Понедельник, 21.08.2017, 20:51 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2016 » Декабрь » 4 » Лекарство от грехов
15:13
Лекарство от грехов
Наставник пустынников:
Схимонах Иоанн (Кулешов)

Монастырь СтавроникитаСхимонах Иоанн (в миру Иосиф Кулешов) родился в 1862 году в крестьянской семье в Ставропольской губернии. В детстве он был задумчивым мальчиком и постоянно молился, за что соседи его прозвали архимандритом. На его особый духовный настрой обратила внимание его госпожа, и она взяла его с собой в свое имение и отдала для духовного воспитания местному священнику.

Уже с 17 лет Иосиф начал скитаться по святым местам России. После долгих скитаний Иосиф вернулся домой с целью навсегда попрощаться с родными и поехать на Афон. Здесь, на родине, он познакомился с рабом Божьим Глебом, который был работником и был очень религиозен, и Иосиф своими рассказами об Афоне возбудил в нем желание тоже поехать на Святую Гору. Глеб впоследствии стал настоятелем келлии святого Иоанна Богослова.

Вскоре, в 1885 году, Иосиф и сам приехал на Афон. Сначала он жил у своего старого приятеля старца Герасима (Попова) на Богословской келлии, где он был пострижен в мантию с именем Иоанн. После смерти старца Архангельской келлии Ставроникитского монастыря братия этой келлии пригласила отца Иоанна к себе старцем и наставником. Он согласился, но его конечной целью были полное безмолвие и затворничество, поэтому он оставил многозаботливый подвиг старчества и в 1910 году перешел в маленькую каливу на территории Ставроникитского монастыря, где до конца жизни жил один.

Интересная запись о нем имеется у отца Владимира (Колесникова): «Отец Герасим оказывал ему помощь (на новой каливе), посылая постоянно хлеб. Три года назад однажды не было у него хлеба, пришел он к Герасиму, но ему почему-то отказали. Тогда Герасим во сне слышит голос: „Почему Ивану не дали хлеба?“ Он проснулся, не обратил, однако, на это внимания и, заснув, опять услышал тот же голос. Тогда он пошел к хлебнику и, узнав об отказе, спросил, сколько есть хлебов, ему сказали: четыре, потом справились — видят, только три. Он велел один послать Ивану. Когда принесли этот хлеб, то оказалось, что уже получен целый хлеб, который принес старик-сиромах, а ему дал какой-то юноша и велел передать, и юноша был какой-то необыкновенный. Когда сообщили Герасиму, он тогда же ночью во втором часу поехал к отцу Иоанну, попросил прощения и начал служить бдение св. Архангелу Михаилу. Конечно, юноша был никто иной, как Архангел, который чудесно передал четвертый исчезнувший хлеб через сиромаха нуждавшемуся отцу Иоанну».

Отец Иоанн был большим авторитетом для всех пустынножителей Афона: когда Братство русских келиотов решило преподнести сербскому королю икону от имени всех афонских отшельников, то единогласно выбор пал на отца Иоанна. «В августе 1915 года он возил сербскому королю Петру икону от лица афонских пустынников и получил за это на ленте крест».

День смерти отца Иоанна не установлен, но это могло случиться только после 1919 года, так как в списках келиотов 1919 года он упоминается как живой.

 Публикуется по книге: «Русский Афонский Отечник XIX - XX веков».
Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 1. Святая Гора,
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012.

Источник: http://afonit.info/biblioteka/podvizhniki-monastyrya/nastavnik-pustynnikov-skhimonakh-ioann-kuleshov

 

Лекарство от грехов схимонаха Иосифа (Харламова)

КарулиСхимонах Иосиф (в миру Александр Петрович Харламов) был уроженцем Донской области. Прибыл на Афон в 1874 году и с тех пор жил один в пустыннической каливе на Каруле. Рукодельем его было сапожничество, о чем нам сообщает отец Денасий (Юшков).

«Когда я подходил к кавье (хижина из одной комнаты. — Ред.) Иосифа, то услышал стук его молотка, так как он сапожник, а здесь преимущественно шьет башмаки по заказу русских и греков.

Видя в окно его сидящим, я произнес обыкновенную молитву. Услышав знакомый голос, отец Иосиф поспешил снять свои очки и встретил меня в дверях, с радушием приглашая войти внутрь. Я не дожидался особого приглашения, вошел, поклонился святым иконам, как подобает христианину при входе в дом единоверного или в келью собрата-инока, а потом хозяину-старцу. Отец Иосиф приветствовал меня целованием в рамена (плечи) со словами: „Христос посреди нас“. Я, взаимно целуя старца в рамена, отвечал: „И есть, и будет“!..»

Главным же деланием отца Иосифа была Иисусова молитва, которой он занимался беспрерывно, днем и ночью, сидя и работая, в храме и в пути. Беспрерывно!

Хороший словесный портрет отца Иосифа оставил нам некий статский советник Ипполит Федорович Красковский, который в бытность паломником на Афоне незаметно подошел к каливке отца Иосифа.

«Подкрался не из какой-то хитрости или предосторожности, но потому, что бегал босиком. Он хотел увидеть карульский туннель, по которому доставлялась пища. Он заглянул в растворенные двери каливки и подарил миру одно из самых ярких описаний афонских подвижников... Он увидел убеленного сединами старца, сидящего лицом к окну на маленьком табурете. Старец готовился со всей тщательностью к трапезе. Это и был отец Иосиф, о котором, казалось бы, все сведения поглотило время.

Перед старцем на столе стояли три чашки: его трапеза состояла из трех блюд. Сосредоточенно смотрел он в среднюю мисочку, в которой плавал сухарь. Попробовал, размяк ли он. Остался доволен. Поднялся с маленькой табуретки, на которой сидел, вытянулся во весь свой гвардейский рост; его и без того строгое, изможденное, с впалыми щеками и тощей бородкой, отчасти калмыцкого типа лицо сделалось еще строже, глаза заблестели в морщинистых впадинах. ...Перекрестился, стал совершать обычное перед трапезой молитвенное правило, кончил, благословил трапезу и уже собирался усесться на свою табуретку... »

Когда выяснилось, что он не один, то Ипполит Федорович покинул свой наблюдательный пункт. Старец сначала несказанно удивился, откуда здесь мог взяться человек, а потом чрезвычайно обрадовался, ибо пришельцы здесь крайне редки. «Так уж вы и обедать меня пригласите», — предложил Ипполит Федорович. «Хорошо, пожалуйте, вот на мою скамейку, а я постою. Только обед у меня свой, здешний карульский обед», — ответил старец.

Посетитель заглянул в первую чашку из тыквы. Там две смоквы, очищенные от колючек. А смоквы эти были не больше грецкого ореха. Заглянул во вторую чашку — там размоченный сухарь. А третье блюдо ничем не отличалось от второго, только разве сухарь еще недавно был подвергнут действию воды и размякнуть не успел. Смоквы оказались сладки, но слишком сладки, а сухари как сухари. Ржаные. Только... «Что же вы не посолили сухари», — спрашивает исследователь карульской жизни. «Да соли нет, вся вышла. Да я уж и без соли тут привык. Сухарь со смоквой очень вкусен, точно с сахаром».

А старцу тому, державшему такую карульскую диету, было на тот момент восемьдесят семь лет. И лечился от грехов он такой диетой здесь, на Каруле, около тридцати лет. Вот такой был схимонах Иосиф, родом донской казак.

«И рад же мне был отец Иосиф. Крестиков кипарисового дерева своей работы надавал, ложек вырезанных собственноручно из весьма крепкого масляничного дерева», — заканчивает свой рассказ о визите к старцу корреспондент московской газеты. И как это обычно бывает, когда встречаешь истинно нуждающегося человека, как раз недостает денег. Ипполит Федорович смог дать старцу только «чарык», то есть полтинник, как, впрочем, и остальным насельникам Карули. И все были несказанно рады: может, при случае купят лампадного масла, которое на тот момент на всей Каруле вышло.

Дата смерти отца Иосифа не установлена.

 Публикуется по книге: «Русский Афонский Отечник XIX - XX веков».
Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 1. Святая Гора,
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012.

Просмотров: 64 | Добавил: Степанович | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: