Среда, 04.12.2024, 22:07 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2013 » Апрель » 8 » Чин о Панагии. Афон. Русский монастырь
19:01
Чин о Панагии. Афон. Русский монастырь
Чин о Панагии.
Афон.
Русский монастырь
 
По окончании обеда архимандрит поднялся со свое­го места и тем дал знак всем встать; затем он прошел на другой конец трапезной, где на особом столе была по­ставлена большая богородичная просфора — «Панагия». После краткой послеобеденной молитвы настоятель поднял часть этой просфоры со словами: «Пресвятая Богоро­дице, помогай нам». И вслед за этим певчие, собравшие­ся в абсиде, запели «Достойно есть» афонским роспевом, на «Объятия отча».
Это было для нас неожиданно. Мы знали, что именно здесь, на Афоне, поется это «Достойно», которое неодно­кратно приходилось мне слышать еще в России в превос­ходной гармонизации Д. Яичкова, но мы не ожидали, что его специально поют после воскресной трапезы. Это — мое любимое «Достойно».
Волнуясь, точно спокойная и крупная зыбь моря, по­лились звуки и наполнили собой просторную трапезную. К голосам хора постепенно стали присоединяться голо­са других иноков, и вначале небольшой хор стал звучать мощно и величественно. Поразителен этот напев! Мелодия то поднимается вверх, в мажор, неудержимым взлетом — так же неудержимо, как поднимает на свой гребень ко­рабль широкая морская волна, разрастается аккордом,— то, стихая, опускается в минор опять, чтобы гудящей вол­ной унисона, колебаясь на нижних звуках, опять широко подняться на верхи и здесь рассыпаться в звучный много­голосный аккорд. Пусть в пении есть неправильности го­лосоведения — но зато параллельные квинты звучат так мощно, так величественно-твердо, что кажется, по-другому и нельзя петь эту мелодию, сложившуюся здесь, на Свя­той Горе, и отсюда уже разлившуюся широкой волной по всему Русскому Православному Царству.
В то время как пели «Достойно», два пономаря, которым надели на правое плечо особую расшитую пелену, взяли в руки по серебряной кадильнице в виде небольшо­го храмика и стали обходить ряды стоящих иноков, кадя перед каждым предстоящим. Перед кадящим пономарем монах нес на тарелочке часть богородичной просфоры, от которой каждый из присутствующих брал частичку и, по­держав ее в благовонном дыме поднесенной пономарем кадильницы, съедал. Мерное позванивание звонких бу­бенцов, прикрепленных к кадильнице, сопровождало пе­ние, давая с ним оригинальное, но необыкновенно кра­сивое сочетание. Это было необыкновенно величествен­но и трогательно.
После пения «Достойно», во время которого поно­мари успели обойти всех обедавших, настоятель произ­нес отпуст, а потом, став около входа с посохом в руках и подняв благословляющую руку, пропустил мимо себя всех обедавших. Против настоятеля лежали ниц два ино­ка — то повара, смиренно просящие у братии прощения за обед...
Из трапезной все прошли опять в церковь, где с ар­химандрита сняли мантию, после чего все разошлись, кто куда хотел.
Так делается на Афоне каждый праздник. Так дела­лось и десять веков тому назад...
Только на Афоне, где жива древняя традиция, мо­жет сделаться немного понятнее психология нашего православного монашества. Конечно, чтобы понять ее человеку малоцерковному, нужно много прочесть соот­ветствующей литературы, много подумать и, конечно, очень много видеть. А где же теперь сохранилось еще монашество в таком чистом виде, как не на Афоне?
Просмотров: 655 | Добавил: Степанович | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: