Вторник, 17.07.2018, 04:52 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2013 » Март » 11 » Паломничество в Новый Иерусалим
13:15
Паломничество в Новый Иерусалим
Паломничество в Новый Иерусалим

Реставрация Воскресенского собора
 
В статье «Оклеветанный людьми, Богом оправданный», мы писали о жизни и служении Святейшего Патриарха Никона – подвижника благочестия, имя которого, к сожалению, до сих пор пребывает в несправедливом поношении от тех, кто разделяет раскольнический взгляд на историю Русской Церкви в XVII веке. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей рассказ о паломничестве в основанный Патриархом Никоном Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь.
НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ
О СОЗДАННЫХ СВЯТЕЙШИМ
ПАТРИАРХОМ НИКОНОМ ОБИТЕЛЯХ
В 1656 году Святейший Патриарх Никон задумал создать архитектурную копию святых мест Палестины. В 60-ти километрах от Москвы он нашел место, напоминавшее ему Святую Землю. На небольшом живописном пространстве, неподалеку друг от друга располагались села, храмы которых были посвящены главнейшим событиям из жизни Спасителя – Рождеству, Преображению и Вознесению, а также великому двунадесятому празднику Воздвижения Креста Господня. Холмистый край тоже походил на землю Палестины, отчего и получил название Русской Палестины. Протекавшая там река Истра, показавшаяся Святейшему Патриарху подобием евангельского Иордана, официально была переименована в Иордан. В центре Русской Палестины располагался холм, ставший Сионом. На нем-то и заложил Святейший Никон Воскресенский монастырь – Новый Иерусалим. К востоку от нового Сиона находился холм, которому присвоили название Елеон, затем там была устроена Елеонская часовня. В восточной части холма Патриарх создал женский монастырь, «нарицаемый Вифания», с храмом в честь Входа Господня в Иерусалим. Север Русской Палестины стал образом Галилеи. Здесь находились холмы Фавор, Ермон и село Микулино, переименованное в Преображенское – в честь одноименного храма. Располагавшиеся здесь же селения были названы Назаретом и Капернаумом. К югу от Воскресенского монастыря на погосте стояла деревянная церковь святого пророка Божия Илии. Далее, к юго-востоку, было село Разумовское с церковью Рождества Христова. Эта местность знаменовала собой Вифлеем – селение, в котором родился Спаситель.
Вход в Кувуклию
Кипарисовый Крест в меру Креста Господня
В 1658 году оклеветанный недоброжелателями перед Царем Алексием Михайловичем Святейший Патриарх Никон решил устраниться от политических интриг и, покинув столицу, уединился в Новом Иерусалиме. За год до этого на реке Истре-Иордане он основал Богоявленскую пустынь (скит) – в виде столпа, на котором два нижних этажа занимали жилые и подсобные помещения, на третьем этаже размещался храм Богоявления, а на четвертом – храм святых апостолов Петра и Павла. Здесь Патриарх уединялся для молитвы, поста и богомыслия. В остальное время он неустанно трудился: принимал участие в строительстве Воскресенского собора, не только руководил работами, но и собственноручно носил камни, считая это делом благочестия. Святейший Никон ежедневно посещал все монастырские богослужения. Всюду – и в молитве, и в трудах, и в прочих монашеских подвигах – он подавал пример братии. Его дар слез располагал иноков к молитвенному деланию. Однако Патриарху не удалось завершить строительство своего главного детища. В 1666 году на Архиерейском Соборе Святеший Никон был лишен сана и отправлен в ссылку в Феропонтов монастырь. Подвижнику ставили в упрек отречение от патриаршего престола, создание монастырей «с неприличными титулы и суетными наименовании» и прочие «вины». Но это были только предлоги. Главная «вина» Патриарха Никона, по мысли митрополита Макария (Булгакова), состояла в том, что им «сделана была самая смелая из всех когда-либо у нас бывших и решительная попытка отстоять самостоятельность и независимость Русской Церкви от светской власти». После смерти Царя Алексия Михайловича положение Патриарха ухудшилось, поскольку при дворе усилились позиции его врагов. Святейшего Никона перевели в Кирилло-Белозерский монастырь, где он удостоился чудесного откровения. Первосвятителю снилось, что он очутился в огромном каменном здании и увидел там протоиерея Московского Успенского собора Михаила, который как бы извещал его об освящении некоей церкви. Вместе они пошли по палатам, дивясь красоте здания, и чем дальше шли, тем прекраснее оно становилось. Вдруг пред ними предстал юноша «благообразен зело» и спросил Патриарха Никона: «Что удивляешися, святче Божий, сему зданию?» Патриарх ответил: «Как же не удивляться такому величию и красоте!» Юноша продолжил: «Знаеши ли ты, чие суть здание сие?» Никон сказал: «Никакоже, господин мой, не вем». Тогда ангел объяснил: «Здание сие, еже ты зриши, твое суть, еже ты создал еси своим терпением. Но потщися совершити путь своего течения». В последний год своего пребывания в заточении Первосвятитель был утешен решением Царя Феодора Алексиевича возвратить его в Воскресенский монастырь. Но по дороге в обитель он скончался и был погребен в приделе святого Иоанна Предтечи в Новом Иерусалиме, в том месте, где в Иерусалимском храме находится гробница праведного Мелхиседека, что глубоко символично. Создав архитектурную икону Святой Земли, Патриарх вложил в нее и свои честные останки, как вкладывают в иконы частицы мощей. От его гроба после смерти по сей день не перестают истекать многочисленные исцеления и чудотворения.
РАССКАЗ О ПАЛОМНИЧЕСТВЕ
В НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ
От Москвы до Истры мы добирались на автобусе с автостанции рядом с метро «Тушинская». Дорога заняла около часа. До революции Истра называлась Воскресенском, в честь Свято-Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. В настоящее время монастырь находится на окраине города, доехать до него можно на маршрутном автобусе. Воскресенский собор встретил нас окованным в доспехи строительных лесов, сеток и ограждений. Мы прошли по некрополю за алтарем собора. Внимание привлекла великолепнейшая гробница Анны Сергеевны Цуриковой (25 июля 1818 г. – 7 января 1907 г.), жены местного купца и фабриканта Павла Григорьевича Цурикова, бывшего долгие годы главным благотворителем Ново-Иерусалимского монастыря. После смерти супруга Анна Сергеевна продолжила его дело. Старожилы до сих пор вспоминают добросердечие этой семьи. Местная легенда гласит, что в Великую Отечественную войну, когда немцы во время оккупации Истры вывозили с монастырского некрополя надгробия из ценных камней, по Промыслу Божию, очень дорогое надгробие на могиле А.С. Цуриковой они не заметили. В Воскресенском соборе открытыми оказались лишь две самые главные святыни – Кувуклия и Голгофа. Пробираясь между лесами и щитами, мы проследовали в Кувуклию – точное подобие Иерусалимской святыни, приложились к камню, копии отваленного Ангелом от дверей Гроба Господня. Затем через небольшой проход проникли в Гроб Господень – сердце Нового Иерусалима. Святейший Никон вставил в него частицу подлинного Гроба Господня. «Преклонив колена, поклонимся Живоносному Гробу и приложимся к нему, исповедуя скорби души и с покаянием испрашивая у Господа милости и благодати», – говорилось в путеводителе. Далее мы прошли в единственный открытый для паломников придел – Голгофу. Здесь хранится кипарисовая копия Креста Господня, привезенная в XVIII веке из Иерусалима. Временами Крест мироточит и от него исходит благоухание. Святыня вделана в каменный помост, в котором есть три отверстия и трещина. Отверстия напоминают о трех Крестах, воздвигнутых на Голгофе. А трещина копирует ту, что, согласно преданию, образовалась при смерти Богочеловека, капля Пречистой Крови Которого упала на череп Адама, погребенного под Крестом, омыв его грехи. К сожалению, нам не удалось приложиться к гробнице Святейшего Патриарха Никона – доступ к ней был закрыт. После Голгофы мы побывали в музее, расположенном за алтарем Воскресенского собора, в церкви Рождества Христова. Вначале экспозиции представлена табличка с надписью, которая до революции встречала каждого входящего в обитель: «Всякая душа благочестивая, желающая пречудный храм Воскресения Христова, иже в Иерусалиме, видети и тамо в нем сущим святым местам поклонитися, но ради дальнего расстояния оного дойти не могущая, созерцай сюда вшедши и разумей внутрь заключенных вещей душеполезную тайну, иже Спаситель твой тамо между неверными, здесь же среди благочестивых христиан в воспоминание тебе спасительных страстей, смерти и тридневного Воскресения, в храме сем Ново-Иерусалимском представляет».
В музейной экспозиции отражена история создания монастыря, встречаются личные вещи Патриарха Никона, прижизненные и посмертные его портреты и исторические картины, описывающие события его жизни. Наше внимание обратила на себя копия вериг. Оказывается, Святейший Никон смирял свою плоть железными веригами. При этом его подвижническая жизнь находилась в гармонии. Духовная же жизнь старообрядцев, которые до сих пор его поносят, образно говоря, ограничивается одними веригами. Посетив музей, мы прогулялись по окрестностям монастыря. Большая часть Русской Палестины в настоящее время занята городом Истрой. Продвигаясь вдоль берега реки, мы подошли к купальне и из надписи на стенде узнали, что это – Иордан. Омывшись в водах русского Иордана, направились к Богоявленской пустыни. Но смогли рассмотреть ее лишь издали, из-за забора. Перейдя по мостику через небольшой ручеек – поток Кедрон, мы подошли к Силоамскому источнику. Напившись воды, проследовали дальше по тропке к боковому входу в монастырь и оказались в русской Гефсимании, здесь ныне расположен музей деревянной архитектуры. Обойдя монастырь вдоль стены, вернулись к центральному входу – к исходной точке нашего паломничества.
Русский Иордан
 
Осмысливая увиденное, лишь отчасти начинаешь вникать в грандиозность замысла Святейшего Патриарха Никона и размах его зодческой деятельности. В любое время года можно приехать в Новый Иерусалим и всегда ощутишь духовную радость. Зимой благочестивого паломника здесь ждет купание в Иордане. Весной – Голгофа и Гроб Господень позволят глубже проникнуться высотой жертвенного подвига Спасителя, источника святой Пасхальной радости. Летом в обители можно попасть на Фавор, а осенней порой – встретить на Голгофе праздник Воздвижения Креста Господня. Сознавая великое благочестие Патриарха Никона и его любовь к ближним, подвигнувшую на создание этого удивительного архитектурного ансамбля, мы, недостойные потомки, с благодарностью возглашаем ему вечную память. За его святые молитвы да сподобит и нас Господь приобщиться духовных благ горнего Иерусалима, которого образом является Иерусалим Новый!
Александр МАЛИНИН
Просмотров: 500 | Добавил: Степанович | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: