Суббота, 20.04.2024, 07:27 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2017 » Декабрь » 3 » Демоническая музыка как путь к лже-православию -1
18:49
Демоническая музыка как путь к лже-православию -1

Демоническая музыка как путь к лже-православию

Анализ брошюры игумена Сергия (Рыбко) "Современная культура: сатанизм или богоискательство?"  

На тему рок-музыки, как в православной, так и в светской печати, написано вполне достаточно. Моей целью не является не столько критический анализ данного музыкального направления, что прекрасно сделано до меня (я сам бывший рокер, хорошо знающий это явление изнутри). Хотелось бы обратить внимание на совершенно другой взгляд, выражающийся в брошюре игумена Сергия (Рыбко) "Современная культура: сатанизм или богоискательство?". В разделе "Антиподы ли православие и рок-культура?" о. Сергий отвечает на свой вопрос следующим образом: рок вполне приемлем для православного христианина, он способствует удовлетворению эстетических вкусов, либо просто является формой отдыха и, кроме того, иногда выражает богоискательство пишущих его личностей, следовательно, может быть полезен для неопределившихся в вере или неверующих людей. Попутно идёт критика антироковой (слово почему-то берётся в кавычки) литературы, сводящаяся к обвинениям в необъективности, профанации и клевете.

Естественно, такие мысли меня поразили, потому считаю, что прежде чем соглашаться с вышесказанным, мы должны тщательно проанализировать все доводы в пользу подобного подхода. Особенно приглашаю к обсуждению тех, кто в поисках ответа на вопрос о соотношении рока и Христианства, столкнувшись с работой о. Сергия, приняли его вариант решения проблемы или впали в недоумение.

Признаюсь, что до работы над этой статьёй я знал о рок-музыке гораздо меньше, чем теперь, и моё представление о ней было не полным и не окончательно сформированным. Поэтому выражаю глубокую благодарность людям неравнодушным к данной проблеме за информацию, которую они выкладывали на форумах, в статьях... Она мне неоценимо помогла. Дай Бог, чтобы настоящая работа оказала кому-то помощь.

Проповедь Православия или апология рока?

Перед тем, как непосредственно приступить к разбору аргументов, нужно уяснить, к кому и с какой целью обращает о. Сергий. В слове об авторе говориться: "Книга адресована молодым людям, еще только находящимся в поисках пути к Святой Церкви, а также всем православным, интересующимся вопросами современной культуры". Что подтверждается, надо сказать, довольно эмоциональным предисловием. Тут о. Сергий выражает серьёзные опасения, что "гонители рок-музыки" и современной культуры в своей невежественной, по его мнению, критике оттолкнут современную молодёжь от Православия.

"Давайте теперь посмотрим на последствия такого решения. Прежде всего, это неправда... По причине этой лжи Церковь теряет миллионы душ, в основном, молодых, которые могли бы стать подлинными ее членами, глубоко верующими людьми, могли бы проповедовать христианские убеждения своим сверстникам и тем самым ощутимо повлиять на современную молодежную среду".

В таком случае целесообразнее назвать неправдой, что Церковь порицает разврат, наркотики, насилие, магию, призывает к бескомпромиссной борьбе со страстями, ставит на передний план духовные задачи, а не земные комфорт и благополучие, ведь это способствует отторжению уже сотен миллионов (если не миллиардов) людей. Царство Мое не от мира сего (Ин. 19, 36), - сказал Спаситель ПилатуЕсли миллионы рокеров, узнав, что в Православии не приемлется их музыкальный жанр, выбирают последний, то значит рок - религия, своеобразная альтернатива Истине, что должно нас тем более настораживать.

"Некоторые опасаются, что снятие запрета с современной культуры приведет Церковь к модернизму и искажению культуры православной. Вряд ли с этой стороны существует опасность. Сама по себе светская культура и музыка – ни добро, ни зло; они, по сути, душевны".

Но нейтральность не присуща душевности. В "чистом", согласно о. Сергию, виде искусства просто не существует! Однако вскоре идёт поправка.

"Добром или злом делает их произволение людей, которые могут превращать культуру в орудие возбуждения страстей, а могут использовать для воспевания прекрасного Божиего творения. Православная культура существует веками, столько же, сколько существует Церковь... Культура духовная и культура душевная – две разные области. Они всегда существовали и будут существовать, не смешиваясь, но оказывая взаимное влияние".

Соответствует ли это заявление истине? Ведь Христианская культура и культура "душевная" затрагивают не различные аспекты бытия, а, напротив, дают совершенно разные ответы на одни и те же вопросы.

Светское искусство направлено к земле, в мир, но и оно отвечает на вопрос о смысле жизни. Оно говорит, что содержанием и целью жизни являются страсти, развлечения, исполнение собственных желаний и амбиций; в этом заключается счастье. Духовное же обращено в вечность. Оно понимает эфемерность всего предлагаемого миром и говорит, что временное земное существование – лишь подготовка к вечной жизни; задача в том, чтобы стать достойными вечной радости, вечного счастья, вечного покоя в вечном Богообщении. Искажение православной культуры через искажение или "модернизацию" сознания православных (чего и надо бояться в первую очередь) вполне возможно.

"Невозможны концерты рок-музыки в православном храме, как это стало уже обычным на протестантском Западе. Однако проповедь православного священника на рок-концерте не неуместна, и рано или поздно она там прозвучит".

Я ни разу не слышал о проповедях в театрах или операх во время постановок, а здесь, образно говоря, хотят поместить батюшку на дискотеку, где в промежутке между треками он будет рассказывать о скромности, целомудрии и вреде спиртного, при том не мешая ходу вечеринки. Насколько сие действенно, судите сами. К глубокому сожалению, такая практика выступлений на рок-концертах сегодня наблюдается. Священнослужители-активисты в глазах аудитории создают устойчивое впечатление, что происходящее там непотребство вполне одобряется Церковью.

"Прежние гонители рок-музыки – КГБ… В действительности же Церковь больше всех в нашей стране подвергалась длительным кровавым гонениям со стороны НКВД-КГБ. У нее гораздо больше точек соприкосновения с неформальной культурой, чем различий, потому что назначение того и другого – поиск Истины. Тех, кто последователен в этом поиске, неформальное искусство и рок-культура рано или поздно приводят в Церковь".

Как же так: "поиск Истины"? Церковь – это "столп и утверждение Истины", в ней уже явлена Истина во всей полноте, поэтому считать её назначением поиск Истины – значит недопустимо принижать её достоинство. Цитируя текущий отрывок, я хотел также указать на одно противоречие. Душевное не может привести к Истине, даже если и выражает светлые глубокие переживания. Его образы и здесь останутся приземленными. К Истине приводит духовное, смотрящее выше суетных проблем. К чему тогда отнести рок? Увы, определенного отношения по данному вопросу на страницах брошюры мы так и не смогли отыскать.

Итак, задача автора ясна - проповедь Православия, направленная прежде к поклонникам рок-музыки. Однако нас ждёт удивление. Никаких слов о свете Христианства, преображающего душу и наполняющего смыслом жизнь, мы не услышим.

Если тема миссии затрагивается, то редко, и даётся лишь в общих чертах. Например, на вопрос, как реагировать церковным родителям, если их дети увлекаются роком, о. Сергий приводит пример проповеди апостола Павла в Афинах. Несколько отступив, замечу, что из афинян, услышав о воскресение мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время. Итак, Павел вышел из среды их (Деян. 17, 32-33). Апостол не стал соединять весть о Спасителе с язычеством в неком диалектическом синтезе для более успешного благовествования, говорить об идолопоклонстве как пути к Христианству и о допустимости участия христиан в демонических сборищах.

Но вернёмся назад. Здесь непонятно: верующие дети или нет. Если да, то что нового они узнают о Православии посредством рока? Если нет, дальше следуют разъяснения. После рассказа о свт. Николае Японском, приехавшем в Японию в целях миссионерства, о. Сергий продолжает: "Сейчас та же ситуация в России. Нельзя все отрицать: все вы сатанисты, единоборства ваши - сатанизм, техника - сатанизм, искусство - сатанизм, наука - сатанизм, цивилизация - сатанизм, все - сатанизм". Интересно, кто, по мнению батюшки, отождествляет всю деятельность человека с сатанизмом? "Встретившись с Богом, открыв для себя богатство и глубину Православия, человек сам оставит свои заблуждения и увлечения". Но об этом даже не говорится! Всё время только реабилитируется рок.

В другом месте автор рассказывает случай, взятый из жизни св. Силуана Афонского, где преподобный объясняет архимандриту, проповедующему среди еретиков, что сплошными обвинениями в лжеучении нельзя ничего добиться, а указанием ошибок в их вероисповедании, сделанным в духе любви, можно принести несоизмеримую пользу, присоединив к Телу Христову некогда отпавших чад. Мы полностью согласны со словами святого, но рок ересью не является. Рокер может быть и мусульманином, и язычником-пантеистом, и протестантом, атеистом, в конце концов. Тогда в диалоге надо будет исходить из объекта его религиозного выбора, а не из увлечения, которое он ложно полагает увлечением и ничем более. И вообще: как можно начинать проповедь, основываясь на искусстве, которое, в сущности, душевно?

Может быть о. Сергий надеется, что прочитавший о "христианской" основе рока и его допустимости в Православии рок-любитель примет Христианство? Последнее маловероятно. Не думаю, что именно здесь причина отторжения рокеров от Церкви. И вообще некорректно рассматривать человека только как рокера в данной ситуации, игнорируя его религиозные, политические, социально-экономические взгляды и жизненные позиции. Исходя из вышесказанного, мы можем смело утверждать, что брошюра в основном предназначена для православных и "имеет целью опровергнуть сложившееся в некоторых кругах и выдаваемое за учение Церкви мнение о греховности и принципиальной неприемлемости современной культуры и одного из ее направлений — рок-музыки (выделено редакцией. - А.Т.)". Посмотрим, как она справляется с задачей.

Музыкальный декаданс

Начинается разговор с небольшого экскурса в историю музыки. О. Сергий называет человека, впервые изобретшего музыкальные инструменты, при том не упоминая, что тот был потомком Каина. Дойдя до современности, автор спрашивает: "Грех ли играть на гитаре?" Мы естественно отвечаем: "Конечно, нет!" Ни на гитаре, ни на скрипке, ни на флейте. И нам кажется излишним доказательство негреховности инструментов примерами использования некоторых из них в ветхозаветном богослужении, досуге монахов и отдельных святых (маленькое замечание: органы используют католические церковные хоры).

Но говорится всё это о. Сергием лишь для того, чтобы задать вопрос: "А на электрогитаре - грех играть или не грех?". В действительности, вопрос ставится шире: "Грех ли играть рок-музыку?". О. Сергий смотрит в суть, ему трудно отказать в последовательности. Если играть не грех, то почему грех – слушать (и наоборот)? Если играть - грех, то дальнейшее обсуждение темы бессмысленно. Ответить здесь непросто, но всё-таки необходимо.

Выясним для начала, что такое рок-музыка. Это - музыкальное направление, имеющее свои определённые рамки и довольно чёткую идеологию. В плане музыки, прежде всего, ритм, а именно барабан, и гитары: соло (ведущая) гитара и бас-гитара. Соло-гитара - инструмент, наверняка, знакомый каждому; его сольные вставки нередко используются в композициях, мало имеющих отношения к року. Порой игра на нём буквально разрезает слух. Бас-гитара отвечает за шумы, некие звуковые пульсации.

Она и есть тот грохот, который раздаётся из наушников "металлистов" в общественном транспорте. С этим органично сочетается "вокал", представляющий в лучшем случае пение в состоянии раздражения, гнева, на грани истерики, в худшем - злобное рычание, дикий необузданный крик, безумные вопли. Тяжёлый, грубый звук порождает соответствующую интонацию исполнения, содержащую скрытую, либо открытую форму агрессии, передаёт негативные эмоции и низменные чувства.

Наиболее это ощущается во время просмотра видеоклипов. В зрительных образах, которые внушает рок-музыка, в той или иной мере присутствуют мотивы насилия. Типичным сюжетом видеоклипов данного направления служат убийство, самоубийство, разрушение, погромы, разврат. Девушка, исполняющая вроде бы лирические вещи, в одном из клипов скейтбордом выбивает лобовое стекло автомобиля. Если разговор о любви, то, как правило, представлены ссоры, разлуки.

Атмосфера в клипах мрачная, давящая, озлоблённая, вплоть до психических патологий. Немало видеороликов - особенно из среды тяжелых и экстремальных ответвлений рока - запрещено публично показывать из-за изощрённо-жестокого, порнографического или оккультно-сатанистского содержания. Не случайно именно рок-музыка используется в фильмах и видеоиграх экстремального и брутального характера, так как жёсткое ритмичное звучание как нельзя лучше подходит под кровавые сражения, перестрелки, взрывы и горящие здания. Замените здесь рок, скажем, на произведение Баха и вы сразу почувствуете несоответствие, верните его на место – картина смерти и разложения вновь обретёт цельность.

Всё это показывает тот спектр чувств, которые способна передавать и передаёт рок-музыка. Уместно будет привести высказывания архимандрита Рафаила (Карелина) по данной теме: "Что представляют собой звуки рок-музыки, о чем повествуют они людям, о ком идет рассказ, заключенный в дикой какофонии? – О демоне, которого Христос назвал "древним убийцей”. Рок музыка - это музыка смерти, разрушений, взрывов, горящих зданий, летящих на землю осколок, разрываемых на части человеческих тел; это картина диавольского апокалипсиса, это то – что хотел бы сделать Диавол с миром, если была бы дана ему власть. Что еще содержится в звуках рок-музыки? - Циничный секс, само дыхание мерзкой страсти, извращенный психизм, который хочет подавить дух и убить его, как вакханки - Орфея.

В рок-музыке зафиксированы переживания всех видов разврата и, поэтому, концерты рока часто оканчиваются психическими эпидемиями, которые охватывают всю аудиторию, это те же вакханалии древних язычников, только в более уродливом виде". Об этом свидетельствуют и сами рок-музыканты. Вот слова ныне покойного лидера группы "Гражданская оборона" Егора Летова: "В моем понимании рок - это движение античеловеческое, антигуманистическое, некая форма изживания из себя человека как психологически жизнеспособной системы". Рок по духу разрушителен, откровенно демоничен. Старец Паисий Святогорец называл его сатанинской музыкой. Недаром рок-музыка является атрибутом сатанистов. Она отражает их агрессивно-депрессивное, оккультное мироощущение.

Для о. Сергия рок в эстетическом плане не ущербное, а вполне полноценное явление. Доказывая это, он утверждает: "Сейчас стали постоянными концерты известнейших высокопрофессиональных рок-групп… вместе с симфоническими оркестрами… Эта интеграция сама по себе говорит о многом. Рок-музыка органично сочетается с классической музыкой, а также с чисто народной, например, индийской". Скажу, так же "органично" с инструментальной музыкой сочетаются хип-хоп, R’n’B, техно, попса. Исполнители расходуют огромные средства на приглашение симфонических оркестров с целью записи или выступлений. Дело здесь в коммерческом интересе, а не в особых достоинствах какого-либо жанра.

В идеологическом аспекте рок – это протест против запретов и ограничений. Платформа и предмет протеста могут быть разными, но суть одна: рокер – вечный борец, лишённый покоя и счастья. Он зачастую и сам ясно не понимает против чего идёт; выход из положения, если вообще предлагается, выглядит туманным, неопределённым. Мятеж приобретает разнообразные формы: от замкнутости в себе с накапливанием внутренней ярости до призывов к разнузданному разгулу, шоку, провокации, агрессии.

В качестве типичного примера приведём песню группы "Pain" ("Боль") с "интеллектуальным" названием "Shut your mouth" ("Заткнись"). В тексте помимо стандартных причитаний, что, мол, все навязывают собственное мнение и мешают двигаться своим путём, содержится строка: "Я сам для себя бог – я делаю так, как пожелаю". Первый так заявил Люцифер. Вот отсюда идейные истоки рок-музыки. Вооружённый сатанинской гордыней, рокер противопоставляет себя всем и желает свободы делать всё что угодно. Данная свобода – не "веянье духовной свободы" (как пишется об этом в брошюре о. Сергия), а настоящее рабство греху.

Однако это не всё. Рок-музыка имеет ритуально-языческое происхождение. Дабы выяснить, сохранилась ли преемственность в духовном плане, предлагаю сравнить рок с учениями и практиками современных оккультных движений.

Объектом для сравнения выберем культ Бхагавана Шри Раджниша (Ошо), организация которого действует и по смерти основателя. Гуру, чья известность выпала на вторую половину XX столетия, разработал собственное учение и прилагающиеся к нему практики, действующие в контексте оккультного движения "Нью-эйдж". Сопоставим "практическую" сторону рока - концерты, с медитациями, разработанными Раджнишем (информация берётся из книги "Сектоведение Тоталитарные секты" Александра Дворкина).

"1-я стадия: 10 минут глубокого, быстрого дыхания через нос (в сопровождении ударов барабана. – А.Т.). Пусть ваше тело будет настолько расслабленным, насколько возможно… Если тело хочет двигаться во время этого дыхания, позвольте ему… 2-я стадия: 10 минут катарсиса, полного содействия любой энергии, которую породило дыхание… Не подавляйте ничего. Если вам хочется плакать – плачьте, если хочется танцевать – танцуйте. Смейтесь, кричите, вопите, прыгайте, дергайтесь: все, что вам хочется делать, - делайте!"

Начался рок-концерт. Толпа "завелась", и контролировать себя уже не в силах, вытворяет всё, что взбредёт на ум, расслабившись заранее (выпив пива, например). Помню, однажды попал на живое рок-выступление в парке. Вокруг стоял невыразимый шум - к сцене подойти решительно невозможно, и присутствовало ощущение, как теряешь над телом контроль, чувствуя, что оно вот-вот ринется в пляс.

"3-я стадия: 10 минут выкрикивания "Ху-ху-ху". Поднимите руки над головой и подпрыгивайте вверх-вниз, продолжая выкрикивать: "Ху-ху-ху". Прыгая, твёрдо приземляйтесь на ступни ног, чтобы звук глубоко проник в половой центр. Истощите себя совершенно".

Разгар рок-концерта. Скачет, "отрывается" аудитория. Рокеры повторяют за солистом слова песни, служащие для них почти гимном, пытаясь переорать гитарные рифы. Руки поднимаются вверх, пальцы сжимаются в "викториях" и "козах", жестах, взятых из язычества, которые внесены в мир рок-н-ролла приверженцами оккультизма. Интуитивно осознавая, кто вдохновляет сие веселье (дьявол), пришедшие воздают ему честь, употребляя подобную жестикуляцию.

"4-я стадия: 10 минут полной остановки, застывшего пребывания в той позе, в какой вы есть. Дыханием энергия была пробуждена, очищена катарсисом и поднята суфийской мантрой "Ху". И теперь позвольте ей действовать глубоко внутри вас. Энергия – значит движение. Если вы больше не выбрасываете её вовне, она начинает работать внутри. 5-ая стадия: от 10 до 15 минут танца, празднования, благодарения за глубокое блаженство, которое вы испытали".

Массовый психоз – обычное окончание рок-концерта…

"Кроме "динамической медитации", Раджниш ввёл также разработанную им "медитацию кундалини", во время которой сектанты сильно тряслись, с целью "разогнать зажимы тела", и плясали, "чтобы проявилась вновь обретённая струящаяся жизненность".

Чем не типичные рок-танцы? Как мы видим, здесь больше сходств, чем различий. И главное – суть одна. В обоих случаях участники желают получить сомнительные в нравственном и духовном отношении удовольствия. Для раджнишистов "медитация -состояние "не-ума"… чистого сознания без содержания", метод активации "бессознательного". Для рокеров рок-концерт – возможность удовлетворить страсти, совершенно дикие желания, предаться дионисийству (хотя не обязательно посещать рок-концерт, можно просто послушать рок-музыку, пережив подобные состояния только в меньшей мере). Отсюда первое и второе – две разновидности языческих вакханалий в настоящем времени.

Неудивительно, что они одинаковы по последствиям. "Случалось, что сеансы медитаций в раджнишевских ашрамах заканчивались драками и поножовщиной. Многие потеряли здоровье, испытав на себе "терапию" Раджниша". Куда более плачевных примеров, связанных с рок-концертами, больше чем предостаточно. Что касается идейной похожести, то учение гуру, сочетающее непрестанный протест, гедонизм и человекобожие, вообще тождественно философии рок-музыки. Слова Раджниша: "Мы делаем революцию… Я жгу старые писания, крушу традиции…"; "Я основатель единственной религии, другие религии - обман", - готовые строки рок-песни.

Подытожив вышесказанное, ответим на вопрос "Грех ли играть рок-музыку?". Итак, мы выяснили, что рок – разрушающий душу и тело, демонизирующий, обращённый к низменным порывам музыкальный феномен, снабжённый бунтарской идеологией, корнями уходящий в язычество и до сего дня сохраняющий с ним мистическую связь. Греховен ли он? Разумеется! И никакой речи о его прослушивании, не говоря уже об исполнении, быть не может.

В брошюре "Со временная культура: сатанизм или богоискательство?" предлагается идеализированное несогласованное с реальностью определение. "Возникло даже понимание термина "рок-культура" - любое серьезное, ищущее, глубокое, некоммерческое искусство". Стержнем рок-культуры является рок-музыка, следовательно, любым искусством (живописью, скульптурой, прочим) она считаться не может. Рок - искусство некоммерческое? Это вам повторит любой рокер, однако в действительности всё обстоит иначе. Чисто коммерческих рок-групп пруд пруди, а тем, кто пытается внести что-нибудь своё, нередко приходится идти на уступки продюсерам и звукозаписывающим компаниям.

Уже тот факт, что рок-музыканты фабрикуют видеоклипы, выпускают разнообразную продукцию со своими изображениями и логотипами, снимаются в рекламе, участвуют в телешоу, весьма убедительно говорит о приоритете финансовой стороны деятельности над остальными. По поводу оставшихся достоинств рассуждать не станем: "искательство" затронем потом; насчёт глубины и серьёзности замечу, что музыка, пригодная больше для безумной пляски (это в лучшем случае), нежели для лирических раздумий, ни серьезной, ни глубокой называться не может.

Из рока особенно выделяется так называемый русский рок, предстоя в ореоле славы: "Он родился как протест против советской бездуховности и пошлости советского искусства". Рок появился на Западе как протест против традиционных устоев и ценностей (особенно, моральных) тогдашнего общества. Попав в Советский Союз, музыкальный бунт адаптировался к условиям тирании, так что хвастаться тут особо нечем. Да и агрессивный мятеж, переходящий в прямые призывы к революции, совсем не в Христианском духе.

С критической литературой разделываются одним махом. Вот как дискредитируются западные источники: "появившиеся в последнее время брошюры о рок-музыке повторяют, в основном, одни и те же обвинения, выдвинутые западными исследователями, которые, не надо об этом забывать, являются еретиками. А у еретиков извращенный взгляд на все. Как и везде, они и здесь ничем не брезгуют ради доказательства своих взглядов: прибегают к своим излюбленным приемам - подтасовкам и клевете". Православные материалы о. Сергий тоже не жалует, основаны они в какой-то мере на еретических работах. Вообще, судя по категориям, на которые автор разбивает своих оппонентов-единоверцев, никто, кроме него самого и его сторонников, сколько-нибудь реальных представлений о рок-музыке иметь не может.

Объясняя наброски инославных исследователей на рок, о. Сергий представляет чуть ли не богоугодным делом движение, способствовавшее вспышкам суицида, наркомании, распространению разврата, крушению у молодёжи авторитета родителей, учителей, традиционных социальных институтов. "Неприятие рок-музыки так называемыми "христианскими" западными исследователями на самом деле отражает только конфликт поколений... Причины этого конфликта в том, что молодежь, в силу присущей ей категоричности, не приемлет рационалистические идеи западного прагматического общества, в том числе, в духовной области (далее нарушается логическая связь. – А.Т.), а в конечном итоге - не приемлет ересь, ее мораль и мировоззрение".

Кое в чём мы всё-таки с автором согласимся. "Рок-музыканты - вовсе не примитивные и ограниченные люди, как считают некоторые". Я знаю ребят, играющих в рок-ансамблях. Они действительно такие же люди как и все остальные, однако, с прискорбием вынужден констатировать, увлечение рок-музыкой характеризует их не лучшим образом. Приходилось наблюдать, как прослушивание рок-песен меняло их поведение в неадекватную сторону; не говоря об отпечатках на личности, остающихся после соприкосновения с демонической сущностью рока, присваивающего себе статус одной из жизненных доминант. Могу сказать нечто подобное и о себе самом. Таким людям необходима помощь, поддержка в тяжёлой борьбе с губительной страстью, а не компромисс. Они выразят благодарность, высвободившись от рок-плена, почувствовав облегчение и осознав с ужасом, какая метаморфоза им угрожала.

Метафизика рока

Философию рок-музыки, пронизанную мотивами неустройства и душевного разлада, о. Сергий видит в исключительно позитивных тонах, усматривает в том поиск Истины, которая есть Христос:

"В основном рок-исполнители поют о правде жизни. Вообще, рок-музыке свойственна глубокая правдивость. В ней боль и страдание, поиск истины молодым поколением, желание высшего и светлого. Рок-музыка по сути своей драматична и трагична. Это отнюдь не легкий жанр. Как никакое другое направление в искусстве, она отражает трагедию жизни, особенно острую для молодого поколения. В текстах много говорится о проблемах, волнующих современного молодого человека, в том числе о проблемах духовного свойства".

Только непонятно, в чём заключается правдивость. Возможно, в том, что рокеры любят обвинять всех подряд во лживости (в своих текстах, по крайней мере). Причина этих обвинений не в личной праведности музыкантов, а в атмосфере протеста против всех и вся. Бунтарская душа, мечущаяся в своём противостоянии, вряд ли может кому-нибудь верить. Бывает, отрываясь от реальности, она создаёт собственный мир, порой граничащий с безумием, и яростно защищает ворота, вводящие в него.

Рок не даёт покоя, он лишает его, требуя восстания против всевозможных ограничений и запретов. Рок не способствует нахождению Истины, он погружает в поиск неизвестно чего, какого-то романтического идеала, невыразимо далёкого, и даже недостижимого, а потому приводящего в глубочайшее отчаяние стремящихся к нему. "Правда жизни", о которой сообщает о. Сергий, есть правда недоверчивого, агрессивного и замкнутого в себе подростка, смотрящего на жизнь со стороны своих страхов, обид и амбиций. Описанный душевный ад свойственен адептам рок-музыки. Таково в общих чертах "поколение рока".

Приведём замечательные строки Константина Кинчева, где предельно ясно, прямо и, главное, честно говорится о результатах увлечения подобного рода занятиями.

"Ведь это:
Мое поколение молчит по углам.
Мое поколение не смеет петь.
Мое поколение чувствует боль,
Но снова ставит себя под плеть.
Мое поколение смотрит вниз.
Мое поколение боится дня.
Мое поколение пестует ночь.
А по утрам ест себя. Да!" 
("Алиса" - "Моё поколение").

Только необходима небольшая поправка: под "моим поколением" следует понимать поколение не Кинчева, ибо он сам жертва данной идеологии. Кто духовно породил это поколение, видящее всё с исключительно дурной стороны, ожидающее худшего, потерявшее надежду? Кто, как не сатана, подлинный "автор" отчаяния и инициатор бесцельного вглядывания в ад, на дно греховной бездны? Апостол Павел увещевал быть сынами света, а "поколение рока" "боится дня" и предпочитает тьму с делами её, "пестует ночь", по утрам же занимается самобичеванием, впадает в жесточайшую депрессию.

Типичный образец этого настроения - сочинения калифорнийской группы "Linkin Park", играющей так называемый альтернативный рок (или ню-металл). "Боль и страдание", смятение и хаос, тому подобное представлено здесь в полном объёме. Приведём слова вокалиста Честера Бенингтона, сказанные в защиту собственных текстов: "Нам сказали: "У вас много песен о депрессии, страхе и паранойе. Вы все это выдумали?" И я ответил, что нет". Неужели описанная духовная катастрофа – нечто положительное и обязательно сопутствует поиску Бога?

Каким конкретно опытом делится "Linkin Park"? Песня "Crawling" ("Ползая", "Ползающие"):

"Есть что-то внутри меня, что тянет под поверхность, пожирая, смущая. Это отсутствие контроля, я боюсь, никогда не закончится. Контролируя. Я не могу представить, как найти себя снова. Мои стены смыкаются. (Без оснований для уверенности я убеждён, что приходится слишком много брать на себя). Я чувствовал это раньше так беззащитно. Ползая в моей коже, эти раны, они не исцелятся. Боюсь, я пал настолько, сомневаясь, что реально. Дискомфорт без конца берёт надо мной верх, отвлекая, реагируя. Против своей воли я стою возле собственного отражения. Это навязчиво, как я не могу представить".

Другая "жизнеутверждающая" песня "Easier to run" ("Легче убежать") оканчивается словами: "Я возьму весь свой позор в могилу". Коротко перечислим ситуации, затрагиваемые рокерами: нахождение на грани нервного срыва ("One step closer" - "На один шаг ближе"); разрыв отношений с близким человеком в ненависти ("Don’t stay" - "Не оставайся"); уподобление тому, кого боишься ("Figure.09" - "Цифра.09"); недоверие к кому-либо, вызывающее злобный протест ("From the inside" - "Изнутри"), и так далее. Не будем обсуждать, насколько это противоречит христианской морали.

"Одна из причин того, почему она (рок-музыка. – А.Т.) так скоро находит путь к сердцам слушателей - то, что она обращена к жизненным проблемам простого человека", - утверждает о. игумен. Здесь трудно не согласиться!

Остановимся на песне "Papercut" ("Клочок бумаги"), открывающей альбом "Hybrid theory". Полагаю, для православного человека хватит припева, чтобы понять, о чём она:

"Похоже, я в паранойе оглядываюсь назад. Похоже, вихрь в моей голове. Похоже, я не могу остановить то, что слышу голос внутри себя. Похоже, ЛИЦО (выделено мной. – Прим А.Т.) внутри меня прямо под моей кожей".

В куплетах повествуется о том, как "лицо" просыпается, стоит только исполнителю закрыть глаза, как наблюдает за тем, как он лжёт, и смеётся, когда он падает. Песню завершают строки: "Солнце садится. Я чувствую, свет выдаёт меня". Музыкальное сопровождение соответствующее: паническая партия клавишных, гитарные рифы, нагнетающие обстановку, выражающие приступы страха. Вопрос о. Сергию: полезна ли текстуальная и музыкальная передача подобных состояний многомиллионной аудитории?

Автор уверяет, что рокеры, отвергая окружающие нормы (одновременно перенимая рокерские стандарты) и ища чего-нибудь взамен, зачастую приходят ко Христу. Но не чаще ли происходит обратное? Вернемся к "Linkin Park": в их последнем альбоме "Minutes to midnight" ("Минуты к полуночи") былого "поиска" нет.

Зато появились политическая тематика, сквернословие, кощунство и откровенные призывы к самоубийству. В песне "Bleed it out" ("На последнем издыхании") исполнитель осознано или неосознанно произносит пугающую истину: "Мама, помоги мне, меня прокляли: в каждой моей песне мелькает тень смерти". Если уж деятели рока признают демонизм своих работ, то что сказать защитникам рока? Очевидно, рок-музыка тянет вниз, а не наверх, ибо "наверху ведь нет рок-н-ролла" (гитарист "AC/DC" Ангус Янг).

В вопросах духовности "Linkin Park" уклоняется в оккультизм. Назовём здесь полуоккультный бред "High voltage" ("Высокое напряжение"), "System" ("Система"), где описан вампир, и "Karma killer" ("Кармический убийца").

Можно также вспомнить немецкую рок-группу "Tokio Hotel", очень популярную среди подростков. Творчество, насыщенное болью, безысходной депрессией и юношеским максимализмом, увы, находит отклик в сердцах молодых людей. Солист Билл Каулитц, половую принадлежность которого трудно определить из-за женоподобного имиджа, вопит в микрофон о том, что отвергает родительский авторитет ("Выросли и не нуждаемся в присмотре" ("Jung und Nicht Mehr Jugen") - одна из песен), признаёт жизнь пыткой, на мир смотрит с недоверием, жаждет странной свободы ("Свободен в свободном падении" ("Frei In Freiem Fall"), в качестве выхода создаёт собственный мир, уходя в него, и культивирует любовь из романтических рассказов. Идейная база соответствует картине, нарисованной о. Сергием, но хорошего здесь в помине не наблюдается. Родители должны в срочном порядке отгонять детей от таких "примеров для подражания". И куда движется "Tokio Hotel"? К Богу? Наоборот. В песне "Beichte" ("Исповедь") исполнитель "исповедуется" дьяволу и просит его сделать по возможности ангелом ада!

О. Сергий говорит, что "достаточно композиций, где насилие осуждается в принципе и проповедуется добро и любовь в христианском понимании". Пацифистских песен, по его словам, значительно больше, чем "так называемых призывов к насилию". Выходит, агрессией борются против агрессии. "Наркотики против наркотиков, блуд против блуда". Схожие произведения, действительно, есть и звучат они крайне нелепо. Ибо когда под яростное  гитарное сопровождение озлоблённо кричат, скажем: "А что нам надо? Да только свет в оконце. А что нам снится? Что кончилась война. Куда идём мы? Туда, где светит солнце", не очень-то верится в искренность слов. Знаю "тяжёлую" песню, "где насилие осуждается в принципе". Там продолжительное время под бьющую по голове какофонию певец рычит о своих садистских наклонностях, а в конце буквально несколько секунд под спокойную мелодичную музыку поётся, что он исправился.

"Да и те песни, которые пуританствующие поверхностные критики объявляют пропагандой наркотиков и зла, по сути являются сатирой и обличением зла". Предлагаю проинформировать их сочинителей, что, выражая в своих текстах страсть к разрушениям, магии, употреблению наркотиков, они тем самым это обличают. Думаю, согласных наберётся…

"Например, песни российской группы "Ария": "Ангельская пыль", "Улица красных фонарей" и др". "И другие" вставлено не предусмотрительно. Можно процитировать. Например, "Бесы":

"Бесы, 
Бесы все злей и злей.
Бесы, 
Бесы в душе моей.
Бесы к себе зовут,
Дразнят в зеркале день и ночь.
Тащат в заросший пруд,
И не в силах никто помочь.
Сон превращают в быль, 
Крутят "адское колесо". 
С ангелов сдули пыль, 
Подновили Христу лицо!".

Дальше идёт откровенно сатанистская установка, которую выразим словами Лермонтова "Я – или бог – или никто!":

"Господи! Я не твой.
Ближних я не могу любить.
Трудно мне жить слугой, 
А хозяином мне не быть. 
Дай мне сойти с ума".

"Обвинения в пропаганде разврата и насилия выглядят особенно абсурдно, если рассмотреть творчество российской группы ДДТ". Она что олицетворяет всю рок-музыку? "Большинство их песен - это боль о России ("Родина", "Революция"), пацифизм ("Не стреляй"), замечательная лирика ("Что такое осень?"), социальная сатира ("Мальчики-мажоры")". Песни, как "Предчувствие гражданской войны" и "Храм", разумеется, не вспоминаются. Из первой:

"Когда слово "Вера" похоже на нож, 
Когда плавятся книги да колокола, 
Когда вместо ритма нервная дрожь, 
Когда самоубийство честнее всего".

Прошу извинить за цитирование второй:

"Царские врата пасть раззявили - 
Зубы выбиты, аж кишки видны. 
Иконы комьями кровавыми 
Благословляют проклятья войны".

Игумен развивает сказанную ранее мысль: "Вполне возможно, что многие мнимо-оккультные тексты западных групп есть в действительности обличение, а не пропаганда. Чтобы разобраться в этом, необходимо очень хорошее знание языка, различных употребляемых в нем фразеологизмов, непереводимых сочетаний и поэтических фигур".

Поскольку не приведено хотя бы одной жертвы воинствующего невежества оппонентов, то данный тезис приходится считать абсолютно голословным и в рассуждение не принимать. Специально для автора оставляю текст и перевод песни "No fear" ("Нет страха") финского коллектива "The Rasmus" из альбома с характерным названием "Hide from the sun" ("Прячься от солнца"). Возможно, о. Сергий поразмыслит над её сутью.

"Girl, 
You lived your life like a sleeping swan 
Your time has come 
To go deeper 
Girl, 
The final journey has just begun 
Your destiny 
Сhose the reaper

No Fear 
Destination Darkness

Girl 
The rain falls down from the northern skies 
Like poisoned knives 
With no mercy 
Girl 
Close your eyes for the one last time 
Sleepless nights 
From here to eternity No Fear 
Destination Darkness".

"Девочка, 
Ты жила свою жизнь как спящий лебедь.
Пришло твоё время
Опускаться глубже.
Девочка, 
Последнее путешествие только началось.
Твоя судьба 
Выбрала смерть.

Нет страха
Место назначение – тьма.

Девочка, 
Дождь падает вниз с северных небес,
Как отравленные ножи,
Без милосердия.
Девочка, 
Закрой свои глаза в последний раз
Бессонными ночами
Отсюда в вечность.

Не страха
Место назначения - тьма".

 

Просмотров: 355 | Добавил: Степанович | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: