Среда, 24.04.2024, 15:37 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2014 » Ноябрь » 13 » НАСТАВЛЕНИЯ СТАРЦА ОТЦА НИКОЛАЯ ЧАСТИ 5-6
23:57
НАСТАВЛЕНИЯ СТАРЦА ОТЦА НИКОЛАЯ ЧАСТИ 5-6

 

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Царственных Мучеников помилуй нас, грешных, и спаси землю русскую.



Наставления старца отца Николая

Часть пятая


По книге схимонахини Николаи
«Царственная Птица взывает к Богу», Москва,
2009 г.

 

Сколько воспоминаний о Старце у верующих людей! По-прежнему горячо народное почитание его подвига, по-прежнему многочисленны рассказы о его благодатной помощи – как при жизни, так и по смерти, известны случаи мироточения фотографий и икон Батюшки.
Отец Николай говорил:
- «Пусть сердце ваше принадлежит Одному Господу. Не делайтесь рабами человеков… Всякий духовник должен быть только служителем Христа и приводить души к Нему, а не к себе… Остерегайтесь пристрастия к наставнику».
Судьбу Церкви он воспринимал по-евангельски:
- «В Церкви только Один Учитель и Отец – Господь Иисус Христос. Другие, независимо от церковного сана, все Его ученики и послушники… Для всех христиан одна заповедь: «Сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим… Тебе, Господи! – Вот так всем и надо жить в Церкви. Мирствовать и не превозноситься. Заботиться о хлебе насущном для души… И главное, не забывать, что все мы принадлежим Небесной Церкви».
Батюшка сокрушался, когда узнавал, что в храме хозяйничают люди, не имеющие духовного и житейского опыта, младостарцы. Но главное – не имеющие любви и сострадания:
- «Господь в Церкви Хозяин! Другого нет! Что же они делают?! Уродуют Церковь!»
Если перед ним был человек лукавый – он молчал, часто юродствовал. Тягостное молчание зависало тяжелой тучей в келлии, давило на присутствующих, некоторые не выдерживали:
- «Батюшка, что же Вы мне ничего и не скажете?!»
- «Так Вы сами все знаете, а я-то ничего не знаю».
Так и уезжали с мыслию, что «старец не в теме», зря ехали. Но с людьми простыми, искренно искавшими спасения, беседовал подолгу, был радостен, внимателен к каждому вопросу, принимал помыслы. Он сразу видел, кто в нем нуждается, кто страдает оттого, что благодать покинула сердце – и сразу отзывался, протягивал крепкую руку помощи. Ведь его благословенная рука была освящена Десницей Господа, и благодать изливалась и на всех, кто к нему приходил. Так святые преподают нам собранную в их душах добродетель.
Батюшка очень любил, когда душа трудилась и совершенствовалась. Если он видел жажду духовного, а не пустого любопытства в человеке, откладывал все и помогал. Особенность его старческого окормления – молитвенная святыня слова. Он выражал великие истины несколькими словами. Пустословия избегал, не облекал мысли в цветастые фразы. Но слова его всегда благоухали. Он мог одним словом или взглядом пробудить совесть в человеке. Но он никогда не судил.
- «Церковь, как и Сам Господь, никогда не судит. Она не для суда мира, а для спасения мира, - говорил Батюшка. – В Церкви – ученики все. И мы учимся всю свою жизнь, до самого перехода в Вечность, и надеемся только на Милость Божию».
- «Основа православного Богослужения, - говорил отец Николай, - церковное осмогласие, оно украшается соборным единством молитвы, и во Главе всего – Христос… Церковное и внелитургическое пение – это не музыка… Музыка – это светское искусство, а Церковь – это не театр и не зрелище… В Церкви не может быть пения-соло, это грешно… Соборное унисонное пение – это другое дело…Мама моя пела только церковное, духовное, она столько распевов хранила! Всем по душе был ее голос, альт глубокий и красивый, особенно в молодости».
Батюшка призывал вступаться за тех, кого несправедливо обижают:
- «Грешно молчать, когда человека марают, ведь каждый человек – образ Божий… Значит, они марают Бога, в Господа стреляют».
Преподобный Нектарий Оптинский высоко ценил старческое руководство и, наставляя духовных чад, говорил, что старец и его действия не подлежат суду учеников. Рассказывал, как ему при жизни явился во сне Старец Анатолий Оптинский и сказал: «Никто не имеет права обсуждать поступки старцев, руководствуясь своим недомыслием и дерзостию. Старец за свои действия дает отчет только Богу, значения их мы не постигаем». Прозорливые старцы еще при жизни могут или пробуждать, или раздражать неверующих людей, во всяком случае, не оставляет равнодушными. В этом смысле, они еще во время земной жизни суд миру сему (Ин. 3, 19).
Батюшка учил смирению:
- «Не превозноситесь ни над кем, не унижайте и не злословьте, не думайте о себе высоко и не ищите высоких молитвенных подвигов. Тише едешь – дальше будешь. Молитесь просто, по сердцу… Господу не нужны пустые бряцания. Начал дело – «Господи, благослови!» - В процессе труда: «Господи, помоги!» - Закончил: «Слава Богу за все!»
А к нему приезжали миряне, обремененные духовниками молитвенным правилом древних иноческих обителей, на 8-9 часов: «Мы все вычитываем». – Конечно, такой подвиг заканчивался плачевно.
Огорчало Батюшку, что самое главное, заповеданное отцами, осталось непонятым правоведами в Церкви – дух Евангельской Милости и Любви. Его изумляло безсердечие некоторых священников, безжалостных к доверившимся им людям:
- «Господи! Что же они делают?! Как будто все, кроме них, немые и глухие. А проповедуют-то отсебятину!»
Подобно преподобному Силуану Афонскому, одному из великих святых нашего времени, отец Николай считал, что нужно надеяться на спасение всех людей:
- «Мы должны иметь только эту мысль – чтобы все спаслись».
Однажды к преподобному Силуану пришел некий монах-пустынник, который говорил: «Бог накажет всех безбожников. Будут они гореть в вечном огне». Пустыннику эта идея доставляла нескрываемое удовольствие. Но старец Силуан ответил с душевным волнением: «Если посадят тебя в рай, и ты будешь оттуда видеть, как кто-то горит в адском огне, будешь ли ты покоен?» - «А что поделаешь, сами виноваты», - ответил пустынник. Тогда старец сказал со скорбию: «Любовь не может этого понести… надо молиться за всех». Душа преподобного томилась сознанием, что люди живут, не ведя Бога и Его Любви, и он молился великою молитвою за живых и усопших, за друзей и врагов, за всех…Православная Церковь молится обо всех усопших, в том числе «о еже во аде держимых», веруя, что помилование – не от человеческой воли, но «от Бога Милующего».
Как сокрушался старец Иоанн Валаамский: «Мы вообще очень оземлились и воюем друг с другом о скоропроходящей этой нашей жизни. Господи, спаси и вразуми нас, грешных». Об этом плакал и Батюшка Николай, страдал, что живая вера иссякает, что мало любви, милосердия именно среди верующих! Над нашими засохшими душами плакало его отеческое сердце…
- «Что душа, если там нет Господа?» - говорил он.
Святые посланы Богом именно для того, чтобы вернуть Отцу Небесному, смягчить одичавшие души, чтобы мы увидели Небо надо головой, а не блуждали мутным взором по пыльной земле.
Старец Глинской Пустыни схиархимандрит Виталий (Сидоренко 1928-1992) отвечал утверждающим, что в наше время не может быть подвижников, как в прошлые века: «Сила Благодати та же, что и во времена Апостольские, все дело в нас самих». Однажды его посетили монахи с Аляски и задали вопрос: «Есть ли в XX веке такие подвижники, о каких мы читаем в древних патериках?» - отец Виталий ответил утвердительно: «Мы их видим, слышим, с ними бываем, но не имеем веры и послушания, какие были у древних отцов, поэтому мы их и не знаем».
Подобно этому случаю, одному иноку из Троице-Сергиевой Лавры в 1998 году было откровение от иконы Царицы Небесной об отце Николае. Владычица поведала:
- «Там, на Острове, живет человек гигантской силы Духа и он особенно дорог Господу потому, что он из последних времен. В нем все вы можете видеть драгоценные проявления нашей Веры и высочайшей Любви Христовой, что сейчас так мало, так редко. Старец Николай так безмерно любит Христа и ближних, что ничто не может отвлечь его от Любви Божией… Место то на Острове будет свято, там будет воздвигнут Храм Престола Божия. Трудиться на том месте не должен случайный человек. Там должны быть иноки с чистым сердцем и праведными душами…»
Этот инок при жизни успел встретиться со Старцем Николаем, который тихо выслушал его рассказ, а потом благословил матушку Николаю записать, но до его кончины никому не открывать.
- «Когда меня Господь призовет, только тогда можешь рассказать… Царица Небесная – моя Заступница. Это Она умолила Господа, чтобы Он сохранил мне жизнь в лагерях, на лесоповале. Притиснули меня к стене – и толкнули груженую вагонетку. Расплющило всего, ребра переломало, и душа вышла из тела. Отцы отслужили на мне Святую Литургию. Я Престолом, Столиком, был… И Милостивый Господь вернул мою душу обратно в тело. Потом в Литве, болезнь – рак желудка. Снова забирал меня Господь к Себе и даже показал Обитель в Царствии Небесном… Вы подумайте, у мня и Там целый Остров… А Матерь Божия вновь упросила Спасителя сохранить мне, грешному жизнь. – Вот, я и сохранен. Когда мальчонкой был, Господь являлся мне с Владычицей прямо в нашем доме, в Заходах. Она благословила меня, сказав: «Отныне Благодать Моя пребудет с тобою»…

 

Наставления старца отца Николая

Часть шестая


По книге схимонахини Николаи
«Царственная Птица взывает к Богу», Москва,
2009 г.


 

Батюшка всегда говорил:
- «Бог всегда с простыми людьми. А простые – это те, в ком нет злобы… Где просто – там Ангелов со ста, а где мудрено – там ни одного». «Неверующий же человек признает только то, что называется видимым миром, - часто повторял отец Николай. – Он живет только земною жизнию…Бедненькие – слепые и глухие… Оставьте их…»
Подобно этому высказывался и Святитель Николай Сербский: «Неверующим не помогает никакое знамение. Евреи собственными глазами видели многие чудеса Христовы, однако не хотели верить, а в оправдание своего неверия говорили, что Он творит эти чудеса силою князя бесовского! Кто не желает верить в Добро, тому не помогают все знамения, какие может ниспослать Небо. Сердце, наполненное злобой, тверже гранита. Ум, помраченный грехом, не способен стать светлым даже от всего небесного света, сильнейшего тысячи солнц».
Но как сокрушался отец Николай, когда слышал из уст верующих, что каноны запрещают молиться за тех, кто не ходит в Храм, что некрещеные – «куски мяса», что если три воскресения не был на Литургии – ты отлучен от Церкви, что пияниц – нельзя отпевать.
– «И что у них за «богословие» такое?! - удивлялся отец. – Невежество и неверие! Церковь на земле для Милости, Всепрощения и Молитвы за весь гибнущий мир… Пока не наступил Страшный Суд, надо за всех умолять Господа о помиловании… Слезная Мать наша Церковь… А они вон что придумали – выкинуть из нее всех грешников, ради кого Господь распинался».
Батюшка молился обо всем мире… Когда он слышал о бедствиях, постигших мусульманские страны, о наводнениях в Индии и Китае, просил:
- «Господи! Помоги им! Спаси их души от вечной погибели! Сжалься над нами всеми...»
- Старец всегда говорил, что молитва христиан побеждает законы природы, останавливает стихии, сокрушает демонов и способна даже удержать карающую Десницу Божию:
- «Хоть и грешно Господа учить, но будем умолять Его Милосердие, чтобы Он не наказывал мир войной».
Непрестанная молитва не угасала в его пламенном сердце... Молитва к Богу за весь мир… Но
- «тяжеловато вести беседу с такими, которые держатся только буквы, ибо она убивает дух, (Кор. 3, 6) – сокрушался, также как и Батюшка Николай, Валаамский старец Иоанн, - с такими собеседниками теряется внутренний мир, если будешь говорить о духовном, нужно умудряться прекращать разговор с ними».
Отец Николай был образом беззлобия, любви и милосердия. Он никого не оставлял в беде. Часто к нему приезжали просить молитв за неправедно осужденных, отбывающих срок за чужие преступления, не имевших возможности защититься от произвола «должностных лиц». И Старец не прятался от человеческого горя за формальными словами - «такова Воля Божия». Он выслушивал, молился, думал и советовал, как поступить, к кому обратиться. Настаивал на том, что необходимо действовать, защищать, спасать ближнего от произвола чужаков. Если случалось, что в этот момент у Батюшки были люди, которые могли помочь, просил и благословлял обязательно исправить несправедливость . Просил просто:
- «Вы помогите им, родной. Это же грешно так людей обижать».
Батюшка никогда не смешивал понятий Добра и зла, как современные лжеучители, заставляющие паству лицемерно замалчивать реальные проблемы под видом «послушания и смирения». Понятно, что стремятся они этим достичь: если Добро станет молчать, то царствовать будет зло. Но не молчать, а жить по Евангелию благословляет Господь! У нас же, увы, сегодня перепутаны все понятия – Любовь превратилась в безразличие ко греху; Милосердие – в попустительство страстям и порокам. Такое греховное смешение Старец не принимал, а обличал со строгостью, и учил беречься от лжеучителей, распознавать – кто какого духа.
- «Милость и Любовь, - говорил отец Николай, - не есть слабость и соглашательство со злом. Это духовная азбука такая. Мы посвящены Богу во святой купели Крещения, и жить должны чисто, по Евангелию».
Никто не стеснялся плакать о своей гибнущей душе, припав к отеческой руке Батюшки. И пока сердце не выплачется, не покается, он ждал и не отнимал отеческой руки… Ждал и молился, и учил всех молиться Господу – покаянно и смиренно:
- «Будешь плакать и молиться о своих грехах, Бог тебя простит, а может, и еще кому своей молитовкой поможешь».
Говорил:
- «Настало время испытания глубины и истинности нашей Веры. Именно сейчас, когда восстановлены внешние стены, заботиться нужно о храме сердца… «Даждь Ми, сыне, твое сердце», (Пр. 23, 26) – говорит Господь. «Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства , хуления… Это оскверняет человека» (Мф. 15, 20).
- «Здание храма можно восстановить, а вот души человеческие потерять… Помочь человеку увидеть, какой ты есть пред Богом, заглянуть в свое окаянство, смотреть на болезнь сердца и признать, что мы все – и пастыри, и паства – имеем в душах глубокие изъяны – основное попечение Церкви – говорил Батюшка. – Человек расслаблен и сам себя исцелить не может, и священство призвано будить совесть и помочь прийти ко Христу, чтобы Он воскресил нас, как Лазаря. Труд Церкви – спасать всего человека».
Батюшка был неутомимым тружеником. Один мусульманин принял Православие. Он знал по рассказам близких людей, что живет на земле святой человек, душа которого белее снега, слово – молитва к Богу, любовь – не знает границ, а сострадание – он испытал на себе, когда Старец вымолил его, некрещеного, от смерти. «Если бы все священники были такими, как отец Николай – многие бы приняли Христа, как и я» - а ведь он даже не видел Батюшку, знал только силу его молитвы.
С отцом Николаем всем было легко и радостно идти к Богу. «Священник, стоящий в Истине, - говорит преподобный Иустин, - наделен Божественной властью над раем и адом, над смертию и жизнию, он неусыпный страж против зла на земле. Он со Христом и способен оживить мертвые души других… Старец Николай оживлял. Когда сомневались прославить Царственных Мучеников, сказал: «Мы не можем быть с убийцами и чернителями заодно… Совесть не позволяет… Церковь всегда должна быть с Правдой!»
Хранил прведник Веру отцов, жил в ней:
- «Мы с вами – староверы», - говорил, и исцелял с любовию неправды новой церковной жизни. Это было нелегкое бремя. «Служу ради Иисуса, а не ради хлеба куса!» - так говорил и так жил незабвенный Батюшка.
Часто спрашивали о «расцвете» Православия.
- «Не надо говорить о «расцвете», - просил он. - Живите сейчас по Евангелию. Ведь для этого не нужно что-то особенное, правда?! Евангелие у всех есть, книги духовные… Есть где исповедоваться и причаститься… Молитесь, на все просите у Господа благословение и не забывайте, что Евангелие – наш Духовник и Наставник. В Евангелии все сказано. Единственный Владыка нашей жизни – Бог, Господь Иисус Христос».
- «Мы все будем судимы по Евангелию», - говорил Батюшка.
Свою жизнь отец Николай соизмерял по святым отцам: ,
- «Нужно прежде себя очистить, а затем других учить чистоте; нужно прежде себя умудрить, а затем других учить мудрости; нужно прежде самому стать светом, а затем других просвещать; нужно прежде самому приблизиться к Богу, а затем других приводить к Нему; нужно прежде самому стать святым, а затем других освящать» (Григорий Богослов).
- «Хранил я заповеди», - тихо исповедовал в последние дни благодатный подвижник Батюшка Николай… От всеобъемлющей неземной Любви, он с трудом произнес слова, слезы текли по его лицу, обращенному к Лику Спасителя.
В двух словах – столетняя жизнь на земле.
- «Родные! Храните Веру, не расставайтесь с Господом – и спасетесь»…
Таков был добродетельный отец.
Он никогда не требовал, чтобы ему служили, но сам служил ближнему.
- «Служить другому человеку – спасительно. Ведь и Господь приходил послужить всем».
Однажды, когда Батюшка исцелил отрока, имевшего последнюю стадию онкологии, находившаяся рядом матушка Николая подумала: «Кто же наш Батюшка в Очах Божиих?» - он тихо ответил на ее сокровенную мысль:
- «Во время моей кончины вам, роднуша, Господь откроет».
При облачении Батюшки присутствовали не только монахи, но и врачи, лечившие его при жизни.
Когда при облачении в погребальные одежды ему поднесли напрестольный Крест, чтобы вложить в правую руку, он слегка приподнял ее и сам взял правой рукой Крест. Затем немного приоткрыл пальцы левой руки, чтобы вложили Евангелие, а потом даже слегка приподнял левый плечевой сустав, поскольку Евангелие было старинное, в тяжелом окладе. В изумлении врач обратился ко всем: «Батюшка сам взял Крест!» - и стремительно подошел к Старцу и стал проверять пульс…
Благоухающее и мягкое тело Батюшки настолько не походило на окоченевшие тела грешных людей, что еще раз врач удостоверился, что пульса нет…
Заветные слова Старца важны и поныне:
- «Христос Воскресе! Не теряйте Пасхальную Радость!»
Батюшка повторял:
- «Нет! Россия не умирала! Она жива и молится! Никуда не надо бежать, это грешно. Любите Церковь, как я ее любил, и не оставляйте врагу на попрание!»

Просмотров: 778 | Добавил: Степанович | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: