Пятница, 23.02.2018, 01:57 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2015 » Октябрь » 7 » «С радостью взираю на Господа…»
15:15
«С радостью взираю на Господа…»

 

«С радостью взираю на Господа…»

 

Сегодняшняя публикация в рубрике «святоотеческое наследие» посвящена борьбе со следующей согласно порядку православной аскетики страстью – печалью. Вот как описывает ее основные проявления святитель Игнатий (Брянчанинов): «Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случающееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него». Ниже мы приводим наставления богомудрых учителей Церкви о скорбях и правильном отношении к ним христианина.

 

Бог может и сегодня же прекратить все бедствия; но Он не прекратит скорби, пока не увидит, что мы очистились, пока не увидит, что в нас произошла перемена и [наступило] покаяние, твердое и непоколебимое.

 

+ + +

 

Он [Бог] весьма любит нас, потому и попускает нам подвергаться скорбям, чтобы мы искренне прилеплялись к Нему. Как матери, устрашая непослушных детей различными страшилищами, заставляют их прибегать к своим недрам, и делают это не с тем, чтобы огорчать их, но чтобы привязать их к себе, так и Бог, всегда желая привязать нас к Себе, как сильно любящий или больше всякого любящего, попускает тебе впадать в такие нужды, чтобы ты постоянно упражнялся в молитве, постоянно призывал Его и, оставив все прочее, помышлял о Нем.

 

+ + +

 

Как землю нужно пахать и копать, так и для души, вместо заступа, нужны искушения и скорби, чтобы она не произрастила худых трав, чтобы смягчилась ее жестокость, чтобы она не возгордилась.

 

Святитель Иоанн Златоуст

 

+ + +

 

С радостью взираю на Господа, даже когда Он посылает мне скорби: радуюсь, что печалями Он делает меня легче, как золото, которое было смешано с прахом и потом очищено.

 

Святитель Григорий Богослов

 

+ + +

 

Если мы хотим легко претерпевать всякую скорбь и искушение, пусть будет для нас желанна, пусть всегда стоит перед нашими очами смерть за Христа.

 

Преподобный Макарий Египетский

 

+ + +

 

Воспротивимся всякому восстанию диавола, с вожделением имея всегда перед очами смерть за Господа и, как сказал Господь, ежедневно подъемля на себя крест, т. е. готовность к смерти, будем следовать за Ним и с легкостью переносить всякую скорбь, как тайную, так и явную. Ибо если ожидаем претерпеть смерть за Господа и с желанием имеем ее всегда перед очами, то тем более с легкостью, охотно и радостно претерпим скорби, как бы тяжки они ни были. Ибо если нетерпеливо считаем скорби тяжкими и обременительными, то это потому, что не имеем перед очами смерти для Господа, и мысль не всегда устремлена к Нему с любовью.

 

Преподобный Ефрем Сирин

 

+ + +

 

От плача и терпения рождается надежда и безстрастие, от них – умерщвление себя для мира. И если человек будет пребывать в терпении, не отчаиваясь оттого, что отовсюду видит утеснение и смерть, но понимая, что это источник просвещения, если он будет дерзновенным, как достигший возраста духовного, то через многие слезы и скорби он придет в состояние ясно видеть святые страдания Господни и утешается ими, и считает себя поистине ниже всех, видя, сколько благ изливается на него от благодати Божией.

 

Священномученик Петр Дамаскин

 

+ + +

 

Различные искушения бывают причиной различного добра. Ведь что может быть лучше благ Небесного Царствия: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку(1 Кор. 2, 9)? И каким образом человеку можно их получить? Не чем иным, как только искушениями и терпеливым перенесением скорбей. Многими, – сказано, – скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22). Кому даруются небесные венцы, как не страждущему в искушениях? Блажен человек, который переносит искушение, – говорит [апостол] Иаков, – потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его (Иак. 1, 12). И Товит также свидетельствует: Блаженны скорбевшие о всех бедствиях твоих, ибо они возрадуются о тебе (Тов. 13, 14). Кто удостаивается вечной славы? Не тот ли, который в печалях бедствует, согласно словам апостола: Кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу (2 Кор. 4, 17)? Это значит, что какая-либо печаль, внезапно находящая на нас, хотя бы и легкая, но переносимая нами с благодарностью, ходатайствует нам великое множество вечной славы, и даже больше того: принятие печали с благодарностью делает нас сынами Божиими, как об этом говорит и Писание:Если вы терпите наказание – под наказанием здесь апостол разумеет всякую печаль и скорбь, случающуюся по Божиему попущению, – то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны (Евр. 12, 7–8). Смотри, по чему узнается, кто является приобщенным сыном Богу, и кто нет! По тому, терпит ли он наказание, ибо не терпящий есть сын незаконный, терпящий же есть сын, приятный Богу.

 

+ + +

 

Еще и то знай, возлюбленный, что во всех бедах, скорбях, печалях и искушениях не малая отрада бывает от того, чтобы во всем положиться на волю Господню, естественно благую, хотящую нам всегда добра и все устраивающую в пользу нашу, ибо все, что Он устраивает с нами, хотя и кажется нам неприятным, однако все к лучшему. Вот и садовник, очищая сад, хотя режет ветки, однако не повреждает этим деревья или виноград, но даже делает их еще более плодоносными: Всякую [сказано] ветвь <...>, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода (Ин. 15, 2). Так и Бог попускает на нас беды не во вред нам, но чтобы обогатить нас духовными плодами; и когда Он видит, что мы терпим и повинуемся Его изволению, тогда Он бедствие превращает в благополучие и скорбь – в радование. Поэтому возложим все на Его святую волю, говоря: «Устрой со мной все, как хочешь, да совершится на мне Твоя святая воля!»

 

Святитель Димитрий Ростовский

 

+ + +

 

От любой скорби не чем иным, как молитвой и исповеданием наших грехов перед Богом, избавиться не можем. Даже тот, кто своему верному другу сообщает свою скорбь, получает некую отраду и утешение, тем более когда говорит о ней Богу. Он милосерден по естеству и близок призывающим Его во истине, и когда мы сообщаем Ему скорби сердца нашего и, исповедуя наши грехи, смиряемся, падаем перед величием Его, мы получаем или избавление, когда воле Его угодно и нам полезно, или непременно облегчение и утешение: Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя (Пс. 49, 15).

 

+ + +

 

Скорбь – истинное училище молитвы.

 

+ + +

 

Терпение есть добродетель, которая во всякой приключившейся неприятности, печали и скорби предается воле Божией и готово лучше все выстрадать, чем согрешить перед Богом. Или терпение есть добродетель, укрепляющая сердце в крестном подвиге и сохраняющая от негодования и ропота, и научающая во всем предаваться воле Божией: это не что иное, как сама вера, подвизающаяся против самолюбия плоти и покоряющая ее в послушание воле Божией.

 

Святитель Тихон Задонский

 

+ + +

 

Когда скорби придут сами собой – не убойся их, не подумай, что они пришли случайно, по стечению обстоятельств. Нет, они попущены непостижимым Промыслом Божиим.

 

+ + +

 

Грех – причина всех скорбей человека и во времени, и в вечности. Скорби составляют как бы естественное последствие, естественную принадлежность греха, подобно тому, как страдания, производимые телесными недугами, составляют неизбежно принадлежность этих недугов, свойственное им действие.

 

+ + +

 

Вы в скорби оттого, что в борьбе, в борьбе – оттого, что закон Христов духовен, требует распятия.

 

+ + +

 

Убегает от исполнения закона Христова безумно ищущий места безскорбного <...>. Место и жизнь безскорбные – когда сердце обрящет смирение и смирением войдет в терпение.

 

+ + +

 

Во времена скорбей и опасностей, видимых и невидимых, особенно нужна молитва: она, будучи выражением отвержения самонадеянности, выражением надежды на Бога, привлекает к нам помощь Божию.

 

+ + +

 

В последние времена тесный путь оставят почти все, почти все пойдут по широкому. Из этого не следует, что широкий потеряет свойство вводить в пагубу, что тесный сделается излишним, ненужным для спасения. Желающий спастись непременно должен держаться тесного пути <...>, завещанного Спасителем.

 

Святитель Игнатий (Брянчанинов)


+ + +

 

При скорбях нужно не роптать и не спорить с Богом, а с благодарностью к Нему молиться. Господь не так, как люди; люди, если что-либо от кого потерпят, стараются отплатить, но Господь и в скорбях старается нас исправить. Если бы мы знали, как терпят другие, то не роптали бы.


+ + +

 

Мы не терпим разных лишений, скорбей, уязвления нашего самолюбия и не благодарим Господа за то, что Он способствует этим нашему духу расти.


+ + +

 

Каждый христианин должен спасать себя и приводить ко спасению других – путем веры, страданий, терпения, покорности воле Божией. Это спокойное перенесение человеком страданий окрыляет других, окружающих, и приводит их ко Христу.

 

Святой праведный Алексий Мечев

Просмотров: 187 | Добавил: Степанович | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: