Пятница, 22.06.2018, 14:19 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2013 » Май » 29 » Страдальческий крест батюшки Гавриила
08:29
Страдальческий крест батюшки Гавриила
Страдальческий крест батюшки Гавриила
18 / 31 мая – память Оптинского cхиигумена
Гавриила (Виноградова)

 
В закрытом городе Томск-7, в большой дружной семье инженера-атомщика Юрия Алексеевича Виноградова, 31 мая 1958 года появился на свет младенец, которого нарекли Сергеем, – спустя годы он закончит свой жизненный путь в Оптиной Пустыни, с новым именем – схиигумена Гавриила. Все пятеро детей Виноградовых не были крещены – в те годы это могло привести к серьезным неприятностям для родителей. Мать работала учительницей в школе, а отец, имевший множество изобретений и снискавший всеобщее уважение, занимал место ведущего инженера на оборонном предприятии. Когда Сереже едва исполнилось девять месяцев, он тяжело заболел: поднялась высокая температура, он задыхался. В больнице ничем помочь уже не могли, и состояние младенца стремительно ухудшалось. Когда надежды почти не осталось, неожиданно к плачущей матери подошла нянечка и стала уговаривать ее не отчаиваться, но продолжать бороться за жизнь ребенка. По совету старушки мать всю ночь поила Сережу теплым молоком с содой, – и постепенно дыхание его выровнялось, он спокойно заснул. Рассказывая этот случай избавления от смерти, батюшка благодарил Бога, пославшего Свою помощь через нянечку, которая, по-видимому, была верующей. Господь сохранил жизнь младенцу, однако тяжелая болезнь, перенесенная в столь раннем возрасте, сказалась на его здоровье. Впрочем, частые простуды не слишком омрачали детство живого и любознательного Сережи. В 1975 году Сергей поступил в Ленинградский институт авиационного приборостроения, на радиотехнический факультет. Учеба давалась ему легко, замечательные способности счастливо сочетались с редким трудолюбием. После защиты диплома его оставили работать на кафедре – для подготовки к поступлению в аспирантуру. Внешне все в его жизни устроилось на редкость благополучно: блестящее начало интересной творческой работы, высокая оценка научных руководителей, любовь и уважение друзей... Но в душе его совершался напряженный внутренний поиск. Все острее Сергей ощущал ограниченность обычных житейских устремлений и взглядов, его глубокую цельную натуру они уже не удовлетворяли; внутри словно образовалась пустота. Пытаясь разобраться в своей душе, он впервые обратился к духовной литературе, где поднимались вопросы о смысле жизни. В результате он отказался от аспирантуры, и его сразу же призвали в армию. После окончания срочной службы Сергей не стал возвращаться в институт, к своей работе, а устроился в котельную одного из Ленинградских домов для престарелых. Это дало ему возможность жить вне давления идеологической системы. Его душа искала «единого на потребу», искала Бога. Новое рождение – рождение в Духе – совершилось в Спасо-Преображенском соборе города Выборга 6 марта 1988 года. Это было время страннической жизни и напряженного самоиспытания. Почувствовав в себе искру любви Христовой, Сергей уже не мог остановиться на полпути, не мог не откликнуться на прозвучавший в его сердце Божественный призыв. Внутренняя цельность, нравственная чистота, глубокий аналитический ум, привыкший добираться во всем до самой сути, укрепили в нем решимость полностью посвятить себя служению Богу. Вскоре произошла встреча, которую батюшка впоследствии называл таинственной, имевшей для него особенное значение. В храме к нему подошел человек, назвавшийся иеродиаконом, и попросился переночевать. Почувствовав к страннику необъяснимое расположение, Сергей привел его к себе домой, и они проговорили всю ночь. Видимо, эта беседа открыла отцу Гавриилу нечто, касающееся его духовного пути. Спустя много лет, он вспоминал о ней: «Кто приходил ко мне тогда? Да и человек ли это был?.. Знаю только, что в исключительных случаях, желая помочь, Бог посылает Своего Ангела под видом человека». Про Оптину Сергей узнал как бы случайно, из газетной статьи, в которой о ней было всего несколько строк: «В Калужской области возрождается Оптина Пустынь...» Вскоре он впервые приехал туда потрудиться и присмотреться к монашеской жизни. Эконом обители обратил на нового трудника особое внимание, запомнив его усердие к послушанию и ту смиренную решимость, с которой Сергей сказал: «Цель всей моей жизни – стать в Оптиной послушником...» Духовник монастыря направил его в Псковские Печоры к отцу Иоанну (Крестьянкину). Побеседовать подробно со старцем не удалось, но письменно отец Иоанн ответил Сергею, что благословляет его в Оптину, заключив свое письмо словами, ставшими напутствием на всю жизнь: «Послушание – труднейший, но и кратчайший путь к Богу». Однажды батюшке и еще двум трудникам поручили покрасить нитрокраской помещение на подсобном хозяйстве. Немного поработав и более не вынося резкого запаха, его товарищи и вышли на улицу и стали обсуждать невозможность трудиться в таких условиях. Сергей же, словно ничего не замечая, продолжал молча красить. 20 декабря 1990 года послушник Сергий был пострижен в рясофор с наречением имени Мина. Еще во время работы в котельной Сергею часто нездоровилось: повышалась температура, он чувствовал слабость, постоянно покашливал. Инок Мина старался не обращать внимания на свои недомогания, но вскоре выяснилось, что у него туберкулез, и он вынужден был лечь в больницу, где пробыл восемь месяцев, с небольшими перерывами. Так началось его монашество – с подъятия страдальческого креста болезни. 21 марта 1991 года, в Шамордине, владыка Евлогий рукоположил инока Мину в сан иеродиакона. Его благоговейное служение и истинно монашеское поведение не остались незамеченными, и вскоре на духовном соборе монастыря был поднят вопрос о постриге инока Мины в мантию и рукоположении в сан священника. Постриг состоялся 25 сентября, новопостриженого нарекли Павлом, а 23 февраля 1992 года архиепископ Климент совершил хиротонию иеродиакона Павла во иеромонаха. Долгое время батюшка исполнял послушание уставщика и помощника благочинного. Его любовь к богослужению, внимательность и строгость в исполнении Церковного Устава были в Оптиной общеизвестны. Болезнь вынуждала отца Гавриила часто уезжать из монастыря на лечение, и это причиняло ему большую сердечную скорбь, но стало, по его словам, незаменимой школой терпения. Батюшка любил собирать своих духовных чад вместе. Такие встречи были великим утешением, их с нетерпением ждали – ждали не только духовной беседы, возможности выяснить какие-то вопросы и разрешить свои недоумения, – дорожили самой возможностью побыть с батюшкой, окунуться в атмосферу отеческой любви и тепла, которые он излучал. В воскресные дни и праздники духовные его дети знали: надо быть в Оптиной, батюшка ждет. Не щадя сил и здоровья, трудился отец Гавриил, чтобы в каждом зажечь искру Христовой любви. Так постепенно созидалась большая духовная семья. Весной 1998 года одна из его духовных дочерей была назначена настоятельницей возрождающегося женского монастыря, и батюшка взял на свои плечи крест сугубого попечения об этой обители, став ее неофициальным духовником и благоустроителем. Созидание, восстановление из руин святой обители приносило его душе великую радость. В праздник Святой Троицы в 2003 году отец Павел, согласно расписанию, был в числе служащих. Но утром он почувствовал себя особенно плохо и, понимая, что даже выходить из кельи в таком состоянии нельзя, позвонил благочинному, чтобы отпроситься. Услышав в ответ, что из-за недостатка служащих у того могут возникнуть сложности, батюшка счел невозможным отказаться от служения и подвести собрата. В тот день во время Литургии он едва не потерял сознание, и его с трудом довели до кельи. Температура поднялась выше 40°, он задыхался. На следующий день, в праздник Святаго Духа, батюшку увезли в больницу. Тут-то и выяснилось, что задыхаться он начал задолго до этого и давно уже не мог спать лежа, лишь ненадолго задремывал, сидя в кресле. Все лето отец Павел провел в больнице. Он мучительно страдал: все лимфоузлы увеличились до размера крупных виноградин, сдавили внутренние органы, мешали дышать. Ноги распухли, каждый шаг отзывался болью во всем теле. Дополнительное обследование выявило у него злокачественное заболевание крови. Когда после курса химиотерапии состояние его несколько улучшилось, батюшка смог вернуться в Оптину, и 21 ноября, в праздник архистратига Михаила и всех Небесных Сил безплотных, совершилось его пострижение в великую схиму. Батюшка получил имя в честь архангела Гавриила. Незадолго до кончины приступы удушающего кашля, не дающие перевести дух, высокая температура, боли во всем теле до крайности изнурили и иссушили его плоть, так что батюшка часто был не в силах даже говорить. Но его жертвенность поражала. Видя человека с реальной скорбью и проблемами, отец Гавриил, обладавший огромной силой воли, умел сконцентрироваться и «выкладывался» для него полностью. Вечером же, проводив последнего из гостей, он в изнеможении падал на кровать и зачастую уже не мог выйти из палаты даже на несколько минут, чтобы ее проветрить и прокварцевать. 4 августа 2005 года схиигумен Гавриил предал дух свой в руце Отца Небесного.
+ + +
Получив от отца Наместника благословение выразить свое мнение по вопросу всеобщей кодификации населения и введения новых удостоверений личности, батюшка серьезно рассмотрел его в свете Священного Писания. Результатом этих размышлений стала статья «Идентификационный номер», в которой он писал: «Ныне в мире все ярче являются возвещенные через пророков в Божественном Писании признаки пришествия светлого и явленного дня Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в который со славою Судия всех приидет каждому воздать по делам его. Но почему у многих из нас на сердце не радость о встрече с Творцом и Богом нашим, а смущение и печаль житейская? Нерадение о славе Божией и грехи наши – причина того, что глубоко смущает нас попущенное Богом великое испытание веры нашей, состоящее в том, что перед Вторым Пришествием Христовым на малое время явится и воцарится антихрист, дышащий злобой на рабов Божиих – православных христиан. Христос Пришествием Своим поразит антихриста, который будет „ввержен в озеро огненное" (Откр. 19, 20). Такая же участь – вечные мучения в озере огненном – постигнет и самого отца лжи – сатану. Ныне же через людей, которые по сути – орудия сатаны, строится храм-капище антихристу – вводится „новый мировой порядок" с целью установления политико-экономической и духовной диктатуры мирового правительства во главе с антихристом; устанавливается „новый мировой порядок" с помощью создающейся электронно-компьютерной системы тотального контроля и управления людьми». По словам батюшки, таким образом ныне и каждого человека, и всю Россию втягивают в мировую систему зла. Заботясь о том, чтобы не оставить своих духовных чад в неведении, отец Гавриил разъяснял: «Неправильно рассуждают те, кто думает, что процесс глобализации – это естественный ход развития человеческой истории, то есть – нечто неизбежное. Священное Писание ясно говорит о подготовке к воцарению в конце времен единого мирового правителя – антихриста. Стирание государственных границ, национальных особенностей культуры – такое „объединение" или глобализация ведет именно к этой цели. Мировое правительство уже создано и открыто заявляет о себе». Батюшка призывал готовиться к тому, что придется сделать выбор – исповедничество или отступничество.
Подготовила Ксения МИРОНОВА По книге: Делатель неукоризненный. Жизнеописание схиигумена Оптиной Пустыни Гавриила (Виноградова).
Просмотров: 322 | Добавил: Степанович | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: