его, с тем чтобы прозрели его духовные очи, а затем даровав то духовное зрение, которым апостол Павел увидел свой грех и познал всю сладость быть слугой своего Господа Спасителя. И нас с вами Господь призывает к Себе разнообразными путями: и тихим голосом Своим, которым Он говорит в совести каждого из нас, и чудесными явлениями, и особыми событиями в жизни нашей. Нередко, неожиданно для нас самих, мы ощущаем тихий голос Божий: "Опомнись, одумайся, ты стоишь на краю греховной пропасти, а смерть стоит недалеко от тебя". Иногда Господь потрясает нас каким-либо особым событием, чтобы обратить к Себе, чтобы напомнить нашему грешному сердцу о том, что Господь над нами и что мы все идем к порогу смерти, переступив который войдем в жизнь вечную. Разве мы не знаем, как бывшая война всколыхнула многих слабых верой или вовсе не имевших веры?! Иного Господь поразит скорбью, чтобы в этой скорби вспомнил человек о том, что он перед Господом грешен, что он отошел от Господа, и Господь хочет его этой мерой разбудить от того духовного сна, в котором пребывал человек до своего горя. Разными путями Господь зовет к себе. Но цель зова - и того, которым позвал Он апостолов Петра и Павла, и того, которым Он говорит с каждым из нас, - одна: увлечь нас идти за Собой до конца наших дней на земле. Господь зовет к вечному спасению, к какому звал, проповедуя волю Божию, и святой апостол Павел, когда говорил в своем послании: "...со страхом... совершайте свое спасение..." (Флп. 2. 12). Об этом проповедовал и святой апостол Петр на площадях и в храмах, в домах и на улицах, потому что Господь повелел апостолам "проповедовать Евангелие всей твари" (Мк. 16. 15). Еще взгляните на святых апостолов. Апостол Петр - семейный, у него были дети, с ним жила теща; святой апостол Павел был девственником. Апостол Петр был простецом; апостол Павел был образованным человеком. Перед Господом все равны. Господь привлекает к Себе и ученого, и простеца, и семейного, и неженатого. И мы все с вами, различные по внешнему положению, по возрасту, все одинаковые дети своего Небесного Отца. Все мы имеем бессмертную душу, спасти которую зовет нас Спаситель, зовут нас святые апостолы. Я - архиерей, вы - миряне. Каждый из нас несет свой тот или другой земной труд: одни-в семье, другие - в работе; одни из нас старые, другие - молодые. Но, как говорится в одном из священных надгробных песнопений: все мы предстанем в равном достоинстве перед лицом нашего Небесного Отца. У каждого из нас наш Небесный Судия и Отец спросит только о том, как он прошел свой земной путь, как он спасал свою бессмертную душу, внимал ли он тому голосу, которым Господь зовет его из бездны греховной к спасению вечному, и отозвался ли он на этот голос. Этому делу спасения людей посвятили себя святые апостолы Петр и Павел. И мы, дорогие мои, в их светлый праздник, в день их мученической кончины, услышим в сердце своем те призывы их к вечному спасению, к вере крепкой, к любви истинной, нелицемерной, к чему они звали словесное стадо в дни земного подвига и к чему продолжают звать всех нас через свои послания. И мы, грешные и слабые, опираясь на их молитвы, будем идти по земному своему пути с постоянной памятью о священном долге, лежащем на каждом из нас: быть достойными детьми и учениками нашего Спасителя.
 
Митрополит Николай Ярушевич ЖМП № 6, 1955 г.
http://apologet.spb.ru/index.php?lang=ru
Просмотров: 354 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: