Чудотворный образ Христа Спасителя, перед которым произошло явление Господне прп. Силуану Афонскому
Празднование чудотворного образа Христа Спасителя является месточтимым панигиром Пантелеимонова монастыря и отмечается, согласно уставу обители, в воскресный день, последующий памяти преподобного Силуана Афонского. Разделить праздник со святогорцами прибыли более 400 богомольцев. Торжества возглавили митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим (Домнин) и епископ Кузнецкий и Никольский Нестор (Люберанский).

Чудотворный образ Христа Спасителя наряду со Светописанным образом Пресвятой Богородицы является одной из наиболее значимых чудотворных икон Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне. Оба образа явлены в первой половине богоборного XX века и оба удостоверяют реальность бытия духовного мира, что делает их почитание особенно актуальными в наше время.

В прошлом, 2016, году, в год 150-летия со дня рождения преп. Силуана Афонского, чудотворная икона Христа Спасителя вместе с мощами самого преп. Силуана посетила более 9 городов России и Белоруссии. 20 сентября, в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы, чудотворная икона Христа Спасителя вместе с мощами старца Силуана была перенесена в одноименный храм Христа Спасителя, где святыни встретил Святейший Патриарх Кирилл с сонмом сослужителей и множеством богомольцев.
Во время пребывания святыни в пределах Русской Православной Церкви в течение августа – сентября 2016 года ей поклонилось более 315 тысяч человек.

Чудотворный образ Христа Спасителя, хранящийсвя в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне, связан с чудом явления Господа Иисуса Христа преподобному Силуану Афонскому. По признанию самого подвижника, явление Спасителя ему, тогда еще молодому послушнику Симеону, наиважнейшее событие в его жизни. Оно глубоко запечатлелось в душе подвижника до последних дней его земного пути. При внимательном чтении поучений преподобного Силуана становится очевидным, что память об этом чуде богоявления пронизывает все его писания, являясь как бы главным их лейтмотивом.

Чудо произошло через полгода после поступления послушника Симеона в Пантелеимонов монастырь. Он тогда трудился на монастырской мельнице. Это было время расцвета русского монашества на Афоне. Монастырь расширился и стал словно город среди пустыни. Число братии достигало почти двух тысяч, а посетители и поклонники сотнями приезжали из разных частей Российской империи и часто подолгу жили в больших гостиницах монастыря. Вместе с братией и паломниками на большие праздники обитель вмещала до 5000 человек. Чтобы прокормить такое громадное количество людей, приходилось день и ночь трудиться. Особая нагрузка падала на мельницу, где нес послушание молодой послушник Симеон. При столь коротком сне, при крайнем воздержании в пище, фактически без отдыха, при непрестанной горячей молитве, при многом, глубоком, по временам отчаянном плаче, исправно выполнял брат Симеон свое тяжелое трудовое послушание, где за день приходилось ему ворочать и таскать множество больших мешков с мукой.

Помимо физических нагрузок он претерпевал и личную духовную брань со страстями, со своим собственным естеством и диаволом. Враг рода человеческого посредством помыслов и наваждений старался поколебать решимость молодого послушника и отвратить его от избранного пути. Душевные силы Симеона стали иссякать, и мужество его изнемогало: ужас безнадежности все чаще и чаще овладевал всем его существом. Он дошел до отчаяния и, сидя у себя в келлии, в предвечернее время, подумал: «Бога умолить невозможно». С этой мыслью он почувствовал полную оставленность, и душа его погрузилась во мрак адского томления и тоски. В этом состоянии он пребывал около часа.
В тот же день, во время вечерни, в церкви Святого Пророка Илии, что на мельнице, направо от царских врат, где находится местная икона Спасителя, он увидел живого Христа.
«Господь непостижимо явился» молодому послушнику, и все существо, и самое тело его исполнилось огнем благодати Святого Духа, тем огнем, который Господь низвел на землю Своим пришествием (Лк. 12, 49). От видения Симеон пришел в изнеможение, и Господь скрылся.
Невозможно описывать то состояние, в котором находился он в тот час. Мы знаем из уст и писаний старца, что его осиял тогда великий Божественный свет, что он был изъят из этого мира и духом возведен на небо, где слышал неизрекаемые глаголы; что в тот момент он получил как бы новое рождение свыше (Ио. 1, 13; 3, 3). Кроткий взор всепрощающего, безмерно любящего, радостного Христа привлек к Себе всего человека и затем, скрывшись, сладостью любви Божией восхитил дух его в созерцание Божества уже вне образов мира.
В явлении Господа послушнику Симеону, человеку простому, глубоко непосредственному, замечательно еще и то, что он «сразу узнал» и явившегося ему Христа, и Духа Святого, действовавшего в нем. В своих писаниях он без конца повторяет, что Господа познал он Духом Святым, что Бога узрел он в Духе Святом. Он утверждал также, что когда Сам Господь является душе, то она не может не узнать в Нем своего Творца и Бога.
Преподобный Силуан несколько раз сам рассказывает об этом в своих записках. Иногда от первого лица, иногда, как бы говоря о ком-то другом.
|