Пятница, 26.04.2024, 08:57 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Вероотступничество

Вы не знаете Родины, уважаемый режиссер!
Журнал «Спасите наши души!» и газета «Мир» уже писали о нашумевшем фильме Павла Лунгина «Царь», как и ранее о фильме этого же режиссера - «Остров» (последний с теплом был воспринят многими верующими, в том числе и автором этих строк). После новой киноработы П.Лунгина многие по-иному посмотрели на «Остров».
Фильм «Царь» вызвал более чем неоднозначную оценку, и развернувшаяся дискуссия обнажила некоторые очень важные моменты, о которых хотелось бы сказать особо. Ожесточенные споры велись не только вокруг личности царя Иоанна Грозного, но и о православной монархии, о монархической идее как таковой, поэтому мне показалось принципиально важным коснуться этой темы более глубоко. Иерей Алексий Успенский отметил: «За одно только хочется поблагодарить режиссера Павла Лунгина: нельзя обойти молчанием его последнее вышедшее в свет творение. Потому как молчанием предается Бог. Это как раз не тот случай, когда молчание - золото».
Редактор самарской газеты «Благовест» А.Жоголев написал: «Представьте: средневековая Русь с ее глубокой верой, с ее царем, недавно покорившим Казанское и Астраханское ханства, с угрозами отовсюду - с запада от Литвы, с юга от крымцев, с востока от недобитых наследников Батыя. Московия в кольце войны, и, только собрав все силы, можно выжить и выстоять. Сохранить Третий Рим как Православное Царство. Быть или не быть нашей стране, решалось как раз во времена Иоанна Васильевича, названного Грозным. Но вот появляется Лунгин, командует: «Мотор» - и начинает последовательно, кадр за кадром, отнимать у русских историчное представление о прошлом России. Во всех бедах наших, оказывается, виноват тот, вокруг которого кристаллизовалась народная надежда. Царь…»
Для начала вспомним в связи с нашей темой историю отечественного кинематографа, то есть фильмы, посвященные эпохе царствования царя Иоанна Грозного. Один из наиболее ранних - фильм 1915 года «Царь Иван Васильевич Грозный», снятый режиссером А.Ивановым-Гаем, где роль царя исполнил знаменитый Феодор Шаляпин; затем известный фильм Сергея Эйзенштейна, в котором роль царя сыграл Н.Черкасов. Более близкий нам по времени создания - фильм 1991 года «Царь Иван Грозный» Геннадия Васильева (в нем, к слову, роль князя Серебряного играл певец Игорь Тальков, погибший в том же году). В фильме «Гроза над Русью» (1992 г.) Иоанна Грозного играл актер О.Борисов, а роль царя в киноработе «Ермак» (1996 г.) стала последней для Евгения Евстигнеева.
Незадолго до фильма Лунгина зрители посмотрели на канале «Россия» 16-серийный фильм А.Эшпая «Иван Грозный». Известный православный публицист С.Фомин по поводу сериала Эшпая написал: «Вот как, например, ответил Эшпай на вопрос: "Ваша версия: почему Иван впал в безумие?" ("Иван", заметим, - это царь Иоанн Васильевич всея Руси.) Но вот и ответ: "Умерла царица Анастасия, первая его жена, ушел из жизни митрополит Макарий... Иван остается один. От этого стал еще больше погружаться в религию". Если убрать "длинноты", то получается, что русский царь "впал в безумие" после того, как "стал погружаться в религию". Весьма характерны названия появившихся в прессе публикаций об этом фильме: "То ли Кощей, то ли вампир", "Андрей Эшпай: Только не думайте, что я оправдываю Ивана Васильевича!", «"Иван Грозный" стал для режиссера адом».
Режиссерский замысел в какой-то степени уточняет его выбор актеров на роль главного героя. Юного царя играет 15-летний студент театрального института Ваня Макаревич, сын лидера группы "Машина времени" Андрея Макаревича. Однако подлинной находкой Эшпая стал актер, сыгравший зрелого героя, - актер израильского театра "Гешер" Александр Демидов.
"Я родился в СССР, - откровенничал он журналистам, - закончил здесь театральный институт, работал в Театре Маяковского. В карьере у меня все было хорошо, но мне хотелось большего. В 1990 году я уехал в Израиль, там почти сразу познакомился с каббалой и с тех пор серьезно ею занимаюсь". Как говорится, без комментариев».
Еще одна показательная точка зрения на фильм А.Эшпая (В.Саулкин, «rusk.ru»): «После первой серии я понял, что смотреть эту мерзость не смогу, хотя просили посмотреть хотя бы несколько серий, чтобы затем обсудить фильм на радио. Не смог смотреть не только потому, что фильм кощунственный и невероятно лживый, к тому же на удивление бездарно и непрофессионально исполненный. Даже на фоне "подделок" современного телевидения "стряпня" Эшпая выделялась необычайно низким уровнем и исторической безграмотностью. Такое впечатление, что фильм снимали в редакции, специализирующейся на выпусках дешевых оккультных программ о "мистических тайнах".
О русской истории у всех авторов этого "шедевра" познания были, по-видимому, на уровне израильского актера-каббалиста, почему-то игравшего царя Иоанна Васильевича. Обсуждать это "творение" Эшпая было невозможно. Такое не обсуждают.
После просмотра первой серии я физически испытал тошноту. Все мои знакомые историки на вопрос, смотрели ли они фильм Эшпая, отвечали единодушно: "Не смог, тошнило". Напомню, что в народе бесов принято было называть "тошной силой".
И еще одно мнение: «Наносится удар по идее российского самодержавия, подвергается поношению целый пласт русской истории. В целом фильм "Иван Грозный" А.Эшпая производит убогое впечатление. Перед нами наспех (словно кто-то гнал) изготовленная либеральная поделка, вышедшая из рук людей, лишенных ответственности как перед прошлым России, так и перед ее настоящим» («А царь-то ненастоящий»,
И.Фроянов, «Литературная газета»).
Прежде чем говорить о фильме П.Лунгина, хотелось бы отметить принципиально иной фильм (2008 г.) - картину Бориса Лизнева «Царское дело» (ее премьера состоялась на кинофестивале «Золотой витязь»). Фильм построен на подлинных текстах царя Иоанна - его письмах, богослужебных текстах (Иоанн Грозный был составителем многих стихир, канонов, они изданы сегодня Данииловым монастырем отдельной книжечкой).

«Светоч православного кино» снял антирусский, антицарский фильм

Теперь о фильме Павла Лунгина и связанной с фильмом книгой писателя Алексея Иванова «Летоисчисление от Иоанна», широко продающейся сейчас в России.
Два полярных интернет-отзыва:
- Я всегда знала, что наша история малоприятна. Но это, до фильма «Царь», никогда не входило в мой чувственный опыт. Теперь я кожей чувствую весь смрад средневековой Руси. Спасибо Лунгину.
- Зачем же настолько откровенно врать? У России всегда было немало врагов, причем не только внешних, но и внутренних. Само собой, при одном только виде Иоанна Грозного враги сдаваться не собирались, пришлось с некоторыми из них поступить не очень нежно. С некоторыми! Но после просмотра создается впечатление, что на Руси было принято казнить всех подряд, причем без разбору. А о справедливом суде даже и говорить не приходится. Лунгин видит Россию как огромную камеру пыток, в которой даже талантливые и образованные люди поставлены на службу якобы безпричинной жестокости Грозного. Лунгин видит народ как массу немытых, оборванных бродяг, как большое стадо. Моя страна не такая и такой никогда не была! Вы не знаете Родины, уважаемый режиссер!

Из отзывов известных людей:
Протодиакон Андрей Кураев: «Хороший фильм... Историософская и христианская суть верна». Также добавил: «Случайно или нет, что выход этого фильма пришелся на первый год нового патриаршества? Не предстоит ли и Патриарху Кириллу стать наследником не только трона святителя Филиппа, но и его креста? Не есть ли этот фильм своего рода духовное завещание от святителя Филиппа к Патриарху Кириллу?»
Настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов подчеркнул, что в фильме не прозвучала «тема сакральности богоустановленной царской власти»: «И для святителя Филиппа, и для всех вокруг Иоанн Грозный был царь и Помазанник Божий».
Протоиерей Геннадий Беловолов (Леушинское подворье, г. Санкт-Петербург): «То, что предъявляет Лунгин, граничит практически с материалами для следствия или для медицинского освидетельствования. Он, по сути, покушается на историческую личность русской истории, которую выставляет как сумасшедшего тирана. Думаю, что должны найтись люди, которые готовы защитить достоинство и честь русского царя. Жаль, что те ожидания, которые были посеяны Лунгиным после фильма "Остров" и его некоей христианской направленности, не оправдались. Отчасти фильм "Царь" бьет и по фильму "Остров". Ну не может один и тот же режиссер снять сначала христианский фильм, а затем и антихристианский. Фильм "Царь" надо бы назвать антицарским. Это фильм, который, наверное, вполне бы удовлетворил пламенных революционеров 1920-х годов. Этот фильм, по сути, можно назвать антирусским. Думаю, что он направлен не столько против самого Ивана Грозного, сколько против самой идеи монархии. Очевидно, что мы сейчас в поисках своей исторической перспективы все более обращаемся к своему историческому опыту, к историческим идеалам. Мы понимаем, что для России исторической формой правления, выверенной, показавшей свои реальные плоды, является именно монархия. Против этого никто не может поспорить. Сама Россия доказывает правоту монархии, но, видимо, это не всем нравится, это пробный шар, и, думаю, не последний. Можно этот фильм поставить в один ряд с такими провокациями, как фильм "Последнее искушение Христа", "Код да Винчи", и другими антихристианскими картинами».
Еще одна цитата из размышлений отца Геннадия: «Для Иоанна Грозного каждый человек был верноподданным, чадом, членом большой народной семьи. Он, безусловно, молился, переживал, болел даже за тех, кого по закону государственного правосудия подвергал казни или опале, - это с одной стороны. А с другой стороны, мы знаем ведь и богослужебные тексты, которые он составлял. Это богослужебный канон Ангелу Грозному воеводе и молитва архангелу Михаилу. Не отсюда ли у него этот эпитет "Грозный"? В фильме "Царь" есть положительный образ митрополита Филиппа, но нельзя такой ценой предавать образ царя. Мы и так почитаем митрополита Филиппа как святого, его образ написан на иконе, нам не нужно доказывать его святость. А за Ивана Грозного нужно постоять, и дело чести - не отдавать наших царей на поругание».
Петр Мультатули (Академия российской истории): «На мой взгляд, фильм Лунгина "Царь" - преступление. Преступление перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями, перед русской историей и перед Богом. Фильм этот отмечен неприкрытой неприязнью к православному русскому монархическому началу, которое в свое время и создало великую державу от Балтики до Камчатки».
В своей обширной статье «Не прикасайтесь к Помазанным Моим» П.Мультатули упоминает также фильм Глеба Панфилова «Романовы: венценосная семья», недавно вновь показанный на российском ТВ: «Фильм уже достаточно старый, но своей злобной сущности от этого не потерял. На мой взгляд, этот фильм более зловреден, чем фильм Лунгина. Лунгинский "Царь" ярок, "кровав", динамичен. В фильме такое количество пыток, истязаний, казней, Иоанн в исполнении Мамонова настолько отвратителен, что в конце концов вдумчивый зритель говорит: "Не верю!" Опасность панфиловского фильма заключается в том, что он будто бы с симпатией относится к Царской семье. То есть в фильме нет лобовой советской атаки климовской "Агонии". Но тем-то фильм Панфилова и опаснее».
Русский писатель В.Крупин: «Воодушевленный успехом "Острова", Лунгин хватается за самое болезненное и самое беззащитное, что есть у русских, - за русскую историю. Кто только над ней не издевался, особенно киношники. Эйзенштейн - предшественник и учитель Лунгина в показе Иоанна Грозного. Не идеализируя царя, скажем о народном мнении о нем. Мнение это благодарное. Защищал и расширял Россию. Противостоял католикам, освободил Казань. И сына (тут нельзя верить ни Карамзину, ни Курбскому) не убивал. Ладно, Мамонову-то, получается, все равно, что играть, но стыдно за священника Иоанна Охлобыстина. Он все никак не расстанется с эстрадным прошлым - участие в показе такого выдуманного звероподобного душегубца кто ему приказывал принимать? Лунгин велел? А совесть? Или напомнить, что у Ильи Репина, написавшего полотно "Иван Грозный убивает своего сына", отсохла рука, а позировавший ему писатель Гаршин выбросился из окна? Вот и актер Олег Янковский, игравший роль митрополита Филиппа, внезапно умер. Говорят, что он, в митрополичьем облачении, курил. Да еще и надев подлинный наперсный крест…»
По сообщениям СМИ, Олега Янковского на съемки в «Царе» благословил почивший ныне Патриарх Алексий Второй. О кресте отец Иоанн Охлобыстин рассказывает: «Олег Иванович ведь до съемок в "Царе" креста ни разу в жизни не носил. А тут ему пришлось весь фильм носить на шее специально изготовленный крест - красивый, точная копия того, который был у митрополита Филиппа. Уже в конце съемок он подходит ко мне и говорит: "Вань, мне так этот крест понравился, хочу теперь его всегда носить. Ты же священник, освяти мне его, пожалуйста!" А на часах уже было 12 ночи. Я тогда подумал: а чего время терять? И пошел в ближайший храм. Там мне дверь открыл послушник, сразу узнал меня и разрешил провести освящение. Видимо, была воля Божия на то, чтобы с Янковским этот крест остался».
Попутно отмечу, что участие в фильме священника отца Иоанна Охлобыстина, сыгравшего царского шута Вассиана, многих просто шокировало. Из размышлений А.Жоголева: «Этот его "шут гороховый" (так в фильме!) вызывает у меня особое какое-то неприязненное чувство. Никогда еще столь публично не хулился священнический сан, ведь роль шута не просто грязная и недобрая. Она кощунственная, провокационно-кликушеская. Да и сам иерей Иоанн Охлобыстин выглядит весьма двусмысленно, когда по ходу дела в картине митрополит Филипп (артист Янковский) прямо называет его еретиком и предсказывает тому вечную погибель. Я не сомневаюсь в его уме и талантах, но как-то странно, когда на экране корчится и кривляется тот, кто совершает по воскресеньям в алтаре величайшее Таинство Евхаристии».
От себя добавлю, что в недавнем фильме «Заговор» священник Иоанн Охлобыстин исполнил роль Григория Распутина, а после фильма «Царь» планирует сыграть Чапаева в фильме режиссера В.Тихомирова.
Иерей Алексий Успенский: «Мне кажется, что не личность царя - главная мишень экранизации. В данном случае личность монарха используется как рычаг, а опорой сему рычагу избрана твердая почва лучших и святых чувств зрителей. В первую очередь тех из них, которые являются потомками жителей Московского царства ХVI века. И вот изо всех сил упираясь этим кривым рычагом в самое чистое и святое, что у людей еще осталось, пытаются с корнем выворотить идею самодержавия в умах и сердцах русского народа».
Режиссер и актер Н.Бурляев: «Очернение образа Грозного царя, как известно, началось в нашей исторической науке еще во времена Н.М.Карамзина, являвшегося членом одной из масонских лож и совершенно лживо представившего в IX томе «Истории государства Российского» самодержца как убийцу и тирана. Я предлагал Павлу Лунгину посмотреть фильм Бориса Лизнева "Царское дело", где показана правда о тех временах. Но Павел уже заканчивал фильм и сказал, что теперь смотреть поздно».
Вообще, вызывает удивление, что научным консультантом в работе над фильмом «Царь» был известный сектовед А.Дворкин. Свой выбор П.Лунгин объяснил так: «Александра Дворкина я взял в консультанты потому, что он - специалист по Ивану Грозному. Он написал книгу "Иван Грозный как религиозный тип"». Но сегодня написано множество православных научных монографий - исследований об эпохе Иоанна Грозного, и не очень понятно, почему широкий круг этой литературы сузился до книги А.Дворкина.
П.Соколов («Утонувший "Остров"», «Литературная газета»): «Раз в жуткую тьму и паранойю придуманной страны зрителя погружает раскрученный "светоч православного кино" - могут и поверить, что так и было. Не полезут же все в "Жития святых", не будут же вникать в труды Штадена или Таубе, даже Карамзина вряд ли откроют. Не прочтут зрители слова святителя Филиппа на суде, устроенном в Успенском соборе страшным, но и великим царем. Так и будут думать, что волокли избитого митрополита в какой-то дикой клетке, а не стоял он, увозимый в заточение, в простых дровнях, благословляя на обе стороны рыдающий по нему народ. Будут уверены, что русские цари, похожие на неопрятных маньяков, жгли в церквях монахов да устраивали публичные поедания детей медведями, чему народ русский очень радовался. Для этого сначала одним "Островом" создается кумир, который потом будет создавать новые декоративные "острова", жирными кляксами пачкая настоящую историю России».


«Не прикасайтесь к Помазанным Моим!»

Писатель и журналист Вячеслав Манягин, являющийся автором исследований о царе Иоанне Грозном «Апология Грозного царя», «Правда Грозного царя», «Иоанн Грозный без лжи и мифов», обратился с открытым письмом к Президенту России, отправив также копию письма в Комиссию по противодействию попыткам фальсификации истории: «Фильм "Царь" должен быть изъят из публичного проката в кинотеатрах и, наравне с порнографией, разрешен только для частного просмотра на домашних видеоустройствах».
Также в адрес Президента России поступило протестное письмо из Культурно-просветительского фонда имени Василия Великого в связи с решением руководства Первого телевизионного канала о показе фильма «Царь» в день Рождества Христова (в прайм-тайм, после программы «Время»). Президент фонда Василий Бойко-Великий в недавней своей статье на «Русской линии» «Кто говорит ложь - не спасется» подчеркнул: «Фильм П.Лунгина "Царь", ставший скандальным еще до выхода в широкий прокат, с предельной ясностью показал, что для христианина в наше время, еще более, чем прежде, самым важным является вопрос различения правды и лжи».
Союз православных хоругвеносцев и Союз православных братств провели пикет под русскими имперскими стягами, выразив протест против фильма Лунгина «Царь». По сообщениям в СМИ, во время пикета был совершен символический акт уничтожения «постера фильма и репринта с картины Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына»». Также в вечернем эфире радиостанции «Русская служба новостей» в передаче «Своя правда» прошел диспут между главой СПХ и СПБ Леонидом Симоновичем-Никшичем и известным политическим обозревателем Николаем Сванидзе, сообщает сайт СПХ. Радиотрансляция передачи велась в прямом эфире, слушатели могли голосовать, звонить, выступать с комментариями. По итогам голосования радиослушателей глава СПХ одержал победу, за его позицию отдали свои голоса 67,3% голосовавших.
В отношении режиссера Павла Лунгина хотелось бы подчеркнуть следующие моменты. П.Лунгин является сыном Семена Лунгина, написавшего в соавторстве с И.Нусиновым сценарий скандально-кощунственного фильма о Григории Распутине и Царе-мученике Николае Втором (режиссера Э.Климова) - «Агония». Сценарий назывался «Антихрист». Из размышлений А.Жоголева: «Не жалели в той ленте черных красок и для святого Царя Николая - последнего русского Царя. Ну а Лунгин-младший взялся за первого русского царя. Невольно приходит на ум, что у них это какой-то чуть ли не "семейный бизнес" такой - чернить русскую историю. Доказывать нам, что ее яркие исторические деятели все сплошь неврастеники, садисты, маньяки…
Но Павел Лунгин пошел еще дальше. Если в "Агонии" кроткий наш Царь Николай с искаженным злобой и страхом лицом расстреливал ворон из берданки, то царь Иоанн Васильевич Грозный в новом фильме уже не в ворон пуляет. Он хладнокровно скармливает своих врагов медведю и при этом наслаждается, как какой-нибудь языческий Нерон, кровавым зрелищем».
В связи с этим уместно вспомнить П.Мультатули: «В том, что в кинотеатрах и на телевидении усиленно навязывают фильмы, клевещущие на первого и последнего Божиих Помазанников, отчетливо видно, что кому-то очень хочется запятнать всю историю русской монархии, бросить комок грязи на ее ризы, обагренные кровью святых князей и Царя-страстотерпца и всех людей, положивших живот свой за веру, Царя и Отечество».
Публицист С.Фомин в статье «Затянувшаяся "Агония"» отмечает, что на роль Григория Распутина пробовались Евгений Евстигнеев, Анатолий Папанов, Леонид Марков, но был утвержден Алексей Петренко. Во время съемок «Агонии» 35-летний актер пережил инфаркт. Из рассказа Э.Климова: «С ним случился тяжелый сердечный приступ. Он упал, и уже пузыри пошли изо рта. После этого случая отказался сниматься категорически». Еще до окончания работы над фильмом в автокатастрофе погибла жена Э.Климова - режиссер Лариса Шепитько. Актер А.Ромашин, сыгравший в фильме роль Государя Николая Второго, как пишет С.Фомин, «накануне принятия в 2000 году Архиерейским Собором решения о прославлении Царственных мучеников был задавлен упавшей "не туда" спиленной на его дачном участке сосной».
К слову, публицист упоминает и писателя В.Пикуля, написавшего немало клеветнических строк о святом Царе Николае Втором. В.Пикуль умер в 1990 году в ночь с 16 на 17 июля (дата мученической кончины Царской семьи).

Скажи мне, кто твой друг…

И еще об одном. О том, что режиссер П.Лунгин выступил в защиту писателя-русофоба В.Ерофеева.
Недавно группа граждан направила заявление в прокуратуру г. Москвы в связи с изданием книги писателя В.Ерофеева «Энциклопедия русской души». Это заявление поддержало движение «Народный Собор». В письме отмечалось, что книга содержит множество русофобских высказываний, оскорбительных для чести и достоинства русского народа. Вот лишь некоторые цитаты из книги (не хотелось бы тиражировать эту «мерзость запустения», но для понимания ситуации это важно. Надеюсь на понимание читателей):

- Русских надо бить палкой. Русских надо расстреливать. Русских надо размазывать по стене. Иначе они перестанут быть русскими. Кровавое воскресенье - национальный праздник.
- Ты посмотри, как они красиво страдают! - любовался Серый, ломая русские кости, позвоночники, черепа. - Нет, только глянь! Выносливы и неприхотливы. Цены вам нет, - обращался он к мученикам.
- В России надо устраивать публичные казни. Показывать их по телевизору. Русские любят время от времени поглядеть на повешенных. На трупы. Русских это будоражит.
- Русским не надо давать слишком много образования. Достаточно церковно-приходских школ. Не надо выпускать за границу. Сволочь должна сидеть дома.
- Общественные сортиры в России - это больше, чем тракт по отечественной истории. Это соборы. С куполами не вверх, а вниз. Их бы показывать туристам, как Грановитую палату, с приличествующим самоуважением. Мы вышли в открытый сортирный космос. Мы все - космонавты общественного толчка. Я бы повесил перед входом в каждый общественный сортир Андреевский стяг. Пусть развевается. А на стене - иконы…

Немало кощунственных строк в книжонке посвящено и русской истории, в том числе царю Иоанну Грозному. Характерны заголовки статей: «Призрак русской свиньи», «Как обращаться с русскими?», «Типы русских», «Уборная», «Реклама распятья» и т.д. На обложке книги - фрагмент иконы Пресвятой Троицы преподобного Андрея Рублева, но вместо лика срединного ангела - сам В.Ерофеев. Н.Масленникова в статье «Блеклая болезнь» с возмущением написала: «Да, нет на тебя, ущербный писателишка, с твоими пошленькими мыслишками царя Грозного! Но есть карающая Десница Господня, страшно вразумление свыше».
Заявители в прокуратуру потребовали провести проверку о наличии состава преступления, предусмотренного ст. 282 ч. 1 УК РФ («Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды») в действиях В.Ерофеева, признать книгу экстремистским материалом и изъять ее из торговой сети, провести также проверку деятельности В.Ерофеева как ведущего программы «Апокриф» на государственном
телеканале «Культура» и ведущего радиопередачи «Энциклопедия русской души» на радиостанции «Свобода».
В связи с заявлением преподавателей МГУ депутату Московской городской думы Н.Губенко об экстремизме и русофобии В.Ерофеева «Независимая газета» опубликовала открытое письмо в защиту В.Ерофеева, подписанное журналистом Н.Сванидзе, публицистом А.Архангельским и… режиссером П.Лунгиным, где они назвали обращение преподавателей «политическим доносом» и «приглашением к политической травле». Н.Губенко (в прошлом актер) обратился с письмом в прокуратуру с требованием привлечь писателя к ответственности, при этом отметив, что при знакомстве с книгой у него возникло чувство «омерзения, чувство экскрементов».
Писатель В.Крупин в интервью «Русской линии» заявил: «Я поддерживаю эту акцию возмущенных людей, возмущенных нравственно, возмущенных оттого, что обливается грязью такое явление высочайшей духовности, каким является Россия - наиболее близкая к Богу страна. Это порода антирусских людей, порожденных эпохой "демократии", которая сегодня в России правит бал. Он должен публично каяться за свою мерзость».
Попутно отмечу, что брат В.Ерофеева, Андрей Ерофеев, проходил по уголовному делу в связи с кощунственной выставкой «Запретное искусство 2006». Еще ранее была выставка «Осторожно - религия!», демонстрирующая осквернение православных святынь, о богоненавистнической сути которой много писали в православных СМИ.
П.Соколов в статье «Утонувший "Остров"» пишет: «Девятого ноября в программу "Познер" пришел Лунгин. Вот ключевой вопрос ведущего: "Если диавол предложит вам безсмертие, что вы ответите?" Лунгин ответил почти сразу: "К своему стыду, я соглашусь".
И чем-то ритуальным запахло, когда в эфире на всю страну, почти сразу после повторного показа "Острова", утвержденный "гуру" православной режиссуры доложил: к прямому сотрудничеству с рогатым - готов, стыдно, но готов».
Это лишь некоторые детали к творческому и личностному портрету П.Лунгина, высветившиеся в ходе дискуссии о фильме «Царь».

«И Свет во тьме светит…»

О царе Иоанне Грозном в последнее время написано немало серьезных исследований. Из размышлений С.Фомина: «В народном сознании царь Иоанн Васильевич представал и предстает суровым, но справедливым государем. Свидетельство тому - дошедшие до нас многочисленные исторические песни. Их создано гораздо больше, чем о любом другом царе или правителе. "Грозный царь", "Батюшка", "Пресвитер-царь", "Царь-богатырь", "Прозритель", "содержатель он всей Руси, сберегатель каменной Москвы" - именно таким его считал русский народ. Но ведь это не "канонизация". Это оценка народная. Это память».
Общеизвестно, что очень высоко оценивал личность первого русского царя Иоанна Грозного митрополит Санкт-Петербургский Иоанн (Снычев), также глубоко почитал царя Иоанна праведный старец Николай (Гурьянов), о чем сохранились видеозаписи. В книге «Самодержавие духа» митрополита Иоанна читаем:
«"И Свет во тьме светит, и тьма не объяла его" (Ин. 1. 5). Это евангельское изречение, пожалуй, точнее всего передает суть многовекового спора, который ведется вокруг событий царствования Иоанна Грозного. С "легкой" руки Карамзина стало считаться признаком хорошего тона обильно мазать эту эпоху черной краской. Даже самые консервативные историки-монархисты считали своим долгом отдать дань русофобской риторике, говоря о "дикости", "свирепости", "невежестве", "терроре" как о само собой разумеющихся чертах эпохи. И все же правда рвалась наружу. Свет безпристрастности время от времени вспыхивал на страницах исследований среди тьмы предвзятости, разрушая устоявшиеся антирусские и антиправославные стереотипы».
Всем интересующимся этой темой хочется порекомендовать вышеназванные книги В.Манягина, а также книгу митрополита Иоанна «Самодержавие духа». Добавлю лишь, что священник отец Валентин (Амфитеатров) однажды в Архангельском соборе Кремля показал Царю Николаю Второму книгу с записями чудес по молитвам царя Иоанна Грозного. На Соборе 1917-1918 гг. должно было состояться общероссийское прославление царя Иоанна Грозного и императора Павла Первого, но помешали революционные события. Общеизвестна икона-фреска царя Иоанна в Грановитой палате Московского Кремля.

Кто сердцем желает, тому Бог открывает

Нельзя не сказать и о следующем. Незадолго до своей мученической кончины священник Даниил Сысоев в своем «Живом журнале» (Интернет-сеть) записал впечатления от фильма Павла Лунгина. Была высказана отрицательная оценка личности царя Иоанна, в том числе написано и следующее: «Кстати, Грозный не был Помазанником, он не был миропомазан, а потому власть его ничем не выше, чем власть Б.Ельцина».
Согласиться с этим невозможно. Вспомним, что писал об этом митрополит Иоанн (Снычев): «Иоанн Грозный стал первым Помазанником Божиим на русском престоле. Несколько редакций дошедшего до нас подробного описания чина его венчания не
оставляют сомнений: Иоанн IV Васильевич стал первым русским государем, при венчании которого на царство над ним было совершено церковное Таинство миропомазания».
Русский человек всегда, на протяжении всей истории, с благоговением относился к теме царской власти. Господь поставляет царей, и, памятуя слова «Не прикасайтесь к Помазанным Моим!», не нам судить Помазанников Божиих. Сохрани нас, Господи, от такого греха!
Общеизвестны такие статьи отца Даниила, как «Богословские соблазны монархического движения», «Новая исповедь: декларация царебожия вместо раскаяния», также критическое отношение священника к Григорию Распутину.
Мы молимся сегодня о упокоении мученически убиенного отца Даниила, отдаем дань глубокого уважения его миссионерским трудам, и все же не можем не отделять зерен Истины от плевел лжи. Православный публицист, почитатель Царской семьи Л.Болотин о комментариях к фильму отца Даниила написал: «Страшно это читать именно в эти дни. Дай, Господи, чтобы это не было вменено писавшему, поскольку тут явная ошибка, введение в заблуждение и нарушение заповеди Божией: "Не прикасайтесь к Помазанным Моим". Верю, что благоверный царь Иоанн не вменит эту ошибку новопреставленному батюшке перед лицом Божиим. Царствие Небесное и вечный покой убиенному отцу Даниилу! Господи, прости Ему вся согрешения вольныя и невольныя и даруй ему Всеблагую милость Твою!»
Хотелось бы в заключение вспомнить слова Виктора Саулкина в статье «Время подмен» («Русская линия»): «"Царебожники" - это удивительно напоминает обвинения живоцерковников-обновленцев. "Царисты" - так писали они в своих доносах в чрезвычайку на православных священников, верных Патриарху Тихону. Людей, почитающих царя вместо Христа Спасителя, я не встречал даже среди не совсем здоровых. Получается, "еретики-царебожники" - это те, кто почитает память святых Царственных мучеников, или все, кто любит и чтит память наших государей? Или те, кто придерживается православного учения о богоустановленности самодержавной царской власти, о Помазаннике Божием? "Почитатели Грозного и Распутина" - страшное обвинение в устах "новых миссионеров" в адрес всех "миссиофобов". От "царебожников" и "распутинцев" требуют очистить Церковь, выжечь "еретиков" каленым железом. Но разве отношение к памяти первого русского Помазанника - государя Иоанна Васильевича Грозного - относится к области вероучительной?
Сегодня от нас с вами зависит, какой будет наша Церковь в ХХI столетии - Церковью Оптинских новомучеников отца Василия, отца Ферапонта, отца Трофима, воина Евгения Родионова или Церковью "православных шоуменов"?»
Присоединюсь и к высказанной ниже точке зрения того же автора: «Сегодня необходима серьезная и методичная совместная работа церковных и светских историков, внимательная работа с источниками, избавление от устоявшихся клише. Появилось много серьезных, обстоятельных исторических исследований о царствовании царя Иоанна Васильевича. Вместо этого нам целенаправленно подсовывают явно заказные "шедевры" Эшпая и Лунгина. По-видимому, это очень важно сегодня - осознать правду о Грозном царе, если так суетится "тошная сила".

Материал подготовила Алла Зуева
Категория: Вероотступничество | Добавил: Администратор (13.04.2010)
Просмотров: 767 | Теги: Русь, родина, иоанн грозный, Лунгин | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: