Пятница, 19.04.2024, 21:37 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2012 » Сентябрь » 1 » СОПРИКОСНУВШИСЬ С БЛАГОДАТЬЮ
21:30
СОПРИКОСНУВШИСЬ С БЛАГОДАТЬЮ
СОПРИКОСНУВШИСЬ С БЛАГОДАТЬЮ
 
 
Владимир Дубовик
Как-то в июле благодаря настоятелю Свято-Николаевской церкви в городском поселке Василевичи отцу Георгию мы приехали посмотреть монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Юровичи Гомельской области. Эта обитель затаилась на самом юге Беларуси, среди просторов Полесья, там, где широко течет Припять.
Этот монастырь может поразить воображение даже повидавшего виды искушенного путешественника или почитателя зодчества. Архитектурные достоинства Юровичского храмового комплекса величественны и уникальны по своей красоте и технике воплощения. Но мы хотим рассказать о том, как сейчас живет монастырь, о тех людях, что его населяют и восстанавливают, и о нашей скромной помощи обители.
Сейчас над восстановлением обители трудятся иеромонах Илия, послушник и несколько монахинь. Сестры приехали в Юровичи в 2006 году из монастыря в Хойниках и принялись за возрождение их новой обители. К этому времени Юровичский храм был включен в список культурных объектов ЮНЕСКО и его реконструкцией начало заниматься государство, а заботы по восстановлению монастырского корпуса, его домовой церкви, келий, трапезной, просфорни, келий для паломников и других помещений легли на плечи насельников обители.
Первую экскурсию по обители для нас провела сестра Анимаиса, рассказав об истории монастыря, а также о чудотворной Юровичской иконе Божией Матери, список которой сейчас находится в домовой церкви. Она показала нам и темные сырые монастырские подземелья с древними отопительными печами, тайными переходами и замурованными ходами, ведущими за территорию монастыря, а по слухам, даже дальше, до самого Мозыря. Нужно сказать, что, глядя на размеры этих ходов, внешне больше похожих на тоннель метро, охотно в это веришь. Также мы побывали и под сводами храма. Благо, сейчас идет его реконструкция. Прогулялись по территории, посмотрели, как монахини обустроили хозяйство и небольшой участок земли, где они выращивают самое необходимое.
Наша первая поездка не была продолжительной, но то радушие, с которым нас встретили, те вещи, которые мы успели увидеть за несколько часов, твердо убедили нас в том, что Юровичский монастырь — это то место, куда хочется возвращаться снова и снова. Более того, мы хотим, чтобы о нем узнало как можно больше людей, чтобы они приехали сюда, воочию увидели всю его красоту и соприкоснулись с той благодатью, которая наполняет эту обитель.
По прибытию в Минск мы стали основательно готовиться к следующей поездке: распространяли информацию на сайтах, в социальных сетях и приходах тех храмов, которые посещаем, собирали паломников и волонтеров, думали, чем можем помочь монастырю, закупали нужные вещи, в которых явно был недостаток. И вот небольшая группа в составе пяти человек (Володя с Машей, Вера, фотограф Татьяна и Андрей) накануне праздника Преображения Господня поехали в Юровичи. Несколько человек выехали в четверг вечером поездом до Мозыря, где их утром в пятницу встретил отец Георгий и отвез в монастырь, а остальная часть группы отправилась рано утром в субботу на машине прямо из Минска.
Сразу же по приезду в пятницу мы успели побывать на Литургии, а потом нас разместили в кельях для паломников и пригласили к утренней трапезе. Любой монастырь живет по строгому уставу, в том числе устав регламентирует и время для трапезы. А тем, кто забывает о часах, монастырский колокол напомнит, что пришло время садиться за общий стол. Этот же колокол оповещает всех и о том, что пора собираться на общую молитву.
После сытного, несмотря на идущий в это время пост, завтрака были розданы послушания. Веру благословили помогать сестрам в делах хозяйских, а я получил послушание на заготовку дров на зиму. Мне, выросшему в деревне, не впервой браться за колун, но, признаться, все же пришлось изрядно потрудиться, что я даже подустал. Да и справляться с метровыми колодами столетних сосен и тополей по большей части удавалось только при помощи железного клина и кувалды.
За трудами время летит незаметно. И вот колокол во дворе позвал к обеденной трапезе. Потом еще несколько часов борьбы с узловатыми и коряжистыми пнями — и радостный перезвон колоколов зовет на вечернюю службу. Труд и молитва — главные обязанности и суть монашеской жизни. Причем второе во много крат важнее первого, ведь монахи молятся не только за себя, но и за весь мир, за всех, кто живет в нем…
Тишина в монастыре наступает быстро. После службы все собираются на вечернюю трапезу, после которой монахини удаляются в свои кельи для келейной молитвы, а паломники и трудники идут к себе и укладываются почивать. Примерно в полночь монахини снова собираются в церкви, чтобы прочесть акафист Богородице, а в шесть утра все встают на монастырскую полунощницу. Кроме того, у монахинь есть еще личное молитвенное правило, которое неукоснительно выполняется утром и вечером, чтение Неусыпаемой Псалтири и монастырских помянников. И так каждый день, из года в год, всю монашескую жизнь… Как же хорошо почивать после дневных трудов и молитв в просторной келье с высоченными сводчатыми потолками, которые опираются на старинные метровые стены, хранящие много древних тайн и загадок.
День здесь начинается рано. Мы встали минут за десять до службы, которая начинается в шесть часов и длится почти до восьми. Потом снова трапеза и благословление на разные послушания. У меня дела не закончены и я возвращаюсь к своим колодам, а Веру благословляют помогать на кухне сестре Тамаре, ведь в этот субботний день приедут другие паломники, а завтра будет большой церковный праздник — Преображение Господне, который в народе называется Яблочным Спасом, поэтому нужно основательно к нему подготовиться.
Вскоре приехали и наши друзья. Они привезли много подарков для монастыря: продуктов, нужных в хозяйстве вещей. Здесь всему рады: каждой маленькой салфетке, каждому пакету каши или бутылке масла. Монастырь ведь живет своими трудами и каждый рубль тут экономится. Источник дохода только один — пожертвования и записки прихожан, а их в этом отдаленном от больших городов месте всего-то несколько десятков человек. Это нужно видеть, с каким радушием и теплотой сестры принимают паломников. Все самое лучшее готовится и ставится для них на трапезный стол.
С приездом ребят дело пошло быстрее и веселее. Володя с Андреем вдвоем принялись «добивать» запас дров, Машу благословили на уборку монастырской просфорни, Татьяна принялась выполнять особое поручение — готовить фотоматериал об обители, ее жизни, насельниках и тех, кто туда приезжает. Нужно сказать, что за любое дело или поручение в монастыре принимаются, только получив благословение, оно тогда спорится и выполняется гораздо лучше, чем это бывает обычно.
Субботний денек выдался на радость всем нам теплым и солнечным. Работа шла своим чередом. Те, кто успевал со своими делами, мог любоваться восстанавливаемым храмом, наблюдать за жизнью монастыря. Вот приехали туристы, прогуливаются около древних стен. Немного в отдалении идет стройка — рабочие восстанавливают стену, которая, как встарь, будет окружать монастырь по периметру. Вот послушник Владимир заготавливает материал для стройки новой просфорни, которую возводят во дворе. А вот сестра Фекла вывела попастись монастырских коз: Белочку, Ромашку и Линду. Все идет своим чередом. Признаться, колокола, созывающего на обед, мы ждали с легким нетерпением. От здорового труда на свежем воздухе аппетит разгулялся не на шутку. Монастырская трапеза также идет согласно уставу. При входе в трапезную полагается совершить крестное знамение, попросту говоря, перекреститься на иконы, которые обязательно стоят в восточном углу комнаты. Затем все рассаживаются на свои места, причем монахини сидят за одним столом, а послушники, паломники и трудники — за другим. Для почетных гостей, например, духовника монастыря или самого владыки (епископа Мозырьского и Туровского Леонида) предназначены отдельные места, во главе трапезной, которые всегда накрыты на всякий случай. Перед трапезой совершается общая молитва, читаются «Отче наш» и песнь Богородице, покровительнице монастыря. Затем старшая сестра Ананья благословляет трапезу — и все принимаются за еду. О еде стоит сказать отдельно. Несмотря на ее простоту: свои свежие овощи, картошка, постный борщ (в монастыре никогда не едят мяса, а рыба бывает только по праздникам и в скоромные дни), свежая выпечка, хлеб и коврижка — все настолько сытное и вкусное, что просто жмуришься от удовольствия. А секрет очень простой: готовят-то пищу монахини с непрестанной молитвой и любовью к тем, кому она подается. Это мы, миряне, уплетаем обед с усердием, сами же сестры едят куда скромнее, ведь постничество — тоже их удел и выбор. Во время трапезы разговаривать не полагается. В монастырях, где насельников больше, в это время в трапезной читаются кем-нибудь из монахинь жития святых или прочие поучения из святоотеческих книг. По окончании трапезы никто самовольно не выходит из-за стола, полагается ожидать, пока поедят все. Потом все читают благодарственную молитву, благодарят за еду и, перекрестившись, покидают трапезную.
После обеда особых трудов уже не было. Мы все стали готовиться к праздничной вечерней службе. По случаю предстоящего праздника в субботу на службу пришли и несколько местных прихожан. Пожилая схимонахиня, одеяния которой всегда напоминают ей о бренности нынешнего мира и постоянной готовности достойно встретить мир загробный, заняла свое место. Отец Илия прошел в алтарь, и небольшой хор, регентом которого является сестра Анимаиса, начал первое песнопение праздничного всенощного бдения. Тяжело передать словами то ощущение радости и восторга, которое переживаешь в этот момент: сердце открыто, разум светел — в таком окружении молитва легка и глубока. Незабываемое чувство, частицу которого уносишь с собой навсегда! На торжественном богослужении совершается освящение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея (масла). Затем отец Илия помазывает каждого из присутствующих на службе святым елеем. Дальше все идет своим чередом, и после службы и вечерней трапезы мы расходимся по своим кельям.
Воскресенье в монастыре — всегда праздник! А в этот раз вдвойне, так как оно совпало с праздником Преображения Господня — это событие, о котором Евангелие повествует так. Иисус Христос пророчески произнес:Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.(Мк. 9: 1), а спустя шесть дней взял троих ближайших учеников: Петра, Иакова и Иоанна — и поднялся вместе с ними на гору помолиться. Там во время молитвы Он преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. (Мф. 17: 2). При этом явились два ветхозаветных пророка, Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. (Лк. 9: 31). Увидев это, пораженный и испуганный Петр сказал: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии (Мк. 9: 5). После этих слов явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали с облака голос: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. 17: 5). Спускаясь с горы, Иисус запретил ученикам говорить об увиденном ими, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых (Мк. 9: 9).
На праздничную Литургию собралось много людей: жители близлежащих деревень, поселков, кто-то приехал издалека, из Мозыря и Калинкович. Но в церкви всем хватило места. Праздничная служба необыкновенно торжественна и красива. Песнопения растекаются под сводами церкви и создают необычайный настрой. Возгласы и молитвы священника текут неторопливо и величественно. Прихожане прикладываются к иконам, особенно к иконе Богородицы Девы Юровичской Милосердной, вознося свои молитвы и просьбы к Матери Божией. Те, кто готовился к принятию Причастия в этот день, исповедуются у отца Илии. Без подготовки и исповеди к Чаше со Святыми Дарами подходить нельзя. Затем все вместе произносят «Символ веры» и «Отче наш» — и Чаша выносится через Царские Врата на амвон к причастникам. Совершается Причастие Тела и Крови Христовой. В конце службы все подходят приложиться к кресту, затем отец Илия идет со своим помощником пономарем в монастырский двор, где уже все приготовились к освящению яблок и других фруктов нового урожая. После службы мы стали собираться в Минск. Но сестры никак не хотели отпускать нас, не накормив как следует в дорогу. Еще они преподнесли нам небольшие подарки: каждому по просфоре, молитвословы; всем сказали добрые слова и пожелания. Нам не хотелось расставаться, а хотелось еще хоть немного побыть в этом дивном месте. Но мы ведь не прощались с ними надолго, ведь это была только одна из первых наших поездок, которые, даст Бог, станут регулярными. Да сохранит всех Господь!
 
 Фото Татьяны Сипайло
Просмотров: 723 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: