Верою исцеляюсь
Главная » 2012 Декабрь 3 » Благодатное старчество
15:14 Благодатное старчество | |
Архимандрит Кирилл(Павлов)
Благодатное старчество –
это не сектантский гуруизм Комментарий к докладу протоиерея Александра
Новопашина «Гуруистические группы в Церкви» Архимандрит Кирилл (ПАВЛОВ) Статья протоиерея Александра Новопашина «Агрессивное неприятие биометрии – проявление сектантства в Православии» была размещена на сайте «Биометрикс.ру» – «Российском биометрическом портале», пропагандирующем новшества глобализации. Правда, сначала публикация появилась в газете «Радонеж» с другим названием и пояснением, что это – доклад, прочитанный на V Межправославном совещании центров по изучению религиозных движений и деструктивных культов. Однако одобрение доклада православного священника сторонниками глобализации не может не настораживать. О чем же пишет отец Александр? Сначала он дает определение понятия «гуру»: «Слово „гуру" (учитель) <…> пришло к нам из некоторых восточных религий, в частности, индуизма. В отдельных восточных религиозных конфессиях прямо дают понять, что если у адепта нет гуру, значит он ноль без палочки, и никаких духовных высот ему не достигнуть – пропадет. В этом смысле восточные религии некоторым образом напоминают тоталитарные секты, лидеры которых возводят себя в ранг гуру». Далее священник говорит о роли «гуру» в жизни сект и объясняет, что «в секте все начинается с лидера и им же заканчивается, все зацикливается на нем». Определившись с понятием «гуру», он переходит к теме Православной Церкви и утверждает, что и в ее лоне присутствует «гуруизм» или «младостарчество». Суть этих явлений отец Александр определяет так: в Церкви «гуруистические настроения обусловлены появлением так называемых младостарцев (возраст не имеет значения, младостарцы могут быть как молодыми, так и пожилыми людьми), мнения которых для их последователей становятся важнее, чем слова Священноначалия, чем голос Самой Церкви». Но вспомним житие преподобного Максима Исповедника. Его мнение для его последователей тоже было важнее слов священноначалия, впавшего в монофелитскую ересь. А если следовать логике отца А. Новопашина (не сделавшего никаких оговорок и пояснений к своему заявлению), преподобного Максима тоже следует причислить к «гуру»-младостарцам. Что такое голос Церкви? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует сначала определить само понятие Церкви. Согласно Катехизису святителя Филарета Московского, «Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных Православной верой, Законом Божиим, священноначалием и Таинствами. <…> Глава ее есть Богочеловек Иисус Христос». Теперь можно ответить и на вопрос, что такое голос Церкви. Как говорит с нами наш Глава Господь Иисус Христос? Посредством Своего Слова, то есть посредством Священного Писания. Чтобы правильно его понимать, Церковь наставляет изучать его по толкованиям Святых Отцов. Это первый и главнейший голос Церкви. Еще одним ее гласом являются постановления Святых Апостолов, которым Сам Господь сказал: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18, 18). Эту власть они передали Мужам Апостольским, которые в свою очередь сообщили ее своим преемникам – Святым Отцам. Собираясь на Вселенские и Поместные Соборы, Святые Отцы в Духе Святом установили на них церковные законы, или каноны. Это второй по значимости источник церковного гласа. Третьим являются писания Святых Отцов. Эти согласные между собой гласы и составляют один общий голос Церкви, с которым обязан сверять свои мнения и поступки не только каждый православный мирянин, но и каждый священник, епископ и даже Патриарх. Далее протоиерей А. Новопашин, приводя слова покойного Патриарха Алексия II, пытается еще четче обрисовать проблему младостарчества, но чем оно отличается от старчества подлинного, к сожалению, из его статьи не понятно. А из-за отсутствия необходимых пояснений могут возникнуть серьезные соблазны и недоразумения. Поэтому давайте восполним этот пробел. Что же такое старчество? «Благодатное старчество есть одно из высочайших достижений духовной жизни Церкви, это ее цвет, это венец духовных подвигов, плод безмолвия и Богосозерцания. Оно органически связано с иноческим внутренним подвигом, имеющим цель достижения безстрастия, а потому и возникает одновременно с монашеством на заре христианства» (Концевич И.М. Оптина Пустынь и ее время). «Старец, как личным опытом прошедший школу трезвения и умно-сердечной молитвы и изучивший благодаря этому в совершенстве духовные психические законы, как уже лично достигший безстрастия, становится способным руководить новоначальным иноком в его „невидимой брани" на пути к безстрастию. Он должен уметь проникать до самых глубин души человеческой, видеть в ней самое зарождение зла, а также причины этого зарождения, устанавливать точный диагноз болезни и указывать точный способ лечения. Старец – искусный духовный врач. Он должен ясно видеть „устроение" своего ученика, т. е. характер его души и степень духовного развития и обладать даром рассуждения и „различения духов", т. к. ему все время приходится иметь дело со злом, стремящимся преобразиться во ангела светла. Но, как достигший безстрастия, старец обычно обладает и другими духовными дарами: прозорливости, чудотворения, пророчества...» (Концевич И.М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси). Преподобный Варсонофий Оптинский говорил одному своему духовному чаду так: «Старцев называют прозорливцами, указывая тем, что они могут видеть будущее: да, великая благодать дается старчеству – это дар рассуждения. Это есть наивеличайший дар, даваемый Богом человеку. У них, кроме физических очей, имеются еще очи духовные, перед которыми открывается душа человеческая. Прежде чем человек подумает, прежде чем возникла у него мысль, они видят ее духовными очами, даже видят причину возникновения такой мысли. И от них не сокрыто ничего. Ты живешь в Петербурге и думаешь, что я не вижу тебя. Когда я захочу, я увижу все, что ты делаешь и думаешь». Искреннее повиновение старцу, по словам преподобных аввы Дорофея, Иоанна Кассиана, Иоанна Лествичника, Оптинских Старцев и других святых, есть самый верный путь спасения души. Конечно, как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), в наше время истинного старца найти крайне трудно. Однако, по милости Божией, все-таки этот благодатный духоносный источник на Руси не иссяк. Многие старцы, пройдя советские тюрьмы и лагеря, пережив гонения, и в наши дни наставляли и наставляют православных христиан ко спасению. Например, это ныне почивший в Бозе старец-протоиерей Николай Гурьянов и здравствующий по сей день духовник приснопамятного Патриарха Алексия II архимандрит Кирилл (Павлов), их ученики и последователи. Эти старцы во всем уподобились святым Оптинским духовным отцам. Тысячи наших современников познали силу их молитв, их прозорливость, благотворность наставлений и советов. Отец Николай, как свидетельствуют многие, был чудотворцем – исцелял неизлечимые болезни; живя на земле, пребывал в общении с горним миром. То же самое можно сказать и об афонском старце схимонахе Паисии (Эзнепидисе) – тысячи людей получили исцеление по его молитвам. Непременный признак, условие или основополагающая черта истинного старца – твердое, непоколебимое, ни на йоту не отступное, неизменно крепкое стояние в Православной вере. По этой отличительной особенности можно точно распознать его, не перепутав с лжестарцем или младостарцем. К сожалению, протоиерей А. Новопашин никак не отразил в своем докладе эту важнейшую деталь, отчего портрет младостарца, составленный им, получился искаженным и карикатурным. Обрисовав, как ему показалось, «гуруизм» всесторонне, автор доклада наносит главный удар по своим противникам: «Агрессивное неприятие ИНН, штрих-кода, биометрических данных, чипов, которые якобы будут вживлять под кожу и которые будут являть собой число зверя, все это и многое другое – порождение гуруизма». Здесь священник совершает грубую и безцеремонную подмену, называя старческое учение порождением гуруизма. Ведь противлению глобализации учат именно наши духоносные старцы. В 2001 году отец Кирилл (Павлов) в интервью для сайта «Русское Воскресение» говорил: «Присвоение номеров людям – это дело богоборческое, греховное. Поскольку, когда Бог создал человека, Он нарек ему имя. Наречение имени человеку – это Божия воля. Все тысячелетия, прошедшие с того времени, люди пользовались именами. И вот теперь вместо имени человеку присваивают номер. То, как и для чего это делается, не оставляет сомнений в греховности и богоборческом характере этого дела. Поэтому участвовать в этом деле не нужно, а по мере возможности ему сопротивляться». А вот слова старца Паисия Святогорца: «Сегодня логика „гностиков" завлекает людей. Люди полюбили льготы и наложили на себя оковы. В то время как знают, что три шестерки в системе полосатого кода UPС (Universal Product Code) есть диавольский знак, они согласны поставить свои подписи». Приведем также выдержки из его работы «Знамение времен, 666»: «Итак, позади „совершенной системы обслуживания", компьютерной гарантии кроется всемирная диктатура, рабство антихриста. <…> Тогда как признаки видны очень ясно, „зверь" в Брюсселе с числом 666 почти уже поглотил все государства: „карта обслуживания", удостоверение личности, ввод печати что показывают? К сожалению, радио слушаем, чтобы знать только о погоде. Что нам скажет Христос? „Лицемери, лице убо небесе умеете рассуждати, знамений же временом не можете искусити" (Мф. 16, 3)». Таким образом, мы видим, что неприятие ИНН, штрих-кодов, биометрических данных, чипов – это не результат усвоения мнений каких-то мифических гуру. Напротив, отказываясь использовать эти и другие атрибуты глобализации, верующие следуют советам современных духоносных преемников благодати старчества. То есть получается, протоиерей А. Новопашин своим поспешным безапелляционным заявлением порочит истинных старцев, очерняет их светлый образ, что сродни клевете. Но этим ложные тезисы в статье отца Александра, к сожалению, не исчерпываются. Он снова и снова называет духоносных старцев термином, почерпнутым им в восточных лжеучениях, – гуру: «Еще одна сторона гуруизма – почитание людей сомнительной жизни как святых. С благословления „православных" гуру пишутся иконы Георгия Распутина, Царя Иоанна Грозного. <…> Ко мне приходил мужчина, который пытался очень агрессивно убедить меня, что Иван Грозный – действительный святой». Но, как это не покажется странным отцу Александру, Царь Иоанн – действительно местночтимый святой Московской епархии! При желании в этом можно удостовериться, посетив Новоспасский монастырь в Москве, где на древней фреске XVII века сохранилось иконописное изображение святого благоверного Царя Иоанна. Подобная фреска есть и в Грановитой палате Московского Кремля. О святости Царя Иоанна говорил также старец Николай Гурьянов, у которого духовно окормлялись тысячи православных христиан, в том числе священники и архиереи. Он же свидетельствовал о подлинности и богоугодности подвига друга святой Царской Семьи старца Григория (а не Георгия!) Распутина. Сохранились видеозаписи, подтверждающие это. Подводя итог нашему анализу, заметим, что, конечно, совершенно отрицать наличие в лоне Православной Церкви групп и общин, объединенных вокруг какого-либо священнослужителя, проповедующего идущие в разрез с церковным учением взгляды, нельзя. Например, известный протодиакон Андрей Кураев для многих из аудитории его слушателей, а особенно из числа молодых людей, едва переступивших порог православного храма, стал непререкаемым авторитетом, именно своего рода гуру и младостарцем. Все слова этого проповедника безоглядно принимаются поклонниками его ораторского таланта за истину, оцениваются некритически, хотя зачастую противоречат учению и каноническим правилам Церкви. Подобная ситуация складывается и с профессором богословия А.И. Осиповым, распространяющим в весьма широкой аудитории осужденные Церковью лжеучения. Известны перегибы и в сторону раскола, например, случай с сектой духовно нездорового человека Петра Кузнецова из Пензенской области, имевший широкую огласку несколько лет назад и использованный недобросовестными журналистами и некоторыми священнослужителями для клеветы на противников глобализма. Безусловно, есть и другие аналогичные случаи, которые, как правило, заканчиваются уходом ревностного не по разуму священника и его последователей из Церкви, то есть, по сути, расколом, от чего сохрани нас всех, Господи! Однако на этом основании объявлять младостарцами и сектантами всех противников глобализации, в числе которых, как мы показали в нашей статье, есть истинные духоносные старцы, маститые архиереи, настоятели монастырей и монашествующие (например, братия Почаевской лавры во главе со своим наместником митрополитом Владимиром Почаевским), – недопустимо. Это клевета и ложь, сеющие смуту в Церкви, соблазн для верующих и «внешних» и разделения. Иеромонах Петр (СЕМЕНОВ) | |
|
Всего комментариев: 0 | |