Пятница, 22.06.2018, 14:25 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2013 » Май » 21 » Нет надобности делать из храма Божия какую-то филармоническую залу!
08:27
Нет надобности делать из храма Божия какую-то филармоническую залу!
Нет надобности делать из храма Божия какую-то филармоническую залу!
(вл.композитору на заметку)
Храм Вознесения Господня Пермская епархия.

-----------------------
 
Это было в Киеве.
Не помню, какой-то католический праздник в тамошнем костеле любители и дилетанты музыки разыгрывали ораторию Гайдна: «Творение мира». Часу во втором по полудни заехал я с визитом к одному из моих знакомых, у которого застал несколько гостей; они вели между собою, как видно, горячий разговор ...
- Кстати пожаловали! У нас тут завязался в некотором роде диспут ...
- Что ж такое? спросил я.
- Прежде скажите: вы не были сегодня в костеле?...
- Что мне там делать?
- Послушать ораторию*.
- Для этого нет надобности ходить в церковь, точно также как не было надобности делать из храма Божия какую-ту филармоническую залу.*
... Благодатная церковь Христова, в первые веки своего существования, приняв от Апостолов чин богослужения, никогда не видала в храмах своих никаких органов, свирелей и разных дудок; она чуждалась инструментальных звуков даже при обряде погребения, где употребление труб было освящено давностию и обычаем...
Инструментальная музыка в храме Божием крепко неуместна. ... На что эти безсмысленные звуки и тоны там, где должны слышаться слово?
Заимствуя изящность свою в гармонии природы, похищая у бури грозное завывание, у грома страшные раскаты, у ручья журчание, у птиц мелодические напевы - такая музыка не переносит ли молящегося из храма Божия в разнообразный мир природы видимой? Не развлекает ли его в ту пору, когда ему более всего нужно самоуглубление?
Я знаю, что такая гармония иногда исторгает слезы у слушателя, - но спросите его: от чего он плакал? Уверяю вас, что он ничего не скажет вам толком: безотчетные восторги, ахи да охи ... Это самая тонкая, самая неприметная, а вместе с тем прекрепкая цепь, которою тайный враг наш влечет нас ко греху, - и если есть похоть очес, похоть плоти, то есть также и ПОХОТЬ СЛУХА.*
- Позвольте-с, сказал один из гостей, тщательно выбритый, с изящно-уложенною анною на шее. Небесный дар гармонии, которым обладали некоторые гениальные люди, употреблявшие его к прославлению величества Творца миров, неужели также не может избегнуть нарекания? Что ж после этого все искусства, если самое возвышеннейшее из них не смеет являться там, где душа верующая должна испытывать чистейшее удовольствие, где внешняя гармония должна возбуждать и производить внутреннюю?
- А позвольте припомнить вам слова Самого Спасителя: дом Мой - дом молитвы. Это, кажется, ясно: так за чем же вы хотите, чтобы храм Божий был святилищем искусства?*
Чтò родилось от мира и для мира, то пусть и остается в мире. Святая простота Веры Христовой лишних украшений не требует. Да и что, скажите на милость, могли бы принесть в область благолепия Церкви самые прославленные гении музыкального мира?
Кстати, мне пришел теперь на память отзыв знаменитого Гофмана, который, как вам самим известно, и сам был не глух к музыке, и не близорук в суждениях своих о ее корифеях. Извольте прислушать.
Один характеризуется, как ребенок, забавляющийся игрушками досужей своей фантазии, - это Гайдн; другой, углубляющийся, по видимому, во внутренность нашего существа, представляется заклинателем, вызывающим духов и привидения, - это Моцарт; третий изображается каким-то мучителем, который действует страхом и изступлением, раскрывает какое-то безконечное стремление (куда?), которому нет ни границ, ни предмета, ни цели, - это Бетховен.
Это ли тот огнь, который, как веяние Духа Божия, расплавляет жесткое сердце грешника, открывает у него источник слез, и все существо его делает как бы светозарным? ...
-Инструментальная музыка, скажу словами Гофмана, уносит вас туда, где нет ни границ, ни предмета, ни цели: что ж тут хорошего в деле богослужения? Уноситесь себе, пожалуй, куда хотите, например, в опере, в балете: но В ЦЕРКВИ ЭТО НЕ СОВСЕМ ПРИЛИЧНО.
Только в богослужебном пении та чистая, неподдельная, истинно-духовная гармония, которой иногда напрасно доискиваются люди в страстных тонах светской музыки; в нем-то те звуки, которые, как легкие крылья херувимов, касаются внутреннейших струн души. Там - в светской музыке, куда бы не переносили вы ее, хоть бы за тридевять земель, в тридесятое царство, никогда не перестанут говорить страсти; как ни утончайте, как ни одухотворяйте звуков ее, вы никогда не изгладите печати, налагаемой на них человеком, по преимуществу страстным, каковы вообще все музыкальные гении.*
Пение же, и пение церковное, порождаемое тихим, благоговейным излиянием молящейся души ...
-А как же органы, тимпаны ....
- Совершенно справедливо: но ведь и лепет допускается в человеке в известную пору его жизни; если же он будет продолжать лепетать и в возрасте мужества, то его извиняют разве потому только, если он косноязычен.*
В первобытные времена Церкви подзаконной, действительно, при некоторых торжественных случаях были употребляемы органы, гусли, свирели и тимпаны: но все это, по мере возвышения израильтян к духовности, мало по малу оставляемо было вне врат храма.*
Уже ...Асаф, Ефам сыны Кореовы получали от пророка Давида не какие-нибудь нотные каракульки*, а полные псалмы, состоявшие в слове и из слов молитвенных. Чем более прозревали древние евреи сквозь подзаконную сень, чем более от внешних образом и обрядов углублялись внутрь самих себя, и чем яснее усматривали невозможность очищения себя кровию козлов и овнов, и потребность другого более духовного очищения: тем более становились слышны песни покаяния и молитвы, возносимые уже не на мертвых органах, а в тихом слове умиления, в святой песне плача и воздыхания.
Постепенно спадала завеса с огрубевших очей древнего Израиля; постепенно исчезало и ликование их на гуслях, свирелях и тимпанах. Во времена, близкие ко временам Спасителя, вы уже не найдете ничего такого между иудеями, а тем более не найдете во время земной жизни Господа нашего Иисуса Христа*... Виктор Аскоченский
Из статьи:http://ruskline.ru/analitika/2013/05/ 16/vokalnaya _i_instrumentalnaya_muzyka_v_hramah_hristianskih/

* В Москве впервые представлена рок-версия оратории "Страсти по Матфею" вл. Илариона.
http://www.maranatha.org.ua/cnews/r/50679

11 января в храме св. мц. Татианы при Московском ун-те состоялось исполнение «Рождественской оратории» вл.Илариона (Алфеева).Это было первое исполнение оратории, написанной для двух хоров и симфонического оркестра, в переложении для хоров и рояля.
20 апреля в Евангелическо-Лютеранском Кафедральном соборе свв.Петра и Павла в Москве состоялся концерт, на котором прозвучала оратория «Страсти по Матфею» митр. Илариона (Алфеева).
Просмотров: 379 | Добавил: Степанович | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: