Среда, 04.12.2024, 22:09 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2013 » Ноябрь » 5 » «БЕГСТВО» ИЗ АМЕРИКИ: ПРОЦЕСС НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ
09:38
«БЕГСТВО» ИЗ АМЕРИКИ: ПРОЦЕСС НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ
«БЕГСТВО» ИЗ АМЕРИКИ: ПРОЦЕСС НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ

 

О том, что Америка превращается в большой концлагерь, в котором власти следят за каждым шагом своих граждан, сказано и написано уже достаточно. Активное строительство этого концлагеря началось после 11.09.2001, когда власти получили убедительное оправдание для тотального контроля над населением страны (этим оправданием стала так называемая «борьба с международным терроризмом»). 
   

Закон FATCA — инструмент глобального диктата Вашингтона


Строительство концлагеря под кодовым названием «США» прошло уже несколько этапов. Остановимся на последнем. Он связан с принятием Конгрессом США в 2010 году закона о налогообложении иностранных счетов, который в СМИ часто представляется в английской аббревиатуре — FATCA. В полном объеме этот закон вступит в силу с середины следующего года. Следует отметить, что подавляющая часть стран мира имеют налоговые системы, которые предусматривают поступление налогов в государственную казну от тех видов экономических и финансовых операций, которые осуществляются в пределах юрисдикций этих стран. Американское же налоговое законодательство предусматривает, что физические и юридические лица США должны платить налоги в государственную казну независимо от того, где находятся эти лица, где осуществляются их экономические и финансовые операции, где расположено их имущество. То есть действует принцип привязки к лицу, а не к территории. Раньше налоговая служба США контролировала правильность и своевременность уплаты налогов в основном от операций и активов в пределах территории (юрисдикции) США. До того, что было за этими пределами, у американского государства просто руки не доходили. Закон FATCA призван изменить этот недочет. Теперь налоговая служба США обязана контролировать каждый шаг физических и юридических лиц США в любой точке мира. Сама она это делать не собирается, а обязывает иностранные государства, банки и финансовые организации представлять ей всю необходимую информацию об американских налогоплательщиках, имеющих за рубежом депозиты, иные счета, акции и доли в капитале и т.п. Т.е. предлагает другим государствам и их финансово-банковским организациям выступать в качестве налоговых агентов американского государства. А в случае их нежелания или неспособности выполнять эти функции грозит серьезными карами. Закон FATCA имеет ярко выраженный экстерриториальный характер, является наглядным проявлением глобального диктата Вашингтона. Фактически Вашингтон хочет сделать своим концлагерем весь земной шар. О том, какова реакция других государств и иностранных банков и финансовых организаций на принятие указанного закона, я уже писал. Сейчас обратим внимание на реакцию самих американцев на закон FATCA. Ведь для них данный закон стал «диктатом в квадрате». 

   

Америка: жизнь за пределами своих границ


Жизнь Америки за пределами своих официальных государственных границ очень масштабная и многогранная. Действительно, правительству и налоговой службе США есть чем озаботиться. На протяжении почти двадцати лет после окончания Второй мировой войны в США существовали ограничения на вывоз капитала, что диктовалось стремлением власти стимулировать инвестиции в собственную экономику (отчасти эти ограничения были не административными, а выражались в виде более высокого налогообложения доходов американских банков и корпораций от их зарубежных активов). Однако американский капитал рвался за пределы страны, ибо внутри США норма прибыли падала из-за относительного перенакопления капитала. Джон Кеннеди был последним президентом США, которому удавалось сдерживать напор американского капитала, рвавшегося за пределы страны. После гибели американского президента Джона Кеннеди какие-либо барьеры для вывоза капитала за пределы страны для американских физических и юридических лиц перестали существовать, от них требовалось лишь декларировать свои зарубежные доходы и исправно платить налоги в казну США (примерно по тем же ставкам, какие использовались для операций и доходов внутри страны). Быстрыми темпами шло и до сих пор продолжается накопление принадлежащих американцам самых разных активов в других странах. Вашингтон пытается контролировать эти потоки и эти активы, вести их статистический учет. Ниже привожу официальные обобщенные данные о зарубежных финансовых активах США и поступающих в Америку из-за границы доходах (табл. 1). 
    
У юридических и физических лиц США за границей имеются как финансовые, так и нефинансовые активы. Точность и полнота оценки нефинансовых активов существенно ниже, чем активов финансовых. Можно предположить, что существует тенденция выведения из-под контроля и статистического наблюдения все большей части нефинансовых активов. Если в 2008 году на нефинансовые активы приходилось 21,7% всех зарубежных активов США, то в 2012 г. эта доля уменьшилась до 5,3%. 
   

Судя по всему, значительная часть доходов от зарубежных активов в Америку не возвращается и реинвестируется (или каким-то иным способом используется) за рубежом. Отношение доходов от зарубежных активов, поступающих в США, к общему объему зарубежных активов США весьма скромное — менее 4 процентов. До сих пор ни министерству труда (Бюро экономического анализа), ни министерству финансов, ни налоговой службе США не удавалось сделать сколь-нибудь точные оценки доходов, получаемых юридическими и физическими лицами США от своих зарубежных активов. Для ухода от налогов этими лицами использовались (и продолжают использоваться) оффшоры, манипуляции с бухгалтерской отчетностью, различные «серые» схемы бизнеса, прекращение подачи какой-либо финансовой и статистической отчетности в налоговую службу и другие ведомства США.    

 

Зарубежный бизнес США: «налоговые уклонения» в особо крупных размерах


Хотя официальные власти США не имеют полной и точной картины того, каковы масштабы получаемой американским зарубежным бизнесом прибылей, по данному вопросу имеются различные экспертные оценки и частные исследования. Обратимся к одному такому исследованию, которое охватывает зарубежную деятельность нескольких сот ведущих американских банков, финансовых и нефинансовых компаний. В мае 2012 г. банк J.P. Morgan выпустил доклад, в котором содержатся данные по размерам зарубежной нераспределенной прибыли американских компаний. Согласно этим данным, на долю 1113 американских международных компаний два года назад приходилось более 1,7 трлн. долл. нераспределенной прибыли, находящейся за пределами США. Эти средства, скорее всего, уже никогда не будут репатриированы. Значительная часть чистой прибыли за рубежом представлена в виде наличных денег, находящихся на банковских счетах. В указанном докладе содержится оценка запасов наличности 602 американских международных корпораций. На счетах этих компаний находится 974 млрд. долл. наличных средств, из которых, по меньшей мере, 588 млрд. долл., или 60%, находятся за пределами США, причем некоторые компании держат вне американской территории почти всю свою наличность. Банк JP Morgan составил список компаний, у каждой из которых более 5 млрд. долл. денежных средств находятся в оффшорах или просто на заграничных банковских счетах. Таких компаний оказалось 18, большая часть из них относится к информационным технологиям (IT), медицине, фармакологии, индустрии здоровья — то есть тем отраслям, где интеллектуальная собственность и патенты являются основными генераторами прибыли. Суммарно они держат на зарубежных счетах 378,5 млрд. долл. По абсолютным размерам иностранной наличности лидирует компания Apple — 74 млрд. долл., что составляет 67% от ее наличных средств. За ней следуют компании Microsoft, General Electric, Cisco Systems, Google и Oracle. Компании Johnson & Johnson и Hewlett-Packard держат почти 100% запасов наличности за пределами США. Кстати, экономист того же банка J.P. Morgan Томас Ли несколько раньше (в 2011 году) давал оценку зарубежных денежных активов по более широкому кругу американских банков и компаний. Согласно его расчетам, американские компании держат за рубежом на банковских счетах 1,4 трлн. долл. (по его мнению, в рамках «налоговых каникул» и «налоговой амнистии» американские компании могли бы быстро вернуть в США около 1 трлн. долл.). 
   

В настоящее время Ирландия, Бермуды и Люксембург входят в первую пятерку стран, в которых американские корпорации получают наиболее высокие прибыли. В 2007 г. прибыли американских корпораций на Бермудских островах и в ряде других «налоговых гаваней» превышали ВВП этих стран, что косвенно свидетельствует об использовании этих стран для увода прибылей от уплаты корпоративных налогов в США. Например, в 2008 г. банк Goldman Sachs, имеющий 29 филиалов, расположенных в «налоговых гаванях», получил прибыль в размере 2 млрд. долл., при этом он заплатил налогов на сумму всего 14 млн. долл., т.е. по ставке менее 1%. По некоторым данным, международные американские корпорации платят налоги на доход, полученный за пределами США, по эффективной ставке, которая равна в среднем 2,3%. Для ухода от налогов через «налоговые гавани» используется практика передачи прав на лицензии и патенты, принадлежащие корпорации, ее филиалу, зарегистрированному на территории с низкой или нулевой налоговой ставкой, в адрес которого американское подразделение осуществляет лицензионные платежи. Таким образом производится легализация перевода средств за рубеж. Международные страховые компании используют налоговые гавани с аналогичной целью для регистрации там филиалов, в которых осуществляется перестрахование. Объем такого перестрахования возрос с 4 млрд. долл. в 1996 до 33 млрд. долл. в 2008 г., причем из этих 33 млрд. долл. 21 млрд. долл. пришелся на Бермудские острова и 7 млрд. долл. — на Швейцарию. 
   

До недавнего времени американские корпорации обязаны раскрывать только информацию, касающуюся их «значительных», то есть наиболее крупных филиалов. Например, в 2008 г. компания FedEx имела 21 филиал в странах с льготным налоговым режимом, многие из которых являлись филиалами более крупных филиалов той же компании. Однако в отчетность за 2010 г. компания включила только самые крупные филиалы, ни один из которых не был зарегистрирован в «налоговых гаванях». Большинство крупнейших американских корпораций имеет многочисленные филиалы в странах с льготным налогообложением. Например, в 2007 г. у компании Citigroup было 427 филиалов в налоговых гаванях, у Morgan Stanley — 273, у Bank of America — 115, у обанкротившегося Lehman Brothers — 57, у JP Morgan Chase — 50, у Goldman Sachs — 29, и у AIG — 18. Данные о размере прибылей, которые американские компании размещают в оффшорных «налоговых гаванях», получить довольно сложно, поскольку единая статистика таких данных не ведется. Бюро экономического анализа США оценило прибыль, полученную американскими корпорациями в 18 оффшорных юрисдикциях с льготным налогообложением в 2002 г., в 149 млрд. долл., что составило 58% всей прибыли, которую получили филиалы американских корпораций во всех странах в том же году. Исследование Wall Street Journal показывает, что 60 крупнейших компаний США только в прошлом году вывели в оффшоры 166 млрд. долларов. Это 40% их годовой прибыли. 
   

Оценки потерь бюджета США от увода американскими компаниями прибылей в «налоговые гавани» сильно разнятся. В докладе Congressional Research Service (CRS) потери оцениваются в 90 млрд. долл. Эксперты из организации Business and Investors Against Tax Haven Abuse консервативно оценили общую сумму налогов, недополученных казной США из-за использования международными корпорациями и банками механизмов ухода от налогов за рубежом как минимум в 37 млрд. долл. в год (правда, эта оценка была сделана примерно десять лет назад). Обобщая выводы нескольких исследований, в 2009 г. Казначейство США оценило общий размер «налоговой разницы» за счет ухода от налогов в оффшоры для корпораций и частных лиц в диапазоне от 43 млрд. долл. до 123 млрд. долл. в год. А согласно данным U.S. PIRG Education Fund, американский бюджет теряет ежегодно 100 млрд. долл. из-за использования корпорациями механизмов ухода от налогов в «налоговых гаванях» (последняя оценка чаше всего фигурирует в американских СМИ). 
    
Деятельность крупных корпораций по минимизации налогов путем перемещения прибылей в зарубежные филиалы постоянно является предметом внимания и обсуждения в общественно-политических кругах. Недавно деятельность компаний Microsoft и Hewlett Packard в этой сфере привлекла внимание Конгресса США. Подкомитет Сената по расследованиям под руководством демократа Карла Левина и республиканца Тома Кобурна представил 20 сентября 2012 г. доклад о механизмах ухода от налогов американскими крупными международными компаниями путем перевода прибылей в иностранные филиалы с использованием существующих лазеек в законодательстве, которые позволяют выводить часть прибылей от уплаты соответствующих налогов. 
   

Американцы не хотят больше быть американцами


Принятие и вступление в силу закона FATCA, как мы выше отметили, вызвало достаточно острую реакцию со стороны американцев. Мировые СМИ обратили внимание, прежде всего, на реакцию физических лиц США. По оценкам Государственного департамента, за пределами США проживает 7,2 млн. граждан США. Почти все они имеют то или иное недвижимое имущество, банковские счета, акции и иные ценные бумаги, другие активы в других странах. Кто-то из них занимается бизнесом, кто-то работает по найму (договору), кто-то имеет статус пенсионера или студента. Но все они (за исключением детей) являются налогоплательщиками. В странах пребывания они платят налоги в казну этих стран. А вот в казну США, судя по всему, далеко не все. По данным налоговой службы США, на родину от таких граждан в прошлом 2012 году поступило 825 тысяч налоговых деклараций. То есть примерно от одного из девяти американцев, проживающих за пределами США. Даже неспециалисту понятно, что часть зарубежного контингента американских граждан уклоняется от уплаты налогов в казну родного государства. 
   

Налоги в американскую казну также должны платить держатели «зеленых карт». Министерство внутренней безопасности США количество обладателей «зелёных карт» внутри территории Штатов оценивает в 13,3 млн. человек. А ведь большая часть таких лиц не порвала связей со странами своего происхождения. Такие «частичные» граждане нередко обладают имуществом и имеют доходы на своей «первой» родине, но в декларациях, подаваемых в налоговую службу США, они отмечать это зачастую забывают. Также надо иметь в виду, что в США практикуется расширительное понимание термина «гражданин». Под это понятие подпадают лица, рождённые как на территории США, так и за рубежом, но от проживающих там родителей-американцев. Такая категория лиц называется «U.S. Person», и для них могут возникать определенные налоговые обязательства перед Соединенными Штатами. Было уже много разного рода историй (вплоть до судебных разбирательств), когда люди, проживающие в разных частях мира, узнают, что они, оказывается, являются «U.S. Person‘‘ и должны изрядные суммы дяде Сэму. Газета «The Wall Street Journal‘‘ недавно рассказала о случае с одной канадкой. Она родилась в Штатах — её родители были канадскими гражданами — и ещё маленьким ребёнком она вернулась с семьёй в Канаду. То, что американское государство считает её своей подданной и имеет к ней претензии, она узнала, только когда ей исполнилось пятьдесят, а за ней, надо думать, накопилась изрядная задолженность по налогам. 
   

Кроме того, надо иметь в виду, что многие 100-процентные американцы, проживающие постоянно на территории США, имеют имущество в других странах. Прежде всего, депозиты в банках, доли в капитале компаний и т.д. Эти активы дают им доходы. Но ни имущество, ни доходы при этом не декларируются. В первую очередь, речь идет о депозитах и долях в капитале тех банков и компаний, которые зарегистрированы в оффшорных юрисдикциях. До сих пор власти США имеют весьма смутное представление о том, насколько велики такие активы и доходы. И сколько американская казна теряет от того, что эти активы и доходы не отражаются в подаваемых американскими гражданами налоговых декларациях. Таких граждан стали называть «подснежниками». Широкий резонанс имела история со швейцарским банком UBS. Под нажимом властей США банку пришлось предоставить информацию о нескольких сотнях американских клиентов — «подснежников». Во всей Швейцарии таких «подснежников», судя по всему, тысячи, если не десятки тысяч. А по всему миру — миллионы. В результате «чистки» швейцарских банков США вернули в казну уже шесть миллиардов долларов, и, как ожидается, будет возвращено ещёне менее пяти миллиардов. 
   

FATCA призвана выявить всех этих «подснежников», заставить их платить налоги и погасить задолженность по налогам за все предыдущие годы и уплатить штрафы. А наиболее злостных «уклонистов» даже привлечь к суду. Существует заблуждение, что, мол, налоговая служба США охотится лишь за крупными «уклонистами», а мелких она не замечает. Еще за несколько лет до вступления в силу FATCA (а именно в 2004 году) конгресс США принял закон, согласно которому штрафы налагаются на тех лиц, которые не сообщили налоговой службе о зарубежных счетах величиной от 10 тыс. долл. Штрафы, скажем прямо, драконовские. Или в объеме 100 тыс. долл., или в 50 процентов от суммы, находящейся на счете (выбирается, естественно, то, что больше). В нынешнем законодательстве США помимо штрафов за уклонение от предоставления налоговой декларации (или ее искажение) штрафы дополнительно взимаются за уклонение от самой уплаты налогов. Известны случаи, когда за неуплату примерно 20 тыс. долл. налогов (такое может случаться даже по техническим причинам, без злого умысла со стороны налогоплательщика) налоговая служба США налагала штраф более миллиона долларов. 
   

Многие американцы уже начинает осознавать, в какую налоговую ловушку их пытаются загнать власти США. И начинают действовать. Как в августе с.г. сообщила «The Wall Street Journal‘‘, американцы во всё большем количестве отказываются от гражданства США и от «зелёных карт». В 2011 году количество таких «отказников» составило 1781 чел. А только в первой половине текущего года из гражданства и из статуса «постоянного резидента США» вышли 1 809 человек. Америка на глазах утрачивает имидж «земли обетованной». Мировые и американские СМИ впервые обратили внимание на «бегство» людей из американского гражданства лишь летом текущего года. Комментируя эту сенсацию, эксперты предсказывают, что процесс «исхода» из «страны обетованной» резко ускорится в 2014 году, когда FATCA начнет действовать в полном объеме.    

Америка: с 1 октября началась «жизнь без денег»


Вчера, 30 сентября, в США закончился очередной финансовый год, а сегодня, 1 октября, начался новый. Событие, на первый взгляд, малозаметное, но оно заставляет задуматься: каковы итоги ушедшего финансового года? Каковы перспективы года грядущего? Вопросы отнюдь не праздные, поскольку бюджетная политика США оказывает ощутимое влияние на общую финансовую ситуацию в мире. Об итогах года минувшего мы поговорим позднее, когда появятся официальные цифры исполнения федерального бюджета за 2012/2013 финансовый год. А вот ближайшие перспективы 2013/2014 финансового года очень конкретны и для простых американцев очень даже ощутимы. 
   

Финансовый год начался, а бюджета нет


Самое главное событие нового финансового года заключается в том, что страна начала его без государственного бюджета. Причина такого неприятного явления — острейшие противоречия по поводу основных параметров федерального бюджета между Конгрессом США и президентом, а также между демократами и республиканцами внутри самого Конгресса. Несколько месяцев острейших дебатов успехом не увенчались. Бюджет до сих пор не одобрен. Согласно закону, принятому еще в конце XIX века, при утверждении бюджета каждая статья расходов требует отдельного одобрения Конгресса. Без такого одобрения правительство не может потратить ни доллара. Кстати говоря, достаточно странная норма. В Российской Федерации также не раз бывали моменты, когда «народные избранники» не успевали согласовать федеральный бюджет к началу следующего финансового года (у нас он совпадает с календарным годом). Но никто особенно по этому поводу не переживал и переживать не собирается, поскольку бюджетное финансирование в январе не прекращается. Деньги из казны, согласно нашему законодательству, в условиях отсутствия утвержденного бюджета выделяются на месяц в размере 1/12 от бюджетных расходов предыдущего года. Что же, Америке с ее бюджетным «мазохизмом» можно только посочувствовать. 
   

Работа правительственных учреждений США с 1 октября частично приостановлена, об этом заявил директор административно-бюджетного управления (АБУ) американской администрации Сильвии Беруэлл. Президент Барак Обама уже выступил в телеобращении к военным и гражданским служащим вооруженных сил страны. «Я продолжу работать с конгрессом, чтобы вернуть вас на работу как можно скорее», — сказал он. Всего государственных служащих федерального уровня — 2,1 млн. человек. Решение о приостановке работы федеральных учреждений напрямую коснется около 800 тысяч госслужащих (некоторые американские источники называют даже более высокую цифру — один миллион), которые будут отправлены в неоплачиваемый отпуск. Помимо столичных министерств и ведомств (в том числе и Пентагона) работу приостанавливают некоторые организации на уровне штатов, зарубежные посольства. Прекратится прием новых заявок на выплаты по социальному страхованию, будет остановлена господдержка ипотечных кредитов и займов малому бизнесу, закроются национальные парки и музеи, а полиция и пожарные смогут выезжать только на экстренные вызовы. В случае затяжки с одобрением федерального бюджета могут прекратить работу школы. В стране на сегодняшний день, по оценкам, около 13 млн. безработных, пособия из них получают 1,7 млн. человек (имеющих необходимую регистрацию), но в случае упомянутой затяжки и они могут лишиться государственной помощи. 
   

Согласно заявлениям Белого дома, министерства и ведомства, отвечающие за обеспечение национальной безопасности, невзирая ни на что продолжат работу. Авиадиспетчеры, охранники тюрем и пограничники продолжат нести службу, однако их жалованье будет задержано до возобновления работы правительства. 
   

Выступая перед журналистами в понедельник в Белом доме, Обама в очередной раз попытался взывать к совести и чувству долга «народных избранников», от которых зависит выход из сложившегося бюджетного тупика: «Важно понимать, что если бюджет не будет утвержден, сотни тысяч людей будут работать без зарплаты, некоторые, их тоже немало, останутся и вовсе без работы. Это те, кто работают на страну, их дети ходят в школу, у них есть семьи, и вообще они на многое рассчитывают. Мы слишком долго боролись с безработицей, а теперь сами хотим лишить людей рабочих мест. Этого нельзя допустить. Конгрессмены должны осознавать свою ответственность».

   

Последствия «жизни без денег»


Как долго может продлиться нынешнее чрезвычайное положение? Единого мнения среди экспертов нет. Пытаются вспомнить подобные прецеденты из истории США. В период с 1977 года по настоящее время финансирование работы федерального правительства прерывалось в связи с разногласиями между администрацией и Конгрессом как минимум 17 раз. Самый короткий период времени, в течение которого правительство оставалось без денежных средств, — три дня. Самый длинный же период без финансирования составил 21 день — с 15 декабря 1995 года по 6 января 1996 года. Это было во время президентства Б. Клинтона. Большинство наблюдателей и экспертов исходят из того, что согласованный бюджет появится не позднее, чем через три недели. Аналитики Bank of America прогнозируют, что период неопределенности сохранится около двух недель. Стало известно, что, несмотря на чрезвычайное положение в стране, Б. Обама так и не отменил свою поездку в Азию в первую неделю октября. Таким образом, вероятность какого-либо компромисса между президентом и республиканцами в ближайшую неделю достаточно низкая. 
   

Впрочем, имеются пессимисты, которые полагают, что события нынешнего года не имеют аналогов в истории США, настолько острыми они оценивают противоречия между президентом и демократической фракцией Конгресса США, с одной стороны, и республиканской фракцией, с другой стороны. Они считают, что аналогии следует искать на уровне штатов. Власти некоторых штатов переживают гораздо более частые, а, главное, более затяжные периоды «жизни без денег». В качестве примера приводят часто Калифорнию. Во времена губернатора Арнольда Шварценеггера бюджетные споры между республиканцами и демократами в законодательном собрании штата достигли особого накала. В 2008 году штат жил без бюджета 85 дней, а в 2010 году был достигнут рекорд «жизни без денег» — три месяца. О том, что в запустение за это время пришел некогда процветающий штат Калифорния, в свое время было много сказано и написано. 
   

Какие последствия грозит Америке «жизнь без денег»? Пока эксперты говорят лишь о чисто макроэкономических потерях. По прогнозам американского инвестиционного банка Goldman Sachs, приостановка работы федеральных министерств и ведомств на три недели приведет к замедлению темпов роста американской экономики в четвертом квартале этого года почти на процентный пункт. По оценкам рейтингового агентства Moodys, потери экономического роста в четвертом квартале могут составить даже 1,4% ВВП. Но это все «цветочки». Более серьезными и трудно оцениваемыми могут оказаться последствия социальные — для большей части американского народа. Не менее серьезны последствия политические. Рейтинг президента Обамы после таких «экспериментов» с бюджетом неизбежно упадет. Важным также будет выход из бюджетного кризиса: одна из партийных фракций в бюджетном противостоянии может оказаться победителем, а другая — проигравшей стороной. Если бюджетная «игра» закончится в пользу республиканской команды, то Б. Обама морально и политически может оказаться сломленным. А больше всего администрация Белого дома опасается военных последствий бюджетного кризиса. Хотя относительно большая часть Пентагона и вооруженных сил продолжит свою деятельность, однако на «добровольной основе». Как долго генералы, офицеры, рядовые и гражданские сотрудники готовы служить своему отечеству бесплатно? Очень неплохой тест на патриотизм, о котором в Америке очень любят поговорить. Но генералы и высшие офицеры проявляют по этому поводу большое беспокойство, они опасаются существенного ослабления боеспособности Америки. Действительно, хороша была бы Америка, если бы она начала войну с Сирией при «замороженном» бюджете!

   

Некоторые политические причины «бюджетного кризиса» в США


Для понимания того, почему страсти в Конгрессе США вокруг федерального бюджета достигли такого накала, следует напомнить две истории последних лет. 
   

Первая история началась еще в период, когда Б. Обама боролся за президентское кресло. Главной «фишкой» его предвыборной программы было обещание провести реформу здравоохранения, распространить систему обязательного медицинского страхования на более широкие слои населения. Как и почти всякое предвыборное обещание, реформа здравоохранения не могла не потребовать дополнительных бюджетных денег. Административно-бюджетное управление США озвучивало оценку: на период 20102019 гг. для проведения указанной реформы потребуется 938 млрд. долл. Как относительно честный политик, Обама, придя в Белый дом, начал «проталкивать» через Конгресс США свое обещание о реформировании системы здравоохранения. Но неожиданно натолкнулся на жесткое противодействие со стороны консервативного крыла республиканцев. Используя удобный момент (опираясь на демократическое большинство в Конгрессе), Обама в 2010 году сумел все-таки «протолкнуть» через Капитолий основные положения этой реформы. Но дальше процесс застопорился, республиканцы в общей сложности предприняли около 40 попыток ее заблокировать. При завидном упорстве в деле «проталкивания» реформы здравоохранения администрация Обамы достаточно энергично стала осуществлять урезание других социальных статей федерального бюджета. 
   

И тут вспомним вторую историю. Она происходила более двух лет назад, когда Америка оказалась у «красной черты» государственных заимствований. Государственный долг Америки на протяжении многих лет рос, а чтобы его хоть как-то сдерживать, Конгресс США периодически устанавливал предельную величину государственного долга. Так вот в 2011 году потребовалось в очередной раз поднять планку долга, а республиканцы заняли непримиримую позицию, отказались ее поднимать. К началу августа 2011 года страна была в одном шаге от дефолта. Но в последний момент удалось добиться консенсуса. Было решено поднять планку государственного долга сразу на 2,5 трлн. долл. (предельная сумма была определена в 16,4 трлн. долл.). Но администрация Белого дома взяла на себя обязательство сократить за время жизни в условиях нового лимита бюджетные расходы на общую сумму в 2 трлн. долл. Нельзя сказать, чтобы администрация не пыталась выполнить свое обещание. От многих своих обязательств правительство за последние два года отказалось. Например, федеральное правительство несколько лет назад взяло на себя обязательства по финансовой поддержке части городов-банкротов. В течение последних двух лет Вашингтон стал сбрасывать с себя эти обязательства, обрекая многие города на медленную смерть. По оценкам, сегодня в Америке 250 некогда процветавших городов стали «городами-призраками». Администрация Обамы изыскивает все новые возможности экономии на социальных расходах. Скажем, давно минули те времена, когда пособия по безработице выдавались чуть ли не автоматически. Сегодня появляются дополнительные и непростые условия для получения пособий по безработице гражданами, потерявшими работу. Одно из направлений «оптимизации» социальных расходов — расширение продовольственной помощи неимущим и малообеспеченным слоям населения с помощью продуктовых талонов (карточек). Получается намного дешевле, чем раздача денежной помощи. Программа продовольственной помощи появилась в Америке лет сорок назад, однако масштабы ее применения были достаточно скромными до начала финансового кризиса. В разгар кризиса (2008 год) получателями помощи стали 28 млн. американцев. В октябре 2012 года продуктовые карточки имели уже 47,7 млн. граждан США. Сложившуюся в Америке социальную обстановку даже окрестили «пайковым капитализмом». По предварительным оценкам АБУ, впервые за пять лет благодаря драконовским мерам экономии федеральный бюджет США будет сведен с дефицитом, составляющим менее 1 триллиона долларов. Конкретно называется сумма дефицита, равная 845 млрд. долл., или 5,3% ВВП. Это, конечно, будет представляться Вашингтоном как важная «победа». Но относительный уровень бюджетного дефицита США остается крайне высоким даже на фоне стран Европейского союза с их долговым и финансовым кризисом. Итак, за истекший финансовый год государственный долг США подрос еще без малого на 1 трлн. долларов. 
   

Таким образом, администрация США попала в крайне неприятную ситуацию. Во-первых, она не выполнила в полном объеме те обещания по сокращению бюджетных расходов, которые дала летом 2011 года. Во-вторых, власти опять оказались в ситуации, когда либо надо договариваться с оппозицией в Конгрессе США, либо объявлять о суверенном дефолте. А это будет крушением основ мировой экономики, ориентированной на доллар. Как отмечают некоторые представители делового мира, такое развитие событий станет самым мощным оружием массового уничтожения для всего человечества.

   

В. Ю. КАТАСОНОВ, 
проф., д.э.н., 
председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова

 

http://rv.ru/content.php3?id=10390

Просмотров: 677 | Добавил: Степанович | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: