Верою исцеляюсь
22:21 «ДА НЕ В СУД ИЛИ ВО ОСУЖДЕНИЕ…» | |
«ДА НЕ В СУД ИЛИ ВО ОСУЖДЕНИЕ…»
По поводу нового проекта Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению» наш корреспондент беседует с протоиереем Владиславом Озеровым, клириком Русской Православной Церкви Московского Патриархата.
– Батюшка, 11-го сентября с. г. на официальном сайте Межсоборного присутствия, на интернет-портале «Богослов.ру» и в официальном блоге Межсоборного присутствия были опубликованы новые проекты документов, подготовленные комиссиями Межсоборного присутствия для последующего возможного утверждения на предстоящем Архиерейском Соборе. Один из них – «О подготовке ко Святому Причащению» – вызвал в сети интернет острую полемику. Ознакомились ли Вы с данным проектом? Какое впечатление он на Вас произвел? Как Вы считаете, существует ли вообще необходимость принятия в нашей Церкви документа, касающегося подготовки к Таинству Святого Причащения, и если да, то что, по-Вашему мнению, в нем должно быть отражено? – Я прочел этот документ на сайте Межсоборного присутствия. Действительно, возник вопрос: а для чего это нужно? Какая в этом необходимость? Есть правила Церкви, сложившиеся веками, и зачем что-то менять? Но в целом документ мне показался достаточно осторожным и выдержанным, со многими его положениями я согласен. В частности – с отраженным в нем отношением ко Святому Причащению, словами святителя Феофана Затворника в пункте «Заключение», в которых подчеркивается, что к этому вопросу нужно подходить очень серьезно и взвешенно и что самое главное – чтобы Причащение было не в осуждение.
– А комментарии на портале «Богослов.ру» и на сайте Межсоборного присутствия по поводу этого проекта Вы читали? – Честно говоря, прочел только несколько откликов, не стал тратить время. Понятно, что существуют определенные силы, которые упорно поднимают вопросы о необходимости каких-то реформ. Я и раньше сталкивался с некоторыми неоднозначными статьями на эту тему, призывами к более частому причащению и отмене – что меня особенно удивляет – необходимых сложившихся правил подготовки к Таинству Причастия. Вы, наверное, об этом и хотели побеседовать?
– Да, я хочу обозначить наиболее важные моменты в обсуждаемом документе и попросить Вас их прокомментировать, а также дать оценку откликам некоторых участников интернет-дискуссии.
В первом пункте представлен краткий исторический обзор, основная цель которого – утвердить мысль о существовании «разных практик в отношении регулярности причащения» и предпочтительности «древней нормы о причащении за каждой Литургией». В комментариях можно прочесть еще более радикальные высказывания не только о предпочтительности, но буквально об обязательности причащения христианина за каждой Литургией, на которой он присутствует («Причастие неотделимо от Литургии. Молиться на Литургии и не причаститься – это просто неуважение к Богу», «Это все равно что прийти к доктору на двухчасовой прием, а лекарство в конце не выпить» и т. п.). Как Вы считаете, могут ли современные верующие стремиться к ежелитургийному причащению, если да, то при каких условиях, если нет, то почему? Разделяете ли Вы мнение, что присутствие христианина на Литургии без участия в Таинстве Евхаристии – это некий нонсенс, противоречащий церковным канонам?
– Я с этим утверждением категорически не согласен. Тут очевиден протестантский подход – постоянно выискивать какие-то «ошибки». У кого-то такие убеждения, возможно, просто принятое на веру ложное мнение, а у кого-то – проявление стремления подорвать доверие людей к Церкви. Ведь что получается? Что на протяжении многих веков в Русской Православной Церкви отношение ко Святому Причащению было неправильное? Т. е. святость и непогрешимость Церкви нивелируются. Оказывается, Церковь в лице своих святых, старцев, которые нашу нынешнюю традиционную практику принимали и не видели в ней ничего плохого, ошибалась?! Священники, если служили, всегда обязательно причащались, но своих духовных чад никто из святых последних веков к ежедневному причащению не призывал. Например, преподобный Серафим Саровский, как написано в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», благословлял своих сестричек причащаться в каждый из четырех многодневных постов и в двунадесятые праздники. Есть и множество других свидетельств о том, что наши святые, хотя и говорили о необходимости достаточно частого причащения, но не до такой степени, не на каждой Литургии. Потому что суть заключается не в количестве, а в качестве. Преподобная Мария Египетская причастилась дважды – до того, как ушла в пустыню, и перед самой смертью, и вошла в Царствие Небесное. А многие священники, причащающиеся изо дня в день, идут в ад. Поэтому отношение к Причащению как к некой пилюльке – чем чаще будешь принимать, тем лучше, – абсолютно неверное. Еще апостол Павел обращал внимание на опасность недостойного причащения: Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор. 11, 29). Он говорил и о том, что оттого – от недостойного причащения – многие из вас немощны и больны и немало умирает (Там же, 30). А нам ставят в пример древние времена, первые века христианства, используя протестантский прием. Ведь именно протестанты упрекают Православную Церковь, что, дескать, у вас сейчас много есть такого, чего не существовало в раннехристианской Церкви; в Евангелии и в Посланиях апостолов об этом не написано, это все выдумки человеческие. Но мы-то знаем, что это не так. Церковь развивалась Духом Святым, Духом Святым принимались в ней правила. И поэтому какие-то вещи, которых не было в апостольские времена, тем же Самым Духом были установлены впоследствии. В том числе так были введены – из-за падения нравов среди христиан – более строгие нормы подготовки ко Святому Причащению.
– А надо ли все-таки современным мирянам стремиться к такому частому причащению, как в древние времена? – Никто не отрицает, что Таинство Причащения – это вершина духовной жизни человека, ее важнейшая, необходимейшая часть, по слову Самого Господа Иисуса Христа: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53). Действительно, мы должны стремиться к более частому причащению, но… Очень важное «но» – чтобы это частое причащение не послужило нам «в суд и во осуждение». В житийной литературе есть множество примеров на эту тему. Например, блаженная Пелагия Рязанская однажды присутствовала в храме в Великий Четверг. Причащалось 2100 человек, но Господь, как ей было открыто, причастил только 38 из подошедших к Чаше. Значит, остальные причастились во осуждение себе. А преподобный Макарий Александрийский видел духовными очами, что, когда некоторые люди приступали ко Святому Причащению, к ним подходили бесы и вместо Тела Христова давали им горящие уголья. Подобное видение было и преподобному Симеону, Христа ради юродивому, и другим святым. Все это убеждает нас в опасности и пагубности для души недостойного причащения. Вот поэтому, когда нравственное состояние верующих начало ухудшаться, по вдохновению Духа Святаго в Церкви были утверждены правила для более тщательного приготовления к Причащению – как мера, побуждающая человека духовно приподняться, возвыситься до возможности участия в этом великом Таинстве. Естественно, людям, живущим в миру, обремененным суетными попечениями, очень трудно быть готовыми ко Святому Причащению на каждой Литургии. Поэтому и получается, что нужно приступать к Таинству, выбрав время и подготовившись особым образом, как это установлено в Церкви.
– Как раз мы подошли ко второму пункту проекта документа «О подготовке ко Святому Причащению», посвященному практике говения. В этом пункте нет четких указаний на какой-либо необходимый минимум в отношении меры поста и объема молитвенного правила для готовящегося ко Святому Причащению, все это оставляется на усмотрение духовников, которым «следует принимать во внимание душевное и телесное состояние говеющего, общую занятость и обремененность попечениями о ближних». Однако особого внимания заслуживает следующий абзац: «Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой для причащающихся несколько раз в году достаточно поговеть три дня, а для причащающихся чаще одного раза в месяц – одного дня, при условии соблюдения однодневных и многодневных постов, – вполне соответствует преданию Церкви». Как Вы считаете, батюшка, существует ли в действительности необходимый для готовящегося ко Причастию христианина минимум в отношении поста и молитвенного правила? Как Вы благословляете готовиться ко Святому Причащению своих прихожан? Соответствует ли, на Ваш взгляд, норме однодневный пост для причащающихся чаще одного раза в месяц? – У нас на приходе перед Причащением благословляется поститься три дня. Это и то, кстати, некое послабление, раньше до семи дней положено было говеть. Три дня – это икономия, снисхождение к немощам человеческим. Куда еще дальше? Мы можем так докатиться до уровня папистов. У них, если я не ошибаюсь, человек, не вкушавший пищу всего один час, считается уже готовым к «причащению». Конечно, всегда могут быть исключения. Я в своей священнической практике, исходя из каких-то обстоятельств, из икономии, допускал ко Святому Причащению людей, которые готовились с некоторыми послаблениями. Но общее правило должно верующих подтягивать к более высокой планке. Поэтому у меня возникает вопрос: для чего что-то менять? Существует уже сложившаяся практика. Сказано: готовься так к Причащению. Значит, так и готовься. Если ты хочешь часто причащаться, значит, все равно готовься, напрягай больше духовных сил, предпринимай больший подвиг. Если ты так настроен на духовную жизнь, хочешь постоянно пребывать в Боге, чаще соединяться с Ним в Таинстве Причастия, значит, будь готов и к более возвышенной жизни во всем, в том числе в отношении поста и молитвы. В наше время всеобщего неблагоговения ко святыням и отсутствия страха Божия в людях особенно важно соблюдать традиционные нормы подготовки ко Святому Причащению. Тут есть даже некая воспитательная мера. Потому что то, что легко дается, теряет свою ценность в глазах человека. Например, какой-нибудь католик может, проходя мимо костела, глянуть на часы: «О! Я целый час уже не ел, значит, могу забежать и причаститься». Но разве такое отношение ко святыне может иметь место в Святой Церкви?! А получается, нас ведут именно к этому, прикрываясь благими намерениями, якобы любовью к людям. Но в действительности это не любовь, это безразличие ко святыне. Сторонники отмены приготовления ко Святому Причащению ссылаются на нехватку у людей времени и отсутствие возможности готовиться, как положено, вследствие чего, как они говорят, приходится редко причащаться. Но дело тут просто в маловерии и теплохладности этих людей. У человека хватает времени сходить на рыбалку, на охоту, пива с друзьями попить, театр, цирк посетить, кино по телевизору посмотреть, в интернете посидеть… А полтора часа посвятить приготовлению ко Святому Причащению и немножечко изменить свой рацион, вместо скоромной пищи поесть вполне калорийную растительную пищу, тем более сейчас проблем с продуктами нет, – ему сложно. В чем же тут трудность-то? Из-за чего весь сыр-бор? Ну, не верю я, что человек не найдет полтора часа, чтобы помолиться, прочитав все положенные каноны, и что у него никак не хватит сил попоститься три дня. Напрашивается один вывод: значит, для этих людей Причащение не является настолько важным, чтобы они отложили свои житейские заботы ради подобающей к нему подготовки. Выгода, удобство и комфорт – вот новые идолы нашего времени, которым все приносится в жертву, в том числе и церковные правила.
– Третий пункт рассматриваемого нами документа посвящен Светлой седмице, составляющей «особый случай в отношении практики говения». По этому предмету, в частности, сказано, что «древняя каноническая норма об обязательном участии всех верных в воскресной Евхаристии в VII веке была распространена и на Божественные Литургии всех дней Светлой седмицы. <…> миряне призываются причащаться на Литургиях Светлой седмицы». Является ли, на Ваш взгляд, нормой ежелитургийное причащение на Светлой седмице? И какой должна быть подготовка к участию в Таинстве для желающих причаститься в Пасхальные дни? В комментариях к проекту внесено также предложение дополнить его следующим утверждением: «Практика причастия без подготовительного поста в дни Светлой седмицы может быть распространена и на Святки, Троицкую седмицу, а также Неделю мытаря и фарисея». Поддерживаете ли Вы это?
– Что касается Светлой седмицы – действительно существует древняя общецерковная практика, согласно которой в эти дни благословляется приступать ко Святому Причащению без трехдневного поста. Но вот относительно прочих сплошных седмиц – я не согласен с зачитанным Вами предложением. Светлая седмица – это особое празднество, как бы единый день Пасхи. Но зачем придумывать то, чего не было установлено Святыми Отцами, чего нет в правилах и Предании нашей Церкви? А по поводу причащения каждый день на сплошных седмицах – я тоже не считаю это необходимым. Почитайте молитвы из Последования ко Святому Причащению, составленные святыми людьми по вдохновению Духа Святаго, – какие там чувства выражаются, с каким страхом и трепетом они умоляли Господа, чтобы Он даровал им Причащение не в осуждение. Зачем умножать свой грех частым причастием, если ты даже один раз в месяц или в полтора месяца не можешь достойно причаститься? Суть не в том, что я не хочу, чтобы люди часто приобщались Святых Таин, а в том, что при нынешнем духовном состоянии, при всевозможных канонических препятствиях они могут начать причащаться себе в осуждение. Таких людей, которые были бы достойны причащения за каждой Литургией, сегодня просто нет или их единицы. Возможно, те, кто поднимает вопрос о частом причащении, отталкиваются от другой крайности – когда до революции в России часть населения причащалась раз в году, в виду особого государственного указа. Это было свидетельством духовной деградации, теплохладности и маловерия людей, не чувствовавших необходимости принятия Святых Таин. Но ведь эта крайность не должна толкать в другую – к сверхчастому причащению. Понятно, что причащаться раз в год – маловато, что нужно стараться приступать ко святой Чаше в посты, на какие-то великие праздники, может, и кроме этого…
– Батюшка, Вы упомянули о другой крайности – очень редком причащении из-за равнодушия к вере и Таинствам Церкви. Действительно, в конце XIX – начале XX века духовное состояние многих людей в России оставляло желать лучшего, иначе и не произошла бы революция и последующие за ней трагические события. Но дело в том, что в проекте документа «О подготовке ко Святому Причащению» присутствует нелогичная, по моему мнению, причинно-следственная связь: что якобы именно из-за строгих правил подготовки ко Святому Причащению многие люди стали причащаться редко. А некоторые комментаторы довели эту связь до абсурда, убеждая, что строгие правила подготовки к Таинству Причастия стали причиной революции. Как Вы можете прокомментировать такую точку зрения? – Как можно комментировать абсурд? Понятно, что истинная причина – это охлаждение к вере. Потому что правила подготовки, и мы уже об этом говорили, по большому счету не требуют чего-то непосильного. Ради денег или получения какой-то выгоды в этом земном мире люди готовы потратить множество сил, пролить пот, даже здоровья не жалеют. А когда дело касается Причащения, то попоститься несколько дней и прочитать правило оказывается чем-то сверхтрудным. Пожалуйста, если желаете, причащайтесь чаще. У нас на приходе, кстати, некоторые прихожане приобщаются достаточно часто, раз в две или три недели, соблюдая при этом все необходимые правила. Все это выполнимо, вполне естественно и становится для человека привычным, когда он начинает жить в таком режиме. Но главное – сохранить благоговение. Частое причащение без потери благоговения далеко не каждому под силу. Особенно у священства остро стоит эта проблема – с благоговейным отношением ко святыням, к алтарю, в котором постоянно находишься. Человек быстро ко всему привыкает. Поэтому я убежден: лучше раз в месяц причаститься, но приступить к Таинству в благоговении и страхе, обливаясь слезами покаяния, чем четыре раза в месяц, но уже не испытывая этих чувств. Если сосуд закупоренный – туда хоть сколько воды наливай, он все равно останется пустым. Если душа человека закупорена грехами, если в ней нет искренней раскаянности, – ты хоть сколько его причащай, он все равно благодать Божию не воспримет, она в него просто не войдет. Или другой пример: в дуршлаг сколько угодно воды лей – она тут же вытечет. А если сосуд способен сохранить благодать, то один раз наполнишь его и он будет исполнен ею долгое время. Таким образом, все сводится к тому, насколько душа готова и способна принять это великое Таинство.
Беседовала Анна САМСОНОВА Окончание следует | |
|
Всего комментариев: 0 | |