Пятница, 19.04.2024, 20:19 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2013 » Июнь » 17 » Венгрия: злокачественная опухоль в центре Европы?
16:40
Венгрия: злокачественная опухоль в центре Европы?
Венгрия: злокачественная опухоль в центре Европы?
 
Там никто не марширует по улицам. Там нет комендантского часа, явной цензуры или военного положения. Наоборот, кафе забиты счастливыми веселыми людьми. Туристы продолжают наводнять страну. Если вы не знаете венгерского языка, если вы не можете говорить с венграми, то, посетив Будапешт, вы можете принять его за обыкновенный красивый европейский город. Конечно, может броситься в глаза необычное количество бездомных. И вы можете наткнуться на группки протестующих тут и там. Но на поверхностный взгляд с Венгрией все кажется нормальным.

Там ненормально! С Венгрией происходит что-то жутко плохое. Более того, то плохое, что происходит с Венгреий не является уникальным для Европы. Эти метастазы разъедают свободное общество Венгрии. Эта опухоль проникла повсюду на континенте, несмотря на то, что не обратила на себя внимание экспертов-диагностов. Когда я был в Венгрии в 1990, Альянс Молодых Демократов (FIDESZ) была скандальной партией, которая кичилась своей «радикальной, либеральной и альтернативной» политикой. В те времена членство в ней было ограничено возрастом 35 лет. Я помню, как играя в футбол в летнем партийном лагере на берегу озера, наткнулся на партийцев, которые, в общем, были группой ярких политических деятелей со свежими взглядами. Даже если я не соглашался со всем, за что выступала партия, я определённо приветствовал такой стиль. История с постерами была особенно впечатляющая (особенно с точки зрения натуралов). На одном из них были изображены две картинки с поцелуями: одна между двумя коммунистическими динозаврами Леонидом Брежневым и Эриком Хоннекером, а другая между двумя молодыми симпатичными венграми. «Делайте свой выбор»,- говорилось в подписи к плакату. На выборах того года FIDESZ заполучил около 9 процентов голосов.

На последних национальных выборах в 2010 году они выиграли более 50 процентов голосов. Правительство Премьер-министра Виктора Орбана контролирует две трети венгерского Парламента. Оно может провести любой закон, какой захочет. Оно даже может изменить венгерскую конституцию. Фактически Правительство Орбана ввело новую конституцию сразу после прихода к власти. Оно последовательно продавило четыре пакета поправок к конституции. Отметим, что когда конституционный суд страны завернул ключевые законопроекты FIDESZ, партия добилась своих целей просто поменяв конституцию.

Не ошибусь, сказав, что FIDESZ остаётся популярной. Она сохраняет лидирующие позиции по сравнению с оппозиционными партиями (хотя, скорее всего на следующих выборах, которые предстоят всего-лишь через год, этот разрыв будет снижен). Критики утверждают, что обеспечение партийного контроля над СМИ помогает поддерживать положительный образ. Правительство сменило глав общественного венгерского радио, телевидения и новостных агентств на послушных себе людей. Закон о СМИ позволяет любому человеку, даже анонимно, подать жалобу на газету, вебсайт или телеканал, что потенциально грозит высокими штрафами, которую будет рассматривать Совет по СМИ, все члены которого вышли из FIDESZ.

Чтобы увеличить свою поддержку и при содействии разных случайных союзников типа Йоббика (это еще более правая партия), FIDESZ заигрывает с венгерскими националистами. Они основали День Народного Единства в память о Трианонском договоре (который уменьшил территорию Венгрии в 1920 году на две трети) и начали реабилитацию диктаторского режима адмирала Хорти (чей портрет с автографом Адольф Гитлер держал на столе для черпания вдохновения). Социальная повестка FIDESZ тоже имеет правый уклон с его попытками объявить бездомных вне закона, разрешить брак только между мужчиной и женщиной и ввести закон «мой дом — моя крепость», позволяющий владельцам огнестрельного оружия использовать его для защиты своей собственности.

Оборотная сторона такого национализма — это расизм и ксенофобия. «Невозможно сосуществовать со значительной частью цыган»,- написал Золт Байер, соучредитель FIDESZ,- «Эти цыгане похожи на животных и ведут себя как животные... этим животным нельзя позволить существовать». Хотя Орбан лично объявил о нетерпимости к антисемитизму, его Министр Образования рекомендовал антисемитских авторов для школьной программы. Среди венгерских «патриотов» популярно называть себя «истинными венграми» - противопоставляя себя всем, кто не не соответствует их критериям чистокровности, в основном иностранцам, меньшинствам и европейским бюрократам.

При подавляющем политическом перевесе FIDESZ пытался использовать государство для обогащения своих членов и их друзей. Последний скандал связан с сигаретами. Правительство ввело систему лицензирования продажи табака, которая требует, чтобы магазины и предприниматели подавали заявки на продажу сигарет. В итоге число торговцев должно упасть с 40000 до 7000. Нечего удивляться, что большинство из этих лицензий ушло членам FIDESZ и их сторонникам.

Против этого демократического путча прошли протесты, в них участвовали студенты, безработные активисты, журналисты и депутаты. Но есть и страх. FIDESZ играет грязно. Партия планирует оставаться у власти столько, сколько возможно и не выносит инакомыслия.

Все антилиберальные элементы, сделавшие из Венгрии современную bête noire есть по всей в Европе. Государственное вмешательство в дела СМИ стало привычным делом при Берлускони. Ксенофобия и расизм — заметные элементы крайне-правых партий, поднимающих голову повсюду от Греции (Золотой Рассвет) до Швеции (Демократическая Партия), и даже ведущие консервативные партии стали заигрывать с анти-иммигрансткими настроениями. Коррупционные скандалы охватили правительства Испании, Словакии, Румынии, Франции и других стран.

Политический авторитаризм в Венгрии ничуть не уникален. Братья Качинские привели Польшу на грань авторитаризма, а Ярослав Качинский все еще надеется вернуться к власти и реализовать такую же программу, как FIDESZ. В Болгарии у Бойко Борисова аналогичные подходы, хотя у него нет парламентского большинства, чтобы их реализовать. Роберт Фико в Словакии, Вацлав Клаус в Чехии и некоторые лидеры в бывшей Югославии тоже демонстрируют тенденцию к абсолютизму.

Венгрию отличает то, что все эти обстоятельства сложились в «идеальный шторм» либерализма. Качнувшийся вправо венгерский маятник ни в коем случае не является результатом деятельности отдельных харизматичных индивидуумов. Модель либеральной экономики дала богатства немногим, неопределённость большинству, и чрезвычайную бедность для все увеличивающегося меньшинства. Либеральная политическая модель породила ротирующуюся клептократию:[/center] каждая партия, приходящая к власти стремилась использовать государственные механизмы для обогащения своих сторонников. И, наконец, либеральная социальная модель, породившая индивидуализм, уничтожила в семье, в соседском окружении и в обществе сплочённость, традиционно помогавшую людям пережить тяжелые времена.

Не удивительно, что слово «либеральный» стало ругательством, а движения типа FIDESZ заполонили вакуум созданный экономическими и политическими просчетами идеологии, выглядевшей многообещающей для этого региона. Европейским лидерам уже пора серьезно озаботиться расползанием злокачественной опухоли из Будапешта. Кому-то может показаться, что либеральные институты являются чрезвычайно сильной иммунной системой, однако продолжающийся экономический кризис и упадок веры в демократию создают прекрасные условия для распространения всевозможных метастаз. Автор - Джон Феффер. Грантоед из "Открытого общества" Источник - http://ursa-tm.ru/forum/index.php?/topic/51801

Просмотров: 560 | Добавил: Степанович | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: