Пятница, 22.11.2024, 05:01 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2012 » Август » 27 » «ЦАРСКАЯ ВЛАСТЬ ТРЕБУЕТ ОТ НАРОДА ДУХОВНОГО, РЕЛИГИОЗНОГО ОСОЗНАНИЯ»
20:27
«ЦАРСКАЯ ВЛАСТЬ ТРЕБУЕТ ОТ НАРОДА ДУХОВНОГО, РЕЛИГИОЗНОГО ОСОЗНАНИЯ»
«ЦАРСКАЯ ВЛАСТЬ ТРЕБУЕТ
ОТ НАРОДА ДУХОВНОГО,
 РЕЛИГИОЗНОГО ОСОЗНАНИЯ»
 
В этом году мы отмечаем дату – 94-летие со дня мученической кончины святой Царской Семьи – Царя Николая, Царицы Александры, Царевича Алексия и Великих Княжон Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии. В преддверии этого дня, скорбного – от осмысления произошедшей трагедии и радостного – от осознания того, что у нас есть такие великие Небесные Предстатели, мы побеседовали с протоиереем Владиславом Озеровым.
– Как Вы считаете, батюшка, можно ли утверждать, что самодержавная монархия – самая благоприятная, идеальная форма государственной власти для России, и, если так, то почему?
– Да, я придерживаюсь именно такого взгляда. Объяснение этой позиции можно дать пространное, но если быть кратким, то надо отметить следующее. Для русского православного народа самодержавная православная царская власть – действительно наиболее возвышенная нравственно-религиозная форма правления государством, потому что она есть подобие власти Божественной, Небесной. Мы знаем, что на Небе – Царь, Господь наш Иисус Христос, а Царство земное, во главе которого стоит Государь – Божий Помазанник, наделенный от Бога особой мистической властью, – это подобие Царства Небесного. Осмысление этого вопроса началось у нас на Руси с Царя Иоанна IV Грозного. Именно он, опираясь на святоотеческое учение о симфонии властей, разработал теорию православного самодержавия. Нет, не сам придумал, но осмыслил и развил ее для Русской Земли, основываясь на опыте византийских православных Государей. Поэтому Иоанн IV считается первым русским Царем – не из-за того только, что первым принял у нас царский титул, но и потому, что первым из русских правителей осознал значение Царской власти. Суть Царской власти заключается в том, что она не есть избираемая, народная власть, но нечто высшее, признаваемое над собой народом, если он не безбожен. Царская власть как подобие Небесной власти имеет мистический, духовный смысл. Когда во главе народа стоит православный Царь, он как отец своего народа заботится о нем, старается оградить его от различных пагубных духовных влияний. В то же время он осознает свою ответственность не только перед народом, но, в первую очередь, перед Господом Богом. И в этом смысле сейчас, к сожалению, многие не понимают сути царской власти, сравнивая ее с некой тиранией. А на самом деле это, конечно, совсем другое. Это не есть тирания; царскую власть можно сравнить с древним патриархальным правлением, когда во главе рода стоял руководивший им патриарх. Поэтому, на мой взгляд, безусловно, царская православная самодержавная власть Божиего Помазанника – это самая благоприятная форма правления для нашей страны, для Руси.
– Батюшка, а можно ли согласиться с утверждением, встречающимся в некоторых современных церковных документах, в частности, в Определении Архиерейского Собора 1994 года и «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», о «непредпочтительности для Церкви какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин»?
– Мне это утверждение видится абсолютно неприемлемым. Я недоумеваю, как может так говорить православный русский человек, как он может так думать? Даже если не касаться вероучительных моментов, а сказать простым языком, обратившись к нашей современной жизни: разве допустил бы православный Государь аборты – избиение младенцев в стране? Разве допустил бы Государь похабные выходки всевозможных извращенцев, предпринимающих попытки узаконить свои шествия по улицам нашей столицы и других городов? Разве допустил бы Государь разворовывание и продажу за границу ресурсов нашей страны и многое-многое другое? Другой разговор, что ныне наш народ, после многих лет безбожной жизни, после активного насаждения и восприятия лжи в отношении царской власти и личности последнего русского Государя-Мученика Николая II, находится в таком духовно-нравственном состоянии, на таком низком духовном уровне, что он не способен воспринять идею самодержавной монархии. И именно поэтому мы, смиряясь перед Божиим попущением, признаем любую другую власть как некую хранительницу определенных правил и законов существования в государстве. В этом смысле мы действительно должны оказывать послушание любой власти, если ее законы и требования не идут вразрез с нашими нравственно-религиозными принципами. Но, когда говорится, что нам все равно, какая будет власть, меня это, с одной стороны, удивляет, с другой – огорчает, и мне кажется, я не побоюсь сказать, что это уже какое-то духовное ослепление. Ну неужели для тех, кто это утверждает, действительно нет разницы?.. Люди остаются людьми, и понятно, что и при Царях были и предательство, и обман, и воровство, о чем свидетельствует история. Все это, конечно, было, но именно на личном уровне, в силу человеческих немощей… Конечно, не Государь сам по себе и не самодержавие само по себе – основа нашего спасения. Главнейшим условием достижения Царства Божия для православных верующих была и остается жизнь по Евангелию. Однако как внутренняя жизнь христианина неразрывно связана с его внешней деятельностью, ибо вера без дел мертва (Иак. 2, 20), так и общецерковная жизнь народа, если мы хотим возрождения, должна выражаться во внешней форме его исторического бытия: самодержавие, миротворческая политика, честная экономика, православная культура, евангельские основы функционирования СМИ и т.д. Словом, как это и было на Руси: вера, Царь, Отечество. К этому мы должны стремиться и стараться прийти, даже если сейчас мы еще так жить не готовы. Сложность царской самодержавной власти в том и заключается, что она требует от народа духовного, религиозного осознания. Требует взаимопонимания, взаимного осмысления, с одной стороны, великого служения Царя, ответственного пред Богом, с другой – смиренного послушания своему Государю народа, понимающего, что Царь – это Богом поставленный правитель. Необходимо осмысление царской власти не как тирании, а как взаимной любви и исполнения каждым своих обязанностей. Поэтому в настоящее время в таком глубоком понимании царская власть в нашей стране невозможна, потому что народ в большинстве своем просто не способен принять Царя. Вот это мы должны понимать. Но это не значит, что нам все равно, какая у нас власть. Это значит, что сейчас, если трезво смотреть на вещи, мы еще не готовы к установлению самодержавной монархии и нам остается молиться и надеяться, что когда-то в будущем, по милости Божией, это произойдет.
– Как Вы считаете, в чем главная причина революции и свержения монархии в России?
 – Гниение, как мы знаем, начинается с головы, и, к сожалению, элита нашего народа – аристократия и интеллигенция – увлеклась оккультизмом, спиритизмом, чужеверием, сектантством. Многие люди, жившие в то время, перед революцией, свидетельствовали, что мало в каком дворянском доме в Санкт-Петербурге и в Москве не проводили спиритические сеансы, не увлекались всевозможными вольнодумными западными идейками… То есть произошло отступление от духовно-нравственных принципов, от Православия – в первую очередь дворянства и интеллигенции, а также рабочего класса, лишь крестьянство еще более-менее сохраняло патриархальные традиции. Именно поэтому, вероятно, крестьян, остававшихся носителями православной царской идеи, и старались уничтожить голодом, раскулачиванием и т.д. Судя по историческим отзывам, воспоминаниям, дворяне и рабочий класс, сконцентрированный в крупнейших русских городах, утратили понимание нашего русского пути, понимание сути царской власти, ее глубокого смысла, о котором мы только что говорили. И это привело к тому, что Господь попустил свержение Царя, попустил сначала февральскую масонскую революцию, а затем и октябрьскую.
– Батюшка, а как Вы относитесь к мнению некоторых верующих и священнослужителей, что в 1917 году практически все архипастыри и пастыри предали Царя? Некоторые доходят даже до отрицания святости прославленных Русской Православной Церковью Новомучеников, полагая, что их страдальческая кончина была лишь карой Божией за предательство Царя. Что Вы об этом думаете?
– Меня всегда удивляет, когда люди с абсолютной уверенностью говорят и судят о событиях, подробности которых доподлинно нам неизвестны. Когда звучат крайне категоричные высказывания о сложнейших исторических моментах и даются безапелляционные оценки тем или иным личностям, это вызывает недоумение и настороженность. Конечно, я всегда стараюсь иметь по таким вопросам какое-либо свое мнение, причем оно вполне может измениться под влиянием новой информации, новых, открывшихся через молитву, через чтение и осмысление проблемы фактов, но, мне кажется, тут следует избегать жестких оценок. В данном случае, как говорится в шутливой поговорке, нужно отделять котлеты от мух. С одной стороны, существуют факты, указывающие на то, что духовенство, в частности, многие иерархи, действительно, получается, предали Царя. То есть стали возносить здравицы временному правительству, в большинстве своем состоявшему из масонов. Этот факт мы отрицать не можем: произошло какое-то непонимание или предательство – я не берусь тут судить. Но, с другой стороны, ведь все мы ошибаемся и все мы можем переосмыслить свои поступки и взгляды, а Господь, наш милостивый Господь, готов наше покаяние принять и простить нас, если мы искренне раскаялись в том, что сотворили. И кто же мы такие, кто нам дал право судить о тех сложных временах и людях с такой непримиримостью? Может быть, и были у кого-то из Новомучеников ошибки, был грех непонимания происходящего, но если они потом это переосмыслили, если они покаялись и засвидетельствовали свою верность истине мученической кровью, допустимо ли отрицать их святость пред Богом? Мы не можем проникать в глубины судеб Божиих, ведь говорится: иной суд человеческий и иной суд Божий. Эти люди закончили свою жизнь мученически, пострадали за Христа, и нам ли судить, принял Господь их жертву или не принял?
– Расскажите, пожалуйста, что такое симфония властей? Какими в идеале должны быть взаимоотношения Православной Церкви и государства?
– Существует учение о симфонии светской и церковной властей, исторически оно зародилось в Византии. Конечно, человеческие страсти и немощи зачастую влияли на взаимоотношения Церкви и государства, происходили перегибы то в одну, то в другую сторону, как мы знаем из истории, поэтому даже и в самой Византии истинная симфония воцарялась не так уж часто. Вообще, очень хорошо осветил эту тему архиепископ Серафим (Соболев) в своем труде «Русская идеология», рассматривается она и в трудах других авторов, например, у философа Льва Тихомирова. Слово «симфония» переводится с греческого языка как «созвучие», «согласие». Суть заключается в том, что светская и церковная власти пребывают в состоянии согласия и сотрудничества, и при этом каждый выполняет свои обязанности. Царь является хранителем государства, ответственным перед Богом за жизнь народа, ограждение его от агрессоров, преодоление различных смут, в том числе и религиозных, поэтому его еще называли внешним епископом Церкви. То есть он имел статус духовного участника в решении церковных дел. Но в то же время вмешиваться в церковные дела сугубо, невзирая на мнение епископов и Патриарха, Царь не имел права. Также и Патриарх не имел права вмешиваться в государственные дела без согласия на то Царя. Мы знаем, что благодаря усердию Царей, по их распоряжениям, созывались церковные Соборы. Но в то же время без соборного решения Царь не мог выносить определения по церковным вопросам или диктовать догматы и правила церковные. Какие-либо постановления принимались только с согласия церковной полноты. Примером реализации симфонии властей служат Вселенские Соборы, когда Цари инициировали собрание епископата, но потом были лишь одними из участников процесса принятия соборных решений.
– Как Вы относитесь к личности Царя-Мученика Николая II? Я знаю, что среди священства даже до сих пор, несмотря на то, что Царь общецерковно прославлен, есть люди, не признающие его святости, которые для обоснования своей позиции вспоминают какие-то его греховные привычки, исторические случаи, когда Государь якобы проявил себя не лучшим образом… Что Вы думаете по этому поводу?
– К Царю я отношусь с глубочайшим уважением, благоговением и почитанием. Сейчас, как мы знаем, идет много споров вокруг более сложных проблем в связи с осмыслением подвига Государя. Я понимаю, что это вопросы, скорее, для богословских дискуссий; но когда вообще отрицается мученический подвиг и святость Царя и Царской Семьи – для меня это однозначный признак духовного ослепления. – Но есть и другая позиция, согласно которой мученический подвиг Государя Николая II признается, но якобы только в силу этого подвига и можно говорить о его святости.Люди, придерживающиеся такого взгляда, полагают, что, кроме мученической кончины, жизнь Царя не являет собой образец праведности и не отличается высокими христианскими добродетелями. – Это, конечно, заблуждение. Такие взгляды есть следствие излитой на Царя лжи. Согласно искренним, честным отзывам современников Царственных Мучеников и другим историческим документам, это была удивительная Семья, в которой царила любовь. Государь отличался множеством добродетелей, благородством характера, искренностью и самоотверженностью в служении Богу и народу. С самого начала, придя к власти и став Царем, он всеми своими делами это доказывал. Поэтому удивительно, когда наши русские люди опираются в своих суждениях на откровенно лживые слова врагов Царя и России, а не на свидетельства тех, кто четко и правдиво рассказывал о прекрасной, духовно возвышенной натуре Государя. Конечно, у Царя могли быть какие-то немощи, он был главой Государства, человеком публичным, а не преподобным, подвизавшимся в уединенной монашеской келье. Но это ни в коем случае не умаляет его праведности, благородства его натуры. И именно в силу своих добродетелей Царь добровольно пошел на страдания, принес себя в жертву за русский народ. Об этом он сам неоднократно говорил, заявляя, что «быть может, для спасения России нужна искупительная жертва, я буду этой жертвой». То есть человек морально, духовно еще при жизни готовился к мученичеству. Это был полностью осмысленный итог его жертвенного служения во исполнение своего великого царского долга.
– Батюшка, а можно ли, на Ваш взгляд, назвать Семью Царственных Мучеников идеалом православной семьи и почему?
– Да, согласно тем историческим свидетельствам, которые мы имеем, Царская Семья действительно была идеалом православной семьи. Между Государем и Государыней царило полное взаимопонимание, такие же отношения сохранялись и между их детьми, все они были исполнены благородства, терпения, любви… Мы знаем, что царские дочери и сама Царица во время Первой мировой войны трудились простыми медсестрами в госпиталях, перевязывали раненых солдат, сами шили для фронта… Вот у меня тоже многодетная семья (у о. Владислава семь детей. – Примеч. ред.), но у меня не получается так их воспитать и создать такие взаимоотношения внутри семьи, какие создали и поддерживали Царственные Мученики. Это воистину идеал и пример для каждой православной семьи. Поэтому я нисколько не сомневаюсь, что святая Царская Семья имеет великое дерзновение пред Господом и молится за Россию, за свой народ. Я знаю многих людей, которые обращаются в молитвах к Царю и Царственным Мученикам и получают помощь в своих бедах и трудностях, как духовных, так и житейских.
 
 
-Батюшка, в начале нашего разговора Вы упомянули Царя Иоанна IV Грозного. Как известно, существуют очень разные мнения об этом Государе, даются различные оценки его личности и деятельности. Хотелось бы услышать Ваше мнение по этому вопросу.
– К Царю Иоанну IV я отношусь с глубоким благоговением, хотя пришел к этому не сразу. Мы, к сожалению, зачастую имеем множество стереотипов, возникших, в частности, в результате советской пропаганды, влиянию которой в свое время подверглись. А что касается Иоанна Грозного – это самый оболганный Царь: наверное, на Руси больше не было такого Царя, смысл деятельности которого настолько бы извратили. Однако как великого государственного деятеля я почитаю Царя Иоанна уже давно, а в последнее время пришел и к осознанию его святости. Потому что когда начинаешь серьезно осмысливать его деятельность, понимаешь, что Царь Иоанн IV – это абсолютно самоотверженный русский Государь, который всю жизнь свою положил на служение Богу и своему народу. А то, что про него говорят, – надо понимать, кто это говорит, на чьих «свидетельствах» основываются историки. Например, один из «свидетелей» – Антоний Поссевин, католик-иезуит, проваливший свою миссию по совращению Иоанна Грозного в католичество. Что же еще, кроме лжи и клеветы, он мог источить в отношении русского Царя? А другой наветчик – предатель князь Курбский, сбежавший от Государя. Разве его сочинения заслуживают доверия?.. Вот и получается, что все «свидетельства современников», на которые многие предпочитают опираться как на достоверные исторические документы, это лишь выдумки аферистов, питавших личную неприязнь к Царю Иоанну IV и к России. Разве мы можем составлять свое мнение о Государе со слов этих людей? А когда узнаешь реальные факты, начинаешь отходить от навязанных стереотипов. Например, Царь Иоанн Грозный был настоящим подвижником, каждое утро он посвящал молитве 5–6 часов. Да сейчас монахи в монастырях в большинстве своем столько не молятся! А если учесть сложность правления в то время – сколько предателей его окружало, какое было сопротивление централизации русской власти, то становится понятно, что действительно была нужна в некоторых случаях жесткость, твердость в управлении государством. Но эта твердость не была чрезмерной: за все годы правления Иоанна IV было казнено примерно 4–5 тысяч человек, в то время как в Европе только одна Варфоломеевская ночь (массовая резня протестантов-кальвинистов во Франции, устроенная католиками в ночь на 24 августа 1572 года, в канун католического праздника святого апостола Варфоломея. – Примеч. ред.) унесла около 30 тысяч жизней. Так что на самом деле Царя Иоанна трудно назвать жестоким, особенно когда узнаешь, как снисходительно он относился к своим личным врагам – прощал их. А вот с врагами Отечества был твердым. Это был удивительный человек, его жизненный путь вызывает у меня глубокое уважение. Естественно, в его душе происходила нравственная борьба, борьба со своими страстями. Но ведь даже монахи, имея возможность уединения, имея условия, располагающие к преодолению душевных немощей, десятилетиями борются со страстями. А тут человек боролся со своими немощами в тяжелейших условиях предательства внутреннего, от «своих», и постоянных нападок внешних. И при этом он сумел удвоить территорию Руси, укрепил государство, освободил множество пленников в Казани… Поэтому я почитаю Царя Иоанна Грозного не только как великого политического деятеля, мудрого правителя, но и как святого человека.
– Но дело в том, что вопрос об отношении к Царю Иоанну IV в настоящее время разделяет верующих: кто-то почитает его святым и чает общецерковного прославления, а кто-то выступает категорически против такого шага, считая его недопустимым. Как Вы считаете, каким образом должна решаться эта проблема в Церкви?
– Я сторонник мирного урегулирования подобных проблем. На мой взгляд, сам Государь не нуждается в каком-то экстренном прославлении. Те, кто почитает его, и так могут ему помолиться, и устраивать на этой почве церковный раскол, безусловно, недопустимо. Если Господу будет угодно, я думаю, Он Сам вразумит заблуждающихся, потому что их лагерь – тех, кто негативно относится к Иоанну Грозному, – тоже можно поделить на две части. Одна часть – это люди, находящиеся под влиянием лжи, излитой на Царя, доверяющие неправдивым источникам, из которых они почерпнули информацию о нем. По тем или иным причинам они просто еще не дошли до того, чтобы осознать великий духовный подвиг этого Государя. Но я верю, что рано или поздно Господь откроет им правду. Другая же часть – это носители антихристианского духа, враги Царя, и с их вразумлением, конечно, сложнее. Ведь почему ненавидят Иоанна Грозного? Да потому, что это пример осмысленного, мудрого и твердого правления. Именно осмысление роли русского самодержавного Царя – Помазанника Божия, которое началось с Иоанна Грозного, неугодно нашим врагам, так как на этой основе может произойти возрождение России во главе с православным Царем.
– Буквально на днях я разговаривала со знакомым, который еще не определился в своем отношении к Царю Иоанну IV. «Я спросил у одного батюшки, он сказал, что почитает Грозного Царя и молится ему. Потом спросил у другого, а он ответил, что не считает его святым и достойным прославления. И я запутался: кому верить, как относиться?..» – поделился он своей проблемой. Что можно посоветовать человеку в такой ситуации?
– В первую очередь, конечно, молиться. Если он искренно хочет разобраться в этом вопросе, пусть от всего сердца обратится к Богу с молитвой о вразумлении. Во-вторых, можно посоветовать почитать литературу или посмотреть документальные фильмы, где представлена позиция почитателей Иоанна Грозного, где разъясняются заблуждения в отношении его деятельности и личности. И в результате, я думаю, человек придет к какому-то выводу. Ведь каждый выбирает то, что ему ближе, что принимается сердцем. Раньше мы в большинстве своем имели негативную информацию по этому вопросу, а потом ознакомились с другой точкой зрения. И, например, мое сердце восприняло положительные факты о Царе, я осознал всю лживость той грязи, с которой сталкивался прежде. Но еще хотелось бы отметить, что фанатизм – он везде пагубен и душевреден, во всем, в том числе в благих делах. Даже когда мы отстаиваем правильную точку зрения, мы не должны превращаться в ожесточенных и ослепленных фанатиков, потому что там, где ожесточенный фанатизм, там уже нет Духа Божия, там в сердце холод и мрак.
– Батюшка, я знаю, что ко дню памяти Царственных Мучеников Вы организуете в своем городе фотовыставку, посвященную Царской Семье (беседа с о.Владиславом состоялась в преддверие «Царского» дня. – Примеч. ред.). Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом добром начинании.
– Первоначально эта выставка экспонировалась в храме-на-Крови в Екатеринбурге несколько лет назад. Кто был там, знает, что при нижнем храме есть маленький зрительный зал, витрины... И вот там были представлены фотографии Царственных Мучеников с краткими пояснениями об их жизни и деятельности. Организовано это было силами православных энтузиастов, педагогов. Я договорился с ними, и они выслали мне полную копию выставки. Один раз мы ее уже проводили в нашем городе, потом выставляли и в некоторых соседних городах, а сейчас хотим повторить у нас по случаю дня памяти Царственных Мучеников.
– А где будет проходить выставка? При храме?
– Нет, нам пообещали предоставить помещение в местном ДК. В приходе у нас, слава Богу, отношение к Царю-Мученику у всех положительное, с Божией помощью мы установили Поклонный Крест в честь Царственных Мучеников… Поэтому в первую очередь хотелось бы познакомить с этими фотографиями людей малоцерковных или даже совсем еще далеких от веры, рассказать им о Царе, о его жизни, о его Семье.
– А как реагируют люди?
– Реагируют по-разному, но очень много таких зрителей, которые с удивлением узнают правду о Царе и его Семье. То есть результат, слава Богу, положительный, люди открывают для себя Царственных Мучеников совсем другими, не такими, какими ранее представляли их под влиянием антицарской пропаганды, существовавшей в нашей стране.
– Что, по-Вашему, является самым необходимым условием для возрождения России? Что мы можем и должны для этого сделать?
– Во-первых, мы должны изменить свою жизнь, стараться жить в соответствии с Евангелием, по Заповедям Божиим. А во-вторых, – это взаимосвязано с первым – необходимо покаяние, осознание своих грехов и, в частности, произошедшего в начале XX века. К сожалению, несмотря на то, что прошли уже многие десятилетия после свержения Царя, должного покаяния и осмысления у нас еще нет, нет понимания у русского народа того, что были совершены страшные грехи клятвопреступления и убийства Помазанника Божиего. Вот это и есть те основы, без которых истинное возрождение страны невозможно. Конечно, нельзя сказать, что не происходит никаких сдвигов в этом направлении, все же печатается литература на данную тему, звучат проповеди с амвонов, через СМИ… Но скорбно, что это делается только благодаря отдельным энтузиастам, священникам и мирянам, а также некоторым иерархам, но не на уровне общецерковном. Покойный Патриарх Алексий II говорил о том, что «грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян», однако пока покаяние и осмысление прошлого не стало массовым, масштабным действием, которое бы охватило весь русский народ. По некоторым предсказаниям народ встрепенется в результате каких-то бедствий, голода, войны… Но в любом случае мы должны уповать на Бога. Я молюсь о возрождении нашей истинной государственности во главе с православным Царем, Помазанником Божиим, на своем уровне пытаюсь делать то, что в моих силах, просвещать людей в этом вопросе, а в остальном – полагаюсь на Господа. Верю и надеюсь, что Он Сам неведомыми, непостижимыми для нас путями Своего промысла приведет Россию к покаянию.
Беседовала Анна САМСОНОВА
Просмотров: 674 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: