Верою исцеляюсь
23:23 Митрополит Лимассольский Афанасий (Николау) | |
О душевном мире, неудачах, смысле жизни и молитве
Из беседы со студентами Университета Кипра
Молитва – отдых для души Прекрасный отдых для человека, дорогие мои, – посвятить пусть и немного
времени в своей жизни молитве. Если после изнурительного дня ей будет посвящено
немного времени и человек освободит себя, чтобы приобщиться Духу Божию, Духу
Святому, который есть в Церкви, щедрому и изобильному, тогда он действительно
полноценно отдохнет. Ведь отдых – это не когда мы долго спим или совершаем
разные путешествия. И это тоже, конечно, отдых для тела. Но отдых для души,
духовный отдых, гораздо важнее и значительнее. Человек по-настоящему отдыхает,
когда научится живой связи с Богом. Я говорю это, потому что каждый замечает, сколь дивный покой обретает дух
человека во время святых богослужений Церкви (как было на молебном каноне ко
Пресвятой Богородице, который мы с вами пропели). Насколько эти священные
тропари, сочиненные святыми, имевшими опыт познания Святого Духа и присутствия
Божия в своем сердце и выразившими именно этот опыт в церковной музыке,
тропарях, песнопениях, помогают духу человека взойти к Богу и приобщиться Духу
Святому. Его же дарует Господь ищущим и жаждущим Его. Всё это дает нам верное
ощущение присутствия Божия, отдохновения, верное ощущение, если можно так
выразиться, увеселения, развлечения. Я абсолютно уверен в том, что от одной
настоящей молитвы, от одной службы, от одного священнодействия в храмовом
пространстве ты отдохнешь так, как невозможно отдохнуть в лучших
развлекательных центрах, куда ходят люди, – они покидают их еще более
уставшими, чем пришли, более нервозными. Порой они так возбуждены, что один
убивает другого. И странно слышать, когда кто-то говорит: ну уж сегодня, когда можно и ночи
проводить в развлекательных центрах, люди должны бы быть спокойными,
радостными, улыбчивыми всякий день. Да, они лишь только встанут с постели,
нажимают кнопку, включают радио, начинается шум и гам, они давай подпевать, и
так с самого утра, как проснутся, уже на взводе! Иногда ни свет ни заря мы
спускаемся на машине из монастыря и видим, как по малейшему поводу они кричат,
задирают друг друга, ругаются, вот-вот подерутся. И ты спрашиваешь себя: что с
ними случилось? еще ведь только утро… ну, в конце концов, был бы вечер… А то
раннее утро, семь часов, они еще не продрали глаз, а уже на нервах. Где они
были? Они, возможно, всю ночь провели в развлекательных заведениях, откуда ушли
поистратившись, так что вернулись домой в еще худшем состоянии, чем были
накануне! Входит человек, выходит ангел В Церкви такого не бывает. «Церковь, – говорит в прекрасном слове святой
Иоанн Златоуст, – …ты хочешь узнать, что есть Церковь и в чем ее чудо? Это
очень просто. Оглянись вокруг себя или зайди в церковь – и ты увидишь, что
церковь – это такое место, куда входит волк, а выходит ягненок. Ты входишь в
церковь волком, а выходишь ягненком. Входишь разбойником, а выходишь
преподобным, входишь разъяренным, а выходишь кротким, входишь грешником,
плотским, а выходишь духовным, входишь человеком, а выходишь ангелом». И
поправляет себя: «Что я говорю: ангелом?! Разве только ангелом? Ты входишь
человеком, а выходишь богом по благодати!» Вот что такое Церковь. И действительно, это неоспоримый факт: человек в церковном пространстве, в
атмосфере песнопений и молитв обретает безмятежный покой. Потому что, как вы
знаете, в Православной Церкви есть великие службы, и она, прежде всего, Церковь
Богослужебная, и весь «терапевтический курс», которым она воздействует на
человека, души людей, – это курс лечения богослужением. Я вспоминаю, как на
Святую Гору (и вообще я замечал это на протяжении всей моей монашеской жизни)
приходили жить в монастырь люди. Какие они были дикие на вид! На их лицах
отражалось их внутреннее одичание – дикий нрав, дикий взгляд… После того, как
они проводили день-два на Святой Горе, в монастыре, посещали службы, то
потихонечку на их лицах вырисовывались сладость и кротость благодати Божией. И
несмотря на то, что они были просто паломниками, Дух Божий всё равно
воздействовал на них, они успокаивались и стяжевали подлинное умиротворение. А многие говорили: мы едем на Святую Гору, в монастырь, и даже если мы не
получим особой пользы, то по крайней мере выспимся на славу, так прекрасно
спится в монастыре, как нигде больше за его стенами, а то мы не можем ни покоя
найти, ни чего другого. И не потому, что в монастыре тишина. В миру тоже у них
была тишина. Но потому, что в монастыре был покой, покой духовный. Этот
контраст был столь резким, что его можно было заметить невооруженным взглядом.
Иногда я забавлялся над ними (некоторые из них думали, что все мы на Святой
Горе имеем дар прозорливости и лишь посмотрим на человека, видим его насквозь)!
Но это могли святые – а кто такие мы?! И вот как-то раз пришли, наверное, 25
человек. Я говорю им: «Хотите, я сейчас вам скажу, кто из вас пришел впервые, а
кто уже бывал здесь?» Они говорят: «Да, отче, скажи нам». Я посмотрел на их
лица – и правда, по ним сразу можно было определить тех, кто на Святой Горе не
впервые, они имели другие лица в сравнении с остальными. И я сказал: «Вот ты,
ты, ты, ты, ты уже был». И оказался прав, всё угадал! И так приобщился славе
прозорливца! (Смех.) Хотя был как те факиры, что в реальности
шарлатаны! Бог – надежная опора в жизни Поэтому научиться молитве есть благословение Божие! Поэтому
вам нужно научиться молиться, дорогие мои, ведь в вашей повседневной жизни, как
ни крути, вы встречаете множество трудностей и разочарований, многие находятся
в тупике. По крайней мере, из своего непродолжительного общения с вами я вижу,
что у вас есть немало безвыходных ситуаций, проблем, вопросов, сильная тревога.
И даже мрак, который порой проникает в юношескую душу, и человек не знает
тогда, ни кто он сам, ни что он делает, ни куда идет, ни чего хочет – не знает
ничего. Это все излечивается, когда человек начнет молиться. Когда человек начнет
молиться, он получает силу от молитвы. Молитва есть свет, потому что Сам Бог
есть свет. И свет Бога начинает постепенно растворять духовную тьму. А если
иногда мрак упорствует в душе человека, это происходит потому, что добрый Бог,
как врач, желает исцелить душу смирением, научить человека смиряться. И нам
необходимо научиться получать эту силу, чтобы переплыть море нашей жизни и
преодолеть трудности, имея надежную опору. Другие опоры, которые существуют сегодня: нашего здравого смысла, наших
денег, нашего здоровья, нашей силы, другого человека, нашего ближнего, нашего
друга, нашей подруги, нашей супруги и т.д., – это опоры, которые тоже хороши,
но они не надежны, потому что подвержены разрушению и изменению. Изменяются
люди, изменяется окружающий нас мир из-за тех или иных событий, из-за тех или
иных обстоятельств. Единственная надежная опора, неизменная опора, есть вера в
Бога. Бог не меняется никогда. Он не теряется, не изменяется, не разочаровывает
человека, никогда не предает его. Бог не оставляет Свои деяния незавершенными и
наполовину сделанными, но доводит их до конца, потому что Бог Сам совершенен!
Так часто, когда вы сталкиваетесь с неудачами, особенно сейчас, когда вы
учитесь, с неудачами на экзаменах, на занятиях, вам нужно научиться этой силе
молитвы, чтобы быть выше неудач, подобно самолету, который летит над облаками
во время грозы. Он взмывает ввысь, и ему ничего не страшно; гроза бушует, но
она не достигает той высоты, где он летит, потому что у него есть «сила»,
которая позволяет ему преодолевать подобные ситуации. Пожелай мне неудачи! И тем более в Церкви Бог дает силу не только для того, чтобы преодолевать
наши неудачи, но и для того, чтобы извлекать из этих неудач духовную пользу. И
порой неудача становится лучшей из удач! Потому что имеет такие благотворные
воздействия на душу человека, на его личность в целом, которые зачастую
человеку необходимы. Я могу сказать, что крайне необходимо научиться переживать
неудачи. Неудачи очень важны для человека. Нам повсюду желают «доброй удачи», а
нужно, чтобы хотя бы иногда нам желали «доброй неудачи», чтобы мы знали, что
нам нужно готовиться к неудачам, а не привыкать к тому, что всё должно быть
так, как мы того хотим. И лишь возникает малейшее препятствие, бежим к
психологам и психиатрам, наша голова забита тем, что у нас «психологические
проблемы». Голова наша забита «психологическими проблемами», наш карман –
пилюлями, а карман психолога – деньгами. «45 минут стоят 15 лир», – говорит он
вам! Вы знаете, некоторые психологи меня недолюбливают, потому что я увел у них
клиентов! (Смех.) Когда я услышал об этом, то сам удивился –
позавчера мне рассказал один психолог о разговоре, бывшем в его
профессиональном кругу о том, что некоторые из-за меня потеряли клиентов. Но
это действительно драматическая ситуация: человек, утопающий в своих проблемах,
приходит к врачу, а тот смотрит на часы. И как только истекут 45 минут,
говорит: «Смотри (а тот, бедняга, исповедует ему свою жизнь), хочешь, перейдем
на второй час? Посчитай, а иначе оставайся в своей бездне и приходи в другой
раз!» Несмотря на все это, мы часто обращаемся к психологам. А есть ли в этом
необходимость и какая именно? Люди платят за то, чтобы поговорить, они платят
за то, чтобы их выслушали. Вы представляете, до чего мы докатились. То есть в
сколь трудной ситуации находятся люди, что они идут на это! А всё потому, что
потеряли общение с Богом. Молитва показывает смысл жизни Бог просит нас, побуждает нас, умоляет нас, принуждает нас, чтобы мы
беседовали с Ним! Вы видите, что Он говорит? Просите, ищите, стучите в дверь –
и вам откроют. Всё, что вы попросите, даст вам Бог. И если мы научимся
молиться, тогда мы стяжаем мир в наших душах. И этот душевный мир есть та сила,
которая не дает человеку утонуть. Так человек, который учится молиться,
осознает и очень хорошо, в чем смысл его жизни. Он обретает смысл жизни, и в
этом смысле есть место и для его неудач. Перевела с греческого Александра Никифорова | |
|
Всего комментариев: 0 | |