Четверг, 28.03.2024, 12:26 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2012 » Февраль » 9 » Нет большей силы, чем смирение
23:20
Нет большей силы, чем смирение
Нет большей силы, чем смирение
Беседа преп. Иустина (Поповича) в Неделю о мытаре и фарисее

 
 
 
С этого номера мы планируем, с Божией помощью, начать публикацию ряда великопостных и пасхальных проповедей великого сербского святого нашего времени преп. Иустина (Поповича). Предлагаемые вниманию читателей Слова аввы Иустина были произнесены им 45–47 лет назад в монастыре Челие и переведены на русский язык впервые. В то время – 60-е годы XX века – преп. Иустин находился под особым контролем коммунистических властей. В Челие он пребывал в вынужденном затворе: ему было запрещено отлучаться из монастыря, за ним велось непрестанное наблюдение (фото- и видеосъемка), к нему подсылали шпионов, водили на допросы его и монахинь и даже подсылали киллера, который впоследствии пришел с покаянием. Доступ паломников в монастырь был ограничен, люди не решались приезжать, т.к. боялись проблем. К Старцу отваживались приходить только самые преданные ученики. Таким образом, эти проповеди авва Иустин нередко говорил почти в безлюдном храме, а иногда даже в совершенно безлюдном! Однажды сестры сказали Преподобному: «Батюшка, к кому Вы обращаетесь – храм-то пустой!» На это Авва очень строго ответил: «Никогда не говорите так! Наш православный храм не пустой – здесь Ангелы, святые Угодники Божии, Царица Небесная, Сам Господь Иисус Христос! Наш храм не пустой!!!» Когда в монастыре появился магнитофон, монахини стали записывать проповеди Батюшки. А когда в 1998 году началась работа по подготовке издания «Собрание проповедей преп. Иустина», сестры монастыря Челие расшифровали магнитофонные записи. Наконец, в 2003–2004 годах вышел трехтомник. Так, по воле Божией, богодухновенные Слова преподобного Иустина дошли до сербских и хорватских читателей. Теперь, милостью Божией, они разносятся по свету. Трудами любезно предоставившей нам их переводы на русский язык монахини Елисаветы (Горницкой) наконец-то они будут доступны и верующим в России. Сегодня начинается Воскресный Пост1, пост духовный, прежде чем войти в пост телесный. Что значит «Воскресный Пост»? Это значит, что пост - сила, которая воскрешает душу из мертвых, и тело из мертвых2. Какая мощь, какая сила! Грех убивает душу, а пост, эта святая евангельская добродетель, воскрешает ее из мертвых. Существует Все-грех3, существует Все-добродетель: все-грех – это гордость, все-добродетель – это пост. Об этом нам повествует сегодняшнее чудесное Благовестие - Святое Евангелие: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику! Сказываю вам, - завершает Спаситель Свое сегодняшнее Евангелие, - Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится4(Лк.18,10–14). Вот такая благая и такая страшная весть. В храме, в Церкви душа открыта пред Богом. Стоит на молитве фарисей, открыл свою душу Богу. Множество добрых дел имеет он в жизни, он не грабитель, он не обидчик, он не прелюбодей, он не неправедник5: значит, Закон Божий он исполнил. Но, видите, как Спаситель выпроваживает его из Церкви: не оправданным пошел он в дом свой. Где все его добрые дела, что ему от них? Закона держался, заповедей Божиих придерживался а, смотрите, погиб! Душою погиб! Гордость - вот убийца его, вот чем он все свои добрые дела уничтожил, всю свою жизнь загубил. Увы, ад себе заработал, Рай потерял, Царство Небесное потерял, Бога потерял. Это что?!!! Если существует Все-грех, то этот все-грех - гордость. Вспомните, сперва Ангел Люцифер - наисветлейший Божий Ангел, светоносец - гордостью превратил себя в сатану, в дьявола (Ис.14,12-15)6. А сейчас, вот, гордость превратила этого несчастного фарисея в дьяволочеловека. Ведь если гордость способна Херувима и Серафима превратить в дьявола, разве она не может человека превратить в дьяволочеловека?! Сегодня Святая Церковь приуготовляет нас к великой тайне Христового Воскресения, великой победе над смертью, над смертью души и тела. Но сегодня Святая Церковь указывает нам и на главнейшего человекоубийцу на свете. Это - гордость, а с ней высокомерие, тщеславие, эгоизм. Поэтому в первый день Воскресного Поста – в первый день Поста Духовного – мы должны объявить войну гордости, самому главному и страшному греху. И еще до того как, через три недели, мы начнем поститься телесным постом, уже с сегодняшнего дня мы должны начать наш духовный пост. Пост и войну, безпощадную войну с самым страшным нашим врагом - с гордостью. О, сколько же она имеет личин, сколько имеет масок! В одной церковной молитве говорится, что дьявол многолик. Конечно, дьявол многолик, имеет несметное множество обличий, несметное множество грима, несметное множество личин. У него богатейший гардероб. Он переодевается и рядится в самые разные светлые, обольстительные одежды. Лицо свое прихорашивает, приглаживает, маскирует, лишь бы прийтись каждому по желанию сердца его, по главному греху его. К примеру, мы не считаем гордостью нашу вспыльчивость, наш гнев. А это происходит от гордости. Зависть от чего происходит? Тоже от гордости. Я!! Почему он должен меня превосходить?! Я должен быть первым! Подлость, опять-таки, от заносчивости и гордости. Разве он может быть лучшим?! Я его унижу, очерню, и первенство будет за мной! И так, если разобраться, всякая явная и тайная страсть, всякий явный и тайный грех, проистекают от этого Все-греха, от этого главного источника всех грехов человеческих - от гордости. Гордость ввела грех в ангельский мир. Гордость вводит грех в каждого из нас. Если захотим внимательно рассмотреть душу свою, если обнажим душу свою в Церкви на молитве пред Богом и заглянем в глубь себя, мы увидим невероятное в тайниках своей души. Мы увидим безконечные обличья грехов, страшных грехов, в которые облачилась демонская гордость. И у нас нет другого выхода, нам ничего не остается, кроме войны не на жизнь, а на смерть с этим змием, который называется «гордость», «высокомерие». Непримиримая война днем и ночью. А оружие нам дает сам Господь наш Иисус Христос. Оружие против гордости – смирение. Потому-то Господь и назвал смирение первой добродетелью новой жизни, Нового Завета, основной добродетелью Церкви Христовой, фундаментальной добродетелью, на которой зиждутся все другие добродетели, вся жизнь человека-христианина в этом и ином мире. Это фундамент, на котором зиждется все вечное здание нашего человеческого бытия. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф.5,3). Вот, то смирение, которое Господь поставил в основу нашей жизни нравственной, нашей жизни на земле и на небе. Нищие духом - кто это? Это смиренные люди, которые постоянно ощущают, что наш человеческий дух абсолютно нищ по сравнению с Духом Божиим, что дух наш постоянно нищ, и ему нужно обогащаться Духом Божиим, чтобы дополнять себя, усовершенствовать себя. Поэтому Святые Христовы, поэтому даже Святые Апостолы постоянно ощущали свое несовершенство, свою ничтожность, свое убожество. Святые обычно считали себя самыми убогими людьми, самыми грешными людьми. Так душа их, все их существо, проникалось Духом евангельского смирения. И они знали, что в этом мире удержаться в Евангелии Христовом и в святой жизни человек может только смирением. А если допустит христианин, чтобы гордость вошла в его душу - тут же фундамент всей его жизни уходит из-под ног. Но даже если она и вошла - есть покаяние. Главное, чтобы душу свою постоянно наполнять смирением, а оно... оно - Божественная сила. Смирение – это та Божественная сила, которая вытесняет всю гордыню из нас, вытесняет всякий грех, всякую страсть до тех пор, пока окончательно не вытеснит. И мы обретаем тот покой души, о котором Спаситель говорил: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф.11,29). Покой душам вашим… Этого сегодня не хватает человеку. Новому модерному7 человеку европейскому, да и нам всем. Нет большей силы, чем смирение. Смотри, смирение возвращает Рай человеку, возвращает Царство Небесное человеку. И не только возвращает, но и дарует Царство Небесное человеку. Именно это означают Слова Спасителя: Блаженни нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф.5,3). Видишь, даже здесь, на земле, если имеешь евангельское смирение - ты имеешь Царство Небесное. Какая сила, какая Божественная сила, в этой святой добродетели Христовой, в этой святой добродетели евангельской! Твоим будет Царство Небесное, когда себя смиришь, а до тех пор какое царство в тебе? Если грехи царят в тебе, грех ко греху, как в пекле, что ты тогда носишь с собой? Ад, весь ад. Поэтому обрати внимание на всякий свой, даже наименьший, грех: как он томит душу, томит сердце, лишая тебя покоя. И, если ты его совершил сегодня - у тебя будет беспокойная ночь, а если ты его не исповедаешь днем ли, ночью ли, завтра или послезавтра, или в ближайшие дни, до тех пор, пока его не исповедаешь, будешь беспокойным, исполненным какого-то внутреннего страха, какого-то смятения. Хочешь почувствовать, как жили наши прародители в Раю и не давали воли греху8? Смири себя, в первую очередь, пред Господом, пади в прах перед Ним в молитве. Излей Ему сердце свое, излей Ему душу свою: «Господи! Видишь все раны мои, все смерти мои видишь, все могилы мои видишь. Воскреси меня!» И Он тебе скажет: «твой воскреситель из всех твоих могил - твое смирение». Сколько смертей в тебе, сколько смертоносных змей кишит в логове души твоей! Что тебе еще остается? Что тебе, что мне? Только вместе с раскаявшимся мытарем повторять: Боже! будь милостив ко мне, грешнику! И так сегодня, так завтра, так день и ночь, так каждый день и каждую ночь, над тобой будет раздаваться благий глас Господа Иисуса Христа: «сей пошел оправданным в дом свой». И так, брат, до тех пор, пока в нас обнаруживаются и в нас гнездятся всякая вражда, всякие страсти, всякие искушения, всякие грехи. Постоянно помни, что грех - это убийца всего Божиего в тебе и во мне. А Все-грех - гордость - это наибольший человекоубийца, наибольший палач во всем мире. Потому война с этим чудовищем, с этим змием должна быть ежедневной и еженощной. Чем мы можем победить дьявола? Какая это страшная зловещая сила! Никто с ним не мог совладать, кроме Господа Христа! Но сошествие Господа Иисуса Христа в этот мир, основание Церкви, все, что Господь дал Церкви - дает и нам силу, чтобы победить всякого дьявола в этом мире. А главное оружие против него - какое? Смирение. Святой подвижник Макарий Великий однажды встретил на пути дьявола, который нес разные блестящие соблазнительные безделушки и направлялся в монастырь Святого Макария. «Куда идешь?» – спрашивает у него Святой Макарий. «В твою обитель» – отвечает дьявол. «Что тебе нужно там?». «Буду искушать твою братию. Легко мне с твоей братией, - хвастается он, - побеждаю большинство из них. Только с тобой тяжело мне бороться». «Почему?» – спрашивает Святой Макарий. «Почему? Ты постишься, а я совсем не ем, ты бдишь, а я совсем не сплю: во всем я сильнее тебя. Но есть одно, чем ты меня побеждаешь». «Что это?» «Это твое смирение». А эту победу дарует нам Господь наш Иисус Христос! Он, Сын Божий, Бог, вочеловечился и, как говорится в Святом Евангелии, уничижил Себя Самого (Филип 2,7). Какое уничижение для Бога - стать человеком! Уничижение действительно огромнейшее, непостижимое, глубочайшее уничижение для Бога стать человеком. А Господь сделал это по Своей огромнейшей любви к человеку, чтобы спасти всех людей от дьявола. Смирил Себя, - говорится в Святом Евангелии, - быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних (Филипп 2,8-10). Этим всеобъемлющим Своим смирением, этой всеобъемлющей Своей божественной любовью и жертвой Господь наш Иисус Христос спас род человеческий от дьявола, от силы смерти и даровал роду человеческому безсмертную Вечную Жизнь. Но от нас зависит, сможем ли мы воспользоваться этой божественной силой Христовой. Слышали вы сегодня в Евангелии, что сказал Спаситель: всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк, 14,11) Всякий…. И я, и ты, и каждый из нас. Господь зрит на помышления сердец и сокровенные желания сердца каждого в Церкви Христовой. От твоего сердечного желания зависит, примешь ли ты Его в свое сердце, дашь ли место Ему. От твоего сердечного желания зависит, изгонишь ли ты гордость из своей души и исполнишь ли себя смирением Христовым. Если нет, Господь тебя не принуждает. Нет, так нет, ничего не поделаешь. Но это означает - добровольно выбрать ад, добровольно выбрать вечную жизнь в вечных муках. Значит, выбрал ты хозяином своим, вечным властелином своим - кого? - дьявола, сатану, бога гордости, ложного бога! Гордость – вот бог мира сего! Страшные слова, но правдивые. Он так легко и умело соблазняет людей, преподносит себя как огромную силу, выдает себя за бога этого мира. Вспомните, он искушал даже Самого Господа Иисуса Христа. Он хвастался и говорил: Все царства мира и славу их…….. все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне (Мф,4,8-9). Вон чего хочет он, самозванец, он, который хотел заменить Бога и воссесть на престол Божий, как писал Святой Пророк Исаия (Ис.14,12-15). Потому и низвергся с наивысших небесных высот в бездну ада. Где присутствует дьявол - там всегда ад. Ад во всей его полноте! Господь сошел в этот мир, чтобы все это уничтожить и дать нам воскрешающие живительные силы, чтобы сначала мы победили всякий грех в душе своей, чтобы душу свою воскресили из мертвых и тем сподобились вечного блаженства после воскресения тела в день Страшного Суда. Так что ты, когда ведешь войну с каким-нибудь грехом внутри себя - ты ведешь войну за безсмертие, ты воюешь за воскресение из мертвых. Вот твоя гордость – тысячи могил в твоей душе, тысячи могил…..9 гордость. Все уже засмерделось в этих могилах, вся душа засмерделась. Ну же, давай, воскрешай, ты, своими руками воскрешай своих мертвецов! Вот тебе смирение как Божественная сила, смирение кающегося мытаря: Боже! будь милостив ко мне, грешнику! Это сила и мощь, которой ты и я можем воскресить себя из всякой смерти. Господи, видишь, весь я - сама немощь, весь я – сама слабость: Боже! будь милостив ко мне, грешнику! И тогда воскресают из мертвых все наши мертвецы, все могилы наши отворяются, и мы для души своей обретаем безсмертие и Вечную Жизнь. Святой Пророк говорит: Душа, согрешающая, та умрет (Иез.18,4). Да, душа, которая грешит, умирает. Умирает душа, оторвавшись от Бога, удалившись от Бога. Удаляется душа от Бога через грех, через страсти. И чтобы полностью не умерла, чтобы полностью не оторвалась от Бога - нужно врачевать душу свою, воскрешать из мертвых. Поэтому наша дивная Святая Церковь Православная и начинает Воскресный пост с сегодняшнего дня. Постом души сегодня начинается война за душу нашу, война и твоя и моя, война против всех смертей, которые нападают на нас, война против всех дьяволов, которые нападают на нас, война против всех грехов. Так, с сегодняшнего Воскресного поста ты – воин. Каждый из нас. В сегодняшнюю Неделю мытаря и фарисея наш Воскреситель, воскрешающий нас от всех смертей, дарует нам учителя безсмертия. Кто это? Кающийся мытарь. Вот наш учитель. Учитель, который идет перед нами через весь Великий пост, прокладывает нам путь через дебри грехов и искушений, и ведет нас к Воскресению Христову. Он, смиренный, кающийся мытарь, пред миром и пред Господом всем сердцем возопивший: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» И мы от сего дня до Пасхи да приимем - как поется в одной дивной молитве - да приимем мытарево воздыхание10. Пусть и нас это воздыхание проведет через все дни к святому и славному Воскресению Христову – к Пасхе. Самое необходимое для тебя, для меня, для всякого человеческого существа – что? Чтобы мы смирились пред Господом всех миров, чтобы мы смирились пред Господом Иисусом Христом, Который так божественно и неизмеримо смиренен, приемлет грешников кающихся и указывает путь спасения. Что может быть легче, что может быть проще, чем смиренно воздыхать как мытарь: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» Смирение есть сокращенное спасение, – говорит Святой Варсонуфий11. Воистину, смирение – это сокращенное спасение! Если тебя испугают многие заповеди Спасителя, Евангелие с Его неизмеримыми высотами - любите врагов ваших, молитесь за проклинающих вас, и другими высочайшими заповедями - если тебя это испугает и покажется недостижимым, помни: ты сможешь этого достичь! Как? Очень просто. Смиривши себя пред Господом и повторяя непрестанно: «Господи, я никто и ничто в этом мире, Ты для меня - все, Ты мой Рай, Ты мое Царство Небесное, Ты моя Вечная Жизнь, моя Вечная Истина, моя Вечная Правда. В руце Твои предаю всего себя, да будет воля Твоя, я всецело Твой!». Смирение - это спасение. Поэтому не ищи ничего особенного для спасения, никаких больших материальных жертв - достаточно одного: смириться пред Господом Христом. И тут же Он даст нам все. Как же мы можем оставаться глухими ко всему этому, как?! Без смирения наша молитва - не молитва. А наилучшая молитва, которая воистину спасает от всех смертей и дарует воскресение всякому человеческому существу - это молитва кающегося мытаря: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» Благий Господи, молитвами всех Своих Святых, всех покаявшихся и спасенных грешников и всех славных и добропобедных Праведников, души наши исполни Твоим смирением. И пусть наши души, путеводимые Твоим смирением, переходят из добродетели в добродетель и тем обрящут Жизнь Вечную и Царство Небесное, где Дивный Всеблагий Господь наш Иисус Христос царствует и правит. Ему же всякая слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь.
 
Примечания переводчика:
1 В сербском языке Великий Пост также называют Ускршньи пост (т.е. Пасхальный Пост или досл: Воскресный Пост). В оригинале прп. Иустин говорит именно Ускршньи (= Воскресный) пост. При переводе мы сочли необходимым сохранить авторское определение – пер.
2 Понятие «пост», в авторском контексте имеет более глубокое значение, чем просто гастрономическое воздержание от пищи. Речь идет о духовном посте. Постимся постом приятным, благоугодным Господеви. Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение пост истинный есть, и благоприятный (2-я стих. на веч. пон. 1-й седмицы ВП). Удаление от этого порочного состояния, составляет истинный пост. Именно такой, духовный пост: стяжание кротости, смирения, воздержания и т.д. прп. Иустин определяет как «евангельская добродетель», «все-добродетель». - пер.
3 Понятия «все-грех», «все-добродетель» часто встречаются в трудах прп. Иустина. Их можно было бы перевести как «грех грехов», «добродетель добродетелей». Но поскольку у о. Иустина своя терминологическая система, при переводе мы сочли необходимым ее сохранить. - пер.
4 Фрагменты Священного Писания, которые в авторском тексте, как правило, передаются по-сербски, приводятся в синодальном переводе – пер.
5 Авторская лексика прп. Иустина, при переводе мы сочли необходимым ее сохранить – пер.
6 «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему". Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис.14,12-15)
7 Авторская лексика прп. Иустина, при переводе мы сочли необходимым ее сохранить – пер.
8"Бог сотворил человека безгрешным". Но эта безгрешность была относительной, неабсолютной; она лежала в свободной воле человека, но не была необходимостью его естества. Другими словами, "человек мог не грешить". а не "человек не мог грешить". Об этом святой Дамаскин пишет: "Бог сотворил человека по естеству безгрешным и по воле свободным. Безгрешным, говорю, не в смысле, что он не мог принять греха (ибо только Божество недоступно греху), а в том смысле, что возможность греха имел не в своем естестве, а прежде всего в свободной воле. Это значит, что он мог, вспомоществуемый благодатью Божией, остаться в добре и преуспевать в нем, подобно тому как по своей свободе мог, при попущении Божием, отвратиться от добра и оказаться во зле" [Свт.Афанасий Великий]. Итак, первые люди были безгрешными не в смысле, что они по естеству не могли грешить, а в смысле, что по свободной воле могли не грешить. Преп. Иустин (Попович) Догматика Православной Церкви
9 Несколько слов не слышны на пленке – прим. изд.
10 Мытарево Христе воздыхание прием, и блудницы от души плач приносимый, приими яко Человеколюбец наша мольбы, очищение нам даруя. Тропарь Канона на утрени воскресенья о мытаре и фарисее .Песнь 6.
11 Прп. Варсонофий Великий и Иоанн Пророк Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников. Толк. к ответу 62



Монастырь Челие, 1965 год Собрание проповедей преподобного
Иустина Нового в 3-х томах.
Белград: «Нови дани», 1998. Перевод с сербского монахини
Елисаветы (ГОРНИЦКОЙ) © ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ
Просмотров: 646 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: