Пятница, 19.04.2024, 12:39 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2011 » Август » 16 » «Храни свечечку души твоей зажженной!»
12:49
«Храни свечечку души твоей зажженной!»
Афонский старец Даниил говорил: «Не помогает человеку ни любовь, ни смирение, ни кротость, ни послушание, если пришло тяжкое и он отрекся от Христа». И добавлял: «Без героичества не пройдет последнее время».
19 июля текущего года в возрасте 96 лет отошел ко Господу архимандрит Арсений (Папачок) - один из самых почитаемых румынских старцев (газета «Мир» не единожды публиковала наставления архимандрита Арсения, имя которого широко известно в православном мире). Старец скончался в своей келье в монастыре Текиргел, где он трудился Богу последние 35 лет. А до этого подвизался в недоступных местах румынских гор вместе с другим известным старцем - отцом Клеопой (Илие), сидел за исповедание веры в тюрьме (в июне 1958 года отец Арсений был арестован и приговорен к 20 годам тюремного заключения за «заговор против общественного порядка»). С 1976 года был духовником монастыря во имя святой Марии в городе Текиргел под Констанцей.
Архимандрит Клеопа Нистор, присутствовавший при последних минутах жизни старца Арсения, рассказал: «Утром отец был очень слаб, но был в ясном сознании и общался. Примерно в 10 часов у него началась дыхательная недостаточность. Он отошел ко Господу мирно и безмятежно». Архимандрит Арсений был похоронен 21 июля во дворе монастыря у источника святого великомученника Пантелеимона. По сообщениям румынского телеканала «Trinitas TV», тысячи верующих, несмотря на сильную жару, съезжались со всех концов Румынии в обитель, чтобы проститься со своим духовным отцом.
Как пишет Ф.Котрелев (журнал «Нескучный сад»), в современной Румынии почти 90 процентов населения - православные, на три миллиона жителей Бухареста - 300 православных храмов. 100-150 человек в храме в будние дни - это не редкость, очень любят коленопреклоненную молитву, Литургию стройно поют всем храмом, в записках «принятое у нас простое перечисление имен предваряют своеобразной молитвой, изложенной своими словами», о чем-то важном для каждого. Во всех школах Румынии преподаются основы Православия.
А вот еще одна румынская зарисовка, о многом говорящая: «Страстная пятница. Вечер. Церковь. Крестный ход с плащаницей Господа. Рядом с храмом проходят трамвайные пути. Мимо проезжает трамвай. Время позднее, так что народу полный вагон. И вдруг трамвай останавливается (причем до ближайшей остановки еще далеко), двери его открываются и все люди в вагоне начинают креститься и молиться. Они своей тишиной и сосредоточенностью во взгляде, всем своим видом словно присоединились к процессии. Потом крестный ход зашел в храм, трамвай закрыл свои двери и тронулся. И ни одного слова возражения, возмущения» («Правда о румынской вере», И.Петровский).
Предстоятель Румынской Церкви Патриарх Даниил направил свое соболезнование в связи с кончиной старца Арсения игуменье монастыря: «Уход архимандрита Арсения означает тяжелую утрату для нас, для сестер обители и для всех, кто знал его: епископов, священников и верных православных в нашей стране и за рубежом».
13 августа архимандриту Арсению исполнилось бы 97 лет. В миру он носил имя Ангел, был пострижен в монашество в 1950 году. Его учителем был великий старец Клеопа, о котором говорят, что он держал в своих руках душу румынского народа. Как в былые времена, так и в нынешние дни старцы - это маяки в православном мире, своей мужественной позицией и стоянием в истине помогающие людям духовно ориентироваться в лукавые времена.
Из размышлений настоятеля румынского монастыря Путна, архимандрита Мелхиседека: «Те старцы, что прошли через горнило коммунистических тюрем, получили особую благодать от Бога, которая выразилась во внутренней крепости исповедовать Христа. Они не только носители высокой духовности, но и настоящие подвижники православной веры. Большинство из тех, кто прошел через застенки и перенес страдания, стали ближе других ко Христу. Я дерзну сказать, что они, подобно первым мученикам, стали исповедниками нашей веры не только словом, но и делом».
В Румынии сегодня немало старцев: отец Иустин (Пырву), отец Адриан (Фэджецяну), отец Прокл (Никэу), отец Дометий (Манолаке) из монастыря Рымец, архимандрит Иоаким (Попа) из монастыря Фрэсиней, отец Филофей (Стойка) из монастыря Рымец. Говоря о преемственности традиции старческого окормления, отец Мелхиседек отмечает:
«Известный далеко за пределами Румынии старец Клеопа (Илие) был учеником старца Иоиля (Гергиу), который, в свою очередь, был учеником старцев, живших вокруг монастыря Сихастрия… Встречи и общения с отцом Клеопой искали очень многие люди. Еще в те страшные времена сотни людей группами и поодиночке приезжали к нему. Любой священник, который вез паломническую группу по монастырям Молдовы и Буковины, обязательно на одну ночь приезжал в Сихастрию, где перед кельей старца стояли ряды скамеек, на которых люди часами ждали, когда он выйдет и скажет назидательное слово».
В современной Румынии мнение старцев учитывается и Патриархом, и священноначалием, потому что, подчеркивает архимандрит Мелхиседек, «все наше священноначалие вышло из монастырей… Мы надеемся, что с помощью Божией наша церковная иерархия и дальше будет советоваться со старцами и учитывать их мнение. А если кто-то пробует "протолкнуть" свое мнение, которое не идет в русле церковной традиции и не соответствует духу Святых Отцов, то, как показывает жизнь, его устремления рассеиваются, как дымка, и не воспринимаются Церковью».
О своем жительстве в горах сам старец Арсений, ныне почивший, рассказывал так: «Я несказанно обрадовался, когда познакомился с отцом Клеопой однажды лютой зимой, в феврале, и он принял меня, разыскиваемого службой безопасности, в Сихастрию. К тому времени я уже был одет в подрясник, я не был новоначальным, я уже два года прожил в монастыре. И на духовном совете с самыми близкими к нему отцами, маститыми насельниками монастыря, отец Клеопа решил отправить меня в лес, в пустыню.
Места эти были довольно чужие для меня, они располагались в сильном удалении от людей и были мне незнакомы: лес, горы и пропасти. Потом пошел снег, и метель мела 13 дней не переставая, так что замело все тропинки. Но меня навестили спустя какое-то время: жив ли я еще… Я был жив, весел и получил в пустыне огромную пользу.
Когда я уходил в пустыню, все преподали мне свое благословение. Я их очень почитал. Не скажу, чтобы я тогда очень возрадовался, увидев, что на ногах у отца Клеопы одни лапти. Отец Паисий протянул мне 18 кусочков сахара… Я спрашивал себя: почему меня отправили в пустыню? Прежде всего потому, что они знали силу воздействия и высоту пустыни. Здесь, в пустыне, нужно уметь беседовать с деревьями. Извлекать пользу из их глубокого молчания и того величавого движения, какое бывает, когда бьют ветры, и тогда понимаешь, какое важное значение
в деле служения Богу имеет стойкость. У деревьев глубокие корни, и нужно уметь расслышать их величественную речь в их глубоком молчании».
Еще один фрагмент: «Отец Герасим наш спал в гробу, подсыпав овсяной соломы, с кладбищенским крестом в изголовье, и таскал землю в тачке, говоря, что изнуряет коня (то есть плоть). Одним словом, был великий по-движник. Брат Василий, поступивший в монастырь вместе с отцом Клеопой, был старшим из них. Он нес послушание при овцах. Называл Матерь Божию Владычица. Знал Псалтирь наизусть… Брата Василия забрала Матерь Божия через три дня после того, как бесы избили его в монастырском дворе с такими визгами, что сбежалась вся обитель».
В одном из последних интервью со старцем Арсением, опубликованном порталом «Православие и мир», читаем следующее наставление отца Арсения: «Я, в моем возрасте и после десятилетий священства, знаю, что многие видели демонов, входя в иной мир и потом возвращаясь. И каждый после этого хотел прожить хотя бы один день, чтобы успеть покаяться, потому что они видели, что ждет их впереди. Именно поэтому для верующего каждый момент является важным, можно сказать, решающим».
О современном пастырстве: «У священника должна быть очень чуткая ко всему совесть, а также он по своему усмотрению должен быть активным - то есть служить Церкви и людям с усердием. Хорошим ли пастырем является священник или нет - на этот вопрос могут ответить лишь факты. Исповедующийся должен чувствовать любовь священника к нему. Священник - этот тот, кто спасает утопающего человека. И радость, которую испытывает тот, кто стоял по шею в воде и тонул, осознается очень ясно».
Имя другого румынского старца, отца Иустина (Пырву), также хорошо известно нашим читателям. Он основал в Румынии 8 монастырей, много лет провел в заключении за веру, ему 92 года. Старец Иустин известен в православном мире своей антиглобалистской позицией, своими выступлениями против чипов и биометрических паспортов, неприятием современных форм идентификации личности:
«Нет, дорогие мои, не принимайте этого диавольского знака, который вам дадут, так как вы принадлежите к наследию Божию, владеете правом на самобытность, уникальность… Мы должны защитить это право, которое нам дал Бог, хотя бы нам за это стоило заплатить и своей жизнью. Вы напрасно предпочитаете вещи этого мира, если вы при этом потеряете ваши души и ваших детей, потому что апостол говорит нам очень ясно, что «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5. 29). Требуйте от румынских властей отменить те законы, которые позволят вести учет и электронное наблюдение за христианами, ибо это означает, что мы лишаемся свободы, в которой мы родились».
Людей, мужественно исповедующих сегодня истину Христову, старец назвал подобными апологетам прошлых времен, ибо «в наше время, когда истину все время норовят скрыть с помощью различных ухищрений, риск весьма велик: можно потерять работу, оказаться выброшенным на улицу, попасть в тюрьму, быть расстриженным…»
Старец Иустин взывает: «Вера наша не пустяк, Святые Отцы свидетельствовали о ней своей жизнью, своим словом и даже собственной смертью. Мы стоим на непоколебимом основании, которого другие не имеют».
Монахиня Иоанна (Смирнова) из Свято-Введенского монастыря (г. Иваново, Россия), не так давно побывавшая в Румынии и у отца Иустина, пишет: «Основной вопрос, который интересовал старца Иустина, - чипы и биометрические паспорта. Позиция старца нам была заранее известна, старец же хотел знать нашу.
Архимандрит Амвросий высказал свое мнение, старец сразу все понял, разговор как-то скоро свернулся, но надо признать: старец был чрезвычайно деликатен и гостеприимен, вероятно, он уважает чужое мнение, более того, разрешил отцу Амвросию побеседовать с сестрами двух его монастырей, хотя понимал, что мы не поддерживаем его точку зрения».
В завершение назовем еще нескольких известных румынских старцев. Это отошедший ко Господу в этом году дикей румын-ского скита Продрому (на Афоне) старец Петроний, принявший постриг в 1940 году(!). Ему дважды предлагали стать румынским Патриархом, но он отказался. О высоте его духовной жизни говорят, например, такие его слова о степени ответственности пребывающих в монашеском звании: «Монах виноват, если он не стяжал святости».
Многие паломники Афона стремятся посетить румынский скит Продрому на Афоне для встречи со старейшим румын-ским монахом отцом Иулианом (Лазаром), который до Афона проходил школу монашества в монастыре Сихастрия под окормлением старца Клеопы и других. В январе текущего года отцу Иулиану исполнилось 85 лет. Из наставлений старца:
«Не думай, что не станешь врагом Богу, если ты друг миру… Дружба с миром - это все, начиная с комфорта, расхлябанности… Ведь поначалу люди говорят себе, что они с Богом, но и с миром тоже, но так продолжается недолго. В "Откровении" святого Иоанна Богослова ясно сказано, что нужно быть или холодным, или горячим, а так как "ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих" (Откр. 3. 16). А приближение к Богу - это вот что. Это отказ - отказ от всего: отказ от мира, от всех страстей мира, от разврата мира…»
27 августа, в канун праздника Успения Божией Матери, - 40 дней кончины старца Арсения. Наставление новопреставленного архимандрита Арсения для дней сегодняшних: «Святой Агафон говорил: "Кто молится только когда молится, тот не молится". Речь идет, таким образом, о том, чтобы чувствовать Бога, Матерь Божию и всякого святого сердцем своим как можно непрестаннее. Это хранило бы свечечку души твоей зажженной… Надо знать, что диавол очень боится трезвенного человека - как можно более трезвенного!»

Материал подготовила Алла Зуева
газета Мир №30 2011 г.
Просмотров: 776 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: