Пятница, 16.11.2018, 17:56 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2013 » Июнь » 30 » Каллист Ангеликуд. Что означает выражение апостола Павла «каждодневная смерть»?
20:48
Каллист Ангеликуд. Что означает выражение апостола Павла «каждодневная смерть»?
Каллист Ангеликуд. Что означает выражение апостола Павла «каждодневная смерть»?
 
У Каллиста есть некоторые особености в использовании, так называемых, технических терминов эпохи паламизма. Осияние, в греческом — эллампсис, за счет префикса в данном случае выражает глубинное вхождение в Божественную Жизнь.
Мысль Каллиста проста. Божественная жизнь является человеку и дает почувствовать мир — совершенно особенный. Но это откровение ничего не значит, потому что это лишь начало долгого процесса вхождения в Эту Жизнь, погружения в нее все глубже и глубже. Это и передает термин — эллампсис.
По сути, что именно означает термин «эллампсис» даже у свт. Григория Паламы, — никто не знает. Поэтому его принято переводить калькой с греческого: осияние, воссияние, явление, освящение и т.д. Так обычно всегда делают в подобных случаях. Смысл текста теряется, но никакой ошибки мы не совершаем. Поэтому в переводах принято считать, что у понятия «эллампсис» вообще нет никакого смысла. Такой подход вполне объясним и имеет право на существование.
Тем не менее, в данном случае, когда термин «эллампсис» становится ключевым понятием трактата, использованием кальки с греческого термин не заменишь. Итак, публикуем один из наших переводов. - Святая Гора Афон
А как ты думаешь, к кому относится выражение апостола Павла «каждодневная смерть»?
Поверь мне, это относится ни к кому иному, как только лишь к тому, кто каждый день отвергает то знание, которое имеет, и устремляется к новому, превосходящему прежнее!
Я говорю о таком человеке, который каждый день находит новую возможность отвергнуться себя. Он каждый раз внимательно и с рассуждением встречает перемены в себе самом и в мире. Только такой воин каждый день духовно обновляется и восстает из праха...
И действительно, совершенно справедливо ублажаются Давидом те, кто без труда и не теряя мира обретают власть над «вавилонскими младенцами», так в среде исихастов называют вражескую разведку — проверяющие нас прилоги помыслов. Воин губит этих «младенцев», отбивая и разбивая их о камень, то есть о веру в Бога.
Такой борец «полагает в сердце» новое и новое восхождение в познании Божественной Жизни (глубинного осияния — эллампсис -Высказывание о жизни) и возрастает от силы в силу, конечно, я имею в виду силу проникновения в Жизнь в Боге.
То же самое я бы сказал и о мире Христовом, то есть христообразном — от Христа берущим образ (христоейди), «без которого никто не узрит Господа», как уверяет апостол Павел (Евр 12, 14).
С некоторой неточностью можно сказать, что эта мирность Христова приходит сначала, а за ней уже следует освящение. Поэтому воины, достигшие мира, или уже приняли в себя освящение — или принимают, что более вероятно.
Причем, умиротворение принимается через хранение молчания и осечение всех тревог. А освящение, или вхождение в Новую Жизнь, воин достигает через отбегание умом от мира, обуздание чувств, потом воин должен быть достаточно подготовленным, натренировать внмание к помыслам и умение противостоять им, и конечно, прибавь к этому беззаботное (америмно - изгнав из ума заботу Высказывание о жизни) усердие к молитве, чтению и различным телесным и духовным упражнениям, угодным Богу.
И здесь есть еще одна тайна, о которой я тебе скажу лишь в двух словах... 
 Бог и есть подлинная Любовь
И вот, я, наконец, скажу поистине самое важное: невозможно, чтобы кому-то окрылась любовь, прежде чем он познает Имя Бога, которое открывается через Божественное Слово - Христа. Лишь тогда нам это откроется, когда мы выдержим подвиг и взойдем к созерцанию Слова, когда мы углубимся в познание Бога и глубинно будем просвещены действием его благодати. Тогда мы, действительно, будем обладать подлинной Божественной Любовью. А следствием этого будет вселение в нас Самого Слова, Бога, Который и есть Любовь, если уже говорить совсем прямо. Да так и есть, ведь сказано: «Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем...» (1 Ин 4.16)
Теперь понимаешь, почему тому, кто обрел любовь, невозможно согрешить?! - Да потому, что семя Господне пребывает в нем, и горячая любовь (эрос - горение - высказываний о жизни) к Богу охватывает его душу, он пылает подобно углю в котстре, и неспособен согрешить...
Сам подумай, если сказано, что «Любовь не мыслит зла...» (1 Кор 13, 5), то уж тем более любовь далека от того, чтобы сотворить зло, а грех - есть зло.
Любовь «все покрывает, все переносит, не ищет своего, не гордится, не превозносится, не бесчинствует...» (1 Кор 13, 7)
А теперь скажи мне, как ты понимаешь «не бесчинствует...»? - «Не бесчинствует...» - это значит, любовь пребывает вне греха, потому что грех и есть бесчинство.
Но далее апостол еще более ясно говорит: «Любовь никогда не престает» - Это, конечно, правильно и так и должно быть! Ведь насколько в человеке пребывает любовь, настолько в нем и Бог! В нем пребывает и свет, потому что Бог и есть - свет. А там, где свет, там тьма исчезает, ведь - что общего может быть между светом и тьмой.
Под тьмой я тоже подразумеваю грех...
Так и получается, что в том, в ком есть Любовь, греха не может быть!
Об этом и говорили священный ап. Павел, божественный Иоанн, и тем более - Сам Господь!
Так вот, запомни, ни одно из наших благ без Любви не является ни крепким - ни надежным. Каллист Ангеликуд С нами Бог!
 
 С нами Бог!
Чем мы отличаемся от других? - Мы знаем совершенно точно: С нами Бог! Поэтому мы с полным правом можем произносить: «С нами Бог! Уразумейте все народы (помыслы - Высказывания о жизни) и отступите! Потому что если вы вновь восстанете на нас» - неким окутывающим нас маком - «То вновь побеждены будете, потому что... С нами Бог! » Об этом же воспел Давид: «Ты воссел на престоле....» - это означает - в моем сердце - «Судия праведнейший! Потому что ты покорил народы» - то есть страстные помыслы. «И погиб нечестивый враг» - демон, причиняющий эти помыслы. «Помыслы изнемогут и погибнут пред Лицем Твоим! Враг мог возвратится вспять!»
Это правда, нет ничего, что бы могло уничтожить нашего врага диавола и защитить нас от его приражений, кроме Бога, когда Бог появляется в нас... Кроме лика Божия, который мы созерцаем. Этот Лик Божий озаряет нас божественнейшими лучами своими, сиянием, которое недоступно для глаз!
Ведь о Господь некто сказал: «Просвещение мое и Спаситель мой, кого мне бояться?» (Пс 26,1) И «если пойду даже в смертельной опасности - не убоюсь, потому что Ты всегда со мной...» (Пс 22,4 - Воин всегда внимателен для того, чтобы Бог всегда пребывал в нем, и он мог бы всегда созерцать в своем сердце Лик Бога. Чтобы воин мог постоянно ликовать, он молит Бога: «Духа Твоего Святого не отыми от мене!»
 
Что такое Любовь?
Никто не любит по-настоящему, кроме тех, кто имеют в своем сердце Бога и видят Его. Так что же такое Любовь? Как бы это лучше сказать, можно лишь заметить, что Любовь состоит из (практического) познания в преискренней близости (гносис) и (сердечного) видения. (в скобках пояснения - Высказывания о жизни) Раузм, наделенный духовной мудростью, через своих детей - благо и истину (избирая лучшее из хорошего) - достигает того состояния, когда видение Бога соединяется с деятельным знанием, под которым имеется в виду познание в преискренней близости (гносис). Тогда через божественную помощь разум достигает Любви.
И более того скажу, что такое Любовь? - Это духовное противоядие. Потому что вякий, кто испил Ее, подобно яду, извергает из свое души ядовитую грязь страстной похоти.
Так что же такое Любовь? Любовь - это признак, того, что ты следуешь за Иисусом уже как ученик.
 
Где душа «заболевает» и влюбляется, там и озаряет ее божественное сияние
Где душа «заболевает» и влюбляется (эрос - горячее желаниеВысказывания о жизни) в Бога, там и озаряет ее божественное сияние Я понимаю, что все это очень сложно понять, но можно выразиться и проще. Я хочу сказать, что все боговидцы — пророки, и сам Давид, были погружены умом в созерцание Лика Божия и Славы Его. Пророки вкушали этот плод — боговидения. Но я назову их и человеколюбивыми, потому что они не забыли людей, а всем советовали и премного призывали всех к подобному созерцанию. К чему именно? - Попытаться прорваться своим усердием души к созерцанию, через предстояние Богу умом , через познание мудрости, заложенной в творении.
От всего этого той душе, которая сподобилась созерцания, является духовный свет. Им-то и открыаются врата Божественной любви (агапис -Высказывания о жизни)... А эта любвь — есть переживание, которому можно только позавидовать, - поистине блаженное и высочайшее из всего, что сотворено для нас Богом.
А как же? Ведь где душа «заболевает» и влюбляется (ерос -горение души ) в Бога, там и озаряет ее божественное сияние, там и покой мудрости и плод души, стяжавшей мир.
Я только хочу сказать, что все это дает нам направление... Стоит хотя бы попытаться достичь безмолвия и принять эти светоносные лучи умного света и Божественной красоты. Стоит поверить этому совету пророков и богоносцев, который я назову священным! Это стоит, потому что это изреченное через них увещание Самого Бога Вседержителя!
Или же это порицание за бездействие, например: «Вы оставили Меня, источник вашей жизни» (Иер 2, 13) и др... (Здесь мы сокращаем цитаты -Высказывания о жизни)
 
Сердечный покой приводит к созерцанию и привлекает Благодать, которая просвещает душу
  
Катафигиот Меленикиот Сердечный покой приводит к созерцанию и привлекает Благодать, которая просвещает душу Во внимательной и непрерывной молитве следует вступить в борьбу. Это начало. А затем жить этой молитвой и бдением до тех пор, пока, храня себя в неослабном внимании, чтобы оставаться в покое, наше сердце не стряхнет с себя панцирь страстей в едином мощном рывке к Благодати. Это будет тогда, когда сердце уже не ожидает (опсимон - в переводе Грацианского, «в последний момент» - неправильно - Высказывания о жизни), внезапно, словно прорвавшись к нам через преграду, явится умопостигаемый Свет (доступный для разума).
В этом Свете исцеляется душа и удивительным образом восходит к Богу. И в этом самом Свете душа видит, созерцает «в духе и Истине»!
Именно об этом говорил божественнейший Петр: «Прилагая (пар-ис-ененкантес - составное слово, счет двойной префиксации значение дорастает до «во что бы то ни стало, изо всей мочи, любой ценой добейтесь») к этому все усердие, вы покажите (епихорегисате — за счет префиксации значение дорастает до «преизобильно проявите даже в самом мелком», русский перевод «покажите» не совсем подходит) в вере вашей добродетель, а в добродетели — ведение (гносин — правильно «глубинное познание», - чего? - в предыдущем стихе известная фраза о причастии (кинони) «Божескому естеству»)
Важно заметить, что синодальный перевод этого отрывка (2 Пет 1,4-5) никуда не годится. Бытовой морализм: будьте хорошими и все будет хорошо... Что значит - хорошие?! Когда речь идет о приобщении к «Божескому естеству»... Взяли и всю полновесность языка редуцировали до примитива. Наоборот, Апостол говорит: разбейтесь до смерти, пока не получите!». Далее прп. Каллист толкует этот отрывок: речь идет не об усредности и благочестивости, а о подлинном благочестии - созерцании Божественного света - примечаниеВысказывания о жизни
Это верно, потому что через добродетель познание приводит к подлинному благочестию, а именно, наполняет душу умным светом и ликованием, какого невозможно выразить в словах. Глубинное познание Бога, через Дух, дающий мудрость и созерцание, делает разум (нун) боговидным, насколько это ему доступно. Тогда пронзительно блеснет разуму день, освященный светом умопостигаемого и неизреченного Солнца. Тогда сверозарная звезда взойдет в нашем сердце!
 
Кого можно назвать воином и каково его оружие
Таковыми, подобными ангелам, были (ветхозаветные - Высказывания о жизни) фоилософы Илия и Иоанн Креститель, Предтеча Иисуса. Подобными ангелам были сподвижники прп. Антония Великого, посвятившие себя подлинной философии, это было уже во времена Нового Закона и Нового Завета. Подобными ангелам были святые Арсений и Марк, одним словом передвигавшие горы, как мышей или комаров.
Подобными ангелам были, воистину, каждый из тех воинов, кто устремился в порыве духа вознестить к сверхъестественной благодати Божественного усыновления, уподоблению Божественному Первообразу! Они устремились и увидеть, и опытом познать Божественное действие в том, что их окружает. А лучше сказать, они сумели прозреть Бога через видимое и тем самым зреть его постоянно и, не побоюсь сказать, вечно.
Что это значит, о чем речь? Я говорю о том, что такое воин — это тот, кто, не упустив время, избрал эту долю для себя! Говоря «долю», я конечно имею в виду бегство от всего и всех и безмолвие, если возможно. Воин - достигший просветление очей души.
Ясным видением веры воин готов на испытание любых страстей, — он держит щит веры. Облекаясь в Заповеди Господа нашего Иисуса Христа, — он берет оружие света. Постоянно призывая Господа и полностью положившись на Него, как на мудрого и всесильного Полководца, - он деятельной силой воли опоясует себя поясом Истины.
На главу он возлагает надежду Спасения в качестве шлема, а на грудь панцирь брони — праведность, целомудрие. Ноги он обувает в беспристрастие к людям (ровное отношение ко всем), потому что только так он сможет наступать на «змей и скорпионов и всю силу вражию» без вреда для себя, будучи всегда готов благовествовать о благодати (явить ее действие).
И вот, он берет молитву в качестве своего оборонительного оружия. И таким образом тот, кто во бдении сидит уединенно внутри келии, устремляется на врага...
 
 Соприкосновение с Божеством
Представь, например, некоего человека, который, не вынося груза мирских забот, убегает и от людей, и от дел — всего мирского. И вдруг он вновь обретает блаженство! Он это получает не от мирских успехов, а «изгнанный за правду» из мира. За что он изгнан миром? - Это объяснило Само Слово: за то, что теперь «его есть Царство Небесное».
И конечно, нет ничего удивительного в том, что такой человек станет боговидцем! Он примет внутрь свой души пречистые светносные лучи Божества и соделается богом. Для такого человека нет ничего удивительного в том, чтобы узреть духовным взором Несказанную Красоту Бога и наслаждаться ей, и радоваться этому во взыгрании сердца, и чувствовать счатстье.
Для такого человека нет ничего удивительного в том, чтобы достигнуть блаженства, потому что без блаженства невозможно ни видеть, ни испытать ничего из проявлений божественной Жизни, а блаженство свойственно именно таким «изгнанным за правду» из мира.
Такие искатели, кто избрал удаление от людей и безмолвие, всей душой отдались пустыням: «в горах, в ущельях....» (Евр 11, 38). Эти воины в затворе и уединении от людей всю жизнь посвящали достижению покоя сердца. Они не позволяли себе никакой иной философии, кроме той, которая превышает ум и недоступна миру!
Это рассуждение о том Божественном, что недоступно уму, но доступно для разума! Эта философия приводит к единению ума в самом себе (то есть заключению ума в себя, то есть единению с сердцем ), просветлению разума и просвещению души — несказанному.
И это дается как залог Царствия Небесного. Тогда подвижник уже подлинно становится подобен ангелам, испытывает вдохновение и созерцает Божественные Таинства. А что это? - Это ничто иное, как соприкосновение с Богом и обожение.
(Важно понимать, что прп. Каллист Ангеликуд здесь следует терминологии прп. Максима Исповедника, представляя энергию — как движение природы. Душа через соприкосновение получает движение из Источника Бытия. Поэтому правильно понимать не «соприкосновение», а толчок или разгон - начало движения в новом направлении...
К сожалению, эта терминология объясняется Максимом Исповедником как раз в тех Амбигвах, которые не переведены на русский язык с древнегреческого. Понятие соприкосновение развивается в контексте метафоры печати и производимого ей оттиска, это метафора, указывающая на обожение.
Мы читали этот текст по PG 70, 1076, В-С в библиотеке монастыря Ивирон. Язык этой Амбигвы столь причудлив, что остается только радоваться ее тайне. А шире, это понятие восходит к совершенно неизученному и оригинальному языку Корпуса Ареопагитикум
 
 Небесные существа, живущие на земле.
Каллист Ангеликуд Катафигиот Меленикиот Каллист Ангеликуд Искусство мысленной борьбы (Монах Макарий Касокаливит Перевод с древнегреческого. Высказывания о жизни. Кавсокаливия. 2011) Каллист Ангеликуд Небесные существа, живущие на земле. Как бы хотелось, если бы это было возможно, оказаться среди ангелов и удостоиться общения с ними! Но это невозможно для нас, связанных дебелым (пахис - земляным, тяготеющим внриз - Высказывания о жизни) телом... Почему невозможно? Потому что и на земле есть ангелы — монахи. Это как бы ангелы во плоти, небесные существа. Они живут на земле, но проводят время как ангелы... Поэтому достойно оказывать почтение их созерцанию и прославлять их дела.
Они как ангелы, потому что на земле являются «пресельниками» и «пришельцами», по слову блаженнейшего Давида. Они жаждут Вышнего Града и подлинной Родины, и верны этой жажде, и изо всех сил стремятся к достижению ее.
Из-за этой жажды какого только блаженства они не достигают! Ведь они «желают поучаться в Законе Господнем день и ночь»... Но не в писаном Законе, (уставах и правилах Церкви) как ты подумал, нет. И даже не в том Законе, образом которого служит писаный Закон, (имеет в виду закон евангельской добродетельной жизни, к которым приводят правила, когда душа исполняет заповеди и живет по совести и по Евангелию -
Я говорю о некоем третьем законе, если мы будем рассматривать степени, по которым нужно подняться от закона писаного. Этот закон совершенно недоступен для ума и никак не связан с плотью. На этот третий закон намекнул Соломон в словах: «Впиши их трижды в сердце твоем...» (Притч 22,20)
Главным образом в этом законе день и ночь мысленно живет и наслаждается воин (схоластыс - Афон Духовная культура) Божий. И воин очищается сердцем, и видит Бога, и сам принимает обожение, и, созерцая Бога, достойно наслаждается блаженством.
Представь, например, некоего человека, который, не вынося груза мирских забот, убегает и от людей, и от дел — всего мирского. И вдруг он вновь обретает блаженство! Он это получает не от мирских успехов, а «изгнанный за правду» из мира. За что он изгнан миром? - Это объяснило Само Слово: за то, что теперь «его есть Царство Небесное».
 
Огонь Любви и дрова сердца
Каллист Ангеликуд Катафигиот Меленикиот ТрактатКаллиста Ангеликуда Искусство мысленной борьбы (Монах Макарий Касокаливит Перевод с древнегреческого. Высказывания о жизни. Кавсокаливия. 2011) Огонь Любви и дрова сердца И здесь есть еще одна тайна, о которой я тебе скажу лишь в двух словах... Я скажу тебе об этой тайне лишь намеком... Слышали ли ты слова Спасителя: «Пребудьте во Мне, и Я буду в вас...» (Ин 15:14)? Так вот, знай же, что кроме того, кто расположен к сердечной тишине и любит ее, никто из других не способен не только понять эти слова, но и даже услышать их! А тем более никто не готов попробовать и испытать на себе — что это.
Соломон сказал: «Я сплю, а сердце мое — бдит...» (Песнь Песней 5:2) — Подтвердить эти слова под силу лишь мужу, стремящемуся к тишине сердца.
Как это?
Это подобно тому, как огонь, перебросившись на лежащее рядом дерево, уже не погаснет сам собой, но, наоборот, разгорается сильнее и сильнее постоянно — день и ночь. Тогда огонь уже распространяется с огромной скоростью и не остановится, доколе не сожжет все древо.
Точно также, по подобию огня, загорается в душе горение, рачение к Богу (эрос - выражает дословно страстную неудержимую любовь). Это горение, лишь только найдет дрова, то есть перебросится на сердечный мир, мощно устремляет сердце к Богу. И этот порыв уже не прекращается, сколько бы дней и ночей или даже лет не проходило...
И даже когда тело отдыхает, или заснуло, или даже просто дремлет, - ум, неким необъяснимым образом, вопиет из сердца человеческими словами. Ум кричит в любви, с восторгом услаждаясь тем, что чувствует! Ум славит Бога и своего Отца Небесного, Которого по достоинству воспеть невозможно.
А как это происходит, знает лишь Тот, Кто дарует эту несказанную радость тем бойцам за сердечный мир, кому Он Сам захочет дать... Каллист Ангеликуд Что такое «каждодневная смерть» воина? Каллист Ангеликуд Катафигиот Меленикиот Каллист Ангеликуд Искусство мысленной борьбы (Монах Макарий Касокаливит Перевод с древнегреческого. Афон Духовная культура. Кавсокаливия. 2011)
 
 Что такое «каждодневная смерть» воина?
Здесь уже трудно передавать смысл терминов без пояснений. У Каллиста есть некоторые особености в использовании, так называемых, технических терминов эпохи паламизма. Осияние, в греческом — эллампсис, за счет префикса в данном случае выражает глубинное вхождение в Божественную Жизнь. Мысль Каллиста проста. Божественная жизнь является человеку и дает почувствовать мир — совершенно особенный. Но это откровение ничего не значит, потому что это лишь начало долгого процесса вхождения в Эту Жизнь, погружения в нее все глубже и глубже. Это и передает термин — эллампсис.
По сути, что именно означает термин «эллампсис» даже у свт. Григория Паламы, — никто не знает. Поэтому его принято переводить калькой с греческого: осияние, воссияние, явление, освящение и т.д. Так обычно всегда делают в подобных случаях. Смысл текста теряется, но никакой ошибки мы не совершаем. Поэтому в переводах принято считать, что у понятия «эллампсис» вообще нет никакого смысла. Такой подход вполне объясним и имеет право на существование.
Тем не менее, в данном случае, когда термин «эллампсис» становится ключевым понятием трактата, использованием кальки с греческого термин не заменишь. 
А как ты думаешь, к кому относится выражение апостола Павла «каждодневная смерть»?
Поверь мне, это относится ни к кому иному, как только лишь к тому, кто каждый день отвергает то знание, которое имеет, и устремляется к новому, превосходящему прежнее!
Я говорю о таком человеке, который каждый день находит новую возможность отвергнуться себя. Он каждый раз внимательно и с рассуждением встречает перемены в себе самом и в мире. Только такой воин каждый день духовно обновляется и восстает из праха...
И действительно, совершенно справедливо ублажаются Давидом те, кто без труда и не теряя мира обретают власть над «вавилонскими младенцами», так в среде исихастов называют вражескую разведку — проверяющие нас прилоги помыслов. Воин губит этих «младенцев», отбивая и разбивая их о камень, то есть о веру в Бога.
Такой борец «полагает в сердце» новое и новое восхождение в познании Божественной Жизни (глубинного осияния — эллампсис) и возрастает от силы в силу, конечно, я имею в виду силу проникновения в Жизнь в Боге.
То же самое я бы сказал и о мире Христовом, то есть христообразном — от Христа берущим образ (христоейди), «без которого никто не узрит Господа», как уверяет апостол Павел (Евр 12, 14).
С некоторой неточностью можно сказать, что эта мирность Христова приходит сначала, а за ней уже следует освящение. Поэтому воины, достигшие мира, или уже приняли в себя освящение — или принимают, что более вероятно.
Причем, умиротворение принимается через хранение молчания и осечение всех тревог. А освящение, или вхождение в Новую Жизнь, воин достигает через отбегание умом от мира, обуздание чувств, потом воин должен быть достаточно подготовленным, натренировать внмание к помыслам и умение противостоять им, и конечно, прибавь к этому беззаботное (америмно - изгнав из ума заботу ) усердие к молитве, чтению и различным телесным и духовным упражнениям, угодным Богу.
И здесь есть еще одна тайна, о которой я тебе скажу лишь в двух словах...
 
Что такое глубинная или сущностная вера
Каллист Ангеликуд Катафигиот Меленикиот Каллист Ангеликуд Искусство мысленной борьбы (Монах Макарий Касокаливит Перевод с древнегреческого. Афон. Кавсокаливия. 2011) Что такое глубинная или сущностная вера Так вот, продолжим, как уже сказано, что сердечная тишина является началом очищения души и в конце пути она приносит обожение, осюда ясно что сердечная тишина — это и есть то самое место, в которое нам нужно прийти! А еще точнее я бы даже называл сердечную тишину — самим путем, по которому искренние души восходят к Богу. Этот путь вводит прямо в лоно Божие. Эта тропа мирно, без потрясений подготавливает того, кто взбирается по ней, сначала увидеть западни и ловушки врага наших душ, научиться чувствовать его приближение, и в нужный момент оказать сопротивление, противостоять хитростям врага духовно, с рассуждением и мудростью.
А затем эта тропа возводит тех, кто доблестно и успешно сопротивляются врагу, к божественным озарениям и просвещению ума (элламсис — морфема, стоящая перед корнем и изменяющая его значение, в данном случае усиливает значение: «глубинному проникновению познания в ум» -). Затем тропа приводит к духовным откровениям Божественных Таинств и неизреченно соединяет с Богом!
Этот путь всецело вводит человека в обожение, а точнее сказать, приобщает к Божественному и сверхъестественному горению, рачению (эрота) в духовной славе, какую только можно себе представить. Следовательно, эта тропа приводит и к подлинной и искренней любви (агапи) к ближнему.
Если все это верно, давайте допустим, что сердечная тишина, прводящая к обожению, действительно обладает всеми этими наилучшими благами и красотами в совокупности. Тогда именно с этим покоем мы от веры простой, то есть основанной на доверие словам, достигаем веры — сущностной (енипостатон — префикс дает значение: «глубинно пронизывающей все существо» - ).
Что это такое — сущностная или воипостасная вера? Выразительный образ такой веры представляет собой скала, которую Бог явил Моисею. Эта скала имела расселину, через которую Моисей увидел «задняя Бога» (Исх 33, 20).
Так и есть! Сущностная вера, словно через некую расселину, ясно показывает сущность вещей во всех предметах и явлениях. И через это ясное видение сущности явлений вера дает возможность уму познать Бога. Вера дает созерцать Бога, но не сущность Его (усия), которая было названа для Моисея «лицом Божиим», а то, что вокруг этого существа Божия, это афонские богоносцы называют «задняя Божия».
Тогда получается, что лишь только муж, достигший сердечной тишины, имеет возможность исполнить заповедь Духа Святого, открытую через Давида: «...приступите к Нему и просветитесь...» (Пс 33,6) и через Исайю: «прорвитесь к свету познания». Лишь только свет, открытый такому мужу, является духовным и вечным...
 
Что такое сердечная тишина?
Каллист Ангеликуд Катафигиот Меленикиот Каллист Ангеликуд Искусство мысленной борьбы (Монах Макарий Касокаливит Перевод с древнегреческого. Афон. Кавсокаливия. 2011) Что такое сердечная тишина? Это то, о чем говорил Бог Каину: «Ты согрешил?! - Умолкни...» (Быт 4, 7). Бог сказал это потому что ум может узнать - в чем он согрешил - только тогда, когда вернется в свое естественное состояние. Лишь тогда ум может осудить многое в своей деятельности и так разрыдаться, как это ему достойно. Тогда лишь ум сможет начать восходить к Богу, ожидающему нашего раскаяния и радующегося нашему обращению. Поэтому Сам Господь ясно сказал о Себе, что «обратит внимание на сердечную тишину» (Ис 66, 2). Да и по словам свт. Василия Великого,сердечная тишина является началом очищения души. А божественный Григорий Богослов назвал ее - обожествляющей. Здесь нет противоречия, просто Василий указал на начало пути, а Григорий - на конец.
Чтобы вам стало еще понятней, как достигается сердечная тишина, я приведу мнение пророка Давида, исполненного Духа. Ему Сам Бог открыл это в словах: «Упразднитесь (схоласате) и познайте Меня, что Я - есть Бог!» (Пс 45, 11)
Самый надежный проводник в пути к сердечной тишине - блаженный прп. Исаак Сирин указал откуда начинается дорога, и где заканчивается. Начало: «Если любишь покаяние - то возлюби и сердечную тишину», а конец: «Внешние чувства умрут, а внутренние - оживут».
 
Искусство мысленной борьбы очень похоже на обычную человеческую борьбу
Каллист Ангеликуд Катафигиот Меленикиот Каллист Ангеликуд Искусство мысленной борьбы (Монах Макарий Касокаливит Перевод с древнегреческого. Афон. Кавсокаливия. 2011) Искусство мысленной борьбы очень похоже на обычную человеческую борьбу О мысленной борьбе не столь трудно говорить, сколько трудным является уразуметь то, что слова раскрывают перед мысленным взором. Трудно понять те реальности, на которые намекают слова. Это не сфера постижения ума, поэтому ум не знает: то ли - принять ему, то ли - отвергнуть это новое знание. Искусство мысленной борьбы очень похоже на обычную человеческую борьбу. Когда начинается схватка, то требуется две вещи: душевное желание победить и решимость. Так захватывают даже новые земли.
Естественно, что в мысленной борьбе, как и в обычном сражении, требуется, с одной стороны, оружие и полководец, а с другой стороны, - брань невозможна без самого места сражения, без дневного света и без наблюдателей-разведчиков.
Только тогда можно двинутся в поход, если есть место, куда идти, тогда-то в это место можно броситься, всей душой устремившись к победе. И если есть цель - противник, только тогда можно его поразить и, как это обычно бывает, таким образом добиться победы.
Так вот, в духовном мире, по аналогии, разведчиком будет - ум и внимательная рассудительность. Солнечным светом пусть станет - просвещение (эллампсис - глубинное освящение - Высказывания о жизни) от мысленного Солнца правды, я здесь имею в виду просвещение ума, получаемое напрямую от, так сказать, «чтения» Божественных Скрижалей, то самое, которое изливается на все творение, которое уловило Волю Божию. А местом битвы, конечно, станет - сердечная тишина...
 
Искусство упраздниться
Катафигиот Меленикиот Каллист Ангеликуд Искусство мысленной борьбы О том, какого внимания требует бесовская злоба - 3 часть Искусство упраздниться (Монах Макарий Касокаливит Перевод с древнегреческого. Высказывания о жизни . Кавсокаливия. 2011) Искусство упраздниться Я сказал, что враг гораздо сильнее нас и по природе, и по энергии. Поэтому единственный выход у нас - постоянно призывать в помощь Имя Господа нашего Иисуса Христа. Но нужно делать это с правильным расположением и усердием. Никогда думай, что враг отгоняется только лишь молитвой, и не пренебрегай деланием, то есть, выходя из кельи, не пренебрегай хранением ума во время рукоделия и бесед. И напротив, никогда не делай акцент на внешнем делании в ущерб молитве! Запомни, как только человек обращает много внимания на внешние дела, он перестает заботиться о молитве.
Это ошибка. Именно об этом говорит Святое Слово Божие: «Бодрствуйте и молитесь» (Мф 26,41). Найди это единство!
Но здесь тайна! Эта тайна заключается в нашей немощи... Мы немощны без сторонней поддержки. Мы это не знаем, но знает враг! Поэтому не имеет значения, чем и как мы вооружены для битвы со злодейской (какосхолу - творящей зло -) фалангой демонов.
В одиночку мы всегда проиграем!
И проиграем мы не потому, что на каждого воина нападают стаи демонов, -нападают дружно и организованно. Нет, дело не в этом. Дело в том, что поскольку они изначально являются духами более высокой бестелесной природы, поэтому они по определению сильнее нас.
И даже вот что скажу: если одному из их воинов прийдется вступить в единоборство с одним из нас, сущих во плоти, - то он всегда победит в схватке и сможет привести в исполнение свой злой прием... В этом тайна!
Поэтому мы должны побеждать их искусством или техникой борьбы. А именно, мы должны непрестанно творить насколько возможно для нашего сердца чистую молитву. Если сказать общими словами, по Писанию: мы должны «бодрствовать и молиться» (Мф 26, 41).
Мы этим должны вооружиться, наша техника - внимательность. Так вооружившись, воин вместе с Полководцем и Царем Христом должен нанести смертельный удар «мысленному Голиафу», или хотя бы биться и причинить немалый урон всему скверному темному воинству.
Воин должен так научиться действовать, так упраздниться, чтобы дать силу ударить необоримой мощи Истинного Бога - Господа Иисуса.
А прообразом этого является Иисус Навин, который возглавил воинство Израиля и вел в древности народ Божий в Землю Обетования. Это был прообраз отбетования, которое исполняется на нас.
 
 Живая смерть, которая не может умереть
Каллист Катафигиот Меленикиот «Внемли себе!» Диавол очень хорошо знает, от какой он славы ниспал, ведь он дух и плоти не имеет. Поэтому, о, почтенный брат, диавол и знает к какой славе восходят любящие Иисуса и усердно хранящие Заповеди Господа! И поэтому он страшно завидует нам! Ведь сам диавол - это смерть, но смерть живая, которая не может умереть. Тем не менее она может убивать... Каллист Ангеликуд Искусство мысленной борьбы О том, какого внимания требует бесовская злоба - 2 часть Живая смерть, которая не может умереть (Монах Макарий Касокаливит Перевод с древнегреческого. Афон. Кавсокаливия. 2011) «Внемли себе!»
Диавол очень хорошо знает, от какой он славы низпал, ведь он дух и плоти не имеет. Поэтому, о, почтенный брат, диавол и знает к какой славе восходят любящие Иисуса и усердно хранящие Заповеди Господа! И поэтому он страшно завидует нам!
Ведь сам диавол - это смерть, но смерть живая, которая не может умереть. Тем не менее она может убивать...
Поэтому для нас диавол является смртельным врагом - очень страшным. Ведь если он зацепился за душу лишь немного, то уже ни за что не отпустит, пока не обратит душу в погибель. Таков закон и таково искусство зависти.
И еще раз повторю тебе, чадо: «Внемли себе!»
Пойми, что нынешняя жизнь временна и для мудрого в ней не найти радости. Для мудреца более привлекательна будущая жизнь во Христе Иисусе, именно она доставляет сладость, потому что в ней все вечно!
А смерть разве может устрашить воина? Ведь очевидным является то, что смерть праведника никакого отношения не имеет к тлению! Никакого! Смерть - это всего лишь переход от жизни в смертном теле, подверженном всем страстям, к подлинному - нетленному и бесстрастному. А еще точнее можно сказать: смерть - это преложение от земной жизни, погруженной во прах, - к вечной Жизни - чудесной, солнцеподобной!
Воин считает опасным для себя - лишь ослабление внимания, грех, потому что по духовной справедливости грех есть самое ужасное отпадение от Бога и подлинная вечная смерть.
И еще раз повторю: «Внемли», брат, изо всех сил «себе!» - трезвением и молитвой.
Призывай Бога - Спасителя Иисуса Христа, Сына Божия: «Господи Иисусе Христе помилуй мя». Потому что он не возгнушался стать человеком ради нас, восприняв, правда, на себя все, кроме греха, чтобы своей безгрешной Жизнью и нас естественным образом вырвать из власти диавола.
Этим Господь отвратил нас от мрака страстей, перевел к Истинному свету, и открыл нам Жизнь сверх-радостную.
Так молись же Ему, брат, трезвенно!
Потому что противник наш диавол обладает энергией и природой (фисин - термин имеет более узкое значение, чем "усия" - то, что существует...
) более сильной, чем наша. Теперь понимаешь, почему воскликнул Давид: «Если Господь не сохранит град - всуе трудились те, кто охранял его...»?!
 
 Искусство духовной брани
Каллист Катафигиот Меленикиот Каллист Ангеликуд Искусство духовной брани О том, какого внимания требует бесовская злоба - 1 часть (Монах Макарий Касокаливит Перевод с древнегреческого. Высказывания о жизни. Кавсокаливия. 2011) Брат, ты должен хорошенько уразуметь, как невероятно злокознен, изворотлив и лукав сатана, враждующий против нас. Он неослабно противостоит любому нашему добру, и изощренно пытается окутать наши помыслы злобой и мраком. А если ему это удается, тогда он совершенно отвращает нас от Бога - Увы нам! По сжигающей его зависти он выталкивает нас из Рая, то есть от чистоты и подлинного наслаждения, и отбрасывает подальше. О! Да не будет этого, нет-нет!
Так вот, воин в духовной брани прежде всего должен все это хорошенько уразуметь. И тогда пусть воин, внимая к помыслам, рассудительно и непрестанно, в поединке опрокинет этого злодея через непрестанное повторение святого имени Господа Иисуса Христа нашего: сердечную, умную и словесную молитву. Пусть воин отвоюет себя и свою душу, как сосуд Божий, и заставит губителя отступить!
Ибо существует великая тайна! Сатана страшно боится молитвы. От молитвы, совершаемой правильно, с чистой совестью, трезвеннно и внимательно, Сатана как энергией молнии ударяемый дрожит и обжигается ей как огнем!
Воин! Помни в духовной брани мудрые слова Моисея, который бросился в битву за Святую Землю, что он сказал?
«Внемли себе!» (Втор. 15:9)
Никогда не считай, что у тебя нет врага!
Ибо он есть у тебя и притом -
бесплотный (ноэтос - мысленный),
Невидимый,
Неусыпный в злодействе,
Весьма изощренный,
Переполненный завистью и хитростью!
Поэтому я еще раз говорю: «Внемли себе!»
Трезвись, храни помыслы, бодрствуй и молись!
Зверь сей диавол мрачен многолик и безжалостен. Он разрывается против нас от гнева. Он всегда и во всем ищет нашей погибели: во сне - и наяву, в постах - и разговении, в пище - и питии, в одежде - и обуви, в беседе - и в молчании...
В бедности он раскрывается, а в богатстве действует скрыто, борется против поста - и против еды. Он стремится в покое нас возмутить - и речь нашу осквернить злым словом. Если ты возвысишься в созерцании, он тебя попробует ввести в заблуждение и запутать, а если ты смиришься в унижении, то он тебя попытается растоптать до конца.
И кем он ради своего зла не становится - и что он только не придумывает!
Он нападает на нас через нашу же энергию, устремленность - и на живущих в безмолвии, в затворенной келии. А если он не сможет воздействовать через внешнее, тогда он в любое наше правое действие незаметно подливает свой ядовитый мрак. Поистине, он является изощренным и неутомимым врагом.
Поэтому я еще раз тебе повторяю: «Внемли себе!»
Каллист Ангеликуд Меленикиот 
 Каллист Ангеликуд Катафигиот один самых загадочных «Отцов Добротолюбия». О его жизни фактически ничего не известно, если не считать книг Пападопулоса (на новогреческом, на русский - не переведены), который доказывает, что все известно... В Добротолюбии Каллист имеет прозвище Катафигиот. Возможно, прп. Каллист имел несколько прозвищ: Меленикиот, Тиликуд, Ликуд, Катафигиот. Поэтому вероятнее всего в Добротолюбии его произведения приведены под разными именами. Можно называть прп. Каллиста Меленикиотом, потому что под его окормлением находился монастырь, называемый Меленикиот. Об этом монастыре упоминает другой афонский исихаст - патр. Филофей Коккин в 1371 году. Отсюда ясно, что Каллист Ангеликуд Меленикиот пренадлежал к исихастам XIV века.
Произведений прп. Каллиста сохранилось много, Пападопулосом собрано более 50-ти трактатов, и большая часть из них до сих пор не переведена на русский язык. Мы используем рукопись афонского монастыря Ксенофонта для перевода трактата «О молитве и внимании», а трактат «О Божественном соединении» переводим по рукописи афонского монастыря Ивирон.
Публикуем перевод монаха Макария Кавсокаливита впервые. Мы подходим к этим текстам с практической точки зрения: важно то, что из этих текстов можно применить здесь и сейчас. На самом деле именно так эти тексты и писались. Поэтому мы с сожалением относимся к богословам, которые пытаются извлечь из творений Преподобного какую-то абстрактную духовную философию.
К сожалению, часто ученые переводы выхолащивают тексты исихастов, превращая их в своды нравственных правил морилизируя и упрощая мысли автора. На самом деле эти тексты исполнены мужества, дерзновения на битву, решимости стоять до конца.
Поистине, по духу эти тексты ближе к трактатам японских самураев, чем к богословским системам и «нравственным кодексам», бытовому морализму современных ученых. Эти трактаты лучше всего развенчивают мифы о бытовом Православии, якобы, духовная жизнь - это лишь смиренное терпение скорбей...
Конечно, терпение скорбей - это важный элемент духовной жизни, первая ступень, но этим далеко не исчерпывается полнота жизни в Боге. Как жаль, что это православно-забитое состояние сейчас преподносят как критерий духовности. Видимо, это веяние духа времени.
На портале мы публикуем перевод самого малоизвестного трактата прп. Каллиста "Об искусстве духовной борьбы" по рукописи афонского монастыря Ивирон. На самом деле, этот трактат называется так: "Об искусстве борьбы с помыслами и плоде, приносимом этой бранью (кат аутон), - духовном (ноэрос) покое".
Впрочем, правильней было бы назвать "О сердечном покое и Любви (рачении) к Богу". Так было бы лучше выразить главную мысль. Этот трактат отказался переводить свт. Феофан Затворник, а Леонтьев выбросил его из достойных внимания произведений Каллиста. Остается только порадоваться, что в конце времен настало время и этого трактата.
Просмотров: 550 | Добавил: Степанович | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: