Пятница, 23.02.2018, 01:56 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2015 » Октябрь » 22 » Архим. Кирилл (Павлов). О делании молитвы Иисусовой
16:43
Архим. Кирилл (Павлов). О делании молитвы Иисусовой

Архим. Кирилл (Павлов). О делании молитвы Иисусовой

Эти высказывания легендарного старца Кирилла записал монах Симеон Афонский, в период жизни в Лавре. Кто бы мог подумать, что почитатели старца Кирилла услышат эти изречения с Афона?! - Святая Гора Афон

 

 

Вознамерившись помолиться в горах от всей души, я улучил момент и пришел к отцу Кириллу:
-    Батюшка, прошу вас, научите меня правильно молиться, по
тому что я все время сомневаюсь, верно ли я молюсь!
Затаив дыхание, я сидел на стуле, сжавшись в комок и боясь нарушить глубокое молчание, в которое погрузился старец. Наконец, он промолвил:


-    Похвальное желание, отец Симеон, похвальное, да... К сожале
нию, мне Иисусовой молитвой серьезно заниматься не пришлось.
Но я слышал, как учили молиться Глинские отцы. Во-первых, для
занятия ею нужно как следует смирить тело. Человек ты еще мо
лодой, поэтому прежде всего нужно научиться совершать поклоны
с Иисусовой молитвой: земные - в посты и обычные дни, и пояс
ные - по субботам, воскресеньям и в праздничные дни. Совершай
поклоны до телесного изнеможения, потому что когда устает тело,
то страсти тоже изнемогают, а помышления значительно уменьша
ются. Это - то, что относится к телесному правилу.


Теперь - то, что относится к обузданию речи или нашего злейшего врага - языка. Для его усмирения и даются в монашеском правиле каноны и акафисты - Иисусу Сладчайшему и Матери Божией - акафист Благовещения. Наилучшее же правило для обуздания многоглаголания, которому цены нет, одно - это благое молчание. "На кого воззрю? - говорит Господь. - Только на кроткого и молчаливого, трепещущего словес Моих", да... то есть не говорить попусту, а лишь по делу и на пользу душевную себе и ближним. Это во-вторых.


А вот что касается сугубо монашеского правила, которое, однако, и мирянам полезно: Иисусова молитва со вниманием и с полным сосредоточением ума. Собери его со всем тщанием в самом себе, не давай ему шататься туда-сюда, ибо он постоянно норовит убежать в мир. Сиди на низкой скамеечке, не сутулься, дыши тихо и ровно, оставь все заботы и попечения о мирских делах и даже о монастырских.

 

Если чувствуешь усталость, можешь стоять на коленях, опершись локтями на стул или табурет, но дело не в этом. А с великой мольбой сердечной говори в себе, то есть мысленно: "Господи Иисусе Христе, помилуй мя!" Если будешь соблюдать это правило, не оставляя его и не делая больших перерывов, к тебе непременно придет милость Божия и ты стяжешь дух мирен, дух благодати. Так заповедали молиться Глинские старцы.
'
-  Отче, я читал в "Добротолюбии" и в рассказах Странника духовному своему отцу, а также слышал от братии, что есть молитва с дыханием. Нужно ли мне ею заниматься? - вспомнил я разговоры среди монахов, которые обычно велись в великом секрете.


-  Вот что скажу, отче Симоне: тебе так постоянно молиться не благословляю, ни к чему это, да... Многие монахи сильно повредили себе здоровье дыхательной молитвой... А у кого из отцов ты читал о такой молитве?


-  У преподобного Григория Синаита, Каллиста и Игнатия Ксан-фопулова. Мне монахи говорили: когда сильно борют страсти или обуревают дурные помыслы, тогда можно молиться следующим образом. На медленном вдохе говоришь "Господи Иисусе Христе", а на медленном выдохе - "помилуй мя!" Во время рассеянности ума такая молитва с дыханием хорошо помогает. Еще мне монахи рассказывали: когда чувствуется сильное разжжение похоти или приступы гневливости, то можно прибегнуть к следующему способу. Медленно и глубоко вздохнуть с мысленным произнесением "Господи Иисусе Христе", потом в совершенном молчании задержать воздух в легких и медленно выдохнуть с мысленными словами "помилуй мя!"


-  Не советую тебе делать это часто, отец Симон! Все подобные искусственные приемы - лишь поддержка в молитвенной практике, больше уповай на покаяние и на помощь Божию! А в блудных бранях нет ничего лучше любезной для сердца молитвы: "Пресвятая Богородица, спаси нас!"

В келье вновь наступила тишина. Я старался как следует усвоить наставления отца Кирилла, а он молчал, перебирая четки.


-  Батюшка, а в рассказах Странника есть другой способ молитвы Иисусовой: произносить "Господи Иисусе Христе, помилуй мя!" на каждый удар сердца. Я тоже пробовал в пустыне по пульсу молиться... - признался я.

-  Как, как?.. Ну-ка повтори! По пульсу? - старец близко наклонился ко мне.
-  Ну да! Прижимал пульс в левом запястье пальцами правой руки и так молился... - почувствовав изучающий взгляд духовника, я покраснел.


-  Ни в коем случае, ни в коем случае, иеромонаше... Ведь это все относится к благодатной молитве или, как ее называют кавказские подвижники, - самодвижной... Такая молитва приходит лишь с благодатью и то не ко всем, а кому дано! Иначе только сердце испортишь, не стоит, не советую... Лучше отдай все свое внимание возлюбленному Христу, чтобы возлюбить Его всем сердцем, всею душею, всем разумением своим и всеми помышлениями своими! Так-то, молитвенниче и пустынниче... - улыбнулся старец.
Возрастай-ка лучше в покаянии, в смирении да в послушании... Кто искренно, без хитростей и приемов прилежит к этим добродетелям, тот и стяжает в свое время непрестанную молитву.
-  Понятно, отче, благословите!


-  Бог тебя благословит! Ну что, Симоне Ионин, любиши ли мя? -спросил, улыбаясь, отец Кирилл.
-  Да, батюшка, вы знаете, что я люблю вас... - ответил я со слезами на глазах.

Просмотров: 526 | Добавил: Степанович | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: