В Православной Церкви есть особая категория старцев-подвижников, достигших на пути духовного совершенства определенных высот в стяжании Божией благодати. Старчество как христианский институт возникло вместе с иночеством в древние времена, его основателем считается св. Антоний Фивский, живший в ІІІ в. по Рождестве Христовом. Святые отцы и учители Церкви, такие, как Василий Великий, Иоанн Лествичник, Феодор Студит, считали старчество необходимым явлением монашеской жизни. Особенно строго блюлись заветы старчества на Синае и Афоне. Во все времена люди стремились к общению с духоносными подвижниками Христовой веры, для чего порой преодолевали сотни киломметров пути ради одной короткой встречи. И в наши дни тысячи «труждающихся и обремененных» стекаются к этим светильникам благочестия в поисках ответа на трудноразрешимые жизненные вопросы, взыскуя молитвенного предстательства и заступничества, духовного наставления и мудрого совета. С одним из таких старцев, о. Ефремом, игуменом Свято-Андреевского скита на Афоне, встретился и побеседовал монах Серафим (Шолков). Авва Ефрем, скажите, почему Вы избрали монашеский путь и как Вы к нему пришли? С малого возраста мне хотелось творить только волю Божию. Но сначала я не думал о том, чтобы стать монахом, а тем более священнослужителем. Мне хотелось стать катехизатором или преподавателем богословия. В духовной жизни мне очень помогли мои родители, мой первый духовник, о. Андрей Хелкиопулус. и многие другие благочестивые люди. В 1976 году в Салониках я познакомился со своим старцем, оставил мир, пошел к нему в послушание и до сих пор веду монашескую жизнь. Старец сказал тогда, что воля Божия мне стать монахом, что я должен, подобно святым апостолам, оставить все сразу и постараться проявить нелицемерное послушание, отложить в сторону свое собственное мудрование и вверить свою жизнь старцу. Какой степени я достиг сейчас, ведает один Господь, Который будет судить нас. Что является самым главным в христианской жизни? Смирение, без которого никто не спасется. Это самое главное и значительное в Православии. Но не то смирение, о котором каждый имеет свое представление, а то истинное смирение, которому учит нас Господь Иисус Христос, говоря: "Научитесь от Меня", - не от Ангела, не от Архангела, но -"научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим" (Мф. 11, 29). Мы должны стяжать истинное покаяние. Доброе, действенное покаяние умножит смирение, а оно принесет слезы, плач, самоукорение, принесет нам евангельскую любовь, и все это вместе взятое принесет нам дар духовного рассуждения. Все другие добродетели помогают нам спастись, но смирение само по себе спасает нас. Без смирения никто не спасется. Смирение, о котором мы беседуем, есть состояние Христова смирения. По-настоящему смиренный, не на словах, а на деле - это тот, кто смирен и душой, и телом. Смиренный телом содержит его чистым и непорочным от всякого вида плотских помыслов и плотских удовольствий. Это очень важно. Здесь нужен тщательный анализ своего состояния. Смиренный душой имеет благодать Свитого Духа, содержащую ум в смиренномудрии. У такого человека все размышления самые смиренные и простые. Например, святой апостол Павел говорит: " Иисус Христос пришел... спасти грешников, из которых я первый" (ІТим. 1, 15). Посмотрите, будучи святым, он называет себя грешным, да еще первым грешником. Потом он говорит: "Я наименьший из Апостолов" (ІКор. 15, 9), - в то время как он почитается первоверховным Апостолом. Мы видим степень великого смирения св. апостола Павла, и не только видим, но и чувствуем внутри нашего сердца. Самоукорение, слезы, плач, самопознание свидетельствуют о пребывании Духа Святого в нашем сердце и выявляют смирение души. Отец Ефрем, что Вы посоветуете желающим вести правильную духовную жизнь в наше нелегкое время? Необходимо иметь духовного руководителя на пути ко спасению. Без духовного руководителя, старца, не достигнуть духовного возрождения. Необходимо иметь умную молитву и часто приобщаться Св. Христовых Тайн. Итак, в первую очередь нужны духовник, умная молитва, жизнь в таинствах Церкви. Но, конечно, обязательны пост, и послушание, и борьба со страстями. Каким образом родители должны защищать своих детей от современных искушений? Родители должны сотрудничать со своими детьми. Не владеть и не властвовать, они не выше своих детей, но и не ниже их. Плотские родители должны насаждать в своих детях любовь ко Христу, формировать их характер, охранять их здоровье, учить азбуке и защищать от этого лукавого мира. Но они не могут быть духовными отцами, принимать исповедь от своих детей. В период полового созревания детей начинает искушать бес блуда. Появляются блудные помыслы и соответствующие грехи. Ребенок читает лукавое, смотрит лукаво, размышляет лукаво. Самое главное искушение в этом возрасте - плотское, И родители должны быть снисходительны в этом вопросе, снисходительны не к грехам, не к искушениям, а к детям. Родители должны понимать, что дьявол завидует и бьет очень жестоко. В это время родители не должны бить детей, но с нежностью и пониманием советовать им, чтобы они открывали все свои помыслы священнику на исповеди, потому что только на исповеди они обретут прощение грехов, исцеление от страстей и примут силу Святого Духа. Приобщение к исповеди должно начинаться с малого возраста. Самая большая помощь родителей учить их к исповеди, а не властвовать над ними. Иначе дети начнут лгать, и прекратится взаимопонимание, не будет искренности. Родители должны показать душевное благородство по отношению к детям. Но если они не живут со Христом, то они не достигнут этого. Как Вы считаете, какой грех более всего распространен в современном обществе? Это плотский грех. Падший и изнеженный человек, живя в этом мире, погружается в страсти, главным образом в эгоизм и самолюбие. Эти близнецы, эгоизм и самолюбие, как плохие супруги, рождают новые страсти и ослепляют ум, чтобы он не видел Христа, Который является источником духовного блаженства и сердечной радости. Когда человек находится в обольщении, то он всю свою жизнь видит в искаженном зеркале. Демон плотского греха делает зло повсюду, и мир уже давно превратился в Содом и Гоморру. Разумеется, большинство грехов делается тайно, а не явно. Если сейчас явно делаются такие страшные плотские грехи, то и представьте, какие совершаются тайно! Разумеющий да разумеет. Да покроет нас Пресвятая Богородица от этого беса и от всех других бесов, потому что Богородица - это самое чистое и смиренное творение Божие. И Богородица собственноручно дарует нам чистоту души и тела. В настоящее время в Евро-парламенте решается вопрос о том, чтобы разрешить въезд женщинам на Святую Гору. Многие считают, что запрет ущемляет права женщин. Некоторые женщины думают, что если снять этот запрет, то у них появится возможность духовно окормляться старцами и поклоняться святыням Афона. Очень хороший вопрос. В лице Госпожи Богородицы представлены все женщины. Пресвятая Дева-Первая женщина, но Она не президент всех женщин,а Мать всего мира. Как Женщина Она не против женщин и не за мужчин. Православие выравнивает все это. Не существует высшего и низшего. Разница в том, что жена произошла от мужа, не Адам от Евы, а Ева от Адама. Запрещение въезда женщинам – это не догма, а православное Предание, это откровение Пресвятой Богородицы. Так хочет Матерь Божия. Конечно, если Царица Небесная изменит Свое повеление, что врядли произойдет, тогда откроется доступ женщинам на Святую Гору. И мы тогда скажем: "Будьте благословенны"- потому что мы не против женщин. Это подтверждается тем, что мы выходим в мир, исповедуем монахов и монахинь, мирян и мирянок, общаемся с ними по тедефону. Матерь Божия не против женщин и не за мужчин, Она за славу Божию. Все женщины в мире, которые хотят сделать возможным въезд женщин на Снятую Гору, будь то феминистки, православные или еще кто-либо, должны знать, что этим они печалят Пресвятую Богородицу. Было бы лучше, если бы они смирились перед Ней и испросили дарование, чтобы после разлучения своей души с телом, с третьего на девятый день, вместе со святым Ангелом Хранителем они совершили паломничество на Святую Гору. Очень многие души женщин посетили Афон после смерти. Я знаю один конкретный случай, который был со старцем Ефремом Катунакиотом. Одна девушка после смерти пришла к нему и испросила благословение. У многих паломников, которые приезжают на Святую Гору, складывается мнение, что монахи имеют между собой национальные разделения. А ведь св. апостол Павел говорит, что во Христе Иисусе нет уже иудея, ни еллина (Гал. 3, 28). Каково Ваше мнение но этому вопросу? Национализм, расизм... - это ересь для Православия. Их осудила в прошлые века наша Вселенская Церковь, и в этом - истина, которая принимается всеми православными; но на деле люди сейчас страстные, и до тех пор пока они не достигнут бесстрастия и настоящей, любви между собой, они будут по-прежнему негласно разделяться по национальностям. Что и существует сейчас. Я - грек, он -русский, тот - болгарин, тот - румын; разделение действует внутри нас, это на самом деле так, и мы каемся в этом. Мы не можем говорить ложь и скрывать правду, такую ситуацию мы видим и переживаем. И мы желаем достигнуть состояния бесстрастия, тогда и эта ересь перестанет действовать в нас, и проблема национального разделения на Афоне исчезнет. Тогда мы все станем просто святогорцами, не будет иметь значения, где ты родился и какого происхождения. Мы все – святогорцы. На Святой Горе живут монахи со всего православного мира. Это маленький рай, а в раю не будет разделения на русских, греков, американцев, румын и болгар. Там будут пребывать спасенные рабы Господни. Св. апостол Павел, когда говорит, что во Христе Иисусе нет уже иудея, ни еллина; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского (Гад. 3, 28), - он говорит о состоянии бесстрастия. Сейчас страсть национального разделения стала трудноисцелимой, так как в двадцатом веке произошло много войн между пародами. Войны стали основой для внутренней неприязни между треками и болгарами, греками и турками, греками и итальянцами. Люди читают книги о прошлом, вспоминают страдания, которые претерпели их родственники, и эти воспоминания поддерживают вражду. Но мы, будучи православными, должны преодолеть национальную неприязнь, и тогда мы вдохнем благодать Святого Духа. Потому что православный расист - это страстный человек, находящийся в прелести. Такой человек не любит ближних своих, но осуждает их, делит на категории и ставит в узкие рамки. Дух Святой приходит и - уходит, не успокаиваясь в таком человеке. Что Вы думаете о состоянии вселенского Православия в наше время? Православная Церковь общими усилиями старается выполнить заповеди Святого Евангелия. Мы все нуждаемся в серьезной работе над своим внутренним человеком. Каждый лично должен исповедать, что он страстный, тогда благодать Святого Духа исцелит от этих душевных и телесных страстей. А люди ищут утешения не в стяжании благодати Духа Святого, а в страстной, греховной жизни и удовольствиях нашего века. Но будущее мира, главным образом XXI века, - за Православием. В конце произойдет битва между Православной Церковью и антихристом. Все остальные ереси, расколы, прелести, идолослужения исчезнут, уйдут в сторону. Иисус Христос сразится с антихристом и победит! Конец апокалипсиса - это сокрушительная победа Православия над грехом. Когда мы знаем конец апокалипсиса, знаем букву омегу, тогда нас не занимают предыдущие буквы, мы должны обращать внимание на конец, на победу Христа. Какие особые знамения Вы видите в наши дни, свидетельствующие о близости пришествия антихриста и конца мира? Первое - нераскаянность народов земли. Второе - жестокосердие людей. Третье - ужасное злопамятство, то, что один другого не может простить. А также безнравственность и разврат, совершаемый явно и тайно, и главным образом - тайно. Это то, что нас очень пугает, потому что люди сильно оскорбляют Христа и Богородицу. Мы видим в людях отсутствие стыда и злопамятство - все это показывает, что мы живем в преддверии антихриста. Хотя есть и другие знамения, но я считаю, что это главное. Потому что если человек жестокосерд, злопамятен, ужасно самолюбив и не кается в этом, то он не может войти в Царство Небесное. Многие молодые люди думают и говорят: у нас вся жизнь впереди, и пока мы молоды, надо брать от жизни все, а когда старость придет, тогда и покаемся. Что бы Вы могли сказать таким молодым людям? Многие молодые говорили, что в конце жизни они покаются, но, к сожалению, к ним пришла внезапная смерть, и они, будучи погруженными в греховную жизнь, ушли в иной мир нераскаянными. Мы не должны лукаво жить и пользоваться долготерпением и любовью Христовой. Уже сегодня надо положить начало покаянию, немедленно, сию же секунду, потому что мы не знаем, что произойдет с нами до вечера. День принадлежит Господу. И да помилует тебя Господь в сей день, как он помиловал раскаявшегося разбойника, распятого справа от Него. Если мы начнем день с раскаяния, то по молитвам Пресвятой Богородицы, Господь продлит время нашей жизни, чтобы мы завершили наше покаяние и дела добродетелей, чтобы прославился Господь и через нас, грешников. Великое заблуждение - откладывать время покаяния, потому что нераскаянность - это великое оружие дьявола, и многие им прельстились. Днесь аще глас покаяния услышите, не ожесточите сердец ваших (Пс. 94, 7—8, Евр. 3,7; 4, 7). Расскажите об отличительных чертах устава Вашего скита. Прожив двадцать четыре года в общежительном монастыре св. Филофея, я знаю весь устав, и в целом мы его придерживаемся, но в некоторых случаях живем как келлиоты. У нас получается сочетание общежительной, скитской и келлиотской жизни - разнообразие, которое нам очень нравится. Самое главное -это ежедневная Божественная литургия. Я за ежедневную литургию и за частое причащение Святых Христовых Тайн. Св. Макарий, св. Тарасий, св. Никодим Святогорец и многие другие святые написали очень хорошие книги, в которых говорили о необходимости частого причащения Святых Христовых Тайн. Но, конечно, требуется, чтобы мы строго соблюдали посты понедельника, среды и пятницы, а также длительные посты. В четыредесятницу мы каждый день совершаем литургию преждеосвященных Даров, чтобы причащаться каждый день, - то есть пять преждеосвященных литургий в неделю. Второе, что для нас очень важно, - наше бдение в келье. Обычно это трехчасовое ночное моление перед тем как идти в церковь. Но некоторым предписывается большее количество часов по личному благословению старца, и соответствии с их здоровьем и силами. Прежде чем идти в церковь, монах совершает келейное правило, где происходит его личная встреча со Христом. Келья монаха - это неопалимая купина, это Синай, это Фавор. Именно в келье происходит откровение Христа в нетварном свете, а потом монах продолжает свое бдение и молитву в церкви, где он приобщается Божественных Тайн. Потом завтрак, а затем начинаются послушания. Мы часто трудимся все вместе на общих работах, произнося вслух молитву: "Господи, Иисусе Христе, помилуй мя". Это все нас связывает, объединяет. Мы чувствуем себя просто и хорошо, работая среди такой чудной природы под пение прекрасных птиц. Работаем в течение трех-семи часов, в зависимости от обстоятельств. Конечно, монах не должен слишком много работать, иначе у него иссякнут силы, и он будет не в состоянии выполнить монашеское правило. Главный акцент у нас делается на духовной стороне, а не на материальной. Две трети сил и времени - на духовное делание, а одна треть - на материальные нужды. Тогда сохраняется равновесие сил и хорошее здоровье. Живя на Святой Горе, я убедился, что мы должны принять образ мыслей и духа наших предшественников, должны думать и размышлять, так, как мыслили снятые отцы. Тогда мы будем иметь святогорский опыт, как и наши старцы. Опыт приходит по время молитв, в келье, в храме, на послушании, на исповеди. Мы не можем называться святогорцами, живя другой жизнью и по-другому рассуждая. В чем Вы видите отличие общежительной жизни монахов от скитской и келлиотской? Скитская жизнь - это жизнь двух-пяти человек под руководством старца, а кетлиоты и пустынники живут отдельно, уединенно. Пустынник живет сам но себе, хотя, конечно, он имеет своего старца и живет в послушании, выполняя его благословение. Наш старен Паисий был пустынником и вел святой образ жизни. Я был свидетелем этого и получал от него благословения и духовные советы. Общежительная жизнь в монастыре имеет экономические удобства: нет трудностей с питанием, более налажен быт. Я несколько лет был игуменом общежительного монастыря и очень хорошо познал на практическом опыте, какое устроение имеет современный общежительный монастырь. Когда много братии, это вовсе не плохо, но нужно учитывать, что у них у всех разные характеры, поэтому игумену приходится нелегко с некоторыми отцами. Монах, преуспевший в общежительном монастыре, может но благословению старца жить скитской или келлиотской жизнью, но сначала он созревает в послушании и достигает определенного уровня духовной жизни. Я предпочитаю жизнь в общежитии до конца своей жизни, хотя люблю пустынников и почитаю их Но я хочу жить с братией, которой хочу послужить до последнего своего издыхания. Мое послушание мне по душе, и я пытаюсь его выполнять добросовестно. Пресвятая Богородица в Своем уделе устроила так, что здесь жизнь делится на общежительную, скитскую и пустынническую, и таким образом, довольны все души, живущие на Святой Горе. Главное - чтобы мы все были в послушании у своего духовного отца, потому что монашеская жизнь на этом стоит. Какое значение имеет для Вас слово "святогорец"? Это для меня священное слово и высочайшая честь. В эпоху Христа говорили,- "Я римский гражданин'', - что считалось великой честью. Об этом писал даже св. апостол Павел (Деян. 22,25). Так же и сейчас слово «святогорец», как и слово "православный", - высокое благословение, признаваемое всеми. Для каждого святогорца большая честь и милость Божия быть погребенным в святогорской освященной земле, ведь это райский сад Пресвятой Богородицы здесь, па земле. Как Вы можете прокомментировать мысль: "Послушание выше поста и молитвы"? Без послушания невозможно стяжать ни истинную молитву, ни благоприятный пост. Оно является источником, родителем и корнем умной молитвы, поста и всякой другой добродетели. Но не человекоугодничество и не подчинение человеку ради человека, а послушание Христу и ради Христа, правильное послушание, которое выражается в любви ко Святому и Троичному Богу. Наша любовь к Богу является главной заповедью Ветхого и Нового Заветов, поэтому послушание является источником всех добродетелей. Но у нас не должно возникать человекослужеиие или старцеслужение; послушание должно быть ради Христа, а не ради старца как человека. Нужно помнить, что сам старец тоже живет в послушании. Если же у него нет послушания, то и мы не будем слушаться его. Послушание за послушание. Наши послушники не ниже нас, мы ими не владеем, мы ими не управляем - мы их пасем, то есть мы им служим. Пасу - значит, служу. Пасу - значит, умываю ноги учеников и утираю полотенцем. Я полотенце, я губка. Хотя мы и носим жезл, мы не палка. Жезл помогает подняться выше, в рай, и это огненный жезл против демонов и страстен, но не против людей; это символ духовной власти. В Православии все строится на послушании, это наивысшее выражение главной заповеди Нового Завета. Как Вы относитесь к подвигу пустынножительства? Наша основа - это простая жизнь, чистая жизнь, жизнь в таинствах Церкви, умная молитва и постоянная молитва о всем мире. Неважно, где живет монах, - в общежительном монастыре или в пустыне. В первые годы святой эпохи монашества все монахи были исихастами: и те, что жили в киновиях, и те, что жили и маленьких общинах, и те, что жили сами по себе. Мы знаем о великом Антонии, о великом Паисии, о великих отцах св.Пахомии, св. Савве, св.Феодосии, св. Харитоне и множестве других св. отцов. Например, св.Иоанн Лествичник жил сорок лет в пустыне, в одиночестве, несколько лет игуменствовал на Синае и закончил свой жизненный путь как исихаст опять в пустыне. Это образ великого искусства монашеской жизни. Каково Ваше отношение к экуменизму? Что Вы посоветуете тем людям, которые, видя всеобщую апостасию, уходят в леса, в катакомбы? Экуменизм является величайшей ересью, которая когда-либо существовала. Наша Церковь Вселенская, всемирная, но не экуменистическая. В этом великая разница. Я не сомневаюсь, что в Православии содержится вся истина. Об этом уже две тысячи лет говорят все святые отцы. Мы ничего не придумали нового, мы повторяем то, чему научили нас святые отцы. Но необходимо оставаться на своем месте, а не бежать в пещеры и леса, в катакомбы. Непроходимо исповедать Христа и не и не постыдиться сказать истину из страха потерять место или жизнь. Твердо пребудем на своем месте, не устыдимся и не устрашимся людей. Мы должны любить людей, но ни в коем случае не бояться их. Бояться надлежит только Бога и нераскаянного греха. Будем пребывать на том месте, где нас поставил Господь, где нас поставил Дух Святой. Нашими делами, словами, жизнью мы должны исповедовать Христа. И мы уверены, что Дух Святой известит человека с добрым произволением об истине. Люди жаждут высшего и лучшего, и мы должны нести это людям. Дух Святой говорит через нас как раз о том, в чем нуждаются люди. Истина освободит нас от всякой прелести и от всякой страстности, просветит ум человеческий и сделает нас причастными благодати. Дорогой отец Ефрем, завершая нашу беседу, скажите что-нибудь в назидание нашим православным современникам. Вне Православия не существует духовности, вне Православия не существует исцеления страстей, вне Православия не действует Дух Святой. Это не просто строгие выражения, это не наше личное мнение, это - истина, и мы не постыдимся исповедовать Православие. Не имеет значения, сколько нас (семейство Ноя в ковчеге тоже было немногочисленным), имеет значение, что мы содержим всю полноту истины. Для нас большая честь, что мы своими грешными устами исповедуем эту истину. Только в том случае, если мы прибудем верными Православию и будем исповедовать Христа, заблудшие возвратятся в стадо с Единым Пастырем. Ну а если нас будут видеть разделенными и если мы начнем исповедовать экуменизм и глобализм, то еретики никогда не поймут истины и не станут православными. Православные должны вести свою борьбу смиренно и тайно, молясь о всем мире. Дух Святой Сам просвещает сердца неправославных. Не мы должны идти к ним, а они к нам. Жаждущий идет к источнику, а не источник к нему, но жаждущий идет к чистому источнику, а не к яме, поросшей тиной. Если мы постыдимся исповедовать Христа и Православие, благодать Святого Духа уйдет, это я знаю из горького опыта многих. Так что не будем тепло-хладные, а будем или холодные, или горячие. А теплое, по слову Апостола, извергнет Господь из уст Своих (Откр.3,15-16). Если мы стыдимся исповедывать истину. То мы сами не являемся просвещенными, сами больны. Не может больной исцелить больного. Благодать Святого Духа не закрыта внутри нас, она не птичка, запертая в клетку, поэтому, если не исповедовать Христа, благодать уходит. И тогда человек должен горько плакать, как плакал св. Петр. Евангелие говорит о любви, которая является плодом Святого Духа – «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера» (Гал, 5, 22), Без истины, которая является Православием, никогда не стяжать любви. Истина, правда, любовь, целомудрие подадут нам дар стяжания Святого Духа, чтобы мы знали, какая любовь есть евангельская, бесстрастная, совершенная, та любовь, которой мы должны любить Бога и людей. Монах Серафим (Шолков).
|