Среда, 24.04.2024, 05:37 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2011 » Декабрь » 14 » «ТАКОЙ СОБОР ВМЕСТО ЛЕЧЕНИЯ ОТКРОЕТ НОВЫЕ РАНЫ НА ТЕЛЕ ЦЕРКВИ»
09:42
«ТАКОЙ СОБОР ВМЕСТО ЛЕЧЕНИЯ ОТКРОЕТ НОВЫЕ РАНЫ НА ТЕЛЕ ЦЕРКВИ»
«ТАКОЙ СОБОР ВМЕСТО ЛЕЧЕНИЯ ОТКРОЕТ НОВЫЕ РАНЫ НА ТЕЛЕ ЦЕРКВИ»
 
Санкт-Петербургская Духовная академия присвоила степень доктора богословия honoris causa митрополиту Волоколамскому Илариону (Алфееву). Сегодня мы продолжим рассмотрение прозвучавшего на церемонии вручения докторской степени доклада митрополита Илариона «Межправославное сотрудничество в рамках подготовки к Святому и Великому Собору Православной Церкви» в свете церковных канонов и святоотеческого наследия. В начале выступления митрополит Иларион с сожалением отметил, что, по его мнению, тема грядущего «святого» и «великого» собора необъективно освещается в православных СМИ: «С темой подготовки Святого и Великого Собора подчас связаны различные недоумения, а порой и прямые спекуляции в определенных кругах. Некоторыми маргинальными СМИ развернута настоящая кампания против созыва Собора». Далее митрополит Иларион конкретизирует, кто и как проводит эту неприятную для него кампанию. «Существуют интернет-сайты, – говорит он, – где размещается дезинформация по различным аспектам, связанным с предсоборным процессом. Приводятся цитаты из высказываний Святых Отцов, прозвучавших некогда по другим поводам и произвольно вырванных из контекста». Конечно, трудно определенно сказать, какие именно сайты имеет в виду митрополит Иларион. С цитатами же из высказываний Святых Отцов проще, т.к. их немного. Нас не затруднит привести эти святоотеческие изречения для того, чтобы читателю стало ясно, о каком соборе пророчествовали Старцы и кто на самом деле вырывает цитаты из контекста и дезинформирует православных.
Преп. Нектарий Оптинский
Вот, например, высказывание преподобного и богоносного отца нашего Нектария, Старца Оптинского. Отвечая на вопрос о возможном объединении Православной Церкви с католической, он говорил: «Нет, это мог бы сделать только Вселенский Собор, но Собора больше не будет. Было Семь Соборов, как семь Таинств, семь Даров Святаго Духа. Для нашего века полнота числа – семь. Число будущего века – восемь. К нашей Церкви будут присоединяться только отдельные личности» (Павлович Н.А. Записки об о. Нектарии // Литературная учеба. 1992. Кн. 4. С. 7). Из этих слов святого прозорливца видно, что грядущий «великий» и «святой» собор никак не может претендовать на звание Вселенского и не имеет ни малейшего права что-либо менять в церковных правилах, установленных Семью Вселенскими Соборами.
Преп. Кукша Одесский
Вот еще высказывание касательно предстоящего собора, принадлежащее подвижнику и исповеднику нашего времени преподобному Кукше Одесскому. В середине XX века в письме к своим духовным чадам он писал: «Скоро будет экуменический собор под названием „святой". Но это и будет тот самый „восьмой собор", который будет сборищем безбожных. На нем все веры соединятся в одну. Затем будут упразднены все посты, монашество будет полностью уничтожено, епископы будут женаты. Новостильный календарь будет введен во Вселенской Церкви. Будьте бдительны. Старайтесь посещать Божии храмы, пока они еще наши. Скоро нельзя будет ходить туда, все изменится. Только избранные увидят это. Людей будут заставлять ходить в церковь, но мы не должны будем ходить туда ни в коем случае. Молю вас, стойте в Православной вере до конца ваших дней и спасайтесь!» Напомним и темы предстоящего Всеправославного собора: 1. Православная диаспора. Определение юрисдикции православных объединений за пределами национальных границ. 2. Процедура признания статуса церковной автокефалии. 3. Процедура признания статуса церковной автономии. 4. Диптих. Правила взаимного канонического признания Православных Церквей. 5. Установление общего календаря праздников. 6. Правила и препятствия для совершения Таинства Брака. 7. Вопрос поста в современном мире. 8. Связь с другими христианскими конфессиями. 9. Экуменическое движение. 10. Вклад Православия в утверждение христианских идеалов мира, братства и свободы. Как видим, преподобный Кукша в своем пророчестве говорит о пунктах с 5-го по 9-й. На настоящий момент его слова исполнились еще не полностью, а только частично, но если заявленная повестка грядущего собора совпадает с той, которую назвал Старец, значит и вопросы, о которых он упоминал, могут быть решены в соответствии с его пророчеством, т.е. в угоду обновленцам и экуменистам.
Преп. Иустин Сербский
Еще существует записка великого сербского богослова преподобного Иустина (Поповича) (Посев и Жатва. Белград, 2007), где он основательно разбирает все «за» и «против» предстоящего собора, предтечами которого были Константинопольский Всеправославный конгресс 1923 года, Международный форум на острове Родос в 1961 году и последующие предсоборные мероприятия. Приведем выдержки из записки преподобного Иустина Архиерейскому Собору Сербской Православной Церкви. «Вопрос подготовки и созыва нового „Вселенского Собора" Православной Церкви не нов и не из последних в нашем веке истории Церкви. Этот вопрос был уже поставлен при жизни несчастного Патриарха Константинопольского Мелетия Метаксакиса, известного тщеславного модерниста и реформатора, создателя раскола в Православии на его так называемом „Всеправославном Конгрессе" в Константинополе в 1923 году…». Тогда же был определен и перечень вопросов для соборного обсуждения, который почти слово в слово совпадает с вышеуказанными нами темами. И какую же оценку дает им сербский Златоуст XX века? – «В данный момент не существует ни одной серьезной и неотложной темы для созыва и проведения нового Вселенского Собора Православной Церкви». Далее преп. Иустин приводит примеры предыдущих Вселенских Соборов и доказывает, что единственной законной темой предстоящего собора могло бы стать обличение и осуждение современных лжеучений и расколов, раздирающих Церковь Христову. «Историческая реальность очевидна: святые и Богом созванные Соборы Святых Отцов всегда имели перед собой один или самое большее два-три вопроса, остро поставленных им великими ересями и расколами, извращавшими Православную веру, раздиравшими Церковь и серьезно грозившими опасностью для спасения человеческих душ, спасения православного народа Божиего и всего творения Божиего, – пишет Святой и далее особо подчеркивает, – поэтому Вселенские Соборы всегда имели христологический, сотериологический, экклесиологический характер, т.е. их центральной темой – единственной темой и главным благовестием – всегда был Богочеловек Иисус Христос и наше спасение в Нем, наше обожение в Нем». «Это истинно-православная, апостольски-святоотеческая тематика Церкви Богочеловека во все времена, прошедшие, настоящие и будущие, – продолжает он. – Она одна только может быть предметом и возможного будущего Вселенского Собора Православной Церкви, а не схоластически-протестантский каталог тем, который не имеет никакой существенной связи с духовным опытом и духовной жизнью векового апостольского Православия, а является рядом сухих гуманистических теорем. Вечная соборность Православной Церкви и всех ее Вселенских Соборов состоит во всеохватывающей Личности Богочеловека Господа Христа. С этой центральной, всеохватывающей, православно-соборной темой и реальностью, с этой единственной Богочеловеческой тайной и реальностью, на которой строится и держится Православная Церковь Христова и все ее Вселенские Соборы, и вся ее историческая реальность, следует и сегодня выступать перед небом и землей, а не со схоластически-протестантскими гуманистическими темами, с которыми выступают Константинопольские или Московские церковные делегаты и делегации, которые в этот горький и критический исторический момент держат себя как вожди и представители Православной Церкви во всем мире». Далее Преподобный задается законным вопросом: кого представляют на предсоборных конференциях и совещаниях делегаты из Константинополя и Москвы?
«Константинопольская иерархия почти на всех всеправославных собраниях состоит, главным образом, из титулярных митрополитов и епископов; из пастырей без паствы и без конкретной пастырской ответственности перед Богом и перед своей живой паствой», – справедливо замечает он.

По поводу представителей Русской Церкви св. Иустин пишет: «Действительно ли сегодняшняя делегация Московской Патриархии является предстательницей святой и мученической великой Русской Церкви и ее одному Богу известных миллионов мучеников и исповедников? Судя по тому, что эти делегации заявляют и что они защищают, когда выезжают из Советского Союза, они не являются носительницами и выражением истинного духа и взгляда Русской Православной Церкви и ее верной православной паствы, ибо чаще всего эти делегации кесарево ставят выше Божиего. Однако существует слово Писания и заповедь: „должно повиноваться больше Богу, нежели человекам" (Деян. 5, 29)».
Здесь мы немного отвлечемся от чтения записки преподобного Иустина, посвященной грядущему собору, и зададимся тем же вопросом: кого представляет митрополит Иларион и сотрудники ОВЦС на предсоборных совещаниях? Русскую Православную Церковь и ее верную паству или же сторонников экуменизма и модернизма?
Пусть читатель сам делает выводы.
А мы продолжим рассмотрение исполненного святоотеческим духом документа преподобного Иустина, где подчеркнуто, что «такой принцип [представительства] на самом деле противоречит соборному преданию Православия».
Далее сербский Святитель говорит о Константинопольских экуменистах: «В последнее время Константинопольская Патриархия произвела множество епископов и митрополитов, главным образом все титулярных и фиктивных. Это, вероятно, подготовка к тому, чтобы на будущем „Вселенском Соборе" множеством титулов обезпечить большинство голосов для неопапистских амбиций Константинопольской Патриархии».
Потом преподобный Иустин переходит к непосредственному разбору тем, представленных на обсуждение, которые, еще раз повторимся, совпадают с вышеприведенным нами перечнем. «Не могу избавиться от впечатления и убеждения, что все это указывает на тайное желание известных лиц Константинопольской Патриархии: чтобы первая по чести Патриархия в Православии могла навязать свои концепции и свое поведение Православным Автокефальным Церквам и вообще православному миру и православной диаспоре и санкционировать такое неопапистское намерение „Вселенским собором". Поэтому первые четыре темы из десяти, выбранных для Собора, раскрывают именно стремление Константинополя подчинить себе всю Православную диаспору – а значит, и весь свет! – и оставить за собой исключительное право давать автокефалию и автономию вообще всем Церквам на свете, как нынешним, так и будущим, и одновременно порядок и ранг по своему усмотрению (в этом как раз и состоит вопрос диптихов, что значит не только „порядок поминания на Литургиях", но и порядок Церквей на Соборах и т.д.)».
Обозначив незаконные притязания Вселенской Патриархии, преп. Иустин оценивает их со святоотеческой точки зрения: «Было бы не по-евангельски, если бы Константинополю позволили из-за трудностей, в которых он находится сегодня, чтобы он привел все Православие к краю пропасти, как это уже раз случилось на Флорентийском псевдособоре (речь идет о Флорентийской унии с католиками. – Примеч. ред.), или чтобы он узаконил канонически и догматически определенные исторические формы, которые в какой-то момент вместо того, чтобы быть для Церкви крыльями, могут превратиться в оковы для нее и для ее преображающего присутствия в мире.
Нужно быть искренним: поведение представителей Константинопольской Патриархии в течение последних нескольких десятилетий вызывает такое же нездоровое безпокойство и болезненное духовное настроение, какое в XV веке привело Церковь к Флорентийской измене и позору. (И было ли поведение во времена турецкого рабства примером для всех времен? Как Флорентийское, так и турецкое рабство было опасно для Православия). Сегодняшнее положение еще более опасно: в те времена Константинополь был живым организмом с миллионами верных, которые быстро преодолели кризис, навязанный извне, и искушение пожертвовать верой и Царством Божиим для земного царства. А сегодня у него имеются митрополиты без народа, епископы, которым некем руководить (т.е. нет епископии) и которые, как таковые, хотели бы держать в своих руках судьбы всей Церкви! Но сегодня не должно и быть не может никакой Флоренции. И положение нельзя сравнивать с тяжестью турецкого рабства».
Затем Преподобный называет условия, при которых возможен истинный собор, и предлагает поразмышлять, могут ли они быть соблюдены в наше апостасийное время: «Не следует ли поразмыслить и над следующим: пока бывали гонения на Церковь, Вселенских Соборов не было, что не значит, что Церковь Божия в такие времена не действовала и не жила соборно. Наоборот, это был ее самый богатый и плодотворный период. А когда потом состоялся Первый Вселенский Собор, на него собрались также и епископы-мученики с ранами и рубцами, испытанные в огне страданий, которые смогли на нем свободно свидетельствовать о Христе как о Боге и Господе. Будет ли и сейчас веять их дух, т.е. смогут ли подобные епископы нашего времени выступить на подготовляемом соборе, чтобы собор мыслил по Духу Святому и по Богу говорил и решал, и чтобы на нем не вели речь главным образом те, кто не свободны от влияния сил мира сего и века сего?»
С этими опасениями нельзя не согласиться. Кто позволит присутствовать и выступать на «великом» и «святом» соборе, например, архимандриту Петру (Кучеру)? А ведь этот русский старец и при советской власти терпел гонения, и в наше время подвергся ожесточенной травле обновленцев, мужественно претерпев и то и другое. Невозможно себе представить на этом соборе и известного старца иеросхимонаха Рафаила (Берестова), пустынника, которого тоже гнали безбожники и вынуждали к непрестанным скитаниям. А ведь они современники и сотаинники многих новых мучеников и исповедников Российских! Но разве прислушаются сегодня сторонники реформ из Константинопольской, Московской и прочих Поместных Церквей к их смиренному гласу, защищающему истину?
Подытоживая свои размышления, преподобный Иустин обращается к священноначалию Сербской Церкви с призывом воздержаться от участия в грядущем соборе: «Учитывая все вышеизложенное и болезненно сознавая положение современной Церкви Православной и мира вообще, которое нисколько не изменилось с моего последнего обращения к Святому Архиерейскому Собору (в мае 1971 года), совесть моя заставляет меня вновь обратиться с мольбой и сыновним воплем к Святому Архиерейскому Собору мученической Сербской Церкви: да воздержится наша Сербская Церковь от участия в подготовке к так называемому „вселенскому" собору и от участия в нем самом. Ибо, если такой собор, не дай Бог, состоится, от него можно ожидать только одного: расколов, ересей и гибели многих душ. А исходя из апостольско-святоотеческого исторического опыта Церкви, такой собор вместо лечения откроет новые раны на Теле Церкви и создаст для нее новые проблемы и страдания».
Кстати, с аналогичным призывом – не участвовать в созыве и проведении «восьмого вселенского собора» – не так давно обратились к Патриарху Кириллу православные Русской Церкви, направив ему Открытое обращение (см. «ПК» № 20 (44)). Пойдет ли священноначалие навстречу пожеланиям своей паствы или же проигнорирует их? Из ответа на этот вопрос станет понятно, кого представляет делегация РПЦ и чьи интересы она отстаивает.
Послушник Михаил (ЗОРИН)
http://www.pkrest.ru/n-47/47-5.html
 
Просмотров: 699 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: