Верою исцеляюсь
Главная » 2011 Ноябрь 14 » Достоевский как православный мыслитель и пророк 20 века
10:04 Достоевский как православный мыслитель и пророк 20 века | |
Достоевский как православный мыслитель и пророк 20 века
В этом году исполняется 190 лет со дня рождения великого русского писателя, мыслителя и пророка Ф.М.Достоевского.
В 19 веке православный мыслитель Ф.М.Достоевский воспринимался современниками как большой русский писатель. Как православному мыслителю и пророку ему не повезло в атмосфере благополучного 19 века, где он был «гласом вопиющего в пустыне». Зато в катастрофический 20 век, когда обнажилось зло в человеке и в истории с невиданной до той поры силой, о Ф.М.Достоевском вспомнили. В 20 веке к нему будут не раз еще обращаться уже как к православному мыслителю, христианскому проповеднику и пророку будущих судеб России и человечества. Многие наши мыслителя и писатели «серебряного века» считали Ф.М.Достоевского своим духовным отцом - одним из основателей и источников русского религиозного Ренессанса 20 века. «Мы - духовные дети Достоевского. Мы хотели бы ставить и решать «метафизические вопросы» в том духе, в котором их ставил и решал Достоевский», писал Н.А.Бердяев. Кажется, что целый ряд русских религиозных мыслителей и писателей 20 века прямо сошли со страниц романов Достоевского и продолжают вести споры на вековые темы: о Боге, свободе, спасении души и бессмертии. К ним относятся прежде всего такие мыслители как Д.С.Мережковский, В.Иванов, Л.Шестов и другие. А Владимир Соловьев и митрополит Антоний Храповицкий вообще долгое время считались не без основания теми, с кого Достоевский списал образы Ивана и Алеши Карамазовых. Русская религиозная философия 20 века фактически стала продолжательницей тех тем, которые поставил Ф.М.Достоевский. И прежде всего разрешением «проклятых вопросов» бытия стоящих перед человеком в «мире лежащем во зле». К ним в первую очередь относится вопрос о смысле жизни человека и его конечной цели. С этой проблемой у Ф.М. Достоевского непосредственно связано разрешение главного вопроса стоящего перед человеком уже в 19 веке «Есть ли Бог и есть ли бессмертие?». Проблема эта всегда будет мучить человечество в истории, но особенно в 20 веке, когда распалась связь времен и началось восстание человека против Бога. Ф.М.Достоевский как мыслитель открывает нам, что человек без Бога не способен разрешить «проклятые вопросы» своего бытия и прежде всего зачем и для чего он живет. Без Бога человек становится самым несчастнейшим существом на земле. Ведь философия, наука и разум, на которые человек в новое и новейшее время возлагал такие большие надежды, оказались не способными объяснить, в чем смысл жизни человека. Они привели к самым пессимистическим выводам и заключениям по этому вопросу. Достаточно вспомнить европейскую атеистическую философию от Шопенгауэра и Ницше до Хайдеггера и Сартра. В отличие от европейской философской мысли с ее пессимизмом, атеизмом и нигилизмом, Достоевский как христианский и православный мыслитель неоднократно утверждал и писал: «Только с верой в свое бессмертие, человек может достигнуть истинного смысла жизни». Те его герои, которые отвергнув Бога, пытаются сами на путях рационализма, своеволия и бунта постигнуть истинный смысл жизни, как правило заканчивают тем, что объявляют ее абсурдом или злой насмешкой природы. И как следствие эти герои-богоборцы кончают жизнь самоубийством. Таков Ипполит в романе Достоевского «Идиот», он читает свою публичную исповедь в Павловске, в которой объявляет жизнь «злым тарантулом», и путем самоубийства пытается вынести себе «свой приговор». Также и Кириллов в романе «Бесы» заявляет, что жизнь - «дьявольский водевиль» и кончает жизнь самоубийством, пытаясь таким образом, по его словам, победить «страх смерти». В последнем романе Достоевского, философ и мыслитель Иван Карамазов, отвергающий веру в Бога и в бессмертие, признается своему брату Алеше, что несмотря на весь свой ум, он так и не может постичь истинный смысл жизни. «Я клоп и признаю со всем принижением, что ничего не могу понять, для чего все так устроено». Ф.М.Достоевскому удалось показать в своих романах, что отвержение веры во Христа неизбежно ведет человека и к утрате истинного смысла жизни, что впоследствии приводит к бунту против мироустройства, преступлению и даже самоубийству. Для Ф.М.Достоевского как православного мыслителя не человека, а евангельский Христос есть мера всех вещей. Он сумел через евангельскую веру во Христа Спасителя открыть тайну о Боге и человеке. Ф.М. Достоевский видел лишь во Христе положительное разрешение всех вековечных и «проклятых вопросов» стоящих перед человечеством. И эту веру во Христа Спасителя он исповедовал во всех своих великих романах. В своем известном письме к Н.Д.Фонвизиной он писал, что в его душе сложился символ веры: «Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что не может быть. Мало того, что если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше оставаться со Христом, нежели с истиной». Свою евангельскую веру в Господа Иисуса Христа Достоевский вложил в уста положительных героев его романов, начиная от Сони Мармеладовой и князя Мышкина до старца Зосимы и Алеши Карамазова. «Многообразными были откровения и открытия Ф.М.Достоевского, писал митрополит Антоний (Храповицкий). Колумб открыл Америку, а Достоевский открыл русскому обществу Господа Иисуса Христа, которого раньше знало духовенство, простой народ и отдельные мыслители нашего общества». Проповедник веры в спасение души и бессмертие Для Ф.М.Достоевского спасение души и вера в бессмертие было одной из самых вековечных проблем стоящих перед человечеством. Как христианского мыслителя Ф.М.Достоевского волновала проблема спасения души грешника от духовной смерти. И он пытался ее разрешить в своих романах. Хорошо видя и осознавая падшесть человека и порабощенность души страстями своеволия, сладострастия и сребролюбия, Достоевский открывает в душе человека и противоположное им нравственное стремление пострадать за совершенный грех и тем спасти свою душу от гибели. «Страдание принять и искупить себя им, вот что надо», советует Родиону Раскольникову Соня Мармеладова. Только приняв добровольно страдание, как искупление за совершенное им преступление, Р. Раскольников обретает на каторге спасение от духовной смерти. По мнению писателя, не искупленный покаянием и страданием тяжкий грех легко может привести к духовной смерти и самоубийству. Это хорошо видно в трагических судьбах Свидригайлова, Ставрогина, Смердякова и других нераскаявшихся грешников. «Вот каково с грехами-то на душе жить!», восклицает в романе «Подросток» Макар Иванович, рассказав трагическую историю солдата покончившего с собой потому, что ему было отказано судом присяжных в возможности пострадать за совершенный им грех. Тот же Макар Иванович дает совет молиться и просить у Господа о всех грешниках: «Господи, ими же сам веси судьбами спаси всех нераскаянных». И здесь Достоевский указывает на самую важную основу спасения души человека - на таинственное Провидение Божие. Оно и посылает часто, по его мнению, спасительные страдания человеку, чтобы удержать его от духовной гибели на краю пропасти. Господь часто посылает страдания и различные испытания на земле, чтобы спасти и избавить души грешников в будущей жизни от ада, геенны огненной и вечной гибели. Это хорошо показано на примере судьбы Дмитрия Карамазова в последнем романе Достоевского. Страдания, посылаемые Провидением Божиим, открывают Дмитрию Карамазову высший христианский смысл его жизни - возможность пострадать за всех. «Потому что все за всех виноваты» - Дмитрий принимает посланные ему Провидением Божиим искупительные страдания, четко осознавая, что только они и могут спасти таких как он. «Понимаю теперь, что на таких, как я, нужен удар, удар судьбы, чтоб захватить его как аркан и скрутить внешней силой. Никогда, никогда не поднялся бы я сам собой! Но гром грянул. Принимаю муку обвинения и всенародного позора моего, пострадать хочу и страданием очищусь!». Принимая всем сердцем крест страданий, посланных Провидением Божиим, он признается Алеше, что в нем «воскрес новый человек». Он исповедуется своему брату о любви и радости, которые охватили его воскресшую душу к Богу, людям и к самой жизни. И это, несомненно, гимн воскресшей и спасенной души. Пережив воскрешение своей души Дмитрий Карамазов решает добровольно пойти на каторгу, спуститься под землю, чтобы там помочь спасению души других, таких же как и он грешников. А это несомненно подражание Христу Спасителю сошедшему во ад и исполнение евангельской заповеди любви - «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоанн 15, 13). Подобно Мармеладову в «Преступлении и наказании», Дмитрий Карамазов исповедует гимн веры и радости Богу о спасении всех грешников. «И тогда мы, подземные человеки, запоем из недр земли трагический гимн Богу, у которого радость!». Спасение души глубочайшим образом связано у Достоевского с верой в ее бессмертие. Наряду со св. ап. Павлом и свт. Августином Блаженным, Достоевского по праву можно причислить к величайшим в истории проповедникам веры в бессмертие души. «Без высшей идеи, писал он, не может существовать ни человек, ни нация. А высшая идея лишь одна и именно - идея о бессмертия души человеческой, ибо все остальные, «высшие» идеи жизни, которыми может быть жив человек, лишь из нее одной вытекают». Достоевский не уставал утверждать, что при потере веры в бессмертие человек не только потеряет высший и подлинный смысл своей жизни, но и откажется от самой жизни. Устами своих героев он пророчески предупреждал о грозящей катастрофе человечеству при потере веры в бессмертие души. «Уничтожьте в человечестве веру в бессмертие, в нем тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь», говорит Иван в «Братьях Карамазовых». По мнению Ф.М. Достоевского, «тогда ничего уже не будет безнравственного, все будет позволено, даже антропофагия». Это пророчество Ф.М.Достоевского полностью подтвердила вся история многострадального 20 века. В течение прошлого века в результате богоборческого бунта против Бога у значительной части человечества была потеряна вера в бессмертие. В этот век не только иссякла любовь, но наиболее сильно проявилась воля ко злу, небытию и смерти, истреблению и самоистреблению. В 20 веке были изобретены «лагеря смерти», произошли истребительные революции и две мировые войны. Было создано ядерное и другое оружие массового поражения. Началась легализация т.н. «однополых браков», эвтаназии и клонирования людей. Проповедь веры в бессмертие является центральной во всех великих романах Достоевского от «Преступления до наказания» до «Братьев Карамазовых». Все положительные герои этих романов являются исповедниками веры в бессмертие. Начиная с Сони Мармеладовой, читающей Раскольникову Евангелие о воскрешении умершего Лазаря до «речи у камня» Алеши Карамазова. В своем последнем романе «Братья Карамазовы» в главе «Кана Галилейская» Достоевский исповедует свою веру в бессмертие, спасение и жизнь будущего века. Главный герой его последнего романа - Алеша Карамазов - получает откровение свыше. В тонком сне он видит недавно умершего старца Зосиму живым и радостным на брачном пире со Христом Спасителем в Царстве Божием. «Да, к нему, к нему подошел он, сухонький старичок, с мелкими морщинками на лице, радостный и тихо смеющийся. Гроба уж нет, и он в той же одежде, как и вчера сидел с ними, когда собирался в гости. Лицо все открытое, глаза так и сияют. Как же это, он, стало быть, тоже на пире, тоже званый на брак в Кане Галилейской... - Тоже, милый, тоже зван, зван и призван, - раздается над ним тихий голос.- Затем сюда схоронился, что не видать тебя... пойдем и ты к нам. Голос его, голос старца Зосимы... Да и как же не он, коль зовет? Старец приподнял Алешу рукой, тот приподнялся с колен. - Веселимся, - продолжает сухонький старичок, - пьем вино новое, вино радости новой, великой; видишь сколько гостей? Вот и жених, и невеста, вот и премудрый Архитриклин, вино новое пробует? Чего дивишься на меня? Я луковку подал, вот и я здесь. И многие здесь только по луковке подали, по одной только маленькой луковке...Что наши дела? И ты, тихий, и ты, кроткий мой мальчик, и ты сегодня луковку сумел подать алчущей. Начинай, милый, начинай, кроткий, дело свое! А видишь ли ты солнце наше, видишь ли ты его? - Боюсь... не смею глядеть...- прошептал Алеша. - Не бойся его. Страшен величием пред нами, ужасен высотою своею, но милостив бесконечно, нам из любви уподобился и веселится с нами, воду в вино превращает, чтобы не пресекалась радость гостей, новых гостей ждет, новых гостей беспрерывно зовет и уже на веки веков. Вон и вино несут новое, видишь, сосуды несут...» «Без веры в свою душу и в ее бессмертие бытие человека неестественно, немыслимо и невыносимо», писал Достоевский. Он доказал, что вера в бессмертие есть необходимая основа нормального существования человечества. «Если убеждение в бессмертии так необходимо для бытия человеческого, писал он, то, стало быть, оно и есть нормальное состояние человечества. А коли так, то и самое бессмертие души человеческой существует несомненно». Пророк 20 века В 20 веке к Достоевскому как к пророку вновь обращаются уже вторично после первой мировой войны и революции 1917 года. Теперь после крушения России в годы революции многие вспомнили его предостережения и пророчества. Особенно о том, что революция в нашей стране будет кровавой, богоборческой, антихристианской, во главе которой станут антирусские силы. «Но вот грозные предсказания сбылись во всей точности, писал митрополит Антоний (Храповицкий); народ тонул в крови, исчах от голода и холода, сгнил от болезней; все возненавидели друг друга. Хватаясь за голову и ломая руки, они восклицают: ведь все это нам предсказано; все это стране возвращалось в книгах (роман «Бесы», Дневник писателя), которые мы все читали, но мы, безумные, смеялись над нашим пророком именно за эти предсказания, хотя и благоговели перед его гениальным умом и талантом». Для многих людей Ф.М.Достоевский явился истинным пророком, предсказавшим не только разрушительную революцию в России, но и судьбу 20 века как прежде всего бунт и восстание против Бога. Ф.М.Достоевский предвидел, что одним из «проклятых вопросов» в 20 веке станет проблема свободы. Человек захочет снова отвергнуть Бога, уже Христа Спасителя, чтобы «обрести свободу» как своеволие и самому стать «человекобогом». В романе «Бесы» идеолог человекобожества Кириллов говорит о том, что он нашел своего бога: «Мой бог - своеволие», утверждает он. Переступить через заповеди Бога и стать на место Бога» хотят многие герои Достоевского, такие как Раскольников, Ставрогин, Иван Карамазов. «Бога нет, и все дозволено»- вот главное открытие, которое делают они. Это по мысли Ф.М.Достоевского и станет символом новой веры и судьбой человечества 20 века. Метафизику нового грехопадения человека в 20 веке раскрывает черт, явившийся Ивану Карамазову. «По-моему, разрушать ничего не надо, а надо всего только разрушить в человеке идею о Боге, вот с чего надо приняться за дело!» - говорит черт Ивану. Раз человечество отречется поголовно от Бога, то само собою, без антропофагии, падет все прежнее мировоззрение, и главное, вся прежняя нравственность, и наступит все новое. Люди совокупятся, чтобы взять от жизни все, что она может дать, но непременно для счастья и радости в одном только здешнем мире. Человек возвеличится духом божественной, титанической гордости и явится человекобог. Ф.М.Достоевский показал и последствия «освобождения» человечества от веры в Бога и ставшего на путь человекобожества. Когда человечество отречется от Христа, оно станет одержимым, сумасшедшим и бесноватым, начнутся войны и самоистребления. Пророческий сон Раскольникова на каторге показывает, что ждет человечество в эпоху богоборчества, своеволия и человекобожества. «Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве идущей из глубин Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе...Начались пожары, начался голод. Все и все погибало...» Достоевский предвидел, что человечество в будущем отречется не только от Христа, но и от свободы, которая станет для него тяжким бременем. Оно бросится под власть антихриста. В своей гениальной «Легенде о великом инквизиторе» Достоевский предсказал, что люди, «обреченные на свободу» без Бога, будут стремиться убежать от нее, они захотят нового рабства, чтобы обрести сытую и комфортную жизнь на земле: «Лучше поработите нас, но накормите нас». «Накорми, тогда и спрашивай с нас добродетели!» - вот что напишут на знамени, которое воздвигнут против тебя и которым разрушится храм твой» - говорил великий инквизитор Христу в легенде Ф.М.Достоевского, предсказывая события 20 века. В этой легенде Достоевский не только католицизму, но и всей западной цивилизации поставил духовный диагноз. На Западе начиная с римского папства произошло отречение от евангельской веры во Христа и там стремятся заменить ее земным царством. Запад подпал под власть трех искушений, которые отверг Господь Иисус Христос в пустыне. «Ровно восемь веков назад, говорит великий инквизитор Христу в легенде Ивана Карамазова, как мы взяли от него то, что ты с негодованием отверг, тот последний дар, который он предлагал тебе, показав тебе все царства земные: мы взяли от него Рим и меч кесаря и объявили лишь себя царями земными...» Ф.М.Достоевский считал, что на Западе полным ходом идет подготовка к принятию антихриста и построению на земле мировой империи «всеобщего благоденствия». В католицизме особенно в эпоху Пия IX и принятия в 1870 году догмата о непогрешимости Римского первосвященника как «наместника Бога» на земле, Достоевский видел путь к антихристу. Он видел пути к антихристу и в лице коммунистического интернационала и, особенно, в лице Ротшильда - символа мирового банка, капитализма, господства мамонократии. Наряду с этими, условно говоря отрицательными пророчествами, которые уже либо сбылись, либо сбываются сегодня, есть и положительные прозрения, которые касаются прежде всего России и русского народа. Уже на каторге Ф.М.Достоевский сумел узнать и изучить душу русского народа. «Может быть, единственная любовь народа русского есть Христос и он любит его по-своему, то есть до страдания», писал он. В 20 веке, подтверждая эти слова, в России на Голгофу страданий за веру во Христа взошли десятки и сотни тысяч св. новомучеников и исповедников Российских, которые омыли своей кровью всю Россию. Достоевский глубоко верил в особую христианскую миссию русского народа-богоносца. «Сущность русского призвания, писал он, состоит в разоблачении перед миром русского Христа, миру невидимого и которого начало заключается в нашем родном Православии». Эта вера и пророчество буквально сбылись в 20 веке в апостольской миссии русской эмиграции. Русские беженцы в разных странах Европы, Азии, Америки и Австралии построили многочисленные соборы, храмы, монастыри, создали православные епархии. Они сумели принести православную веру во Христа Спасителя - победителя греха, ада и смерти разным народам Востока и Запада. Достоевский видел в апостольском служении нашего народа и во Вселенской Церкви объединяющей все человечество во Христе - русскую идею и призвание в мировой истории. «Я говорю про неустанную жажду в народе русском, писал он, всегда в нем присущую, великого, всеобщего, вненародного, всебратского единения во имя Христово». Николай Симаков http://3rm.info/17405-dostoevskij-kak-pravoslavnyj-myslitel-i-prorok-20.html | |
|
Всего комментариев: 0 | |