Чудесная сила святой великомученицы Варвары
День святой Варвары отмечают 17 декабря.
Кому только не оказывает покровительство святая Варвара – и ракетчикам, и садоводам, и альпинистам! А прикосновение к ее мощам наделяет целительной силой самые разные предметы.
В 2009 году Ракетные войска стратегического назначения Российской Федерации отметили 50-летие со дня своего образования. В честь юбилея патриарх Кирилл преподнес командованию РВСН вымпел с изображением великомученицы Варвары – она считается Божьей заступницей этого рода войск.
Иконы святой Варвары есть на каждом командном пункте ракетных дивизий России. На территории Главного штаба построен храм, освященный во имя святой великомученицы. Одна из ее икон даже побывала с кораблем-носителем на околоземной орбите.
А уж российские бомбардиры издревле считали святую Варвару покровительницей артиллерии и носили ладанки с ее образом вместе с нательным крестом
Откуда пошел этот обычай? Согласно легенде, когда родной отец обезглавил непокорную дочь-христианку, через мгновение в него ударила молния, и небесный огонь испепелил нечестивца. Это и послужило причиной того, что святая Варвара стала патронессой артиллерии, ракетной техники и противопожарной службы. Среди ее почитателей - изготовители пиротехники, и все, кто так или иначе связан с огнем. Великомученица считается также покровительницей горняков и альпинистов, строителей и архитекторов, а также садовников и цветоводов.
Мудрая затворница Святая Варвара родилась в городе Илиополе (на территории нынешней Сирии) во время правления императора Максимина (305-311) в знатной и богатой семье.
Ее отец Диоскор был ярым язычником.
Рано овдовев, он решил оградить дочь от посторонних взглядов и воспитать в духе язычества и для этого заточил Варвару в высокую башню, чтобы не допустить ее общения с христианами.
Созерцая Солнце, звездное небо, радугу после дождя, девушка задумывалась: кто создал все это? Воспитательницы говорили, что боги, которых почитает ее отец, и показывали каменные, деревянные и золотые статуи. Варваре не верилось: она полагала, что созданные человеческими руками идолы не могут сами быть творцами. И потом, наблюдая явления природы, Варвара пришла к выводу, что все в мире взаимосвязано, едино, значит, и Творец всего – единый Бог, а не множество различных божков. Так пытливый ум девушки привел ее к выводу о единобожии и твердому решению посвятить свою жизнь служению Творцу.
По возвращении отец, узнав о решении дочери стать христианкой, пришел в ярость и бросился на нее с мечом, однако Варвара успела выскочить из дома.
Отец ринулся вдогонку. Дорогу девушке преграждала гора. Варвара обратилась с мольбами к Богу, и гора расступилась.
Варвара по расселине поднялась на вершину и спряталась в пещере. Благодаря этому она и стала впоследствии считаться покровительницей горняков и скалолазов.
Но гора не могла укрывать девушку бесконечно. Отец нашел ее, избил, а затем передал дочь в руки городского правителя Мартиниана, неутомимого гонителя христиан. Тот долго пытался уговорить Варвару поклониться идолам, но она осталась верной единому Богу.
…И вот Варвару ведут в темницу. В складках одежды у нее оказывается сухая вишневая веточка, которая в тюремном подземелье чудесным образом расцвела, скрашивая страдалице заключение. Ее подвергают пыткам и истязаниям, но Варвара в это время поет псалмы, словно физическая боль неведома ей.
Ночью в ее темницу явился сам Христос и уврачевал ее раны. «Какой награды ты желаешь за переносимые тобою страдания?» - спросил Спаситель. «Моя награда - это Ты, - отвечала девушка, - но если позволишь рабе Своей, я попрошу, чтобы всякий, кто будет умирать насильственной смертью, без покаяния и христианского прощения, мог бы обратиться ко мне и попросить заступничества перед Тобой».
- «Да будет так», - сказал Господь.
На следующий день все были удивлены, увидев Варвару: на ее теле не осталось никаких следов истязаний. Видя такое чудо, христианка по имени Иулиания открыто исповедала свою веру и объявила желание пострадать за Христа. Обеих мучениц провели обнаженными по городу, а затем повесили на дереве и долго пытали. Их тела терзали крючьями, жгли свечами, били по голове молотком. От таких пыток невозможно было остаться человеку живым, если бы мучениц не укрепляла сила Божия. По приказанию правителя верные Христу мученицы были обезглавлены.
Святую Варвару казнил сам Диоскор, но безжалостного отца тут же поразила молния, превратив его тело в пепел.
После кончины святой Варвары в 306 году она была погребена благочестивым Галентианом в том же городе, где прошло еe детство, - в Илиополе Финикийском.
Тот же Галентиан построил церковь над могилой великомученицы. В VI в. мощи святой великомученицы Варвары перенесли в Константинополь. Там в ее храме находили убежище обвиняемые в преступлениях беглецы. Вероятно, на этом основано убеждение, что Варваре дана от Бога благодать спасать от внезапной и насильственной смерти.
Древнее изображение Варвары сохранилось на римской фреске VIII века. В следующем столетии Запад заимствует ее житие из «Месяцеслова» византийского агиографа Симеона Метафраста. Здесь она является одной из 14 Святых Патронесс, избавляющих от неожиданной смерти. Варвара у католиков изображается с короной, мечом (как орудием казни) и павлином (символом бессмертия), а также с потиром (чашей для причастия), символизирующим мирную, спокойную христианскую смерть.
Киевские чудеса Великомученицу Варвару издавна почитали на Руси. Памятуя перенесенное ею избиение молотком по голове, ей молятся об избавлении от головной боли и помощи при различных травмах головы. Трагический конфликт ее с отцом позволяет обращаться к ней с просьбами об улучшении взаимопонимания в семье, особенно между родителями и детьми. Святую просят об избавлении от тоски и печали, как перенесшую великую печаль предательства от самого близкого человека – отца. И, конечно, памятуя ее предсмертную просьбу к Господу, ее молят об умерших без последнего причастия и покаяния.
Русская история знает еще одну Варвару, имеющую к Варваре святой прямое отношение — у византийского императора Алексия I Комнина была дочь, которую звали Варварой, и именно она, выходя замуж за русского князя Святополка, привезла в 1108 году в Киев мощи святой великомученицы, которые хранились в Михайловском монастыре. Киевское предание гласит, что мощи святой Варвары спасают от прилипчивых болезней и напастей.
Историк Сементовский писал, что в 1710 году «одной только Михайловской обители, где почивают чудотворные мощи святой великомученицы Варвары, не коснулась губительная язва, и ни один из живущих в ней братьев не умер, невзирая на то, что святая обитель была отверста для всех, притекавших на поклонение святым мощам великомученицы. То же самое повторялось в 1770, 1830, 1848, 1853 и 1855 годах, когда свирепствовала губительная холера».
Мистическое присутствие святой Варвары в Киеве ощущалось постоянно. Считалось, что от прикосновения к ее мощам предметы приобретают чудотворные свойства, а потому в раке святой можно было увидеть множество колец, иконок, крестиков. У раки великомученицы происходила «подзарядка» разных вещей для врачевания и оберегов от недугов и внезапной смерти. Известный киевский мемуарист Богатинов упоминает, например, о пахучих кипарисовых стружках, которыми лечили больных детей: «В поре моего недуга матушка ездила со мной к святой Варваре, брала от раки святых мощей кипарисовых стружек и подкуривала меня ими, накрывая с головой простыней».
О святой Варваре в Киеве ходило много легенд. Одну из них записал киевский писатель и историк, игумен Михайловского монастыря Феодосий Софонович.
Вот что рассказывает он о приключениях двух стрельцов русского гарнизона Старокиевской крепости, ссылаясь на слова очевидца - иеромонаха Михайловской обители Симеона: «В пост, бывающий перед праздником Рождества Христова, в который проповедуется и память святой великомученицы Варвары, два воина, Андрей и Федор, увидя на честных ее мощах драгоценное украшение, сговорились оное похитить. Для этого пришли они ночью, отперли при помощи принесенных ими орудий южные двери Михайловской церкви и, войдя внутрь, устремились к мощам. Но лишь только приблизились они к раке, внезапно ударил страшный гром и посыпались от святой раки искры на их лица. От страха упали они на землю, как мертвые, и один из них сделался глух, а другой сошел с ума. Потом оглохший, придя немного в себя, вывел обезумевшего товарища своего из церкви, запер ее и, ничего не взявши, возвратился с ним домой. Спустя неделю оглохший, пришедший с сокрушенным сердцем в Михайловскую церковь и приведя своего обезумевшего товарища, сознался перед духовным отцом своим иеромонахом Симеоном во всем произошедшем. Симеон, дав наставление, чтобы они истинно покаялись с надеждою на исцеление от святой великомученицы Варвары, отпустил их».
Кольца из раки святой Варвары становились спасительными талисманами.
Паломники закупали их дюжинами и развозили по городам России. Для богатых богомольцев делали массивные золотые кольца, для бедных - синенькие финифтяные. О заветных киевских колечках мечтали даже венценосные особы.
Царицы Анна Иоанновна и Елизавета обменяли свои драгоценные перстни на простенькие серебряные кольца от святой Варвары. Эти колечки покупали и молодожены, считая, что они скрепляют союз любящих сердец. С этой целью приобрели дешевенькие финифтяные кольца поэт Осип Мандельштам и его невеста Надежда Хазина. Их брак в самом деле выдержал все испытания судьбы.
Заветное колечко от Варвары было и у гетмана Ивана Мазепы. Он глубоко чтил великомученицу и даже построил для ее мощей великолепную серебряную раку и помост, обложенный позолоченными серебряными «досками».
После «изъятия ценностей» из киевских церквей в 20-х годах прошлого века от былого великолепия Михайловского собора не осталось и следа. А затем пришел конец и самой обители - ее уничтожили подрывники НКВД.
К счастью, мощи великомученицы верующим удалось спасти. Теперь они покоятся во Владимирском соборе Киева.
Валерий САФРОНОВ
Святая великомученица Варвара
Перед казнью святая Варвара молила Бога, чтобы все, кто будут, вспоминая ее мученичество, просить ее помощи, были избавлены от внезапной смерти без исповеди и причащения Святых Христовых Таин. Господь принял просьбу мученицы, и она услышала голос, обещающий ей это. Поэтому на иконах она изображается с Чашей. Великомученице Варваре молятся о том, чтобы не лишиться Святого Причастия в день кончины, и есть предание, что Святая сама причащает тех, кто сподобился кончины в день ее памяти.
Многие из простецов, узнав, что кто-либо умер, не успев перед смертью исповедаться и причаститься, начинают осуждать такового и говорить: "Жил грешно, умер без покаяния и причастия, худо будет ему на том свете!"
Говоря так, простецы поступают нехорошо: во-первых, потому что судить живых ли, мертвых ли не наше дело, а дело Божие, а во-вторых, нехорошо и потому, что в суждении о загробной жизни умерших без напутствия они жестоко могут ошибиться. У одной молодой женщины умер муж, не успевший перед смертью ни исповедаться, ни причаститься. Жена была от этого сначала в полном отчаянии, а потом, когда несколько пришла в себя, отправилась поведать скорбь свою преподобному Серафиму. Старец сказал ей:
- "Не сокрушайся об этом, радость моя, не думай, что из-за этого одного погибнет душа его. Бог только может судить, кого чем наградить или наказать.
Бывает иногда так: здесь на земле приобщаются, а у Господа остаются неприобщенными; другой же хочет причаститься, но почему-нибудь не исполнится его желание, совершенно от него независимо; такой невидимым образом сподобляется причастия через Ангела Божия".
Другой случай. В городе Солуни был женский монастырь. Одна из инокинь его, выйдя некогда из обители, по действу диавольскому впала в смертный грех и затем в монастырь уже не возвращалась, а осталась в миру и несколько лет проводила греховную жизнь.
Наконец пришла в себя, образумилась, пожелала обратиться к Богу, внутренне раскаялась и пошла снова в монастырь, в котором прежде жила, чтобы благочестивою жизнью загладить прежние грехи.
Но случилось так, что как только она подошла к воротам монастырским, то внезапно упала около них и умерла. После ее смерти один епископ имел следующее видение. Видел он Ангелов, которые приняли душу умершей. Далее следовали бесы, спорившие с Ангелами за душу новопреставленной. Ангелы говорили:
- "Она долго жила в монастыре и работала Богу много лет, следовательно, она наша",
а бесы говорили, что она и в последний раз шла в монастырь с леностью, следовательно, принадлежит им. Ангелы на это сказали им:
- "Бог видел ее помышления, ее внутреннее раскаяние и то, что она шла в монастырь, чтобы начать новую жизнь, и потому принял ее покаяние, а что она умерла скоропостижно, это не наше дело, а Божье" (из Пролога на 14 июля).
Итак, жестоко могут ошибиться судящие о загробной участи умерших без напутствия. И это весьма понятно. Кто Единый Судия живых и мертвых? Бог. Так и сказано: Един Законодатель и Судия (Иак. 4,12). И только в Божиих руках власть спасти или погубить нас.
А поэтому весьма легко может случиться, что в то самое время, когда мы говорили, что он жил грешно, умер без покаяния и что худо ему будет на том свете. Господь на частном суде Своем говорит осужденному нами:
- "Прощаю тебе и то, и другое, и третье, и все прощаю".
И все это, повторяем, конечно, легко может быть, ибо только Один Бог знает все расположения сердца человеческого и в них при жизни нами осуждаемого, может быть, находил и сокрушение, и намерения святые, и раскаяние, и умиление, и другое многое, нам неизвестное, доброе. И за это доброе глаголет Он грешнику: Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако (Ис. 44,22).
Да, все это легко может быть, и потому судящие о загробной участи умерших без причастия должны навсегда оставить свои о них суждения и вместо них обратиться к Богу с горячей молитвою об их участи, чтобы Господь дал им ослабу и покой и чтобы этой молитвою и самим себе обрести помилование на Суде Божием от вечного за грехи осуждения.
Варвара - уникальная святая, единственная святая, которой Церковь усвоила на иконе держать Святой Потир, которого по канонам Церкви не может касаться никто из мирян - только священник. В православной иконографии только св.Иоанн Кронштадтский изображается с потиром в руке. Нужно отметить особую любовь Батюшки к этой святой. Как стяжать милость и благодать св.Варвары!? Ничем иным как причастием в день ее памяти, говорят причащает сама святая Варвара. Тогда мы будем иметь твердую надежду, что св.мученица не оставит нас без причастия и в наш последний день.
Святая великомученица Варвара имеет от Господа дар подавать просящим её людям перед смертью покаяния и причащения.
И это убеждение проверено временем. Действительно те верующие, кто ежедневно читал ей молитву, умирали с исповедью и причастием, (а значит – попадали в Рай!).
Волшебства тут никакого нет. Если человек начинает день с утренних молитв, и прибавляет к ним молитву святой Варваре, то она обережет его от тяжелого греха. Поэтому издавна весь Русский народ молился этой любимой и почитаемой святой от внезапной смерти без Исповеди.
Давайте и мы помолимся этой дивной заступнице!
Молитва
Святая славная и всехвальная великомученице Варваро! Собраннии днесь (в храме твоем Божественном) люди,(раце мощей твоих покланяющиися и любовию целующии), страдания же твоя мученическая, и в них самого Страстоположника Христа, давшаго тебе не точию еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати, похвалами ублажающе, молим тя, известная желания нашего ходатаице: моли с нами и о нас, умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не отставит от нас вся ко спасению и житию нужная прошения, и дарует христианскую кончину животу нашему безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Тайн причастну, и всем, на всяком месте, во всякой скорби и обстоянии требующим Его человеколюбия и помощи, великую Свою подаст милость, да благодатию Божиею и твоим теплым предстательством, душею и телом всегда здрави пребывающе, славим дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющаго помощи Своея от нас всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Аминь.
Тропарь, глас 8:
Варвару святую почтим: вражия бо сети сокруши, и яко птица избавися от них, помощию и оружием Креста, всечестная.
Кондак, глас 4:
В Троице благочестно певаемому, последовавши Богу, страстотерпице, идольская притупила еси чтилища: посреде же подвига страдальчествующи, Варваро, мучителей прещения не устрашилася еси мужемудренная, велегласно поющи присно: Троицу чту, едино Божество.
Святая великомученице Варваро, моли Бога о нас! Упаси нас и наших родных и близких от внезапной смерти!
Аминь.
|