Понедельник, 19.11.2018, 15:33 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2013 » Июль » 18 » Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных
15:19
Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

 ОТ ИЗДАТЕЛЕЙ

 Сочинитель «Новой Скрижали» блаженной памяти Преосвященнейший Вениамин (Краснопевков), архиепископ Нижегородский и Арзамазский, родился в 1739 году; на двадцатом году своей жизни вступил в монашество и с 1768 года был префектом Александро-Невской семинарии; с 1770 года – ректором и Старо-Ладожского Николаевского монастыря архимандритом, потом архимандритом же Сергиевской Пустыни. В 1774 году хиротонисан во епископа Олонецкого, в 1775-м переведен в Архангельск, а в 1798-м – в Нижний Новгород, где и скончался 16 марта 1811 года.

Преосвященный Вениамин оставил немало памятников своих литературных трудов (он написал подробное историческое описание Архангельской епархии; перевел на русский язык Гоаров Требник, и под его же непосредственным надзором переведена с латинского «История о животных безсловесных, с присовокуплением нравоучительных употреблений, из природы их взятых»); но особенно обезсмертила имя его составленная им «Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных», которую Преосвященный в первый раз издал в 1803 году; потом, пересмотрев и исправив, вторично напечатал в 1806-м и в третий и последний раз при своей жизни – в 1810 году. С тех пор «Новая Скрижаль» была напечатана еще шесть раз, но уже без всякого изменения. Такой огромный успех книги всего более свидетельствует о ее пользе и существенной потребности и избавляет нас от труда рекомендовать ее вниманию читателей. <…> (В. Кораблев, М. Сиряков. СПб., 23 июля 1856 г.).

 ПРЕДИСЛОВИЕ

 Священнослужение Православной нашей Церкви и при одном простом воззрении на его благолепие рождает в смиренных душах благоговейные чувствования; но несравненно высшие чувства благоговения – как в служителях Церкви, так и в предстоящих и молящихся – может возбудить разумение таинственной силы и сущности церковных священнодействий. В совершающих безкровную жертву оно усиливает священный восторг, как естественное чувство вполне понятого священнодействия, а предстоящих с сокрушенным сердцем, перенося мысленно как бы в горние ангельские жилища, нечувствительно побуждает оставить в сладостном забвении всякое житейское попечение.

Многие благочестивые христиане искали средств к просвещению своего ума таким светом разумения и, не находя пособий, соответственных своим желаниям, принуждены были некогда почерпать общие сведения о Церкви, священнослужении и о всем, касающемся сих важных предметов, единственно из книги, давно изданной и именуемой «Скрижаль». Но в ней, как в таблице, содержащей только оглавление предметов с кратким их объяснением, не находили для своей жаждущей души достаточной для себя пищи. Во удовлетворение такой жажды христиан, желающих глубже вникнуть в церковные постановления, издается в свет сия «Новая Скрижаль», так названная не столько по значению слова той древней «Скрижали», сколько по сходству порядка и предметов, в ней содержащихся, со всевозможным при том изъяснением всего священнослужения и всех церковных утварей.

По разнообразию содержания, книга эта разделена на четыре части. В первой упоминается о Церкви вообще, о всех частях ее и о всех вещах и утварях, к ней принадлежащих, и проч.; вовторой – о службах, положенных в священническом служебнике, и о постах; в третьей – о хиротониях, основании храмов и освящении тех же храмов и антиминсов; в четвертой – о молитвах и последованиях, содержащихся в требнике.

Из писателей, способствовавших своими объяснениями при сочинении этой книги, преимущественно были: Симеон, епископ Солунский или Фессалонитский, скончавшийся в 1428 году, святитель Герман, Патриарх Цареградский, которого память совершается 12 мая. Во многих местах служили пособием и некоторые другие Отцы Церкви, имена которых можно видеть при их свидетельствах, упоминаемых в этой книге.

 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: О ЦЕРКВИ ВООБЩЕ, 

О ВСЕХ ЧАСТЯХ ЕЕ И О ВСЕХ ВЕЩАХ И УТВАРЯХ, 
К НЕЙ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ

 ГЛАВА I: 

ОБ ИМЕНАХ И СВЯТОСТИ ЦЕРКВИ

 §1. ЧТО ЕСТЬ ЦЕРКОВЬ

 Слово «церковь» имеет два значения.

Во-первых, «Церковь» означает общество истинных христиан, по всему земному кругу рассеянных, и объемлет их, на каком бы месте и в какое бы время истинно верующие ни жили. Принимая в сем значении слово «Церковь», святитель Герман, Патриарх Константинопольский, называет ее «Телом Христовым» и «Христовою Невестою», которая очищена водою Святого Крещения, орошена честною Кровию Искупителя, брачно одеяна и запечатлена миром Святаго Духа. Сию-то Церковь, продолжает тот же святой Герман, Патриархи прообразовали, Пророки провозвестили, Апостолы основали, иерархи украсили и мученики прославили. Глава сей Церкви – Христос: потому что она управляется одним Законом Евангельским, воинствует под одним знамением Христовым и стремится к единой блаженной цели.

Во-вторых, церковь – есть храм Божий, или молитвенный дом, куда верующие собираются славословить Бога и молиться Ему. В сем последнем значении слово «церковь» и принимается в настоящей книге, в которой имеют быть объяснены все части церкви, утвари и молитвы, в ней совершающиеся. Слово «церковь» – не русское, но происходит от греческого «κυριακν», что значит «дом Господень». Из сего, с переменою букв «κ» на «ц» и «υ» на «е», образовалось слово «церковь», которое тоже значит «дом, или храм, Господень». В самых российских словах многие буквы переменяются, например вместо «на реке» говорится «на реце», вместо «в человеках» говорится в «человецех» и проч.

 §2. НАЗВАНИЕ ЦЕРКВЕЙ

 Церкви, или молитвенные храмы, бывают многоразличны. Одни освящаются во имя Всесвятой и Живоначальной Троицы, или одного из Лиц Троицы; другие – во имя Пресвятой Богородицы; а некоторые – во имя Ангелов, Апостолов или одного из иерархов, мучеников, святого или святой. Посему храмы и носят имена тех святых, которым они посвящены. Так мы говорим: пойдем к Троице, пойдем к Рождеству Христову, пойдем к такому-то святому, иерарху или мученику, то есть в храмы тех святых, именам которых они посвящены. Впрочем все эти храмы без исключения суть храмы Господни, храмы Божии и селения славы Всесвятой Троицы. Все они одинаково освящаются Божественною Благодатию Отца и Сына и Святаго Духа, во всех одинаково совершаются священнические молитвы и все одинаково помазуются Божественным миром. Симеон, епископ Солунский, пишет (128 гл.): «Всякий храм посвящается Богу; это дом Его, и Он живет в нем; и раб Божий, которого имя носит храм, обитает в нем, как в своем жилище, невидимо является там духом, часто тут полагаются и мощи его, и он действует Божественною благодатию и силою».

 

§3. ЦЕРКОВНЫЕ ВЕЩИ СВЯТЫ

 О вещах, при молитвах, в церкви употребляемых, и вообще о всех утварях церковных, тот же Симеон Солунский так рассуждает: «В вещах сея церкви благодать Божия приходит и, пришедши, пребывает: когда мы молимся, она действует по благоволению Отца и милости Сына, Который воплотился нас ради и возродил нас сошествием и щедротами нераздельного с Ним Святаго Духа. И это мы видим ясно, потому что в храмах совершаются Божественные силы и чудеса, бывают явления Ангелов и знамения Святых, исполняются прошения и даруются исцеления. Потому-то в храме, где призывается имя истинного Бога, все свято, и Он своею Божественною благодатью действует, врачует и спасает всех».

 §4. ПРООБРАЗОВАНИЕ НОВОЗАВЕТНЫХ ЦЕРКВЕЙ 

В ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЖЕРТВЕННИКАХ

 Человек, прежде нежели чрез Моисея получил от Бога Закон, воздвигал храмы или жертвенники и на них приносил жертву Богу; и все таковые жертвенники были святы. При Адаме Авель создал жертвенник; и хотя этот жертвенник был устроен из вещества, но был свят; и принесенные на нем в жертву Богу дары, хотя и состояли из закалаемых животных, также были святы, потому что посвящены были Богу; Бог явился вверху их или, как пишется, призре Бог на Авеля и на дары его (Быт. 4, 4). Ной, вышедши из Ковчега, создал Богу жертвенник. Авраам, намереваясь принести в жертву сына своего Исаака, созда жертвенник и рече ему Бог, глаголя: Аврааме, Аврааме! да не возложиши руки твоея на отрочища <…>: ныне бо познах, яко боишися ты Бога (Там же. 22, 12). И Иаков также из камня устроил жертвенник, освятил его во имя Божие и видел при нем Бога. Но самый высокий и многознаменательный жертвенник устроил Моисей: это Скиния, которая была образом храма и которая лучше, нежели прежние жертвенники, прообразовала все вещи и Таинства новой благодати. Симеон Солунский (гл. 125) говорит: «Все, что устроил Моисей внутри Скинии, а особенно Ковчег и трапеза, прообразовавшие Богородицу, называлось „Святая Святых". Посему, если кто-либо, кроме посвященных, дерзал прикоснуться к этим вещам, погибал и умирал: так Оза, иже „простре руку свою, [и прикоснуся] кивоту, и умре ту пред Богом" (1 Парал. 13, 10). Были в Скинии и хлебы предложения, двумя своими составами означающие Хлеб живой и небесный, т. е. два естества – Божеское и человеческое».

 ПРОСФОРА ДВУСОСТАВНАЯ

 В подражание сему и в христианских храмах хлебы или просфоры делаются двучастными; и двумя своими частями ясно означают Божество и человечество Иисуса Христа.

«Была в Скинии, – продолжает тот же Симеон Солунский, – и вода очищения, означающая Святое Крещение, елей святой, прообразовавший Миропомазание, светильник, огонь священный, и кадильницы, – и все это было свято. Потому-то на чело Озии, имевшего в руке кадильницу, „проказа взыде <…> пред священники в дому Господни" (2 Парал. 26, 19): не его была обязанность кадить фимиамом Господеви, но обязанность священников из племени Ааронова». В том же духе святитель Герман пишет о новоблагодатной церкви: «Церковь есть храм Божий, т. е. отдельное место Божие, Святилище Святое и Дом молитвы, где воспоминаются Распятие, Погребение и Воскресение Христово; Дом – прославленный паче Скинии свидения и призывающий людей к покаянию и молитвам».

§5. ЦЕРКОВНЫЕ ВЕЩИ ДОЛЖНО ПОЧИТАТЬ

 Если уже ветхозаветные жертвенники и все вещи, бывшие прообразованием настоящих, были столь святы, то тем более мы должны благоговейно чтить новоблагодатные храмы и все принадлежащие к ним вещи и утвари. Симеон Солунский в той же главе рассуждает: «Всякую вещь, посвященную имени Божию, должно почитать, какая бы она ни была – глиняная, каменная, деревянная или другая какая-нибудь. Все это освящено именем Божиим. И так как эти вещи носят на себе имя Божие, то им никто не может дать другого назначения. Мы во многих местах и не раз видали, что презирающие святых и храмы Божии и похищающие священные вещи погибали; домы, в которые положены были камни и дерева, церкви принадлежащие, совершенно разрушались, и никто в них не мог жить».

Итак, блажен человек, который щедротами своими созидает храм, попечениями и трудами приносит прибыль и пользу, украшает их или, предупреждая разрушение, возобновляет старые. Всякий из нас сам знает, что этот человек своими пожертвованиями чтит и славословит Бога; и многие чрез его дела спасаются. Такой благотворитель душ привлекает себе любовь Божию, и воздаяние ему будет благое. И сама Церковь об этих усердствующих, под именем создателей, плодоносящих, добродеющих и благотворящих Божиим церквам, во многих местах всенародно приносит Богу молитвы.

 

Издание семнадцатое. 
СПб., 1908.

 

Продолжение следует

Просмотров: 930 | Добавил: Степанович | Рейтинг: 1.8/6
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: