Понедельник, 19.02.2018, 04:48 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2015 » Май » 26 » В ЧЕМ РАЗНИЦА МЕЖДУ ПРАВОСЛАВИЕМ И АРМЯНСКОЙ «ЦЕРКОВЬЮ», И ЕСТЬ ЛИ В НЕЙ СПАСЕНИЕ?
14:26
В ЧЕМ РАЗНИЦА МЕЖДУ ПРАВОСЛАВИЕМ И АРМЯНСКОЙ «ЦЕРКОВЬЮ», И ЕСТЬ ЛИ В НЕЙ СПАСЕНИЕ?
В ЧЕМ РАЗНИЦА МЕЖДУ ПРАВОСЛАВИЕМ И АРМЯНСКОЙ «ЦЕРКОВЬЮ», И ЕСТЬ ЛИ В НЕЙ СПАСЕНИЕ? Армянская григорианская апостольская церковь» (АГАЦ) (здесь и далее – выделения автора, – примеч. ред.) – одна из общин, называющих себя христианскими. Но давайте разберемся, справедливо ли она носит это имя. Часто приходится слышать, что армяне первыми приняли веру Христову на государственном уровне. Но как это произошло? Несмотря на принятие истинного вероучения от Иерусалимской и Византийской Церквей, АГАЦ не осталась его исповедницей. Кроме того, в тот же период в Римской Империи были изданы полностью легализовавшие христианство эдикты. Поэтому АГАЦ не имеет никаких поводов для превозношения. Собор армянской «церкви» в Москве Уже много веков между представителями этой «церкви» и православными христианами нет церковного единства. Это не исключает добрососедских отношений, однако раскол и ереси АГАЦ противны принципу сохранения единства веры, переданной нам апостолами, и указанию слова Божия: Един Бог, едина вера, едино крещение (Ефес. 4, 5). С IV века АГАЦ отделилась от всей полноты древнейших Православных Поместных Церквей (Константинопольской, Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской и проч.), приняв – сначала по недоразумению, а потом и осознанно – монофизитскую, монофелитскую и миафизитскую ереси. Болезнь эта не уврачевана до сего дня: мы не можем молиться и причащаться вместе с членами АГАЦ – пока в ней не будет восстановлено истинное учение о Боге. К сожалению, заложниками этой беды – ереси и раскола – становятся простые армяне, зачастую далекие от тонкостей богословия. Им следует знать, что невозможно быть и православным, и причисленным к армянской «церкви», как нельзя одновременно являться спасенным и погибшим, правдивым и лжецом. Нужно обязательно сделать выбор между жизнью и смертью, истиной и ложью. О МОНОФИЗИТСКОЙ ЕРЕСИ ВООБЩЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЯХ АРМЯНСКОЙ «ЦЕРКВИ» В ЧАСТНОСТИ А) ЕРЕСЬ МОНОФИЗИТСТВА Прежде чем говорить об армянском направлении монофизитства, расскажем о том, что это за ересь и как она возникла. Монофизитство – это неверное учение о Христе, сущность которого состоит в том, что в Господе признается лишь одна природа, а не две, как учат Слово Божие и Православная Церковь. Православная Церковь исповедует во Христе одну Личность (Ипостась) и две природы – Божественную и человеческую, пребывающие неслитно, нераздельно, неразлучно, неизменно. Монофизиты же (в т. ч. и АГАЦ) во Христе признают одно Лицо, одну Ипостась и одну природу. Вследствие этого они отвергают Вселенские Соборы, начиная с Четвертого (а всего их, как известно, было Семь). Б) ЛЖЕУЧЕНИЯ АГАЦ По этой причине члены АГАЦ не принимают, оскорбляют и считают еретиками многих православных святых. Монофизитство – это не только полное отрицание реальной человеческой плоти у Господа Иисуса Христа, Сына Божия, но и любой, даже малейший сдвиг или перекос от человеческой природы Христа в сторону Его Божества. АГАЦ, после многих колебаний, склонилась к ереси монофизитства, которая у них заключается не в отрицании факта Боговоплощения, а в упорном настаивании на поглощении Божеством Христа Его человеческой природы – что есть хула на Господа и еретическое учение. По этой причине ни символ армянской веры, в котором православно исповедуется Боговоплощение, ни утверждения отдельных армянских «богословов» о наличии плоти у Христа – никакого значения не имеют. Примечательно, что в АГАЦ отсутствует какое-либо официально утвержденное, хотя бы сжатое изложение основ вероучения. В ней используются три символа веры: 1) краткий, употребляемый в чине оглашения; 2) средний – в чине «божественной литургии» и 3) пространный, читаемый «священником» в начале утреннего «богослужения». Фраза из третьего пространного символа «едино Лице, един вид, и соединен в едином естестве» вполне еретична, а всякая ложь и ересь – от диавола, и принятие ее для христиан недопустимо, особенно – в вопросах вероисповедания. Эта ересь приводит ко лжи о Богочеловеке Христе, к мысли о невозможности подражать Ему – ведь Он якобы в наибольшей степени Бог, а человечество в Нем поглощено. Т. е. унижением человеческой природы Спасителя для верующих уничтожается и мотивация к христоподражанию. Одно заблуждение закономерно повлекло за собой и другие. Так, АГАЦ окончательно признала иконопочитание лишь в XII веке; при «священнодействии» армяне по сей день используют по иудейскому обычаю опресноки и совершают жертвоприношения животных (т. н. «матах»). Кроме того, они употребляют сырно-молочную пищу в субботу и воскресенье во время постов. А с 965 года АГАЦ стала «перекрещивать» людей, переходящих в нее из Православия. Основные разногласия армянской «церкви» с Православием состоят в следующем: – в АГАЦ признают Тело Христово не единосущным человеческой плоти, а «нетленным и безстрастным, и эфирным, и несотворенным, и небесным, совершавшим все, что свойственно телу, не на самом деле, а в воображении»; – АГАЦ считает, что в акте Воплощения Тело Христа «превратилось в Божество и сделалось единосущным Ему, исчезнув в Божестве, как капля в море, так что после этого не остаются уже во Христе два естества, но одно, целиком Божественное». Она исповедует во Христе два естества до Воплощения, а после – единое сложное, в котором якобы соединились оба – Божественное и человеческое. Кроме того, монофизитство почти всегда сопровождается монофелитской и моноэнергистской ересями, т. е. учениями о том, что во Христе только одна воля и одно действие, один источник активности, которым является Божество, а человечество – лишь Его пассивное орудие. Это также нечестивая хула на Богочеловека Иисуса Христа. В) ОТЛИЧИЯ АРМЯНСКОГО МОНОФИЗИТСТВА ОТ ПРОЧИХ ЕГО РАЗНОВИДНОСТЕЙ Вероучение АГАЦ имеет свои особенности, отличия от доктрин иных монофизитских «церквей». В настоящее время можно выделить три направления монофизитства: 1) сирояковиты, копты и малабарцы севирианской традиции; 2) АГАЦ (Эчмиадзинский и Киликийский католикасаты); 3) эфиопская и эритрейская «церкви». АГАЦ отличается от остальных монофизитов-нехалкидонцев тем, что один из монофизитских ересиархов Севир Антиохийский был анафематствован армянами в IV веке как недостаточно последовательный монофизит. Значительное влияние на «богословие» АГАЦ оказал также афтартодокетизм (еретическое учение о нетленности Тела Иисуса Христа с момента Воплощения). К сожалению, интерес к истории армянской христологической мысли сегодня проявляют в основном люди, сознательно перешедшие из АГАЦ в Православие – причем, как в самой Армении, так и в России. Г) ВОЗМОЖЕН ЛИ БОГОСЛОВСКИЙ ДИАЛОГ С АГАЦ? Богословский диалог Православной Церкви с АГАЦ в наши дни видится безперспективным, поскольку ее представители не обнаруживают никакого интереса к догматическим проблемам и настроены на обсуждение лишь вопросов социального служения, пастырской практики, различных проблем общественной и церковной жизни. Печально, но факт: АГАЦ поставила себя вне Церкви Христовой, превратившись в самоизолированную и однонациональную «церковь», имеющую общение в вере только с прочими еретическими монофизитскими лжецерквами. СПРАВКА О ХРИСТИАНСТВЕ В АРМЕНИИ А) ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ В 354 году состоялся первый Собор Армянской Церкви, осудивший арианство и подтвердивший приверженность Православию. В 366 году Церковь Армении, бывшая до того в канонической зависимости от Кесарийской кафедры Византии, получила автокефалию (самостоятельность). В 387 году Великая Армения оказалась разделенной, и ее восточная часть в 428 году была присоединена к Персии, а западная – стала провинцией Византии. В 406 году Месроп Маштоц создал армянский алфавит, что позволило перевести на национальный язык богослужение, Священное Писание и творения Отцов Церкви. Представители Армянской Церкви присутствовали на Первом и Втором Вселенских Соборах; также ими были приняты решения Третьего. Но вот уже Четвертый Вселенский Собор, состоявшийся в 451 году в Халкидоне, прошел без участия армянских епископов, и по этой причине им не были в точности известны постановления этого Собора. А между тем в Армению прибыли монофизиты, распространявшие свои заблуждения. Правда, постановления Собора вскоре появились в Армянской Церкви, но, по незнанию точного значения греческих богословских терминов, армянские учителя впали в непреднамеренную ошибку. В результате армянский собор в Довине в 527 году постановил признать во Христе одну природу и тем самым однозначно поставил АГАЦ в число монофизитов. Православная вера была официально отвергнута и осуждена. Так армянская «церковь» отпала от Православия. Однако значительное количество армян осталось в общении со Вселенской Церковью, перейдя в подчинение Константинопольского Патриархата. В 591 году вследствие нападения персов Армения была разделена. Большая часть страны вошла в состав Византийской Империи, и в городе Аване (который располагался северо-восточнее Еревана, а сейчас стал его частью) образовался православный католикосат. Ему противостоял католикосат монофизитский, располагавшийся в Довине, на персидской территории, и персы искусственно его поддерживали, опасаясь воссоединения местных армян с византийскими православными армянами (впрочем, на персидской территории также проживало немало православных армян). Во время византийско-персидской войны 602–609 годов православный католикосат был упразднен захватчиками-персами. Монофизитский католикос Авраам инициировал гонения на православных, заставляя всех клириков либо предать анафеме Халкидонский Собор, либо покинуть страну. Однако репрессии не смогли искоренить Православную веру среди армян. В 630 году состоялся Каринский Собор, на котором Армянская Церковь официально вернулась в Православие. Но после арабских завоеваний 726 года АГАЦ снова отпала от Вселенской Церкви в монофизитство. Православные армяне опять стали переселяться на территорию Византии, под омофор Константинопольского Патриарха. Те же, кто остался в районах Армении, пограничных с Грузией, оказались в юрисдикции Грузинской Церкви. В IX веке православными были население и князья области Тарон, а также большинство населения областей Тао и Кларджети. Усилиями святителя Фотия Константинопольского и Харранского епископа Феодора Абу Курры при князе Ашоте I в 862 году на Ширакаванском Соборе Церковь Армении снова вернулась в Православие, однако спустя 30 лет по решению нового католикоса Ованнеса V в очередной раз уклонилась в монофизитство. В XI веке в Армении увеличивается число кафедр, состоящих в общении с Константинополем, в этот период Православие стало преобладать среди армян. После вторжения турок-сельджуков во второй половине XI века православные армяне оказались в юрисдикции Грузинского Патриарха, и через полтора века их епископы уже именуются и воспринимаются как грузинские. Последняя попытка возвратить армянскую «церковь» к Православию была предпринята в 1178 году. На созванном Императором Мануилом Комниным Соборе ее иерархи признали православное исповедание веры, однако смерть Императора воспрепятствовала их воссоединению с Церковью Христовой. В 1198 году союз папских крестоносцев с армянским Царем Киликии привел к заключению унии между еретическими римско-католической и армянской «церквами». Эта уния, которая не была принята армянами вне Киликии, закончилась расколом армянской «церкви», в результате чего возникла «армянская католическая церковь». Но основная часть армян, проживающих в Армении, по сей день принадлежит к АГАЦ. Б) ПРИЧИНА УКЛОНЕНИЯ АГАЦ В ЕРЕСЬ Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископствовавший на Кавказе, прекрасно знал положение дел в армянской «церкви» и взгляды армян, тяготевших к Православию. Он с великим сожалением и скорбью говорил, что АГАЦ во многом близка Православной Церкви, но не хочет отказаться от разделяющей нас ереси монофизитства. Причина этому одна – невероятно окрепшая за века неправого исповедания и по причине однонациональности армянской «церкви» гордость. Последнее привнесло в АГАЦ убеждение в национальной исключительности ее членов, противное евангельскому учению. О ложности этого гордостного мировоззрения в Писании говорится: Нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, cкифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол. 3, 11). Вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст свидетельствует: «Производить разделения в Церкви – не меньшее зло, чем впадать в ереси <…>. Грех раскола не смывается даже мученической кровью». Посему мы ждем возвращения наших братьев-армян из греха ереси и раскола в единство веры (см.: Еф. 4, 5). ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, АГАЦ относится к сообществам, не пребывающим в единстве с Православной Церковью. После Четвертого Вселенского Собора, из-за неприятия церковной истины о том, что в единой Ипостаси, в едином Лице воплотившегося Сына Божия неслитно и нераздельно соединились две природы – Божественная и человеческая, она оказалась в числе тех лжецерквей, которые называются монофизитскими. Некогда бывшая частью единой Вселенской Церкви, АГАЦ приняла лжеучение монофизитов, признав только одну природу воплотившегося Бога Слова – Божественную. И хотя можно говорить о том, что сейчас острота богословских споров 5–6 столетий во многом отошла в прошлое и что современное «богословие» армянской «церкви» далеко от крайностей монофизитства, но, тем не менее, единства в вере между нами пока нет. Так, Отцы Четвертого Халкидонского Вселенского Собора, осудившего ересь монофизитства, для нас, православных верующих, – святые угодники Божии и учителя Церкви, а для представителей АГАЦ и других «древневосточных церквей» – лица либо анафематствованные (что чаще всего), либо, по крайней мере, не обладающими вероучительным авторитетом. И напротив, ересиарх Диоскор для нас – богохульник, а для армян – «иже во святых отец». Даже из указанного примера уже понятно, каким традициям преемствует семья Поместных Православных Церквей, а каким – лжецеркви, именуемые «древневосточными». Да, между этими «нехалкидонскими церквами» есть довольно значительные различия, и мера монофизитского влияния на их догматику неодинакова (оно намного сильнее в коптских «церквах» и почти неприметно в АГАЦ). Однако историческим, каноническим и вероучительным фактом остается то, что на протяжении полутора тысяч лет между нами отсутствует евхаристическое общение. И если мы признаем Церковь как столп и утверждение истины, если мы верим, что обетование Христа Спасителя о том, что ее не одолеют врата ада, имеет не релятивное, а абсолютное значение, то необходимо сделать вывод, что либо одна Церковь истинная, а другая – еретическая, либо наоборот, – и задуматься о последствиях этого вывода. Единственное, чего никак нельзя допускать, – это попыток утвердить истинность одновременно и Православной Церкви, и АГАЦ, утверждая, что хотя учения их не тождественны, но на самом деле они якобы совпадают и причина полуторатысячелетнего разделения состоит как бы лишь в людской косности, политических амбициях и нежелании объединяться. В заключение отметим, что армянам, проживающим или временно пребывающим в России, нельзя попеременно причащаться то в «церквах» АГАЦ, то в православных храмах. Им необходимо внимательно исследовать вероучительные позиции АГАЦ и Православной Церкви и сделать свой выбор. Иеромонах Димитрий, насельник монастыря Свято-Крестовая Пустынь (Сочи) Источник: http://krestovayapustin.cerkov.ru Печатается с литературной правкой редакции «ПК» МУДРОСТЬ Святитель Димитрий об армянской ереси Четвертый Вселенский Собор был в 451 году, в царствование Маркиана, в городе Халкидоне, при Патриархах Анатолии Цареградском, Ювеналии Иерусалимском и Максиме Антиохийском. Святых Отцов на сем Соборе было 630. Собор был против злочестивого Диоскора, Патриарха Александрийского, и архимандрита Евтихия, которые Господа нашего Иисуса Христа хотя и исповедали единосущным Отцу, но о принятии Им человеческого естества проповедовали нечестивую хулу – т. е. сливали в Нем два естества – Божеское и человеческое – и признавали, что по соединении из них образовалось одно существо, так что и Божеству приписывали страдания и смущения – скорби. Но и то еще говорили, что Господь не одного и того же с нами существа, – что Он якобы принял плоть не из Девической крови образованную, а воплощен был каким-то неизреченным и Божественнейшим образом. За такие мечты святой Собор сей низложил их и предал анафеме; и утвердил, что Господь наш Иисус Христос есть совершенный Бог и совершенный Человек, в двух естествах, так что естества сии ни разделились на две Ипостаси, или два Сына, ни слились в одно естество. Еретического исповедания, преданного проклятию на Четвертом Соборе, до сих пор держатся монофизиты (армяне), и тот монофизитский (армянский) толк заключается в раскольническом двоеперстии, в котором указательный перст, стоящий прямо, означает Божество, а согнутый подле указательного – человечество. В этом толке указывается и причина, почему перст, знаменующий человечество Христово, согнут: потому якобы, что Христос человечеством сошел на землю, преклонь Небеса; следовательно, снес с Неба на землю готовое человечество и с готовым человечеством вселился в утробу Девы, а не от кровей Ее девических принял оное. Под таковое монофизитское (армянское) мудрование о двух перстах и о воплощении Христовом подходит и следующее: три перста – первый с двумя последними – слагаются во имя Пресвятой Троицы, в том смысле, что вся Троица якобы во Христе и что воплотилась вся Троица, а не Один из Троицы – Сын Божий. По этому толку монофизиты (армяне) и к Трисвятому пению прибавляют: «Распныйся нас ради (за ны)». Святитель Димитрий Ростовский Вопросы и краткие ответы о вере и о прочем, необходимом для знания христианина. Изд. Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. М., 1906.
Просмотров: 252 | Добавил: Степанович | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: