Среда, 14.11.2018, 15:30 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2013 » Июнь » 17 » НОВОСТИ СВЯТОЙ ГОРЫ АФОН
15:16
НОВОСТИ СВЯТОЙ ГОРЫ АФОН
НОВОСТИ СВЯТОЙ ГОРЫ АФОН
 
Смена Святой Епистасии на Афоне
 
14 июня произошла смена Святой Епистасии на Афоне. Когда мы говорим о Святой Епистасии на Афоне, то подразумеваем 4 человек - проэипистатов, которые имеют четыре части печати Афона и составляют правительство Святой Горы.
Смена Святой Епистасии на Афоне просходит раз в 4 года. На эти 4 года протом Афона стал иером. Стефан из Хиландаря. И с ним выбрали 3 проэипистатов. Это иеромонахи:
Павел из Ксиропотама
Никодим из Агиа Павла
Паисий из Григориата
 
Печать Святой Горы состоит из четырех частей

Четыре части находятся в руках четырех протов монастырей. Когда нужно ставить печать на общем решении, они соединяют части в одну. Удивительно красивый символ единства и соборности.
 
ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ СОКРАЩЕНИЕ ПОЛИЦЕЙСКОГО ПРИСУТСТВИЯ НА АФОНЕ УГРОЖАЕТ БЕЗОПАСНОСТИ МОНАСТЫРЕЙ
 
inok_arkadiy
Несколько лет назад из-за нехватки преподавателей под угрозой закрытия оказалась знаменитая Афонская Академия, и вот кризис снова затронул жизнь афонских монастырей. По информации портала agioritikovima.gr, руководство министерства внутренних дел Греции проводит поэтапное сокращение полицейского присутствия на Святой Горе Афон. Нехватка кадров бросилась в глаза уже во время визита на Афон Патриарха Кирилла.
На данный момент на Афоне служит около 70 полицейских и их возможностей едва хватает, чтобы обеспечить охрану 20 монастырей, 12 скитов и более чем пяти сотен калив и келий. Не стоит забывать, что в обязанности полиции входит и контроль за сухопутной границей Святой Горы Афон.
В настоящий момент на Святой Горе постоянно проживают около 1900 монахов и 3000 рабочих. Кроме того, Афон ежегодно посещает около 450.000 паломников. Стоит ли говорить что дальнейшее сокращение полицейского присутствия оставит Святую Гору практически беззащитной.
 
«Мегали идеа» - авантюра убивающая
 
Грецию Сейчас многие ищут истоки кризиса Греции. С удивлением видишь, как маститые ученые находят эти причины везде, но только не в самой Греции. Это вызывает улыбку. Есть мнение, что Греция стремительно разрушается по той же причине, по которой погибла Византийская Империя. Сами греки назвали это явление - ересью филетизма. - Святая Гора Афон Современная Греция выросла на «Мегали идеа» и бредит созданием какой-то Великой Греции, которой никогда не было, а была Православная Византийская империя, старавшаяся соединить под своей защитой все православные народы. «Мегали идеа» закончилась авантюрой Венизелоса 1919-1922 гг., когда Антанта подтолкнула греков к освобождению их исконных земель. Высадившиеся в Малой Азии войска героически сражались и вначале достигли немалых успехов, но в конце концов были наголову разбиты войсками Ататюрка, и греческое население Малой Азии было вынуждено навсегда покинуть территорию Турции. Руководителей авантюры постигло заслуженное наказание: они были казнены. Причина поражения очевидна: греческие солдаты были движимы не ревностью о защите православных святынь и православного народа, а националистическими и либеральными идеями, и выполняли приказы не православного императора, а Антанты.Греция до сих пор так и не оправилась от этого удара... Но «Мегали идеа» осталась жить и живет дальше, убивая страну и народ. Ее адепты не хотят делить власть с представителями других народов. Гонения обрушились и на Афон. В 1924 г. в Греции был выработан «Устав Святой Горы», подписанный представителями 19-ти монастырей Афона. Отсутствует на этом документе подпись только представителя Пантелеимонова монастыря. Греческое правительство утвердило этот устав. В 1926 г. был выпущен закон «Новое Положение об Афоне», подписанный президентом греческой республики Павлом Кундриотисом и премьер-министром Г. Кондилисом, по которому Афон объявлен территорией Греции, управляется в административном отношении греческими властями, а в духовном - Вселенским Патриархом, и все монахи, вне зависимости от их национальности, должны стать греческими поданными. Статья «А» этого закона гласит: «Полуостров Афонский от горы Мегали Вигла (на границе с материком) до оконечности является самоуправляемой частью Греческого Государства под духовным управлением Вселенского Патриарха. Все монашествующие на Афоне являются отныне греческими подданными, а также все вновь поступающие послушники становятся таковыми без дополнительных каких-либо прошений». Тогда же было принято негласное решение не допускать в негреческие монастыри новых монахов. Несмотря на то, что желающие были, с 1926 по 1955 гг. по официальным данным в негреческие обители не было допущено ни одного монаха. За этот период количество монахов в Пантелеимоновом монастыре сократилось с 651 до 95 человек, из 82 русских келлий вымерло 68, причем, в наш монастырь не был принят ни один из тех, кто просился, а желающих поступить на Афон было немало.
 
Суточный устав монашеского общежития на Святой Горе Афон
 
Суточный устав монашеского общежития на Святой Горе Афон разделяется на три части. Первая – это общее богослужение. Каждый день в три часа утра начинается богослужение в храме: полунощница, утрення, часы, Божественная Литургия. А в великие Господские и Богородичные праздники совершается всенощное бдение. Богослужебные устав просиходит из Палестины и Константинополя, поэтому он несет в себе определенные особенности. Последование службы в храме на Святой Горе Афон, ночное тайноводство в тексты молитв, заставляют человека почувствовать, что служба – это небо на земле. Ведь небо и земля, временное и вечное, чувственное и мысленное – все соединяется в светлое прославление Господа. Все смиряет душу. Свет лампад, голоса чтецов и певцов, движения в храме – выражают смиренный характер смиренного Бога. Вторая часть – это послушание. Каждый год любой монах должен выполнять послушание (архондарик, кухня, сад, церковь, канцелярия и т.д.). А кроме того, он должен участвовать в общих работах. Слово послушание «диаконима» в греческом языке происходит от глагола «диаконо», который означает: «стараюсь принести свою любовь братьям». Приношение любви – это и пребывание в молитве и памяти Божией. Третья часть – личная молитва и поучение, собственный подвиг в келье. Здесь монах разговаривает с Богом и всей своей душой погружается в Слово Божие, а так же творит молитву «Господи Иисусе Христе помилуй мя». Действительно, Святая Гора – это особая земля, отделенная морем и посвященная Божией Матери. На этой земле нет ничего, кроме молитвы Творцу – тайной и таинственной, и сердца, которое в совершенстве постигло таинство Благодарения Бога за жизнь всего мира. 
 
В храме Панагии сейчас живет русский иподиакон
Панагия после ремонта
Друзья, кто поднимается на вершину Афона, захватите с собой немного консервов, халвы и оливок. В храме Панагии сейчас живет русский иподиакон Павел, который помогает паломникам, делает чай и керасму. Ему нужно оставить для пропитания немного еды. У него есть вода, но нет газовых баллонов. Возьмите еще и по баллону. Бог в помощь!

День, ночь и утро в Симонопетра. Афон.
Я на Афоне. Какой восторг!!!

Первое, что бросается в глаза по прибытии на греческую землю, так это прямо-таки невероятная жизнерадостность монахов* (далее – по тексту - я узнаю у о. Нила и о. Паисия в чем феномен такого духовного состояния, греческого монашества.). Впрочем, такое состояние – жизнелюбия, присуще всему народу греции
*Увы фото-фактов представить форумчанам не смогу. :( Потому как монахи, ссылаясь на «no blessing» (нет благословения) просили их не фотографировать. Я и не фотографировал... А они за это были мне благодарны... Ну?.. теперь-ка ответьте мне, разве это не радостный компромисс? :)
Когда мы прибыли в обитель, игумена Елисеуса здесь не было, и нас с моим братом-Андреем приняли – эконом м-ря, о.Нил и благочинный - о.Гервасий. Нас с дороги напоили горячим кофе и фантастически вкусным цукатом, пропитанным сиропом (и это помимо традиционной анисовой «Цыпуры» и сладчайшего «Лукума»). Переводчиком нашим был выбран о.Паисий (он-то, после, и будет отдан нам на растерзание. :) )
По началу, я не мог привыкнуть к улыбающимся монашеским лицам. Когда они то и дело, по своим послушаниям, проносились мимо нас, мне реально казалось, что они парят над землёй. Я смотрел в их глаза – исполненные радости и испытывал восторг: ОНИ ЛЕТАЮТ!!!
о.Гервасий.
Из моего дневничка: Благочинный – о.Гервасий, после вчерашней Литургии, на трапезе съел 3-4 листочка зелёного салата, ломтик хлеба и один апельсин. А, следующим, утром на его лице ни тени усталости – лицо светлое, во всём лёгкость, такое впечатление, что человек летает.
Отец Паисий
Как я уже говорил, о.Паисий нес свое послушание, сопровождая нас по обители (он тоже попросил меня не фотографировать).
Кратко, об о.Паисии.
Иеромонах Паисий (украинец по происхождению) уже скоро лет двенадцать как на Святой Горе. До этого он подвизался в Киево-Печерской Лавре.
На мой вопрос: За все эти двенадцать лет, вы бывали хоть раз на побывке у себя дома? – отец Паисий ответил: Слава Богу, нет. Отец Паисий - образец восточнославянского монашества: Очень интересный контраст – видеть холодного, сдержанного, как айсберг, о. Паисия, и его светящихся, белозубыми улыбками, греческих братьев.
О.Паисий об устройстве монастыря.
На верхних этажах находятся кельи. С виду, - говорит о. Паисий, – корпус выглядит огромным, но по сути келии и хоз. комнаты в нем маленькие. Особенность строения такова, что этажи как бы ярусами крепятся к скале, и в некоторых кельях, межкомнатной стеной является непосредственно скальная порода. Примерно с этой точки отшельник – Симон увидел, указующую на новую обитель – «петра» (камень, скалу), Вифлеемскую Звезду.
О.Паисий о жизнерадостности греческих монахов и суровости - наших
О. Паисий назвал мне сразу несколько причин:
Во-первых: сама природа южного народа отлична от нашей тем, что нашему народу выпала доля непрестанной борьбы с суровыми условиями жизни.
Во-вторых: их вера не понесла урона во времена турецкого владычества, предпочитавшего сохранить здесь христианство, но обеспечить себе собираемость дани. Поэтому, глубокая связь: Государство – Духовенство – Народ, представляют собой крепчайший монолит. У русских такая связь была прервана Петром Великим (я тут же вспомнил и Екатерину Великую – обезземелившую монахов, и Революцию, и постреволюционные репрессии.).
В-третьих (этот довод я слышал и от эконома Симонопетра – о. Нила): Греческие монахи считают, что все мы грешные, как ни крути, и в этом мире мы не избавимся от греха, но нам надо радоваться спасению; мы все спасены во Христе, так зачем нам печалиться.
*Ох, помню, как же я обрадовался этому «в-третьих». Душа моя, прямо, запела. Нам надо учиться у греков с радостью принимать христианство.
 
Там за деревянной дверью находится Пещера Симона. На самом деле, это никакая не пещера – маленькая выбоина в скале. В полный рост в ней вы не встанете. Надо быть настоящим подвижником, чтобы день за днём, и в жару и в стужу отдавать своё тело и душу в жертву.
 
Иеромонах, О.Паисий о молитве.
Я попросил о.Паисия рассказать мне о тонкостях Иисусовой молитвы – говорю ему, что не совсем понимаю, как ум помещать в сердце.
О.Паисий отрицательно покачал головой: Молиться надо просто. Внимательно. Так, как будто ты стоишь перед Богом. Не надо сосредотачиваться на сердце. Если Богу будет угодна твоя молитва, он всё устроит ко благу твоему.
Интересное наблюдение.
Во время утренней Литургии, где-то в самом начале службы, 93-летний монах, стоя в стасидии, как бы поприуныл. Тем временем, молодой монашек, обойдя и облобызав все иконы у Царских Врат, не найдя свободных стасидий, смиренно отправился к выходу. Тут-то в его поле зрения, и попал старенький, призадумавшийся монах. Молодой инок поравнявшись с пожилым монахом, мягким боксерским движением плавно эмитирует апперкот в живот старичка. С пожилого монаха тут же схлынули тяжкие думы, он просиял прекраснейшей улыбкой, с благодарностью провожая монаха-озорника.
Вот такие вот отношения.
Стасидия - очень удобное полукресло с подлокотниками.
 * * *
Теперь немного о грузине-Якове.
Яков-грузин или просто - Джейкоб.
Яков родом из Грузии, из Зугдиди. 22 года живет в Греции, в Салониках. Закончил здесь Университет им. Аристотеля, богословский факультет. 12 лет работал в м-ре Симонопетра трудником. Женился на гречанке.
Оказывает помощь м-рям Святой Горы, более же всего Симонопетру.
Лично знал Паисия Святогорца и общался с ним.
Здесь, на самом верху, в правом верхнем углу фото, нас разместили на ночлег
Яков - о жизни монахов Симонопетра:
Спят монахи около 4-ёх часов. Если бы вам выпало спать этажом ниже, под самой монашеской кельей, то вы бы не смогли своих глаз сомкнуть, потому что, за ночь монахи кладут от 800 до1000 поклонов.
Кроватей у монахов нет, спят прямо на деревянном полу. Под голову кладут скрутку.
Центральный вход в обитель
(Яков удивляет!)

Из моего дневничка:

Яков: Вера греков – свободная, она больше сосредотачивается не на собственных пороках (человек грешен), а на радости пребывания во Христе. Здесь все любят Христа, и вера у греков сильна. Они очень дружны между собой.

Я заинтригованный таким исключительной оценкой о греческой вере, справляюсь о роли других православных…
Я: А как обстоят дела с верой у сербов?
Яков: Сербы очень мощные в вере.
Я: Греки на первом месте, а после - сербы?
Яков: Пожалуй сербов можно поставить на первое место… Потому их и бомбили (НАТО). И греков сейчас сильно прижимают, за то, что они православные. * * *
Вот скажите, как после такого откровения мне вновь не желать отправиться на Святую Гору... и как, после такого, не мечтать попасть в сербский монастырь Хиландар... Гм? :)

Справка: м-рь Симонопетра населяют, кроме самих греков, выходцы из Молдавии (2 чел.), Румынии, Сербии, Венгрии, Грузии (1 чел.), Китая (о.Исаия), Украины (иеромонах - о.Паисий), Германии, Франции.
Сегодня подворья монастыря находятся в Фессалониках, Афинах, Халкидики, во Франции и в Румынии. * * *
С огромной благодарностью к моим благодетелям, предпринимателю Андрею Мацола (ктитору монастыря Симонопетр) и Андрею Генову, пишу эти строки; о незабываемом событии, - которое в памяти моей уже который день не теряет свой свежести и мистической радости.

Особая моя благодарность – грузину-Якову, нашему гиду и опекуну; отцу Паисию (иеромонаху Симонопетра); отцу Нилу (эконому Симонопетра); отцу Гервасию (эпитропу Симонопетра) и всем-всем монахам и немонахам принявшим деятельное участие в нашем познавательном путешествии по Святой Горе. * * *
Послесловие.
Не устаю славословить Матерь Божию, Пресвятую Деву Марию и сладчайшего нашего Господа Иисуса Христа.
Просмотров: 485 | Добавил: Степанович | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: