Верою исцеляюсь
11:40 Человек в Церкви: Духовное творчество афонского старца Симона (Бескровного) | |
Человек в Церкви: Духовное творчество афонского старца Симона (Бескровного)14 ноября исполняется 70 лет со дня рождения иеросхимонаха Симона (Бескровного), современного исихаста, старца, ныне подвизающегося на святой горе Афон. Пока живет в Церкви благодать Духа Святого, в ней будут появляться новые имена тех, кто от нее заново родился. И каждое имя будет нести свой новый индивидуальный опыт. К таким самобытным, основанным на личном опыте богопознания, относятся и произведения иеромонаха Симона (Бескровного), современного исихаста, старца, ныне подвизающегося на святой горе Афон. Его книги стали издаваться в начале двухтысячных годов и сразу завоевали сердца читателей и высокую оценку духовных школ. Старец Симон (Бескровный) в качестве авторского псевдонима взял монашеское имя своего родного отца – Симеон Афонский. В 2010 году книга иеромонаха Симона «Дневник инока» стала победителем конкурса «Просвещение через книгу» в номинации «Лучшее художественное произведение». С тех пор старцем написано более 30 книг в разных жанрах. Это стихи, притчи, сказки, афоризмы, гимны, пословицы, крылатые выражения, сотницы, повести, автобиографические романы, в которых автор раскрывает свой духовный опыт. Иеромонах Симон (Бескровный) имеет классическое филологическое образование, чем отчасти можно объяснить его литературную многогранность. Но главным, несомненно, является дар Божий, который вручил Господь этому человеку. Старец несет людям душеспасительное слово, обрамленное изумительной красотой литературного мастерства и высокой духовностью, которые проникают со страниц его книг прямо в сердце читателя. Апогеем творчества иеромонаха Симона (Бескровного) надо признать двухтомник «Птицы небесные» [5] – уникальный автобиографический роман, который после своего выхода сразу же стал бестселлером. Трогательная история детства и юношества, глубокие пути искания Бога, суровые будни монашеского отшельничества, подвиги в горах Кавказа и Абхазии, строительство лесных храмов, встречи с интересными людьми, духовное окормление у старца Кирилла Павлова, опыт исихии – все это захватывает читателя, унося ум и сердце в неизреченный мир жизни в полном доверии к Богу. Поэтический дар старца Симона весьма уникален («Дневник инока», «Единственный мой Бог», «Стихи для тех, кто любит Афон»). В отличие от множества замечательных сборников поэзии, в которых авторы предают свой душевно-чувственный опыт переживания Бога и слова которых похожи на прекрасную симфоническую музыку, стихотворения Афонского подвижника ближе к церковной гимнографии. Они больше похожи на поэзию Псалтири, на гимны Симеона Нового Богослова. Эта та высокая богословская поэзия, где не столько человек проговаривает себя Богу, сколько Дух Святой раскрывает себя человеку через его собственное сердце. Живые узники домов богатых, Вам не понять живущих без забот, Свой дом нашедших в золотых закатах, Чьи комнаты – простор и синий небосвод. Для них одних - и на горах немеркнущий восход И Царства Божьего нетленные палаты! [1] Иеромонах Симон (Бескровный) всю свою жизнь провел на горных вершинах мира. Он и сегодня,пытается лишь малой частицей себя касаться земли, а всей душой, всеми мыслями и чувствами уноситься к Богу, в беспредельные дали вечности: Соткана моя тишина Из небесного синего льна, Из цветов, расцветающих скромно, Из кельи, стоящей укромно, Из трав, наклоненных от рос, Их тихих, задумчивых слез, Из светлых над соснами скал, Из молчанья, которым я стал, Из души, что ушла в синеву, Из Бога, которым живу… [1] Его поэзия – это молитва, его молитва – это жизнь, его жизнь – это высшая поэзия человеческого духа, всецело откликнувшаяся на призыв Божий идти, взяв свой крест, вслед за Ним. "О самом простом" «О самом простом» [4] – так называется одна из книг иеромонаха Симона. Это сборник притч для взрослых и детей. Человек любого возраста и интеллектуального уровня может найти в ней пищу для размышления. Язык его притч прост и красочен, они быстро запоминаются и прочно держатся в сознании. Это своего рода живой разговор со старцем, ведь за каждым рассказом сокрыто духовное прозрение самого автора. Вот одна из них. Притча о двух рыбаках. «Поймали два рыбака рыбу и стали обед готовить. Заспорили… Один утверждает: «Рыба вкуснее будет, когда ее на углях испечь!» Другой говорит: «Не на углях! Лучше потушить ее с луком и маслом!» Мимо проходил крестьянин и сказал: «А вы до вечера поголодайте, еще вкуснее будет!» «От поста – всякая еда вкусна; А без поста и вкусная еда пуста». Очень полюбились православному читателю и афоризмы иеромонаха Симона (Бескровного). В них отражен его многолетний опыт над очищением ума и сердца от страстей и помыслов, основанный на святоотеческой традиции. Иеромонах Симон передает эти духовные знания простым, живым, образным языком, поэтому его слова быстро становятся крылатыми выражениями и часто цитируются в интернете: «Бог живет не в большом уме, а в большом сердце», «Хорошо, если ты постишься, но еще лучше, если ты добр к людям, ибо Бог добр», «Как можно полюбить всех людей? Только забыв все человеческое» [2] Одна из книг, в которой собраны афоризмы иеромонаха Симона, называется «Духовные горизонты» [3]. Линия горизонта неуловима. Духовные горизонты манят человека вслед за собой, каждый раз предлагая новые задачи для преодоления себя, для Божественного преображения своей личности: «Христос вначале открывает душе направление, в котором человек должен двигаться и прилагать усилия, и дает предваряющую благодать. А нам необходимо приложить все силы, чтобы идти в указанном направлении до стяжания полноты Божественной благодати». «Отрекись от самого себя, от своего эгоизма. Ничего страшного не произойдет. А произойдет самое удивительное событие в твоей жизни: ты станешь новым существом во Христе». В своих книгах старец часто указывает на самое главное препятствие ко спасению – это наша самость, наша гордыня. Это бетонная стена, которая стоит между человеком и Богом. А раздвигается она скорбями: «Тот, кто имеет много скорбей, тот имеет и милость Божию», «Тот, кто много смиряется, быстрее спасается», «Самый интересный путь на свете – это путь в глубины своей души». В этом жанре написаны и другие книги иеромонаха Симона: «Восхождение к небу»,«Девять слов», «Увещание ко спасению», «Опыт, оплаченный жизнью». Тот, кто ищет спасения, найдет в них бесценный дар – духовный бисер, рассыпанный в каждом изречении старца. Его поучения одинаково полезны как для монашествующих, так и для мирян. Они дают пищу для размышления и одновременно являются программой действия: «Решительному человеку открываются врата Царства Божия, а нерешительному закрываются и врата мира сего», «Если в духовной жизни ты сознаешь свою ошибку, то тем самым ты ее устраняешь», «Не устремляйся помыслами ни в прошлое, ни в будущее, учись жить в настоящем, потому что Христос ждет тебя здесь и сейчас». Молитва для отца Симона – основной критерий духовной жизни человека. Именно по ней определяется степень приближения к Богу. Сначала человек приучает себя к непрестанной молитве, но она еще не есть предел совершенства. Это лишь начало богопознания: «Не найти большего счастья, чем с любовью и благоговением произносить: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешного», «Деятельная молитва – это очищение сердца от помыслов, желаний и страстей. Созерцательная молитва – это безмолвная молитва выше слов и ума. Это совершенное забвение мира сего в Божественном Свете» [7]. Наряду с этим у старца Симона есть множество книг, посвященных глубокому опыту исихазма, молитвенной практике, борьбе с помыслами, внутренней духовной брани. Эти книги продолжают традицию отцов Добротолюбия, из которых отцу Симону ближе всех преподобный Каллист Ангеликуд. Сюда относятся такие книги старца, как «Исихазм для современников» [9], «Искусство борьбы с помыслами»[12], «Тесные врата», «Искусство истинного послушания» [11], «Практическое богопознание» [10] и др. Отдельно можно выделить дар писательского таланта старца Симона. Читая продолжение его автобиографической истории в книге «Приобщение к любви» [8], невольно останавливаешься над описанием природы и тех духовный переживаний, которые происходят в душе подвижника. Это поэзия в прозе, которую нельзя охарактеризовать только словом «красиво». Это уже не просто литературная красота, а изящное, глубокое переживание созерцательного опыта в Духе Святом. В такие моменты понимаешь, что литературное творчество святых отцов – одна из форм иконописного искусства, нарисованная красками слов. Путь каждого человека к Богу глубоко индивидуален. Поэтому, подобно святым отцам, старец Симон в своих книгах лишь указывает нам на этапы выхода из мира страстей, а далее перед человеком предстоит самая трудная и сложная задача – найти с помощью духовника свою спасительную тропу и самому войти в новую жизнь: «Человеку невозможно дать чужие крылья, он должен вырастить свои» [3]. Литература:
| |
|
Всего комментариев: 0 | |