Среда, 14.11.2018, 19:41 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2014 » Февраль » 17 » ТОЛКОВАНИЕ НАГОРНОЙ ПРОПОВЕДИ
20:41
ТОЛКОВАНИЕ НАГОРНОЙ ПРОПОВЕДИ



ПРЕПОДОБНЫЙ ИСИДОР ПЕЛУСИОТ:

 

ТОЛКОВАНИЕ НАГОРНОЙ


 ПРОПОВЕДИ

ОКОНЧАНИЕ

Да будете сынами Отца вашего Небесного (Мф. 5, 45).


…Чада Ветхого Завета имели достоинство усыновления, ибо написано: Я воспитал .и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня (Ис. 1, 2), и еще: …и не помнил Бога, создавшего тебя (Втор. 32, 18)… В приведенных свидетельствах нахожу почесть, вовсе не безусловную и чистую, но соединенную с обвинением, так что если бы не хотел обвинить их Бог, то и не возвестил бы той почести. Если бы не согрешили, то, может быть, не получили бы этого именования, но в основание к большему об­винению с укоризною соединил Бог почесть… Этой почестью показал, что вина непростительна, О тех же, кто под благодатью, взывает сын Громов [1]: А тем, которые приняли Его, верующим во Имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин. 1, 12). Вот почесть без обвинения! Вот достоинство усыновления! Непрестанно повторяя, Спаситель говорит: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48); Знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него (Мф, 6, 8). Поэтому Сам Виновник усыновления возвещает повсюду, достоинство это. Но, показуя, что почесть эта подтверждена самым делом, [апостол] сказал: …вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божий. А если дети, то и наследники, наследники Божий, сонаследники же Христу (Рим. 8, 15—17). Какая по­честь! Как высоко возвел поверженных делу! Ибо апостол показует величие христиан, которое всеми силами должны мы сохранять, чтобы, утратив достоинство, не были строже наказаны, как не сделавшиеся лучшими и при столь высокой почести (3, 269—270).

Преподобный Исидор Пелусиот:Толкование Нагорной проповедиИтак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48).

…Бог дал человеку право обладания [землею. — Ред.], чтобы доказывал он свою добродетель и сохранял подобие [Богу]. Принял ты честь, сказано ему, докажи же свою добродетель, чтобы одно усвояемо было созданию, а другое — произволению созданного. А возможно и следующее. В начале сказано: …сотворил* человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт. 1, 26), а впоследствии говорится: Я сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его (27), без прибавления: по подобию. Сказано же так или потому, что выражение это значит то же самое, или потому, что добродетель зависит от произволения, так что сказанное будет иметь такой смысл: сотворим человека по образу Нашему, чтобы он по своему произволению приобрел и это: по подобию. Почему до создания сказал то и другое, а по создании — одно из двух? Единородный Бог, придя на землю, говорит: будьте подобны Отцу вашему Небесному; так одно — по образу — сохраняется по созданию, а другое — по подобию — по произволению. Но скажут: если человек получил право обладания всем, что есть на земле, то почему же боится он зверей?.. В начале, когда сиял в человеке образ [Божий], все ему было подвластно, поэтому и зверям нарек он имена. Но когда преступил заповедь, по всей справедливости уменьшено его право обладания. И хотя не лишен человек всего права, чтобы милость не оказалась совершенно охладевшею… [но] ограничен в нем, потому что справедливость требовала не увенчивать побежденного, но уцеломудривать страхом зверей… когда Ной обновил в себе образ тем, что возлюбил правду, все звери пришли к нему, признавая первоначальное свое рабство и как бы укоряя человека, согрешившего в начале и утратившего часть своего права на обладание. Да и Даниила почтили львы, и трех отроков не попалил огонь, и Павлу не сделала никакого вреда ехидна, так как они во­зобновили прародительское право обладания. Из этого следует, что прародитель принял его вполне, утратил же отчасти (2, 151—152).

Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. (Мф. 6, 1)
…Господь, как Творец и Создатель, хорошо знал, что семена честолюбия изначала вложены в людей не без цели и не напрасно, но чтобы люди, будучи пламенными любителями чести, преуспевали в лучшем. Но обладая этим прекрасным охранением от рабства низким страстям (то есть, любовью к чести), люди этому прирожденному дару дали противное направление и обратили его к чести земной, забыв о Небесной. Поэтому Господь прилагая попечение о душе, отсекает отростки, служащие к худому, и останавливает усиленное стремление к славе человеческой. Но то, что в этой любви к чести способствует стяжанию премирных почестей, не только оставляет, но возбуждает и делает плодоноснейшим: с корнем исторгает желание делать что либо на показ, и стремление к человеческой славе и дозволяет почестей Единого Бога, (2, 103).

…В собственном смысле милостив тот, кто оказывает благодеяния, но не разглашает о бедствиях страждущих. Тот, кто делает добро ради самого добра, заслуживает большую награду, чем делающий это ради награды. А кто делает ради Божественной награды, тот будет поставлен во втором ряду. Но кто не делает должного не ради самого добра, не ради Божией награды, не ради человеческой похвалы, тот не выполняет долг человека…

Насколько сохраняющий целомудрие ради славы человеческой выше не пребывающего в целомудрии даже и ради славы настолько же делающий по славолюбию лучше вовсе не делающего, потому что первый стыдиться людей, а последний не стыдиться ни людей, ни Бога (2, 428 — 429).

…Возможно ли подающему милостыню не быть видимому. Христос испытует намерение подающего. Желающему угодить у тех кому хочет угодить и ловит себе похвалу. Поэтому вознамерившийся угодить Богу хочет от него получить похвалу — это и сказал Христос. Не всякий видимый делает ( доброе дело) для того, чтобы ему быть видимым, но только желающий быть видимым и для этого разглашающий тайну, Хотя доброе дело и не может укрыться, но подающий милостыню, не должен об этом заботиться, ибо поступающий так и принимающих позорит, и сам себе провозглашает награду и похвалу. (3, 141 -142).

У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф. 6, 3).

Поскольку во след за добрым делом идет у нас тщеславие и желание показать себя, то Господь говорит: ни одно доброе дело да не совершается тобою страстно, и преуспеяние твое да не сопровождается кичливым помыслом, но, если делаешь что хорошо, не выставляй себя на показ, не величайся, не гонись за здешними рукоплесканиями, а ожидай будущих венцов.

Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф. 6, 14).

Хорошо знаю, что если бы у тебя были деньги, ты отдал бы их нуждающимся, и дивлюсь тому, что приходишь в негодование, когда оскорбившие тебя просят у тебя прощения. Между тем эта не требующая издержек помощь обыкновенно приносит нам пользу не меньшую, чем помощь многими деньгами; потому что от нашей снисходительности и от того, прощаем ли мы оскорбляющих нас, зависит наше спасение. «Отпускайте, и будет отпущено вам», — так взывает Божественное слово.

Если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно (Мф. 6, 23).

…Глаз правит всем телом, делает светлым и украшает лицо, служит светильником для всех членов… Что солнце во вселенной, то и глаз в теле… Учитель есть глаз в теле Церкви. Поэтому если он светел, то есть сияет лучами добродетелей, то будет светло и все тело, которым он правит и о котором прилагает надлежащее попечение. А если он темен, то есть делает достойное тьмы, то помрачится все тело. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? (Мф. 6, 23). (1, 373 — 374).

И что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? (Мф. 7, 3)

…Это общий недуг — быть не только слепым для собственных своих грехопадений, зорким же для проступков ближнего, но себе отыскивать принужденное оправдания, для других же быть строгими и неумолимыми судьями. Действительно освободившиеся от самолюбия… греша, произносят и себе самим тот же приговор, какой произнесли бы и ближним, и исправляют себя покаянием. Этому строгому испытанию подвергая нас, Христос сказал: Что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего?.. Не надлежит быть строгим судьею к других тому, кто невнимателен к собственным своим недостаткам. (2, 414).

Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями… (Мф. 7, 6).

…Остерегайся неприявших тайноводства и недостойных слышать Божественное слово. Иные из них нередко даже смеются над тем, что выше всякой похвалы. А кому позволительно, тем говори, потому что, по Божественному изречению, не псам и не человекообразным свиньям должно давать святое, но ведущим евангельскую жизнь (2, 1).

Непозволительно как неосвященным слышать священное, так и оскверненным проникать взором в святилище? закон этого не дозволяет, лучше же указать, это запрещает Божественное слово:.. Не давайте святыни псам (Мф. 7, 6) (2, 39). …Достойно удивления Божественное изречение: Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас (Мф. 7, 6) — слово Божие свято и подлинно самый драгоценный бисер; псы же и свиньи суть погрешающие не только, в догматах, но и в деятельной жизни; и попирание — раздор и состязание об этом покушающихся извратить правоту догматов и оскорбляющих доблестное житие; а растерзание — пренебрежение и поругание живущими неправо… Утверждают, что Господь повелевал не давать и священства непотребным и нечистым, чтобы не осквернили его и не стали нападать на рукоположивших… И если будут говорить, что запрещает совершать Божественное Крещение над теми, которые притворно приступают к вере, но не оставляют своих занятий, — также не спорь (3, 97—98).

Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7, 11).

Велика благость Божия и человеческая жестокость… Евангельское слово, челове­ческую доброту сравнивая с Божиею благостию, справедливо назвало ее лукавством… не природу обвиняя в лукавстве, ибо написано: Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих (Пс. 124, 4), и еще: Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе (Мф. 12, 35), но, сравнивая только благость человеческую с Божией, назвало ее лукавством (2, 169).

…Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7, 12).

…Естество человеческое само в себе имеет точное и неподкупное судилище добродетелей… но поскольку естество наше пало и омрачило в себе черты добро­детели, то дан был закон писаный. А так как и он был нарушаем, то исправление: было поручаемо лику пророков. Когда же они стали отрекаться, говоря: Врачевали мы Вавилон, но не исцелился (Иер. 51, 9), приходит на землю Тот, Кто и в естество вложил семена добродетели, и научал законом, и проповедовал через пророков. Поэтому, с пришествием Небесного Царя стало необходимо, чтобы узаконены были догматы, приличные Небу; и в священных Евангелиях предписан был образ жизни соответственный и угодный более ангелам, нежели людям (2, 438).

…Если в себе самом имеешь правило добродетели, то не ищи его у других, но пользуйся домашним сокровищем (2, 439).

Не может дерево доброе приносить плоды худые (Мф. 7, 18).

…Может ли ефиоплянин переменить кожу свою и барс — пятна свои? так и вы, можете ли делать доброе, привыкнув делать злое? (Иер. 13, 23)… Если научились, то есть возможность и отучить себя.., не одно и то же — не мочь и впредь не возмочь; но одно указывает на время настоящее, в которое ленивый ленив, а другое — на время будущее, в которое ни к чему прежде не годный может сделаться достойным уважения, об этом гласят ежедневно сменяющиеся события; ясно же подтверждают это и Писания… Если кто под руководством высшей силы захочет потрудиться и все приведет в движение, то он и научится, и плод принесет, и спасется (1, 336).

…Подвижник добродетели в самом подвиге обучается добродетели и познает, что она всего полезнее, всего благоприличнее, всего более охраняет нас и Узаконена на пользу… Сказанное: Не может… дерево худое приносить плоды добрые (Мф. 7, 18) Не уничтожает силы покаяния, но осмеивает коснение в делании зла. Что пребывает злым, то не может приносить плодов добрых, но пременившись в добродетель — принесет (2, 471—472).

Ударившему тебя по щеке подставь и другую (Лк. 6, 29). …Царь всего премирного и земного сошел с небес и принес нам знамения небесного жития, которые и предложил на борьбу, противоположную олимпийским ратоборствам. Ибо там увенчивается тот, кто наносит удары и одолевает, а здесь удостаивается провозглашения тот, кто приемлет и терпит удары, потому что победою признается не отмщение, но любомудрие. Это — новый закон венцов, потому что и новый способ борений (2, 175). …Если бы потерпеть удар и обиду значило понести поражение, то Христос и [апостол] Павел не говорили бы противного этому. Ибо это новый закон рато­борств, потому что и способ наград еще новее; ибо даются не масличная ветвь, не медные изваяния, блистающие золотом, не награды жалкие и малоценные, но Царство Небесное и жизнь, не знающая конца. Поэтому если будешь уступать и вести себя любомудренно, то не думай, что уступаешь над собою победу, не домогайся той победы, которая сокрыта в кажущемся поражении… не будем вступать в состязание с теми, которые нас бьют и обижают, но уступим им. Ибо таков закон небесных ратоборств (3, 91).

Всякий приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их… (Лк. 6, 47).

…Сын Отчий, Которому воздаем поклонение, справедливо называется Словом, не потому что Он — только слово и истолкователь Отца, но потому что созидает скорее, нежели произносится слово, и рожден бесстрастно. Будучи же Словом, Он ипостасен и имеет собственное личное свойство… А что Он не неипостасен следует из того, что само Слово имеет словеса, как говорит о Себе: Слушающий слова Мои и исполняющий их… (Лк. 6, 47). Поэтому если Слово имеет словеса, то Оно не неипостасно: напротив, будучи ипостаеным, по бесстрастному исхождению называется Словом (2, 186).

[1] Сын Громов (сиро-халд. Воанергес). Это прозвание дано Иисусом Христом Иакову и Иоанну, сыновьям Зеведеевым, в ознаменование силы их проповеди (Мк. 3, 17).
 
Творения святых отцов в русском переводе, изданные при Московской Духовной Академия. Т. 34, 35, 36. М., 1859  
Просмотров: 372 | Добавил: Степанович | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: