Пятница, 29.03.2024, 15:19 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2013 » Март » 15 » Черниговское противостояние
22:21
Черниговское противостояние
Черниговское противостояние
 
 
Украинская Православная Церковь пребывает в глубоком расколе. Тело Христово разъединено на церкви каноническую (УПЦ МП) и неканоническую (УПЦ КП). Факт весьма неприглядный. А виной тому «разумные» народные депутаты, после провозглашения Украиной независимости активно занявшиеся созданием собственной «национально-сознательной» Церкви. Церковь, мнили наиболее рьяные избранники народа, подобно другим общественным институтам суверенного государства, должна быть национальной. Такая мысль от лукавого была рассчитана, прежде всего, на простодушного обывателя, далёкого от канонов церковной жизни, или филистера, привыкшего безоговорочно внимать речам политиканов, переживающих якобы за независимую Украину. И наплевать было краснобаям-депутатам на Конституцию, которая декларирует невмешательство государства в дела церковные. Статья 35 основного Закона гласит, что «Церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства…». Однако витийствующие народные избранники вмешались в деятельность Украинской Православной Церкви, инициировали создание провластной УПЦ так называемого Киевского патриархата. Нашёлся среди православных митрополитов вероотступник, который возглавил этот самый патриархат. Так украинские политики, ничтоже сумняшеся, раскололи единую до этого УПЦ. Искусственно созданная новая Церковь стала действенным козырем в их руках и разъединила православных, в первую очередь, по отношению к России. Это завело страну в бездну религиозного противостояния, которое только электризует общественную атмосферу. Разногласия между истинно верующими и адептами раскола продолжают нарастать, принимая самые неприглядные формы.
* * *
Ярким примером сказанного является семилетний конфликт между сторонниками УПЦ МП и приверженцами УПЦ КП в Чернигове. Писать о нём уже приходилось, когда в ночь под Новый 2011 год неизвестные сожгли принадлежащую верующим УПЦ МП палаточную церковь св. вкмц. Екатерины. Это был уже второй акт вандализма, в первый раз палаточную церковь пытались спалить 1 апреля 2008 года. Милиция «достойно» оценила чёрный юмор первоапрельских и новогодних поджигателей, а потому виновных не нашла. Власти поспешили свалить вину на самих верующих, мол, они не соблюдали правила противопожарной безопасности. Сегодня у храма вновь установлена палаточная церковь св. вкмц. Екатерины, а остов прежней, сожжённой, напоминает об акте вандализма со стороны недругов УПЦ МП.
 
А если уж углубляться в историю этого затяжного конфликта, стоить вспомнить решение черниговского губернатора Н. Лаврика о передаче Екатерининской церкви казацкой общине Киевского патриархата (лето 2006 года). Кстати, человека в нашем городе пришлого, указом президента В. Ющенко переведённого в Чернигов с губернаторства в Сумах. Поговаривали, что он решился на такой шаг, чтобы угодить жене президента Екатерине. Так это или нет, но непродуманное решение всколыхнуло довольно спокойную до этого времени православную жизнь города. И вылилось в открытый конфликт между канонической церковью и раскольниками. Конфликт стал возможен только потому, что губернатор проигнорировал указ президента Л. Кучмы от 21 марта 2002 года (между прочим, этот указ никто не отменял), касающийся нарушенных прав Церкви и религиозных организаций в СССР. По этому указу органам местного самоуправления рекомендовалось культовые здания, отчуждённые в своё время советской властью, вернуть их прежним владельцам. Екатерининская церковь всегда принадлежала УПЦ МП, поэтому православных и возмутило неправедное решение Н. Лаврика. Бывшего губернатора уже давно нет в городе, черниговцы забыли его имя, а вот тугой узел завязанной им проблемы остался. И никак не может разрешиться вот уже на протяжении многих лет. А теперь о сути конфликта. Екатерининская церковь была построена потомками черниговского полковника Якова Лизогуба (1715). Его казачий полк проявил себя при штурме турецкой крепости Азов (1696). Благодарный Петр I наградил черниговский полк памятным серебряным крестом, не остался без царского внимания и командир полка Лизогуб. По сути, Екатерининская церковь возведена православными казаками как памятник украинско-российской дружбе, скреплённой пролитой кровью в сражении с турками. И могли ли подумать Яков Лизогуб и его казаки, что найдутся неблагодарные потомки, которые будут криво толковать этот исторический факт. А церковь, в которой поминались славные совместные битвы малороссов и великороссов против общего врага, будет передана недоброжелателям Русской Православной Церкви. Уже не однажды, пытаясь спровоцировать верующих УПЦ МП на скандал, радикально настроенные молодчики выкрикивали под стенами Екатерининской церкви оскорбительные слова в их адрес, а настоятелю палаточной церкви отцу Александру кричали: «Московский поп – геть до России!»
Настоятель палаточной церкви св. вкмц. Екатерины отец Александр Ледовой
 
До конфликта в церкви располагался музей народно-декоративного искусства Черниговщины – филиал Черниговского исторического музея им. В.В. Тарновского. Такое положение, когда в церкви находился музей, до поры до времени всех устраивало. Однако, когда верующие УПЦ МП узнали, что церковь готовят для передачи Киевскому патриархату, они в знак протеста и раскинули рядом с храмом свою палаточную церковь и призвали всех, кто не согласен с одиозным решением губернатора, поддержать их акцию. Партия регионов, КПУ, СПУ, ПСПУ и городская общественная организация «Русичи» в поддержку поставили рядом свои палатки. Конфликт между УПЦ МП и УПЦ КП получил большую огласку на Украине. Небезызвестный одессит В. Кауров, председатель Союза православных граждан, привёз в Чернигов своих сторонников. Однако УПЦ МП не посчитала разумным вмешательство политиков в междуцерковный спор, и те свои палатки свернули. С этого времени конфликт перешёл в затяжную фазу и получил продолжение уже в стенах суда. Много претензий друг к другу предъявили в судебных исках обе стороны, оспаривая своё право на Екатерининскую церковь. В этой длительной тяжбе исторический музей и Национальный архитектурно-исторический заповедник «Чернигов древний», на территории которого расположена Екатерининская церковь, приняли сторону УПЦ КП, мотивируя свою позицию тем, что сторонники УПЦ МП не дают им забрать музейные экспонаты из храма. Да и сама палаточная церковь – это, мол, антисанитария на территории национального заповедника и якобы отпугивает туристов. Не стоит пересказывать все перипетии разбирательств, прошедших последовательно все судебные инстанции. Окончательное решение вынесла судейская коллегия по гражданским делам Верховного суда Украины 10 февраля 2010 года. Управлению Черниговской епархии Украинской Православной Церкви предписано снести палаточную церковь. Однако епархия не признаёт её своим имуществом, ссылаясь на то, что это – имущество самих православных, которые в молитвенном стоянии протестуют против незаконной передачи Екатерининской церкви раскольникам. А потому решение ВСУ не имеет к епархии никакого отношения. Таким образом, проблема «зависла». Тем не менее она требует неотложного разрешения, но разрешения справедливого, не задевающего чувств верующих, не эмоционального и тем более не замешанного на оскорбительных выпадах в их адрес. А потому резкое неприятие сторонников УПЦ МП вызвала вновь поднятая в черниговских СМИ кампания по дискредитации прихожан палаточной церкви. В статье «Приниження Чернігова наметовим нахабством», вышедшей в «Деснянськой правде» 31 января, православные УПЦ МП представляются некими монстрами. С ними, мол, нормальный человек и общаться не захочет. Ну тут позиция автора ясна, для него «нормальный человек» это тот, кто общается только с представителями Киевского патриархата. С церковью, не признанной Вселенским Православием и другими мировыми конфессиями. Очень круто берёт автор, надо же так ненавидеть верующих Московского патриархата! Ему вторит автор статьи «Терпеть палатки осталось недолго», размещённой в еженедельнике «Семь дней». Ссылаясь на решения судов различных инстанций, он смакует мысль, что недолго осталось стоять палаточной церкви, которая, по его мнению, отравляет настроение многим жителям и гостям города. Что же, обывателю, который только «слышал звон, да не знает, где он», палаточная церковь св. вкмц. Екатерины, действительно, уже порядком надоела. А для наиболее рьяных адептов УПЦ КП она просто как бельмо в глазу! И вот тут впору поставить вопрос, а почему Киевский патриархат старается захватить то, что никогда ему не принадлежало? Стоит, пожалуй, напомнить, что ещё в 1688 году стараниями черниговского архиепископа Лазаря Барановича Черниговская епархия вошла в молитвенное единение с Русской Православной Церковью. И церковь св. вкмц. Екатерины всегда принадлежала Украинской Православной Церкви, сегодня относящейся к Московскому патриархату. Правда, на этот аргумент «свидомые» отвечают, что сегодня это не имеет никакого значения. Для них, может, и так, а для тех, кто хорошо знает свою историю, имеет. И скорее, тут уже вопрос нравственный. Православное черниговское казачество всегда было в единении с РПЦ, ещё Б. Хмельницкий говорил, что вера у нас одна. А сегодня, видите ли, это уже «не имеет никакого значения», и потому церковь якобы на законных основаниях отдали черниговской казачьей общине Киевского патриархата. Только вот злая ирония судьбы: эти казачки настроены враждебно к УПЦ МП и РПЦ, а казаки Якова Лизогуба и его потомки, строившие Екатерининскую церковь, были в каноническом единстве с Русской Православной Церковью. Ну и строили бы неправедные пастыри себе свои храмы, а не зарились на дела рук священников Московского патриархата. За годы независимости Украины сторонники Московского патриархата восстановили Казанскую церковь и возвели пять новых прекрасных церквей в Чернигове. Например, церковь святителя Николая возле областной больницы или вот храм Всех святых Черниговских, что стоит на площади Героев Сталинграда. Но на такие свершения у радетелей Киевского патриархата силёнок явно не хватает, да и верующих у них в Чернигове – раз, два и обчёлся. Вот и стараются с помощью властей жать там, где не сеяли.
Церковь святителя Николая возле Черниговской областной больницы
Храм Всех святых Черниговских на площади Героев Сталинграда, район ул. Рокоссовского
А понимают ли власти, что, отдав т.н. Киевскому патриархату никогда ему не принадлежавшее, они тем самым провоцируют последний на ещё большую агрессию? Уже ходят слухи, что УПЦ КП замахнулась на Антониевы пещеры и Ильинскую церковь. Как известно, аппетит приходит во время еды. Потом они замахнутся на церкви, недавно построенные УПЦ МП. В конечном счёте такие непродуманные действия властей только углубляют раскол среди православных Украины.
* * *
Черниговское противостояние ярко высветило проблемы украинского Православия. К глубокому сожалению, межа, проложенная по душам православных неразумными политиками и церковнослужителями-раскольниками, только углубляется, мораль общества всё дальше и дальше отходит от канонов христианской любви и добродетели. Не случайно в докладе Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира на Архиерейском соборе РПЦ (2 февраля 2013 года) прозвучало: «Значительная часть наших единоверцев по-прежнему пребывают вне общения с мировым Православием, находясь в составе так называемых Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ)». Вывод напрашивается неутешительный: пока на Украине существует церковный раскол, долго ещё в украинском доме не будет порядка! Ведь сказано: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Псалтирь, 126:1). Хороший пастырь воспитывает свою паству в благочестии, любви к своему ближнему, ибо как любить Бога, если нет любви к тем, кто живёт рядом с тобой? И весьма прискорбно, когда пастырь – не нужно особого труда догадаться, что имеется в виду Филарет Денисенко – оказывается недобросовестным, фарисействующим политиканом, который ради корыстных целей пробуждает в душах людей злобу. Святой Киприан Карфагенский, считавший раскол тягчайшим грехом, сказал, что раскольник не дорожит единством Церкви, для него нет братской любви, потому он действует против любви Христовой. Вот такими действиями против любви Христовой и грешат сторонники Киевского патриархата и их «пастырь». Религиозное противостояние в Чернигове тому подтверждение. А завершить статью хочется строчками из стихотворения «Верните храм св. Екатерины» Валентины Ерёминой, прихожанки палаточной церкви св. вкмц. Екатерины.
И в честь совместного сраженья
За Русь! За веру! За царя!
– Построен с Божьего веленья
Екатерины храм не зря.
 
Теперь раскольникам храм отдан,
Другие службы там идут,
Но разве ими храм сей создан?
Себя так в вере не ведут…
Просмотров: 743 | Добавил: Степанович | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: