Верою исцеляюсь
Главная » 2012 Декабрь 3 » 4 декабря Введение во храм Пресвятой Богородицы.
10:17 4 декабря Введение во храм Пресвятой Богородицы. | |
Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Принимая рождение Дочери как чудесный Божий дар, святые праведные Иоаким и Анна дали Богу обещание: посвятить свою Дочь на служение Ему.
Иоаким и Анна очень любили Дочь и растили Ее с нежностью. Когда же Ей исполнилось три года, они поспешили исполнить свое обещание, данное Богу: привести Ее в Иерусалим и отдать на воспитание в Божий храм. Родителям Пречистой Девы было и грустно: ведь приходилось расставаться с единственным чадом; и радостно: они отдавали свою Дочь на служение Богу. В назначенный день они пригласили к себе в дом родственников, созвали юных девиц, одели Пресвятую Марию в лучшие одежды и торжественно повели Ее в Иерусалимский храм. До Иерусалима от города Назарета, где родилась и провела первые годы Своей жизни Пречистая Дева, было три дня пути. Процессия двигалась вдоль зеленеющих полей, девушки несли в руках зажженные свечи и пели псалмы. Когда процессия приблизилась к храму, навстречу вышли с песнопениями священники, служившие при храме. Ко всеобщему изумлению, трехлетняя девочка Сама стала подниматься по пятнадцати высоким и крутым каменным ступеням, ведущим ко входу в храм. Как бы сопровождаемая Ангелом-Хранителем, Она не останавливалась до тех пор, пока не оказалась на верхней ступеньке. Там юную Марию встретил первосвященник Захария. Как рассказывает нам церковное предание, в чудесном восхождении юной Марии по ступеням храма первосвященник Захария предвидел будущую судьбу Богородицы. И произошло нечто необычное! Ни одной женщине никогда не разрешалось входить в самое внутреннее отделение храма, во Святая Святых, туда только один раз в год мог войти сам первосвященник. А маленькую Марию, приведенную родителями в храм, священник Захария, вдохновленный Святым Духом, ко всеобщему изумлению, взял за руку и повел в сокровенное святилище храма. Властной поступью скрипучей,
Снежные гоняя тучи, Стужей утренней пугая, К нам зима пришла седая. Пост Рождественский встречаем, Славный праздник отмечаем – Приснодевы в храм Введенье Ангелам на удивленье. Входит Богоматерь прямо Во святое место храма И Рождение Господне Возвещает нам сегодня. Светлана Высоцкая Как отмечали праздник Ведение на Руси. (традиции Праздника)
На Руси к этому времени обычно уже устанавливался снежный покров. Наши благочестивые предки, бабушки наших бабушек и дедушек, отмечая праздник, отправлялись в храм уже не на телеге, а на санях и дорогой припевали: Введенье пришло,
Зиму в хату завело, В сани коней запрягло, В путь-дорожку вывело, Берег с берегом связало, Воду к земле приковало, Снег заледенило, Малых ребят, Красных девчат В салазки усадило, На ледянке с горы покатило... В старину после дня Введения во храм Пресвятой Богородицы начинался зимний торг: начинали торговать санями, которые делали умельцы в посадах и слободах. В Москве сани складывались целыми грудами-горами на Лубянской площади (само название площади закрепилось с тех пор). Торговцы санями то и дело выкрикивали прибаутки:
Вот санки-самокаты,
Разукрашены – богаты, Разукрашены – раззолочены, Сафьяном оторочены! Введеньев торг у двора, Санкам ехать пора! Сани сами катят, Сами ехать хотят! К вечеру если не вся, то добрая часть Первопрестольной Москвы каталась на новых санях. А русские женщины, занимавшиеся в позднюю осеннюю и раннюю зимнюю пору рукоделием, к празднику Введения Богородицы во храм, найдя время между работами по прядению и ткачеству, старались смастерить подарок для своих ребятишек, особенно для девочек, так как чествовали в праздник Введения во храм Богородицы особенно девочек. Так вот старались мастерицы: бабушки, мамы и сестрицы сделать маленьким девочкам в подарок к празднику тряпичную самодельную куклу.
http://vvedenie.paskha.ru/children Введение во храм (рассказ)
Ещё не успели все расположиться, как Танюша доложила своим звонким голоском:
— Дядя Дима, а мы вчера с мамой в церковь заходили. — Вот как? Заходили? — Да, а бабушка узнала и сказала, что к этому надо заранее готовиться, а потом прочитала мне, как Божию Матерь в храм вводили. — Ну, и как? — Её с пением, с зажжёнными свечами подруги вели, ну и, конечно, родители, родственники. Торжественно-торжественно. Потом у ступенек храма все остановились, а Она Сама, хоть Ей всего три годика было, по ступенькам поднялась. Ступеньки высокие, ножки у Неё маленькие, но Она от помощи отказалась и взошла. Её священники встретили и главный провёл туда, куда никто никогда не заходил. Только он сам раз в год. — Это не совсем так, — вмешался папа. — Там бывали не только священнослужители. Посмел туда войти римский полководец Помпей в 63 году до нашей эры. — Да, — подтвердил Дмитрий Михайлович. — Совершив ряд блестящих побед, покорив Сирию, он вторгся со своими легионерами в Иерусалим... Впрочем, ворота столицы ему были услужливо открыты, а вот стены храма, представляющие собой крепость, оказались неприступными. Три месяца штурмовали римляне святое место, где и во время битв не прекращались богослужения, пока не пал последний священнослужитель, окропляя дом молитвы своей кровью. Римляне ворвались через пробоину в стене. Молодой генерал Помпей находился в зените славы. Его ничто не могло остановить, даже запрет входа в Святая Святых. Об этом месте ходили легенды — ну и что? Почему туда никому нельзя войти? Он счёл, что ему дозволено всё, и с группой офицеров Помпей переступил запретную черту. Каково же было его изумление, когда он не увидел ничего необычного. В глубоком смущении он покинул таинственное место. — «По вере вашей да будет вам», — напомнила бабушка. — Там, где неверующий не видит ничего, кроме материальных предметов, верующему сердцу открывается скрытый мир. — Какой мир мог там открыться? — поморщился папа. — Не красивые ли это слова? — А вы в церкви бывали? — дружелюбно спросил Дмитрий Михайлович. — Бывал. Даже свечки ставил. Ну и что? — Как это случилось? — Я уговорила, — пояснила Елена Сергеевна. — Он долго упирался: «некогда», «зачем?»... Так было несколько раз. Как-то я зашла, а Игорь Петрович на улице меня ждал, прогуливался: «Подышать, — говорит, — хочу свежим воздухом». Так и не вошёл. Но однажды я его всё-таки упросила. Переступил что-то в себе. Посмотрел вокруг, потом стал меня торопить: «Пойдём, хватит». — Ну и что же вы увидели? — Ничего не скажешь — красиво: иконы, росписи, лампадки, всё в золоте, поют приятно. — То есть вам там было хорошо? — Да, но потом начали читать на старославянском. Непонятно, говорят быстро, да и что хор поёт — не разберёшь. Почему-то стоять надо, тесно, люди толкаются. Вот и подумалось: скорей бы уйти. Как это в храм детишек приводят и часами там быть заставляют... Взрослому не по силам, а что дети поймут? Деву Марию в три годика привели. Что может трёхлетнее дитя понять? — О Деве Марии особый разговор, — остановил папу Дмитрий Михайлович. — Она — Дитя молитв. Родители пятьдесят лет вымаливали Её. И если Иоаким и Анна и до благодатной вести были чисты и святы, то как засветились они радостью и ликованием, когда снизошло на них откровение! Разве не чувствовало это Дитя? Разве не слышало божественных песнопений, в которых звучал голос Её небесного отечества? — Простите, даже в утробе? — папа сделал вид, что не расслышал. — Так ведь душа воспринимает не только разумом, она по самой природе своей христианка, — горячо сказала бабушка. — Только дай ей услышать родные звуки. Господь и говорил: «Не мешайте детям приходить ко Мне». Они же, детки, сами к Богу тянутся, как подсолнухи к солнцу. Вот церковь и советует будущим мамам, когда ребёночка ещё в себе вынашивают, в церковь ходить. Пусть дитя ничего не понимает, а голос небесный слышит. — Ранее в бедных китайских семьях, — грустно заметила мама, — папа, бывало, разговаривал с ещё нерождённым: «Ну, куда же ты? Видишь, сколько у меня ртов. И этих-то я не могу накормить...» И ребёнок порой рождался мёртвым. — А здесь было вымоленное Дитя, выплаканное, Богом благословлённое, — Дмитрий Михайлович перекрестился. — Как Её пестовали родители! Как готовили Её к жизни в храме! И хотя по возрасту Дева Мария едва научилась говорить, сердцем Она уже стремилась в Дом Божий. Сама просила родителей скорее отвести Её туда. По выражению святых отцов, «Богоотроковица являлась Младенцем плотью, но была совершенна душой». А как напутствовала своё любимое Чадо мать: «Иди, Дочь моя, к Тому, Кто Тебя даровал мне! Войди в церковь Божию, радость и веселие мира!» Как всегда неожиданно Дмитрий Михайлович обратился к детям: — Танюша, как ты думаешь, что такое храм? — Место, где молятся. — Это Дом Божий, — дополнил брат. — Ты про Ноев Ковчег помнишь? — вопрос был задан Тане. — Да. Это корабль такой. На нём Ной и его семья во время потопа спасались. — Вот и храм, как корабль, от затопления грехом спасает, — сравнил Дмитрий Михайлович. — Он — единственное место, Ноев Ковчег, где можно укрыться от жизненных бурь. Потому и привели Иоаким и Анна Богом данную Дочь в дом Его, чтобы возрастала, укреплялась Она, ограждённая от зла мира. Храм Иерусалимский был главной святыней народа. — Да, это был богатейший храм, — добавил папа. — Стены его снаружи были обложены белым мрамором, а внутри — золотом. — Золото и мрамор — земные богатства. Не это главное, — не дал отвлечь себя Дмитрий Михайлович. — При освящении храма дом Божий наполнило облако. Тогда царь Соломон, воздев руки, просил Бога: «Да будут очи Твои открыты и уши Твои внимательны к молитве на месте сем». Во время его мольбы облако становилось всё ярче и светлее, и «сошёл с неба огонь и попалил жертвы, а слава Господня наполнила дом». — Но этот величественный храм был разграблен и уничтожен Навуходоносором, — напомнил папа. — Увы, под конец своей жизни сам Соломон, построивший храм, отступил от Бога, стал идолопоклонником, — пояснил собеседник. — Двадцать израильских царей, царствовавших после него, были язычниками, изменившими Единому Богу. И прогневался сильно Господь на израильтян. Он предупреждал через пророка Иеремию, что сокрушено будет царство иудейское, и народ его будет в плену вавилонском семьдесят лет. Однако царь, которому были прочитаны слова пророчества, вырвал свиток из рук чтеца, изорвал в клочья и бросил в печь. За эту дерзость и неверие Иеремия изрёк новое предсказание, что тело царя будет брошено на улицу без погребения, а сын его не наследует трона, что вскоре и свершилось. По возвращении из плена вавилонского иудеи построили второй храм. Он не был столь богатым, как храм Соломона. Оставшиеся в живых, помнившие былое его великолепие, глядя на новый, плакали. Он был в их глазах «как бы ничто» — и меньше, и беднее. Господь утешал их через пророка Аггея: «Слава последнего храма будет больше, нежели прежнего». Это предсказание исполнилось. Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос, Своим приходом освятил сей храм. Освятила его Своим входом и Пресвятая Богородица. «Селение небесное» — поёт о Ней Церковь. Священное Предание гласит, что когда трёхлетняя Мария преодолевала ступени, пели не только Её сверстницы, пел и хор ангелов, которые невидимо окружали и служили Ей при Её восхождении. Введя в храм, Захария посадил Пречистую Отроковицу на третьей ступеньке жертвенника. Как говорит Предание, здесь Господь Бог осенил Её благодатью Своей, и Она возрадовалась духом. — А почему туда Деву Марию посадили? Как жертву? — поинтересовался Серёжа. — Да, — ответил Дмитрий Михайлович. — Жертвенник и есть место для приношения даров. Провинились люди перед Богом и хотят умилостивить Его своим подарком, своей жертвой. В одной стране в далёкие времена был страшный обычай: пойманным ворам отрубали руки. Как-то был уличен в этом грехе любимый вельможа царя. Не решился властелин отменить обычай, повелел наказать своего любимца. Была уже назначена казнь, когда перед по¬велителем пала на колени маленькая девочка: — Великий государь, — обливаясь слезами, сказала она, — отец мой присуждён лишиться рук, пусть они у него останутся. Отрубите руки мне. Детская любовь, детская жертва глубоко тронули царя. У него были такие же маленькие дети. Но он решил испытать юную защитницу: — Пусть будет по слову твоему. Но я дам тебе целую ночь для размышления. У тебя будет возможность отказаться от казни в самый последний миг. Настал назначенный день. Девочку привели во двор, где наказывались преступники. Она увидела плаху, обагрённую запёкшейся кровью, и огромного палача с мечом. Лицо его было закрыто капюшоном, только глаза блестели сквозь прорези. Глядя на плаху, на острый меч, девочка побледнела... Прошло несколько секунд, и она, подойдя к плахе, положила на неё свои ручонки. Палач связал их, притянув ремнями к доске. Девочка молчала. Палач медленно поднял меч. Она закрыла глаза. Меч со свистом прорезал воздух и вонзился в плаху далеко от её рук. — Царь прощает твоего отца за твою великую любовь! — объявил слуга. Открылись двери тюрьмы, и потрясённый отец бросился целовать дорогие пальчики дочурки. В тот же день царь повелел отменить жестокий обычай. — Какая девочка! — взволнованно сказала Таня. — Матерь Божия, ещё будучи трёхлетней, принесла в жертву за нас Свою жизнь, а позднее и Своего любимого Сына. По внушению Святого Духа первосвященник Захария, нарушив древние обычаи, повёл Её за первую и вторую завесы, в глубину святилища, во Святая Святых. Это поразило всех предстоящих в храме. Святой Феофилакт так объясняет это событие: «Первосвященник Захария в то время, объятый Богом, был вне себя. Ему открылось, что Отроковица несёт в Себе благодать Божию и более него достойна находиться в Святая Святых. Вот почему он не только ввёл Её туда, но и разрешил Ей постоянно молиться здесь». Святая Святых в это время не имела уже древних священных принадлежностей, была пуста. Это означало завершение одних времён — ветхозаветных — и начало новой духовной эпохи — новозаветной, времени пришествия на землю Господа нашего Иисуса Христа. Сие есть великая тайна. Живая Святыня пребывала здесь. Юная Мария приходила сюда с первыми лучами солнца и находилась здесь до третьего часа. При храме были и особые пристройки. Там воспитывались и другие девочки. За ними наблюдали, их обучали благочестивые надзирательницы, знающие Священное Писание, и мастерицы в рукоделии. После утренней молитвы юная Мария упражнялась в рукоделии или чтении Святого Писания. Она любила учиться, имела острый ум, часто читала Священное Писание и размышляла о нём. Её смирение, кротость, скромность, внимание к подругам были примером для других. Она никого не укоряла, никогда не раздражалась. Речь Её была приятна, благоразумие удивляло всех, говорит Священное Предание. Она пряла лён и шерсть, любила вышивать шёлком, особенно облачения священнослужителей. Сохранилась риза, сделанная Её искусными руками. И рукоделием Своим Она стремилась служить Богу, быть «рабой Господней». Дева Мария как бы предчувствовала Своё предназначение Самой стать одушевлённым храмом Божиим. Особенно Её служение проявлялось в молитвенном подвиге. Священное Предание повествует: «Пречистая Дева скоро почувствовала неизъяснимую сладость молитвы и полюбила необходимое уединение». После рукоделия юная Дева начинала молиться и продолжала до тех пор, пока ангелы не являлись к Ней с пищею. — Вот здорово! Мне бы они так являлись! — воскликнул Серёжа. — Нам они не являются, детки, — вздохнула бабушка. — Мы слишком отравлены телевизором. Ты же вместо молитвы его спешишь включить. А кто оттуда явиться может? Дмитрий Михайлович заключил: — Дева Мария чистотою превосходила все роды земные и даже ангельский мир. Как о Ней в Церкви поется: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
И нам предназначено уподобиться Божией Матери, стать местом вселения Духа Святого. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? — спрашивает нас ученик Спасителя апостол Павел. — Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм — вы».
Б. Ганаго | |
|
Всего комментариев: 0 | |