Вторник, 16.10.2018, 03:49 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2012 » Февраль » 9 » ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ
23:13
ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ
 
В нашем издании уже неоднократно затрагивался вопрос календаря в Церкви, публиковались посвященные этой теме статьи и интервью со священниками, рассматривались проблемы Поместных Православных Церквей, в которых уже введен новоюлианский календарь. Однако тема не утрачивает своей актуальности: некоторые священнослужители нашей Церкви продолжают высказывать мнение, что календарный вопрос не является вероучительным и не существует никаких запретов на изменение календаря. Поэтому мы, с Божией помощью, планируем и дальше освещать эту проблему, а сегодня хотим обсудить еще одну важную ее сторону – существование старостильных расколов в Православных Церквах, перешедших на новый стиль. Предлагаем вниманию читателей интервью со священником Божидаром Главевым, клириком Болгарской Православной Церкви, служащим по юлианскому календарю. – Согласно распространенному мнению, раскол в Болгарской Православной Церкви случился давно*. Но тайной остается старостильный раскол, раздирающий Православную Церковь Болгарии. Какие же обстоятельства породили его, отец Божидар? – Действительно, случился политический раскол, который искусственно был инициирован от СДС (Союз демократических сил, см. сноску. – Примеч. перев.) и от которого БПЦ все еще не оправилась. А о старостильном расколе почти не говорится, только лукаво и систематично насаждается негативное отношение к понятию «старостильник». Поэтому, если говорить о нем, необходимо указать причины его возникновения и тогда проявится нелицеприятная истина, – что, в отличие от первого, он спровоцирован не политической силой, а руководством БПЦ. В 1968 году абсолютно неканонично и по единоличному решению тогдашнего Патриарха Кирилла БПЦ приняла новый календарь. Это означает неоправданное – как с церковно-канонической, так и с астрономической точек зрения – перемещение неподвижных церковных праздников на 13 дней вперед, так, чтобы те совпадали с католическими датами и в то же время отличались от праздников остальных Поместных Православных Церквей, которые продолжают совершать богослужения по старому юлианскому календарю. Христиане, которые не были согласны с этим предательским актом БПЦ, капсулировались как общество, чтобы продолжать служить в согласии со святоотеческими традициями. Но в 1993 году большинство из них официально отделились от БПЦ по ряду причин, одной из которых была календарная. Их отделение открыло рану на теле нашей Болгарской Церкви, потому что, с одной стороны, она лишилась многих своих чад – духовников и мирян, большая часть из которых – ревностные христиане. А с другой, – своим отделением они дали повод к тому, что все старостильное движение стало восприниматься как деструктивное, раскольническое, что не соответствует истине. Но все же виновники их отделения – высшая иерархия БПЦ, и только она может исправить нанесенный ущерб. – Приверженцы и старого, и нового стилей, если послушать их со стороны, по-видимому, имеют железные аргументы. Как ориентироваться простому болгарину в этом споре, где истина? – Если ему трудно исследовать аргументы одних и других, лучше и правильнее будет просто разобраться, кто сменил календарь, зачем и каковы последствия этого изменения. Как делают криминалисты, когда хотят раскрыть преступление, – исходят из мотива, чтобы решить уравнение. И здесь вещи необходимо рассматривать в их контексте, в общей перспективе, а не взирать на астрономические подробности, потому что «диавол в подробностях». Во-первых, посмотрим, кто ввел в Православной Церкви новый календарь – Вселенский Патриарх-масон Мелетий (Метаксакис), великий разрушитель Церкви и предатель Православной веры. Его примеру последовали подобные ему «собратья» в Элладской Архиепископии, Румынской Патриархии и в БПЦ. Но все остальные Православные Церкви остаются верными старому юлианскому календарю вопреки натиску глобалистов и экуменистов. Это Русская, Грузинская, Сербская, Иерусалимская Патриархии и Святая Гора Афон. Зачем вводился новый календарь? Чтобы объединить православных с католиками на безпринципной основе, изменить православной традиции и, в конце концов, вбить клин между Православными Церквами. Конечная цель – разрушение Православной Церкви изнутри. Последствиями смены календаря стали массовые недовольства со стороны православных во всех Церквах, где вводился новый стиль. В Греции и Румынии были преследуемые, заключенные в тюрьмы и даже убитые христиане, отказавшиеся от принятия папского календаря. В этих странах, а также в Финляндии верные старому календарю были изгнаны из епархий и монастырей, унижены, лишены сана и терпели другие издевательства со стороны действующей церковной власти. Зная все это, легко можно определить, кто виноват и кто прав. Так ли поступают с братьями по вере, чья единственная «вина» в том, что они хранят завещанное им Святыми Отцами?! Вот этот дух гонителей, который не имеет ничего общего с Духом Божиим, выдает, богоугодным ли было принятие нового календаря. Так обычный болгарин может сориентироваться, чьи аргументы «железнее», рассудив по делам и по плодам этих дел. К сведению, когда в XVI веке этот календарь был введен римо-католической «церковью», все светила тогдашней науки были против – и Джордано Бруно, и Галилео Галилей, и Николай Коперник, и ученые Сорбонны. И до сегодняшнего дня астрономия использует юлианский, а не григорианский календарь для своих вычислений. – Старостильный раскол не является прерогативой БПЦ. Подобные проблемы существуют и в других Поместных Православных Церквах, не так ли? – Да, старостильные расколы есть везде, где введен новый стиль – в Греции и Румынии, как естественная реакция на это нововведение. Реакция в некоторой степени объяснимая, хотя и неправильная. Когда существует какая-то проблема, человек пытается ее решить и не всегда находит правильный выход. Поэтому я понимаю этих людей, хотя категорически не одобряю отделение священников и мирян от Тела Церкви. Горькие плоды календарной реформы – это активные протесты со стороны верующих, которые, будучи нечуткими, отделяются от Церкви и устраивают раскол. Еще раз скажу, что это неправильно и не есть адекватный ответ на эти проблемы. Но все же необходимо признать тот факт, что действия отделяющихся – это только реакция, противодействие, ответ на беззаконие, которым является введение нового календаря. – В чем ошибка отделившихся старостильников? – Только в том, что они покидают каноническую Церковь. Вопреки гонениям необходимо оставаться в Церковном Теле и противостоять этому беззаконию, не прекращать борьбу. А они отделились на безопасное расстояние, где могут спокойно служить по старому стилю; но, отделившись так, в действительности они выпрыгнули с борта Церковного корабля и решили плыть самостоятельно, каждый сам по себе. Но так человек не может спастись, потому что когда находишься далеко от берега, если не вернешься обратно на борт, неизбежно утонешь. – Есть ли способы преодолеть этот раскол в БПЦ? – Рецепт классический – исправить зло, вернувшись к старому календарю. А также – снисходительность и понимание по отношению к отделившимся братьям и сестрам. Тогда многие из них еще, может быть, вернутся в родную БПЦ и поработают для своего спасения и спасения других. Если же старый календарь не вернут, то пусть хотя бы имеют терпимость к служащим по нему в рамках канонической Церкви и подтвердят принятое и документально утвержденное решение Синода 90-х годов, согласно которому, приходам, которые хотят служить по старому стилю, это не возбраняется. И пусть Синод решает, что лучше – вынуждать людей, стремящихся быть верными отеческому календарю, уходить в раскол, или отечески им помочь остаться в БПЦ, разрешив служить по старому стилю. – Что делать людям, которые придерживаются старого календаря и не хотят уклониться в раскол? – Посещать храмы БПЦ, где служат по старому стилю, – это лучше всего. Пусть остаются в БПЦ и ни в коем случае не отделяются от нее, как покинувшие ее старостильники-раскольники.
Пусть сохраняют старый календарь, постятся по нему и почитают «старые» даты. Скорее всего, они встретят непонимание многих священников и других мирян, но это не должно их смущать. Потому что Вселенская Церковь в лице прочих каноничных Церквей живет и празднует вместе с ними, по тому же святоотеческому календарю. Во многих храмах страны есть люди, которые приходят в церковь не на «новые», а на «старые» даты праздников. И сегодня, как в селах, так и в городах, многие миряне идут почтить Успение Богородицы 28, а не 15 августа (28 августа по гражданскому календарю, что соответствует 15-му августа по церковному, юлианскому. – Примеч. перев.). Так что когда у людей появится свобода праздновать по старому календарю без страха преследований, многие священники будут совершать службы Успению 28 августа, Рождеству – 7 января, святым братьям Кириллу и Мефодию – 24 мая, мученику Трифону – 14 февраля, апостолам Петру и Павлу – 12 июля и т.д. Да сохраняют в своих сердцах и умах идею, что истинный церковный, испытанный веками и освященный Церковью календарь – это юлианский, а не папский григорианский, который нарушает Предание Церкви, объединяет с католиками, разделяет с остальными православными и приносит огромную скорбь всему православному миру! * Вскоре после свержения коммунистического режима в Болгарии поддерживающие новую власть клирики стали говорить о том, что Болгарский Патриарх Максим – агент КГБ и не может управлять свободной Болгарской Православной Церковью. В конце концов, была сделана попытка устранить Патриарха Максима с занимаемого поста, однако она закончилась провалом. Тогда наиболее радикально настроенные иерархи в 1992 году вышли из состава Св. Синода и 18-го мая создали свой собственный раскольнический «Альтернативный Синод БПЦ», для которого вскоре посвятили большую группу епископов из числа преданных движению деятелей (на случай, если кто-то из раскольников вдруг раскается и, вернувшись в лоно Церкви, оставит их без видимости канонической структуры). 4-го июля 1996 года один из епископов (старейший по поставлению во всей Болгарской Церкви), бывший митрополит Неврокопский Пимен был избран «патриархом». Однако именно двое других отколовшихся иерархов – Панкратий и Калинник – были истинными идеологами и управляющими раскола. Во многом этот раскол был инспирирован и поддерживался партией «Союз демократических сил» – вызванный по идейным причинам церковный раскол стал расколом и в обществе, которое разделилось на два враждующих лагеря. Впоследствии «Альтернативный Синод» сам раскололся. В настоящее время число последователей этой раскольнической структуры сократилось до незначительного количества. – Примеч. перев.
Беседовал Петр МАРЧЕВ Перевод с болгарского Анны САМСОНОВОЙ
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ
Просмотров: 326 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: