Понедельник, 19.11.2018, 15:33 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2013 » Июль » 18 » Новая Скрижаль
15:25
Новая Скрижаль

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 


Дарохранительница на престоле, 
покрытая стеклянным колпаком 


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: О ЦЕРКВИ ВООБЩЕ, 

О ВСЕХ ЧАСТЯХ ЕЕ И О ВСЕХ ВЕЩАХ И УТВАРЯХ, 
К НЕЙ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ

 ГЛАВА III: 

О СВЯТОМ ПРЕСТОЛЕ 
И ЕГО ПРИНАДЛЕЖНОСТЯХ

 §4.

ПОЧЕМУ ПРЕСТОЛ И ДРУГИЕ 
ЦЕРКОВНЫЕ УТВАРИ ИМЕЮТ РАЗНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ

 Не только святой престол, но и жертвенник и все утвари церковные, как то: чаша, дискос, звездица, покровы и все одежды епископские, священнические и диаконские имеют разные значения, как увидим в чине Литургии Златоустого. Причина, почему одни и те же вещи принимают различное значение, есть следующая: так как невозможно устроить столько необходимых и различных вещей, сколько воспоминается обстоятельств из жизни Спасителя, то одной и той же вещи даются многие значения, соответствующие разным местам, временам или словам. Отцы Церкви не могли в алтаре устроить столько мест и вещей, сколько необходимо для служения; поэтому, избегая тесноты, одному месту и одним вещам дали многие значения.«Не всякий час, – пишет святитель Герман, Патриарх Константинопольский, – место и время определяют Святые Отцы, иначе потребовалось бы множество жертвенников и престолов, а это неприлично и для самого Таинства».

 §5.

ПРЕСТОЛ БЫВАЕТ ЧЕТВЕРОУГОЛЬНЫЙ И ВОЗВЫШЕННЫЙ

 Престол имеет много принадлежностей, из которых каждая имеет опять свое значение.

Во-первых, престол должен быть четверочастен или четвероуголен и возвышаться среди алтаря; так как на нем предлагается Христос для всех стран света, то и необходимо, чтобы все Его видели и вкушали. Возвышаться престол должен и потому еще, что на нем совершается высокое и пренебесное Таинство. Святитель Симеон Солунский (в гл. 133) говорит:«Четверочастною трапеза бывает потому, что от нее питались и ныне питаются четыре страны миpa, возвышаться должна по причине высокого и небесного Таинства».

Во-вторых, престол или трапеза утверждается на четырех столпах, которые означают пророков и апостолов. Симеон Солунский в той же главе пишет: «Трапеза поддерживается столпами, которые и делают ее высокою; столпы эти, твердо поддерживающие трапезу, означают пророков и апостолов». Иногда престол бывает на одном столпе, или, как говорится в Требнике на освящении храма (лист 327), на единостолпии; иногда же и вовсе без столпов, а устрояется на сплошном четвероугольном ковчеге (ящике). Какое значение имеет в этом случае один столп, и почему иногда престол утверждается на четвероугольном ящике, будет сказано далее, в § 3 главы 8-й части 3-й.

 СТУПЕНИ ОКОЛО ПРЕСТОЛА

 В-третьих, не мешает здесь заметить, что в древности вокруг престола делались ступени, на которые священники и диаконы всходили для целования престола или для совершения другого какого-нибудь действия. Taкие около престола ступени были в великой церкви святой Софии, о чем свидетельствует Кодин: «Вокруг престола, – говорит он, – Юстиниан сделал златые ступени, на которые входят священники для целования священной трапезы».

 СРАЧИЦА И ИНДИТИЯ НА ПРЕСТОЛЕ

 В-четвертых, так как престол прежде всего означает Гроб Христов, то на него, как на самую плоть Христову, прежде всего полагается простая белая одежда, называемая срачицею; срачица эта, по-гречески называемая χατασαρχα (приплотие), означает плащаницу, которою во Гробе обвито было тело Спасителя. Симеон Солунский в той же главе пишет: «Как бы на умерщвленном за нас теле Христа, на престоле полагается катасарка, означающая плащаницу. А так как этот же престол означает и Престол Божий и селение славы Его, то сверх срачицы он облачается другою одеждою, называемою индития (ινδυτια), которая всегда бывает светлая и по возможности великолепная». «Индития, – продолжает тот же писатель, – бывает светлая, во образ славы Божией, потому что жертвенник есть престол Божий, или по образу блистающих риз Спасителя (в гл. 9, о храме); и катасарка полагается как на гроб, а индития как на престол Иисусов. Первая означает плащаницу, которою обвито было тело Иисуса, а вторая одежду славы Божией, что внушает и псалом, поемый при сем случае: „Господь воцарися, в лепоту облечеся" (Пс. 92, 1)».

 МОЩИ ПОД ПРЕСТОЛОМ

 В-пятых, под престолом устрояется как бы гроб, ковчежец, в котором полагаются и погребаются мощи мучеников или других святых, за Христа подвизавшихся. Поелику престол есть Гроб Христа, то и мученики и святые с Ним спогребаются, и как закланный Христос Воскрес, то и святые с Ним прославятся, особенно в день Царствия Сына Божия. Все это объяснено будет в § 22 главы 8-й части 3-й.

 ИЛИТОН НА ПРЕСТОЛЕ

 В-шестых, на святом престоле, сверх индитии, должен быть илитон (ειλητυν, обвертка, повязка). Этот илитон означает тот сударий, которым обвязана была глава Иисуса Христа во время положения Его во Гроб, и который виден был там по Воскресении Спасителя, как пишется в Евангелии Иоанна (см.: Ин. 20, 7). Симеон Солунский (в гл. 112) пишет:«Полагается на престоле илитон в ознаменование смерти и Воскресения Христова, так как апостолы по Воскресении видели между прочими погребальными одеждами и сударий, который был „особ свит на едином месте". Так точно и илитон свивается, и на нем, вместо Спасителя, полагается Евангелие».

 АНТИМИНС НА ПРЕСТОЛЕ

 В-седьмых, в илитон всегда завертывается освященный антиминс. Так как антиминс то же означает, что и престол, то и значение антиминса, и то, почему он полагается здесь, будет объяснено в § 10 главы 8-й части 3-й.

 КРЕСТ НА ПРЕСТОЛЕ И ЗАПРЕСТОЛЬНЫЙ

 В-восьмых, на престоле и за престолом всегда находится Божественный Крест Спасителя, на котором Он принес Себя в жертву. Где жертва, там должно быть и орудие ее. Симеон Солунский (в гл. 133) пишет: «К востоку за престолом ставится четвероконечный Божественный Крест Спасителя, на котором Он, грех ради наших, был пригвожден, – Спасителя, Который сотворил и содержит все горнее и дольнее, Который соединил горнее с земным, свыше нисшел на землю, и потом с земли вознесся на небо: в Себе Самом все соединил, и к Себе призвал все концы земли, Который высотою Божества и смирением воплощения все Себе усвоил, и воссоздал нас высотою славы, глубиною нищеты и смирения, и широтою милости и любви, из ада воздвигнул, и из земных сделал небесными». Вот что образует Крест. Вид Креста указывает и на таинство Троицы; прямым своим положением он указует нам на Высочайшего Отца, поперечною перекладиною – на Сына и Святаго Духа; ибо Давид говорит:Руце Твои сотвористе мя и создасте мя (Пс. 118, 73), т.е. создал Сын и Святый Дух.

 КОВЧЕГ ИЛИ ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА НА ПРЕСТОЛЕ

 В-девятых, согласно с таинственным знаменованием престола, на нем полагается ковчег (ciborium, киворий), в котором хранятся Божественные Дары после их освящения. Ковчег этот означает, во-первых, место, где был распят, погребен и Воскрес Иисус Христос; во-вторых, стражу, которая приставлена была ко Гробу Спасителя, дабы ученики тайно не унесли тела Его; в-третьих, сей кивот напоминает нам кивот и ковчег завета ветхозаветной церкви, где хранилась святыня Божия. Святитель Герман пишет: «Кивот означает распятие; но он знаменует и погребение, потому что близ места распятия был вертеп, где погребен был Спаситель. Но сокращенно, кивот означает распятие, погребение и Воскресение Иисуса Христа. Сей же кивот означает и ковчег завета, в котором были святая святых и святилище». Кивот сей теперь становится на краю престола в ковчежце, который называется дарохранительницею, дароносицею, или, как сказано в чине Преждеосвященной Литургии, хлебоносцем. Но на Востоке этот кивот устроялся отдельно, и в нем хранились Преждеосвященные Дары для больных или для Литургии Преждеосвященной: иногда, впрочем, эти Дары хранились внутри золотого или серебряного голубя, висевшего над престолом. Впрочем, некоторые писатели «ciborium» называют сень, находящуюся над престолом.

 

СВЕЧИ И ЕЛЕЙ ЗА ПРЕСТОЛОМ

 

И в-десятых, в честь Слова живого, лежащего, как истинная и таинственная пища нашей души, в дароносице, за престолом ставится подсвечник и висит лампада с елеем. «Подсвечник,по словам Симеона Солунского (гл. 133), означает освещение, подаваемое нам истинным Светом; а лампада – милость. Ибо достойно приносить свет истинному Свету – Богу, и елей – в означение милости и щедрот Его».

 МОЛИТВЕННЫЙ ДОМ 

БЕЗ СВЯТОГО ПРЕСТОЛА 
НЕ ЕСТЬ ЦЕРКОВЬ

 Исчисливши все принадлежности престола и значение их, должно заметить, что дом, в котором нет святого престола, хотя бы он был и молитвенный, не есть собственно церковь, а просто дом, назначенный для молитвы. Дом, в котором не освящен святой престол обновлениями, отверстием, воспрестолием, помазанием святого мира и положением святых мученических мощей (как изъяснено в 3 части, гл. 8, § 24 и 4 части, гл. 20, § 3), тот дом, по словам Симеона Солунского (гл. 101), «не есть скиния славы Божией, но жилище Его; в таком молитвенном доме не приносятся на трапезе Божественные Дары, и Святым Духом не прелагаются по молитвам иерейским в Тело и Кровь Христову: в нем нет также трапезы, т.е. престола».

 Архиепископ

Нижегородский и Арзамасский 
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)

Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви, 
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.

Изд.17-е. СПб., 1908.

 Продолжение следует

Просмотров: 444 | Добавил: Степанович | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: