Пятница, 19.04.2024, 10:27 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2015 » Февраль » 18 » Почаевские восхождения Окончание
14:29
Почаевские восхождения Окончание

ПОЧАЕВСКИЕ ВОСХОЖДЕНИЯ

Окончание

Бесы искушают.Ночное происшествие
 

Вот, в одну из таких ночей упражняемся мы в умном делании, в том же таки большом Успенском соборе. А тогда в 1979 году в Успенском соборе шла реставрация и центральный неф собора был зашит лесами. Ну, творим молитву Иисусову, бьем поклоны, а оно в ту ночь погода какая то выдалась ветреная, бурная. Слышно ветер просто таки переходит в шквал. Как вдруг, начался стук на лесах, в самом соборе, как будто ремонтники реставраторы там. Чу, что такое?! Там наверху никого не могло быть по определению темно, ночь. Какие работы? Как вдруг с лесов, как сорвется что то тяжелое грузное, тут же и грохот падающих кирпичей и битого стекла(кто слышал и такое!). Да все это как посыплется с грохотом на пол… мы всполошились. Особенно я, несмелый, впечатлительный, всего боящийся отличался особой боязнью. Гипноз страха, обуял меня и стал нагнетаться от секунды в секунду...
Но, тут раздается спокойный, ровный голос Исаии: «Не обращайте внимания. Это бесы искушают и отвлекают вас от молитвы!» Мы будто протрезвели, упокоились и продолжали дальше. Хотя, какой то, животный страх все же присутствовал. Не отступал.
Послушник, читавший псалтирь на левом клиросе, должен был все это, как и мы слышать весь тот шум. Спросили у него, но, странно чудо, он ничего не слышал!
По окончании, расходились. Но, не спешили разойтись. Все были ошарашены случившимся. Думали, думали, слово за слово, в конце концов, хоть и уставшие уже были, но спохватились и полезли на леса проверять. Облазили все закутки ища, то что упало, полезли на леса, светили фонариками искали, Игорь, держась за трос натянутый над самым верхним карнизом(а карниз образует такой себе выступ, так что можно пройти, обошел вокруг по периметру но так ничего подозрительного и не заприметил. но так ничего и не обнаружили. Никаких обвалившихся кирпичей, никакого стекла. То было наверное банальное бесовское наваждение и не более.

Поход к гипнотизеру

Отец Исаия рассказывал, что когда он учился в Киевской Духовной семинарии, еще до ее второго закрытия, то в Киев в те годы приехал с сеансами знаменитый гипнотизер. Может быть самый Вольф Мессинг. В те 50е, он будучи другом Сталина широко гастролировал по Союзу. Но, точно не могу, не берусь утверждать. И вот, - рассказывает далее отец Исаия, - нас семь человек семинаристов, как тоже будущих работников духа решили пойти на сеанс гипноза и посмотреть на его практическое осуществление и применение. Нам, олодым верующим людям это было очень и очень интересно. Мы гипноз отождествляли. Ни мало, ни много, а с игрой духов, с темной бесовской силой. И вот эксперимент гипнотизера и мы решили устроить эксперимент свой. Пошли. Купили билеты, зашли в зал и тихонько сели. Условились, что во время работы гипнотизера будем читать молитву Иисусову:

Господи,Иисусе Христе,Сыне Божий помилуй мя грешнаго!

Сидим тихо, читаем про себя эту молитву. В начале сеанса страшновато было. Но, мы недоучли одного: гипнотизер этот был сильный, но у него было свое правило: он желал работать только с теми людьми, с той публикой – которая желала с ним сотрудничать, работать. Он в самом начале сеанса опытно ощутил, или учуял, какие то невосприимчивые межпсихологические волны, даже противостоящие общей атмосфере зала. Он вычислил нас, и честно сказал: «Молодые люди сидящие в таком то и таком ряду, я прошу вас покинуть зал. Сдайте билеты, пусть вам возвратят деньги и пожалуйста оставьте зал».
Ну, что делать? Мы встали, сдали билеты, вышли и больше на такие представления и сеансы не ходили. Но, наш опыт, лишний раз уверил нас и наглядно подтвердил силу призывания имени Иисусового. Силу произнесения Божьего имени.
Еще, помню говорил Исаия и такое… Наши духовные опыты в различении и постижении духов, можно проверять с помощью святой воды: как проверить настоящего бесноватого от притворщиков, которые просто отпускаются? А ведь есть среди больных и бесноватых и такие! И есть много: беснование и кликушество, как образ жизни, образ бытования. Три стакана с водой, один из который с агиасмой, можно и четыре и семь для усложнения эксперимента. Настоящий бесноватый ни за что не станет пить святую воду, дух сразу учует в каком она стакане.

Новоафонские иноки стоят и молятся до сих пор.

Рассказывал нам Исаия и о новомучениках, Новоафонских монахах. Водолазы погружающиеся в море видели странное и страшное видение: посмертно стоящих стоящих в глубине морской и молящихся иноков… Трагедия, разыгралась близ Нового Афона в 1920-е годы. Тогда сотрудники НКВД затопили баржу, на которой из Сухуми в Новороссийск переправлялись 150 монахов. Она, баржа, в море была взорвана.
Возле берегов Абхазии до сих пор лежит на дне затопленная баржа, с 150 монахами. Их обманом погрузили на баржу, сказав, что вывезут их в место, где они свободно будут продолжать свой образ жизни и никто их не тронет… Баржу взорвали и затопили. И это делалось руками русских, польстившимся на лозунг - грабь награбленное и мы старый мир разрушим до основанья. Водолазы, - рассказывал отец Исаия, - погружающиеся в море видели странное и страшное видение: посмертно стоящих стоящих в пучине морской и молящихся иноков. Этот рассказ-свидетельство, помню, на меня, забитого деревенского парня произвел глубокое впечатление. Сегодня, с рассказов маленького отца Рафаила снаряжаются экспедиции водолазов на поиски баржи, но пока безуспешно.

Наградной крест грузинского Патриарха

Патриарх грузинский Давид, правивший Грузией перед Илией, наградил странника Исаию личным именным крестом. Некоторые Кавказские священники донесли патриарху о том, что некий странствующе-бродячий монах по имени Исаия ходит от села к селу, крестит, отпевает, и как он вообще смеет. Патриарх вызвал Исаию к себе и предъявил обвинения от собратий священников.
Как вспоминал отец Исаия: я шел к патриарху и боялся. Что скажет святейший и какой суд вынесет на выдвинутые мне обвинения?
И вот у патриарха. Странствующий батюшка Исаия рассказал и на карте указал, в каких труднодоступных селах он бывает. Туда, где по пять и десять лет не ступает нога священника. Патриарх слушал, слушал, думал. В конце беседы, все понял. Вдруг резко встал, снял с себя крест, одел на Исаию, сказав: «Иди, и как прежде, благовествуй Царство Божие! И никого не бойся впредь! И кто будет к тебе приставать, ты сразу вот, покажи – крест грузинского патриарха».
Я видел тот крест: крест без распятия. Такой себе полиставрий – наперсный крест, внутри которого на голубой эмали, тоже, в свою очередь, изображены маленькие равноконечные кресты. То, - указывал отец Николай, - благословение патриарха Грузинского.

Солидарность с игуменом Апеллием 

Был у нас в Почаеве борец с телевизорами – отец Апеллий(Станкевич). Так, Исаия был полностью солидарен с ним! И вот почему…
Коллективное сознание верующих людей, противостоящее цивилизационному «зверю» рождало от недр своих грозные открытия о сатанизме телевизора. И не потому(мое частное мнение) что телевизор, компьютеры и прочая мультимедия, сами по себе бесовские, но потому, что отвлекают верующего, а уж тем более монаха, от молитвы. Слышал, по сему поводу, я от игумена Исаии и такой рассказ, произведший на меня впечатление. Итак, ясней и короче…
Отец Исаия, подвизавшийся на Кавказе и вторивший отцу Апеллию в неприятии телевизоров, распознал в устройстве телеприемника древний магически колдовской ритуал приглашения «духов» ясновидения в свой дом. Какие это «духи», читающий да уразумеет. Раз на Кавказе он присутствовал на одном ритуале, очень и очень похожем на «духовный телеприемник». Исаия молитвой и крестом остановил тот телекинез.
Ритуал был таков: в кусок воска, вминался конец шпагата, или другой какой-либо не толстой веревки, или даже нитки и все это помещалось в бутылку квадратную обязательно и прозрачную, кварта раньше была такая, с наговоренной и залитой туда заранее водой, свободный конец нитки-шпагата выводится через печной дымоход в трубу-дымарь аж на улицу, стоящей на хате и привязывался к ветке святой вербы вертикально. Бутылка же сама устанавливается в устье печи, напротив горящего пламени. С помощью магических заклинаний чаровники приглашали духов пещных и видели в играющем пламени преломляющемся сквозь стекло и воду квадратной бутылки, то устрашающие, то благоприятные образы, как прошлого, так и будущего, желанные иль не желанные, что только может вспыхнуть и вырисоваться в нашем сознании.
Я вспомнил. Такое практиковала, у меня под Кременчугом, в селе Солоница, знаменитая Кременчугская Мотрона, ведьма, прорицательница и знахарка, смотря на пламя печи, сквозь стекло квадратной бутылки, (у нее тоже такая была) она прорицала будущее, как настоящее. Дух Божий, ангельский, или кто то из святых через такой ритуал никогда не откроется. Там открываются совсем иные духи, духи - бесовские.
Факт. Наш народ очень склонный к магии, к магическим колдовским ритуалам, к зависимости от них. Если проследить пытливым умом, весь этот магически-колдовской ритуал, то можно увидеть в нем упрощенную схему устройства телеприемника телевизора: шпагат-нить выводящаяся чрез печную тягу на улицу ничто иное, как ТV антенна, квадратная бутылка кварта — стеклянный кинескоп, пламя в печи — нагревательная испускающая пучек света электронная лампа. Поразительное сходство! Здесь нечего сказать, что есть, то есть. И если мы сегодня ясно слышим и говорим о компьютерной зависимости, о ее пагубных последствиях для человеческого общения, работы, семьи. Если говорим том, что она даже лечится, то впору задуматься о кознях диавольских. Лукавый использует технологии для одурманивания нас живых людей.
Сегодня понимаешь, что старцы Апеллий и Исаия, не так уж однозначно были и не правы и отсталы в своих суждениях. В их борбье с «цивилизационным Зверем», была, что говорится зернистая мысль. Человече бодрствуй и не попадись в зависимость!

Новый благочинный запретил молитвы в Соборе 

Не все братия относились положительно к деятельности странника Исаии. В Лавре между братией велись споры и причем иногда споры ожесточенные, о его практике молитвы. За это его не очень любило церковное начальство, да и свои безвольные, безинициативные, неталантливые собратия монахи, тоже очень жаловали. Ну, такова реальная наша жизнь. Всегда борьба, азарт, противостояние, ну и победа! Кто достиг.
Я не раз читал в житиях святых о спадающей с плеч мантии, как о лишении монаха духовного покрова и благодати. Но, нечто подобное случилось и у нас в Лавре. Это случилось видимо в посту, так как раньше почаевские монахи только в Великий Пост все одевали мантии, а так во все остальные дни года носили просто рясу и камилавку. Одевает мантию на богослужениях, только служащий иеромонах - седмичный.
И вот, монах, стал распространяться негативно, в том смысле, что мол надо читать Псалтирь, а не какую то молитву, от которой, как есть случаи – некоторые повреждаются умом: « Понимаешь? Из имени сделали идола и поклоняются и обожествляют имя, а не Бога!» Таким образом, похулил имя Христово: вдруг, то ли совпадение, то ли случай, то ли действительное наказание Божие, защелка с пуговицей разорвалась и мантия сама с плеч спала. Но, это из рассказов послушников, я лично этого не видел.
Новый благочинный запретил проводить молитвы в соборе. Имени его я не называю, так как он еще жив. Исаия, как услыхал об этом запрете, а горяч был, и сказал в сердцах: «эх взять бы этого благочинного в руки, да встряхнуть бы его хорошенько!» А Исаия силен в руках был. И сам по себе человек был мощный, крепкий.
После запрета на практику молитвы «Иисусовой» мы стали собираться в келии иеромонаха Николая, помощника эконома. Ну, там уже никто нам запретить молитву не мог. Что то я помню пару раз(они куда то уезжали) ночевал в той келии.
Отец Исаия очень мало спал. Говорили, что временами он спал два часа в сутки. Посему у него всегда был вид человека лишенного сна, не выспавшегося, недоспавшего. Говорили, что временами, были такие дни, он спал два часа в сутки. Я подходил и присоединялся к молитве, продолжающейся до трех часов ночи. Но, ленивый я, и не могущий. Какое то время бодрствовал, какое то засыпал и отпадал, идя к себе в келию спать. Так было.
Отец Николай, помощник эконома отца Питирима( ныне митрополит Николаевский), за день на экономии набегается, ночью в месте со своим духовным отцом Исаией молится. Бодрствует. Но силы уходят, сон берет свое. Читает, читает, замедляется, бух на книгу и уснул! Тогда Исаия берет книгу и сам читает. Он читал, помню, очень быстро.
Вот, не помню, ходил ли батюшка Исаия в трапезную. Может и приходил, но редко. У него был свой образ еды и пощения.

Мнение Исаии о старчестве

Младостарчество, или старчество с негативными духовными последствиями было проблемой Церкви всегда. Тогда в 80е годы, такого термина, как младостарчество мы еще не знали. Но, самую точную формулировку уже и тогда дал отец Исаия. В разговорах о старчестве игумен Исаия говаривал так: теперь в нынешнее время повелись не, старцы, а «старцi» (с украинским ударением, меняющим весь смысл слова).

Встреча в киевской лавре в 1988 году

Последний раз я видел Исаию в 1988 году в первые месяцы открытия Киево Печерской Лавры. Радостные дни открытия лавры я приехал, как раз в первые месяцы. Блаженное состояние духа. У всех верующих киевлян и приезжих богомольцев было преподнесенное настроение. Первые службы, а то было летнее время, тепло, происходили под открытой аркадой Рождество Богородичной церкви (теперь там устроено кафе для паломников). Он как раз служил, то ли седмичным был…

И самая последняя весть об Исаии 

Иеромонах Иларион и иеродиакон Василий, насельники Мгарского Спасо-Преображенского монастыря воспоминают:
Так вот, поехали мы из Мгаря к Исаии учиться Иисусовой молитве. Долго добирались деревня Зимовеньки. Глухомань страшная. Уже прибыв в село вечером. Совершенно стало темно. Долго спрашивали по дворам стучались никто не открывал. В селе люди ночью боятся открывать. Насилу нам в одиннадцатом часу вечера подсказала, какая то смелая русская бабка, где монастырь и где живет «поп Исаия».
Вышел дед в фуфайке и шапке. Долго говорил, расспрашивал зачем приехали, и в конце концов, поняв что за люди, открылся, что он и есть игумен Исаия. Зашли, поздно ужинали, ели гречневую кашу. Уже утром отец Исаия занялся с приезжими и давал необходимые советы к духовному руководству и, опять же таки, по молитве Иисусовой.
Все дневные беседы закончились обучением: ночной практикой бодрствования на молитве Иисусовой. Утром Мгарские монахи, получив благословение, уехали, и вже в монастыре рассказывали о незабываемой молитвенной ночи.

Игумен Исаия портрет

Сильный, инициативный и независимый в духовном смысле человек. Он был очень живой импульсивный, с вулканическим, кипучим, страстным характером (Во, парадокс! И, в свою очередь, учивший созерцательной умной молитве, почти безмолвию - исихии).
И еще. Отец Исаия был очень красивой наружности, в 70е годы, седина уже густо пробивавшаяся в его волосах и бороде, с трудом скрывала очень и очень красивую природную внешность. И сам он живой, общительный, неравнодушный. Я помню, видел его фото, в покровском монастыре Киева - в алтаре у жертвенника он вынимает из просфоры частицы на проскомидии. Лучшее фото, какое я видел когда либо в жизни! Лицо, то ли от фотокамеры, то ли осиянное лучом Божества, (видимо то и другое) живое, ясное, просветленное, одухотворенное. Как лицо Ангела! Дорогие мои, читающие эту повесть о старце Исаии. У кого есть(сохранилось) это фото, огромная просьба к Вам, перешлите его мне. Ведь я точно знаю – оно было не в одном экземпляре!
Очень хорошо разбирался в народной терапии: в лекарственных препаратах, травах, мазях, настойках. Всегда оказывал дельную помощь вопрошающим и требующим таковой.
Одна интересная особенность. В келии, в которой он жил у своего духовного чада иеромонаха Николая, у него стоял неповторимый аромат, но не духов, духами он не пользовался, а именно масел. Я видел у него эти флакончики с эфирными маслами. Розовое и лавандовое в смеси составляют аромат мира…
Раз пришлось мне с ним ехать в Киев. Спортивные штаны, заправленные в носки, короткий подрясник, скуфия и плащ – вот таков его был всегдашний походной прикид, странника и путника земли.
Таковым он и останется в моей памяти навседа…

 

***
P.S. В странствующем схиархимандрите Исаии сомкнулся и тут же разрешился, неразрешимый, казалось бы, узел Православной антиномии(противоречия) из которой сомнением совести, долгим мучительным размышлением, страданием и выкресывается искра молнии духовной жизни Церкви. С одной стороны послушание священноначалию, и подчиненные монашествующие, как крепостные. А с другой стороны: поэзия духа человеческого, мечта о духовной независимости от кого бы то ни было, монашеская свобода с ее неучастием в делах и зле мира.

Схиархимандрит Исаия, разрешил самым радикальным способом сию антиномию. Он может по праву сказать вместе с украинским философом Сковородой: «Мир ловил меня, но не поймал!»
Схиархимандрит Исаия (Коровай): «На днях был я у о.Анатолия – великого подвижника, который плачет о гибели Украины. Думали, движется великая туча саранчи на Святую Русь. Потом выяснилось, что эта саранча – не настоящая саранча. А это грабители расхищают Святую Русь, кто как умеет» (/1/, с.492).

Схиархимандрит Исаия (Коровай): «Украина стоит на краю бездны, ее будут колоть на части. В 1936 г. прп. Лаврентий Черниговский предсказал: какой будет ужас, когда Украина отделится от России» (/1/, с.520).

Схимонахиня Антония «говорила: "Очень плохо будет с Украиной". Даже подчеркнула, что "с Украиной будет очень плохо". (Пророчества схимонахини Антонии /2/, 08:30).

Господи, вразуми нас, грешных, и сохрани Святую Русь!
Архимандрит Аввакум ДавиденкоГЛУБОКО ВНУТРЕННИЙ ЧЕЛОВЕК

Просмотров: 638 | Добавил: Степанович | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: