Суббота, 23.09.2017, 22:47 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2017 » Сентябрь » 4 » Чудо явления
09:24
Чудо явления


Чудо явления Светописанного образа Пресвятой Богородицы в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре

 

Чудо явления Пресвятой Богородицы у Святых Врат Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря (21 августа / 3 сентября 1903 г.) во время раздачи милостыни является действием промышления Матери Божией о Своем Жребии во исполнение данных Ею обетований, и находится в неразрывной цепи подобных чудесных событий, бывших в разное время истории Афона.
Особенностью всех этих чудесных событий является то, что Пресвятая Богородица всякий раз удостоверяла действие Своего промышления знаменательным образом – явлением новой чудотворной иконы. Так было во время явления Матери Божией преп. Афанасию Афонскому, который, не выдержав испытаний, малодушно вознамерился покинуть Афон. Явившись ему, Пресвятая Игумения Святой Горы отвратила его от этого, напомнив, что Сама печется о всех нуждах монастырских и является не только Игуменией, но и экономиссою. Напоминает нам об этом явлении икона Великой Лавры Икономисса. Примечательно, что преп. Афанасий не узнал поначалу Пресвятой Богородицы, и лишь после чудесного изведения воды из камня, понял, Кому предстоит. В Ватопедской обители Матерь Божия взяла на Себя обязанности дохиарские (то есть – кладовщика), о чем свидетельствует чудотворная икона Дохиарная. В Ивероне Пресвятая Дева возвестила, что Сама является хранительницею Своего Удела, видимым знамением чего является Иверская икона.
Но не только о земном благе насельников Своего Удела печется Пресвятая Богородица, наиболее же о дарованиях духовных, о чем также сохранена память во многих чудотворных иконах. Так и ныне Пресвятая Игумения явилась, чтобы удостоверить Свое неусыпное промышление и исполнить одно из Своих обетований – быть не только врачевательницей, питательницей и наставницей Своих иноков, но и разрешительницей в различных недоразумениях и искушениях. Суть настоящего недоразумения заключалась в том, что Протат Святой Горы запретил Русской святогорской обители раздавать милостыню в виде пособий для нуждающихся келлиотов. Обитель не могла выполнить этого требования. Милостыня всем неимущим насельникам Афона разных национальностей и, в особенности поддержка русских пустынников – были заповедью великих старцев Русской святогорской Обители Иеронима и Макария. Угасшая в конце XVIII века по причине Петровских реформ и русско-турецких войн, и совершенно утраченная для русского монашества, Обитель была восстановлена и возвращена русским насельникам, не имевшим более своего пристанища на Афоне, по единой только милости Божией, что и обязывало ее иноков к милостыни и поддержке нуждающихся. Обитель выполняла эту заповедь во все дни своего бытия, как во время достатка, так и во времена нужды.
В описываемое время игуменствовал ближайший ученик и помощник Игумена Макария схиархимандрит Андрей (Веревкин) – верный последователь заветов своих великих старцев. Особенно о. Андрей ревновал о милостыни. Получив письмо Протата о запрете раздачи милостыни неимущим сиромахам и келлиотам, он собрал Собор старцев Обители для принятия общего решения. Однако мнения на Соборе разделились. Большинство отцов считали невозможным оставить милостыню и нарушить тем самым благословение старцев Иеронима и Макария. Недовольные же, воспользовавшись письмом из Протата, просили немедленно прекратить, как они считали, "расточительство" казны. Выслушав всех, отец Андрей, положившись на волю Божией Матери, велел всеже раздачу милостыни в последний раз провести, невзирая на запрещение, ради бедных сиромахов, ничего не знавших об этом обстоятельстве.

Во время последней раздачи милостыни была сделана фотография, на которой проявился образ Божией Матери в иноческом одеянии, подходящей за подаянием. Общее удивление и ликование охватило всех – и насельников монастыря и бедных келлиотов. Сам о. Андрей после очевидного чуда посчитал вопрос исчерпанным. Собор поручил о. Матфею составить донесение в Кинот Святой Горы о совершившемся чудесном событии, с приложением фотографии, и с прошением продолжать выдавать милостыню, что и было исполнено. Милостыня не была отменена, но продолжалась даже в самые трудные для Обители времена, и была засвидетельствована новым чудом. После начала Первой мировой войны и разрыва связей с Отечеством, афонские русские обители (да и греческие тоже) попали в большую нужду, особенно не хватало продовольствия, особенно бедствовали сиромахи – бедные странствующие пустынники. Монах Сергий (Токарев) заведовал тогда раздачей бесплатных пайков муки бедным пустынникам. Обладая добрым сердцем и видя тяжкое положение сиромахов, он не мог отказать в просьбе о надбавке горстки муки. Раздача подходила к концу. В спешной работе о. Сергий не обращал внимания на количество, остающееся в ларях отпущенной для бедных муки. Когда же последний инок-пустынник получил свою долю, тогда только о. Сергий заглянул туда, где была мука, надеясь найти лари пустыми. Но они оказались полными, как были в начале раздачи.

Своим явлением Пресвятая Богородица поддержала русскую святогорскую обитель в добродетели, утешила пустынников и безмолвно вразумила старцев Кинота, удостоверила Свое Верховное Игуменство и засвидетельствовала неусыпность Своего промышления.
По словам нынешнего Игумена Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря Схи-Архимандрита Иеремии, именно милостыня и верность заветам старцев сохранили Обитель в тяжкие времена XX века, именно милостыня стала тем елеем, который не дал русской лампаде на Афоне затухнуть.
Не так давно в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре был обретен и сам оригинальный негатив чудотворного Светописанного образа Пресвятой Богородицы – фотографии, зафиксировавшей в 1903 г. явление Божией Матери. Негатив был найден во время работ со старым фотоархивом монастыря. Эту находку, совершившуюся спустя более 110 лет, без сомнения можно считать чудом, учитывая все бедственные обстоятельства, постигшие русскую святогорскую обитель за вековой временной промежуток. Много негативов погибло во время пожаров 1968 года, какая-то часть попала в частные коллекции. Найти эту ценную реликвию после стольких лет упадка не было даже надежды.

По словам Игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина), «обретение негатива – первообраза Светописанной иконы Божией Матери, – это милость Пресвятой Богородицы, свидетельствующая о том, что Игумения Афонская благоволит к Обители и принимает посильный подвиг ее насельников».
О совершившимся чуде было сообщено всей братии для утешения и укрепления в подвиге. По случаю этого чудесного события в русском святогорском монастыре были вознесены благодарственные молитвы ко Пресвятой Богородице, а всем насельникам обители и присутствовавшим паломникам были розданы фотографии, сделанные с обретенного негатива 1903 года.

21 августа / 3 сентября в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре почитается чудесное явление светописанного образа Пресвятой Богородицы. Именно в этот день в 1903 года во время раздачи милостыни при Святых Вратах Пантелеимоновой обители была сделана фотография, на которой впоследствии оказался запечатлен образ Богоматери, принимающей милостыню из рук старца-инока в числе неимущих братий.
В память об этом событии у Святых Врат русского святогорского монастыря находится часовенка в виде сени с источником воды и иконой Пресвятой Богородицы. Так братия обители почтили место, на котором чудесно явилась Игумения Святой Афонской Горы в 1903 году. Часовня была построена и освящена в 2011 году. В том же году в одном из братских корпусов был устроен храм в честь Светописанной иконы Божией Матери.
В одной из рукописей русского святогорского монастыря говорится о том, что 21 аѵгуста 1903 года во время раздачи милостыни неимущим монахам у Святых Врат обители инок Гавриил сделал фотоснимок, и на фотографии, к величайшему удивлению всех, проявился образ Богоматери, смиренно получавшей милостыню вместе со всеми нуждающимися. Незадолго до этого некоторые из подвижников видели Дивную Жену среди монахов в другие дни раздачи милостыни и хотели показать Ея привратнику, однако, в самый день фотографирования Ея никто не видел.
Божия Матерь явила черты Своего Святейшего Облика во утешение возложивших не Нея упование, и в подтверждение непреложности Своего Промышления не только о тех, кого призвала Она в Свой Удел, но и всех, призывающих Ея помощь.
Подобно тому, как Богочеловек Иисус Христос изобразил Нерукотворенный Образ Свой Едесскому князю Авгарю на плате, и отобразил черты Божественного Своего тела на погребальных пеленах, так и Пресвятая Дева соблаговолила запечатлеть Свои Божественные черты с помощью фотографии, что с греческого языка переводится как светописание. Полученный образ и получил наименование – Светописанный.
Некогда святый Андрей, Христа ради юродивый, обходя Небесныя Обители, желал видеть там Божию Матерь, но услышал голос, говорящий ему, что Пресвятая Богородица снизошла в многобедный мир на помощь всем призывающим имя Ея.
Будучи причастницей неизреченной славы Божества, Она снизходит во юдоль земных скорбей, чтобы помогать страждущим людям. Пресвятая Богородица соучавствует в домостроительстве человеческого спасения, которое совершил Сын Ея. Для того, чтобы спасти человека, Господь снизошел на землю не в виде Владыки и Повелителя, но в образе раба, истощив, или уничижив Себя даже до смерти (Фил. 2, 7-11). Это самоуничижение или вольное истощание именуется в богословии кеносис (греч. κένωσις – уничижение, умаление, истощание). Подобно Сыну Своему, Пресвятая Богородица нередко является, особенно на Святой Горе Афон, "просто", скрывая Свою славу. Так и в этом случае, Божия Матерь снизошла в виде убогой просительницы, приняла из рук старца-монаха милостыню, чтобы утешить неимущих братий, поддержать добрую традицию Обители и уладить неожиданное недоразумение. Своим снисхождением Матерь Божия вновь подтвердила Свои обетования о Святой Горе Афон.
Сразу же после чудесного события, весть о котором обошла всю Святую Гору, началось почитание образа-фотографии. Были сделаны копии, которые хранились иноками в святых углах среди икон. Фотография попала и в Россию, найдя и там своих почитателей.
В конце 1980-х годов, с началом восстановления Русского на Афоне Свято-Пантлеимонова монастыря, чудесная фотография была вновь размножена с приложением краткого описания события и распространялась среди паломников. Для нового поколения русских людей, пострадавших от атеистической пропаганды, фотография послужила фактором уверения в бытии духовного мира, о чем многократно удостоверяли Обитель паломники.
Богослужебное почитание чудотворного образа началось в 2003 году. В столетнюю годовщину явления Божией Матери решением Собора старцев Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, с благословения Игумена Священно-Архимандрита Иеремии (Алехина) было установлено празднование для увековечивания памяти чудесного события. Тогда же была создана иконописная "версия" фотографии для богослужебного использования и составлена служба.
В 2011 году на месте явления Пресвятой Богородицы была построена часовня, с источником воды для совершения водосвятных молебнов. В том же году на первом этаже братского Покровского корпуса был сооружен и освящен храм-параклис в честь Светописанной иконы.
В 2013 году был освящен первый храм в честь светописанной иконы Божией Матери за пределами Святой Горы в городе Киеве.
Не так давно в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре был обретен и сам оригинальный негатив чудотворного Светописанного образа Пресвятой Богородицы – фотографии, зафиксировавшей в 1903 г. явление Божией Матери. Негатив был найден во время работ со старым фотоархивом монастыря. Эту находку, совершившуюся спустя более 110 лет, без сомнения можно считать чудом, учитывая все бедственные обстоятельства, постигшие русскую святогорскую обитель за вековой временной промежуток. Много негативов погибло во время пожаров 1968 года, какая-то часть попала в частные коллекции. Найти эту ценную реликвию после стольких лет упадка не было даже надежды.

По словам ныне преставившегося Игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина), «обретение негатива – первообраза Светописанной иконы Божией Матери, – это милость Пресвятой Богородицы, свидетельствующая о том, что Игумения Афонская благоволит к Обители и принимает посильный подвиг ее насельников».

О совершившимся чуде было сообщено всей братии для утешения и укрепления в подвиге. По случаю этого чудесного события в русском святогорском монастыре были вознесены благодарственные молитвы ко Пресвятой Богородице, а всем насельникам обители и присутствовавшим паломникам были розданы фотографии, сделанные с обретенного негатива 1903 года.

Почитание светописанных икон известно с древнейших времен христианской истории. Как уже говорилось, Нерукотворенный образ и Константинопольская Плащаница (так называемая Туринская) относятся именно к этому типу изображений. Собственно, именно на них и основано иконописание и иконопочитание. Оба изображения Спасителя представляли собой один и тот же лик. По пропорциям с ними полностью совпадала Синайская икона Спасителя, что свидетельствует о несомненном заимствовании.
С VI века во множестве списков распространились они и получили широкую известность, полностью вытеснив древний античный тип лика Христа, и стимулировав развитие канона иконописания на всем Православном востоке. Символические и античные, по типу Римских катакомб и мозаик Ровенны, изображения Господа перестали употребляться, а со временем были и совсем запрещены.

Относительно Нерукотворенного образа необходимо заметить, что он существует в двух видах. Это, так называемые Убрус (слав.) или Мандилион (греч. - плат), представляющий изображение Господа на убрусе или плате, и Чрепие (слав.) или Керамидион (греч. - черепица), представляющий лик Господа на кирпиче.

Что такое Убрус, наверное, известно всем. А вот что такое Чрепие? Это светописанная копия самого Убруса, то есть – Нерукотворенного лика, на кирпиче или черепице. Дело в том, что Убрус был спрятан с зажженной лампадой от идолопоклонников в нише над вратами Эдессы и заложен кирпичем, то есть чрепием. В VI веке Пресвятая Богородица явилась Эдесскому епископу Евлавию и указала место сокрытия образа и благословила вновь его обрести. Когда вскрыли кладку, обнаружили, что лампада продолжала гореть, а на кирпиче, закрывавшем нишу, было точное отображение Нерукотворенного лика Спасителя. Таким образом, можно сказать, что Спас на чрепии – это светописанное отображение светописанного лика Господа на убрусе или плате. Это, как бы, вторичное светописанное отображение.

К типу вторичных светописанных изображений можно отнести такие известные в Церкви явления, как отображения оригинальных икон на стекле, обрамляющих их киоты. Например, икона "Призри на смирение". В 1993 году лик Пресвятой Богородицы с младенцем чудесно отобразился на стекле, не соприкасаясь с ним.
К этому же типу следует отнести и другую икону. Как говорилось выше, в 1903 году копии чудесной афонской фотографии попали в Россию. С одной из них, по заказу петербургского купца Григория Григорьевича Елисеева, была написана икона, сохранившаяся до сих пор в эстонском городе Кохтла-Ярве. Икона была заказана Григорьевым для его домовой церкви в местечке Тойла. Позже она была перенесена вместе с иконостасом в православный храм Преображения Господня кохтла-ярвеского района Прованду. 13 декабря 2011 года во время реставрации в храме было снято стекло с иконы и оказалось, что образ Божией Матери отобразился на нем. Таким образом, можно говорить о явлении светописанной копии светописанного образа Пресвятой Богородицы, или вторичного светописанного образа, по аналогии с нерукотворенным ликом Господа.
Оригинальные светописанные иконы имеют для Церкви особое значение, особый статус. Они не просто возносят наш ум к первообразу, но являют нам божественные черты самих первообразов. Это первоисточники иконописного канона, формирующие представление Церкви о ликах Господа и Его Пречистой Матери. Без преувеличения можно сказать, что светописанные иконы являются одним из видов Божественного откровения.

Просмотров: 43 | Добавил: Степанович | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: