Пятница, 16.11.2018, 15:52 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2013 » Декабрь » 2 » Новая Скрижаль
00:02
Новая Скрижаль

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных


Продолжение. 

 

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: О ЦЕРКВИ ВООБЩЕ, 
О ВСЕХ ЧАСТЯХ ЕЕ И О ВСЕХ ВЕЩАХ И УТВАРЯХ, 
К НЕЙ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ

 

ГЛАВА XI: 
O СВЯТОМ КРЕСТЕ

 

 

§ 5

ДЛЯ ЧЕГО ХРИСТОС 
РАСПЯЛСЯ НА КРЕСТЕ

 

Здесь место спросить: для чего Спаситель наш, Господь Иисус Христос, благоволивший пострадать за весь род человеческий, из всех родов смерти избрал не другую какую-нибудь, но самую поносную, смерть крестную? Этому древние церковные писатели находят разные причины.

Первая причина: Лактанций (кн. 4, гл. 26) пишет, что Христос это сделал для того, чтобы чрез такой презренный род смерти и Свое смирение показать нам, и что Его страдания спасительны будут людям и самого низкого состояния. Вот его слова: «Может, кто-нибудь скажет: для чего Христос, если Он был Бог и благоволил умереть, то не умер по крайней мере какою-нибудь честною смертию? или иначе: для чего Христос умер на Кресте, что недостойно человека свободного, хотя бы он был и преступник? Это сделано для того, дабы Тот, Кто во смирении пришел, подал помощь людям самого низкого состояния и открыл всем надежду ко спасению; посему-то Христос и благоволил умереть такою смертию, какою умирают презренные и низкие рабы, дабы не было никого, кто бы не мог Ему последовать».

Подобно Лактанцию и святитель Афанасий в книге о воплощении Слова на вопрос, для чего Христос не уклонился от самой поносной, крестной смерти, отвечает: «Если бы Спаситель сделал это, тогда бы навел на Себя подозрение, что Он не всякий род смерти мог вынести, но только тот, который избрал Сам». Августин, в 36-м трактате на Евангелие от Иоанна, говорит: «Тот, Который должен был умертвить всякую смерть, избрал самый последний и низкий род смерти».

 

 

§ 6

 

Вторая причина, почему Искупитель благоволил умереть крестною смертию, есть, кажется, та, чтобы тело Его при будущем Воскресении осталось целым и нераздробленным.

Всякому известно, что Христос прежде страдания Своего говорил о смерти Своей всем, что Он имеет власть, когда пожелает, душу Свою положити и паки прияти ю (Ин. 10, 17). Полагая душу Свою за людей, Христос пригвожден был ко Кресту, но убийцы не решились, как был обычай, сокрушить на голенях Его кости, но только пробили ребро Его. Итак, тело Спасителя снято было со Креста целым и со тщанием положено во гроб. И все это сделано для целости тела Пострадавшего; если бы оно было разделено и рассечено на части, то не было бы по Восстании видимо целым. А между тем Христу в таком виде и с теми же язвами, с какими Его положили во гроб, надлежало по Воскресении явиться мирови.

Согласно с сим и Афанасий Великий в вышеприведенном месте рассуждает: «Христос, – пишет этот Отец Церкви, – не принял смерти Иоанновой, которому отсекли главу, ни смерти пророка Исаии, который перепилен был пилою, дабы и в смерти сохранить без разделения, целым, тело Свое, и чрез то отнять повод у тех, кои захотели бы раздирать на части Церковь Его».

 

 

§ 7

 

Третья причина: Христос благоволил пригвожден быть ко Кресту и с тою целию, дабы показать, что как величество Его, так и страдание Его должны быть всей вселенной ведомы и спасительны.

Сие утверждает Лактанций в вышеприведенном месте: «Главнейшая причина, – пишет он, –для чего Бог избрал Крест, была та, что на Кресте Он хотел быть вознесен и представлен как бы на позорище всем народам. Ибо тот, кто висит на кресте, виден бывает всем. Поэтому-то и избран был Крест, чтобы показать, что Христос будет столько славен и толико превознесен, что отдаленнейшие народы из всего мира стекутся к Нему, познают Его и поклонятся Ему. Посему нет ни одного народа столь грубого и страны столь отдаленной, где бы страдания и величие славы Искупителя не были известны. В страдании Иисус Христос распростер руки Свои и объял, так сказать, всю вселенную и этим хотел показать, что под крыло Его придет народ великий, народ, составленный из всех языков и племен, и будет осенять чело свое этим великим и высоким знамением Креста».

Согласно с Лактанцием говорит и святитель Афанасий: «Если смерть Господа нашего Иисуса Христа есть искупление всех, если смертию Его разрушается средостение ограды и совершается призвание языков: то как бы Христос нас призвал, если бы не был распят? Только на Кресте можно умереть с распростертыми и поднятыми руками. И Господу необходимо было понести такую смерть и распростереть руки, дабы одною рукою привлечь народ древний, а другою язычников, и обоих соединить во едино. Ибо Сам Христос, показывая, какою смертию Он имел искупить людей, предрек: „Аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе" (Ин. 12, 32). То есть: „Когда Я буду пригвожден ко Кресту, тогда все в Меня уверуют"».

 

 

§ 8

 

Четвертая причина: святой Дамаскин (в кн. 4, гл. II, о Православной вере) так рассуждает:«Как четыре оконечности Креста сосредоточиваются в средине и здесь соединяются, так точно силою Божиею держится высота, глубина, долгота и широта, т. е. вся видимая и невидимая тварь». О том же и блаженный Августин (в 120-м послании) говорит: «Не даром Христос принял такой род смерти; вися на Кресте, Он сделался Учителем широты, долготы, высоты и глубины его. Широтою Креста называется поперечная перекладина, вделываемая в дерево; это касается добрых дел твоих: ибо чрез сие тебе простираются руки. Долготою креста называется та часть, которая идет от самого верха его до земли, где она поставляется, т. е. водружается и укрепляется. Долгота означает долготерпение Божие. Высота означается тою частию, которая простирается от поперечной перекладины до самого верха (конца), т.е. где глава Распятого должна быть: это означает ожидание свыше для благоуповающих. Та же часть Креста, которая находится в земле, откуда все древо возвышается прямо, означает глубину благодати, ниспосланной туне и без заслуг наших. Эта благодать сокрушает многие умы, старающиеся узнать ее; о таковых-то сказано: „Темже убо, о, человече, ты кто еси, против отвещаяй Богови" (Рим. 9, 20)». О таком же разделении Креста на части смотри выше (гл. 3, § 5, под числом 8-м).

 

Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский 
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви, 
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.


Изд.17-е. СПб., 1908.


Просмотров: 194 | Добавил: Степанович | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: