Четверг, 21.06.2018, 11:16 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2013 » Январь » 11 » НЕУЖЕЛИ МЫ СТУПИЛИ НА ЗЕМЛЮ АФОНА?
11:24
НЕУЖЕЛИ МЫ СТУПИЛИ НА ЗЕМЛЮ АФОНА?
В ГОСТЯХ У ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
МЕЧТА, ВОПЛОТИВШАЯСЯ В ЯВЬ
 
Здравствуй, Афон. Здравствуй монашеская республика. Господь милостив. И каким бы ты грешником не был, когда обращаешься к Нему с какой-либо угодной Ему просьбой – он тут же забывает все твои грехи, а спешит выполнить эту просьбу. И поверьте: я ждал этого момента больше 10 лет. Наверное поэтому, когда мы сделали первый шаг с парома на причал Свято-Пантелеимоновского монастыря, у меня нервы сдали, скорее всего появились слезы. И как итогом всему этому слова батюшки Александра: «Можно даже не знать где мы, но посмотрев на лицо Степановича, твердо определить – мы уже на Афоне!». И с этого момента, братья и сестры мои, я до самого отплытия на материк, не чувствовал, что я хожу ногами – я летал, настолько благодатны эти места. Но давайте все по порядку.
В начале, плывя вдоль берега монашеской республики, мы как буд-то чего то недопонимая, кормили чаек с рук хлебушком, позировали перед у каждого имеющимися фотоаппаратами(на худой конец-мобилками) .
 Вразумление к нам подкралось лишь с первым шагом на эту, Царицей Небесной благословенную землю. Итак мы ступили на земли русского монастыря.
Нас очень дружелюбно приняли, в архондарике напоили чаем с сухариками, хлебом и различными сладостями.
Затем нас расселили в келии. Мы привели себя в порядок и начали готовиться к службе.
Богослужения обычно совершаются по правилу: Вечерня днем и Повечерие вечером. Литургия – ночью. После вечерни была трапеза. Нас попросили выполнить после трапезы послушание: поубирать со столов и подготовить столы к следующей трапезе. С большой радостью мы выполнили это ответственное поручение. Прийдя в келию, мы смогли спокойно подготовиться к причастию. Все, что необходимо было вычитать: мы вычитали до службы. В первый же день присутствия на Афоне, быть на ночной литургии и не принять непосредственного участия в евхаристии – было абсурдно. Также после Вечерней нам была открыта часовенка, где находилось большое количество мощей Святых: Иоанна Предтечи; сет. Иоанна Златоуста; ап. Петра, Андрея, Луки, Фомы, Филиппа, Варфоломея и Варнавы; прав. Иосифа Обручника; вмчч. Георгия Победоносца и Марина; мч. Трифона, Евстратия и Кирша; сщмч. Харалампия; вмч. Марины и Параскевы; часть от левой ноги aп. Андрея Первозванного в серебряном ковчеге в виде стопы; часть правой руки прав. Иоанна Русского и более 300 греческих, русских, грузинских святых и другие святыни: Часть Честного и Животворящего Креста Господня. Частица камня от Гроба Господня. Главы и части глав: вмч. Пантелеймона; прп. Силуана; верхняя часть главы ев. Луки; сщмч. Анфима, еп. Никомидийского; прпмч. Игнатия Афон­ского, Евфимия Афонского и Акакия Афонского. Монастырь святого вмч. Пантелеимона расположен на берегу моря между Ксенофонтовым монастырем и пристанью Дафни. На своем нынешнем месте у моря обитель появилась после 1765 г. До того она находилась в другом месте, дальше от побережья. Теперь там расположен так называемый «старый» или «нагорный Руссик», или «монастырь Фессалоникийца», основанный в начале XI в. Именно тогда на Святую Гору пришли первые русские монахи. Первоначально они обосновались в монастыре Ксилургу. Довольно быстро он заполнялся выходцами из Руси, так что вскоре здесь стало тесно. Поэтому Священный Кинот по просьбе игумена Лаврентия передал русским монахам опустевший к тому времени монастырь Фессалоникийца. Обитель же Ксилургу была преобразована в скит и остается им по настоящее время. Источников об истории Руссика до XIII в. почти не сохранилось из-за пожара, полностью разрушившего весь монастырь вместе с архивами и библиотекой. Однако известно, что император Андроник II Палеолог своим хрисовулом утвердил имущественные права обители, Позднее о ней заботились также многие сербские крали, поддерживавшие монастырь щедрыми подаяниями, и, конечно, русские цари. Во времена монгольского ига на Руси монахи Руссика в большинстве своем были греками. Однако после 1497 г. начинается массовый приток русских иноков на Святую Гору. В 3-м Уставе (1394 г.) Пантелеимонов монастырь значится пятым в порядке иерархии афонских обителей. Однако после краткого периода расцвета монастырь беднеет и попадает в долги. Тогда он и лишается ряда своих владений. К середине XVIII века врата Руссика закрылись, и монастырь вновь попал в руки греков. Братия решила переселиться поближе к морю. Там и был построен, с помощью правителей балканских и придунайских княжеств, нынешний Пантелеимонов монастырь.
 
Особо щедрые пожертвования сделали в первой четверти ХIХ века господарь Молдо-Валахии Скарлат Каллимах (именно на его средства был возведен соборный храм). В 1806 г. Патриарх Каллиник V своим указом утвердил в монастыре общежительный устав. В годы Греческого восстания Руссик, как и большинство афонских обителей, вновь пришел в запустение. Начались длительные тяжбы с Ксенофонтовым монастырем по вопросу о границах. Монастырь находился в бедственном положении, когда в 1840 г. в нем вновь стали появляться русские насельники. Вскоре они, как и прежде, составляли большинство братии. В 1875 г. впервые после долгих лет - был избран русский игумен, и Руссик стал действительно русским монастырем. К концу ХIХ века только в Пантелеимоновом монастыре жило более 1000 монахов (справедливости ради следует сказать, что среди них были и греки, и южные славяне).
Множество русских жило и в других монастырях, скитах и келлиях Святой Горы. Архитектурный ансамбль монастыря с его многочисленными многоэтажными постройками и высокими куполами храмов производит впечатление небольшого города. Однако сильный пожар 1968 г. нанес ощутимый ущерб обители - был полностью уничтожен т.н. Царский архондарик (восточный братский корпус). Соборный храм монастыря, как гласит надпись над входом в притвор, был построен в 1812-1821 гг. Напротив входа в собор находится трапезная, построенная в 1890 г. и расписанная в 1897 г.; она может вместить до 800 человек.
Над трапезной возвышается колокольня, где находится множество русских колоколов, знаменитых по всему Афону. В Руссике, помимо соборного, есть и другие храмы. Монастырю принадлежат 5 келлий: прп. Евфимия, свв. Космы и Дамиана, Живоносного Источника, первомч. Стефана и вмч. Георгия (две последних расположены в Карее; в келлии вмч. Георгия находится представительство монастыря при Киноте). Кроме этого, Руссику принадлежат: подворье Хромица (или Хромитисса) недалеко от Урануполя - там живут несколько русских монахов; скит Ксилургу или, как его называют на Афоне, «Богородица», неподалеку от монастыря Пантократор; пустынный скит «Новая Фиваида» на юго-западе Святой Горы и скит Старый Руссик. Первый наш день на этой благодатной земле завершился принятием Божиих Даров, утренней трапезой и отправкой в греческий монастырь Ватопед, с которого, согласно нашего приглашения мы и должны были начать знакомство с Афоном. Наступил самый насыщенный из всех 6 дней пребывания на Афоне, второй день.
 
 
Просмотров: 514 | Добавил: Степанович | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: