Верою исцеляюсь
15:01 Духовная стратегия и устроение христианской общины при последнем времени. | |
Духовная стратегия и устроение христианской общины при последнем времени.Иеросхимонах Рафаил (Берестов). Продолжение (главы 7-11) 7) О домашнем храме общины и о Святом Причащении во времена гонений
С благословением архиерея духовник может в деревне устроить одну комнату под храм. Конечно, не каждый архиерей даст такое благословение на строительство домашнего храма для общины, но архиерей сочувствующий и понимающий опасность глобализации. Такой архиерей даст и антиминс, и тайно рукоположит достойного кандидата во иереи для служения в общине или в тайном, пустынном монашеском скиту, если у них нет священника. Когда община уйдет в лес, то храмик можно соорудить в домике или землянке. Строительство храма должно быть под наблюдением священника. Священник должен нарисовать проект и проследить, как сделать св. престол, жертвенник, убранство алтаря и храма, как поставить иконостас. Храмик должен быть построен алтарем на восток, хорошо если под сосной, елью или под другим большим, с раскидистой кроной деревом. Так наша пустынная келлия была построена под пихтой и вертолеты, искавшие пустынников не заметили ее. Окна в храме и в землянках должны очень тщательно закрываться, чтобы снаружи не был виден свет. В храмике можно иметь несколько электрических лампочек с батареей, запитывающейся от солнечных панелей, которую можно разместить на крыше храма. Воду в храм можно подвести по резиновому шлангу из ручья, это необходимо, чтобы во время св. Литургии священник мог замывать руки и уста. Слив отвести в чистую сливную яму. Заранее священник и члены общины должны позаботиться и собрать все необходимые богослужебные книги, святые иконы и облачения, священные сосуды, ладан, уголь, свечи и все необходимое. Нужно заранее хорошо все продумать. Уголь и свечи можно со временем изготавливать и самим.
Причащение Святыми Тайнами Христовыми во время гонений
Миряне в общине и монахи из пустынных скитов пока есть служащий священник будут причащаться обычным образом в храме во время Божественной Литургии со лжицы. Но гонения создадут такие условия, когда духовник разрешит благоговейным монахам или православным мужчинам хранить Святые Тайны Христовы. Как во время гонений при Советской власти у нас в Кавказской пустыне духовники, ныне уже прославленные иже во святых, глинские Старцы — преп. Серафим (Романцов), свт. Зиновий (в схиме Серафим (Мажуга)) и другие благословляли благоговейным пустынникам хранить Святые Дары и причащаться самим. Они давали им Святые Дары в стеклянных банках с завинчивающимися крышками и учили их относиться к Святым Тайнам с великим благоговением и хранить их в чистоте. Эти банки клали в бидон, крышку бидона крепко завязывали и прятали в дупло или в чистое место под большим камнем. В келлию монаха могут прийти и зверь, и охотник, и гонители, поэтому хранить Святыню в келлии нельзя.
Причащались следующим образом: вычитываем службу (вечерню, полунощницу, утреню) затем читаем часы и изобразительные (обедницу). Стол накрываем чистой скатертью, на стол кладем раскрытое большое Святое Евангелие. На раскрытое Святое Евангелие постилаем красный плат (какие обычно используются для причастников). А на плат аккуратно лжицей кладем частицу Святых Христовых Тайн. Я с покаянием пред Богом прочитывал мою исповедь и просил у Господа прощения. Исповедь была записана на бумажке и такие бумажки с исповедями я клал в Святое Евангелие и хранил их до прихода иеромонаха Паисия, которому все прочитывал и он читал мне разрешительную молитву. Итак, прочитав положенное последование, покаявшись пред Богом, я благоговейно подходил, на коленках я читал молитву «Верую Господи и исповедую». Поклонившись земно перед Святыми Дарами, затем склонившись к столу со скрещенными на груди руками, устами с плата принимал частицу Святых Тайн, как из рук Христовых. Делал несколько сильных вдохов устами, засасывая воздух, чтобы на плате не осталась даже самая маленькая крошечка Святых Даров. Потом заканчивал обедницу, читал благодарственные молитвы, запивал святой водой и принимал частицу святой просфорки. Поблагодарив, я все убирал, был счастлив и готовил скромный пустыннический обед. Тогда я был иеродиаконом и был счастлив, что мне разрешили самому причащаться. А то до этого я причащался очень редко, когда смилуются, а иеромонах ко мне приходил раз в месяц, а то и раз в два или три месяца.
Во время гонений при Советской власти было трудно достать богослужебную и духовную литературу, церковную утварь. Сейчас все это доступно, поэтому нужно позаботиться приобрести все необходимое. Вместо стеклянной банки и эмалированного бидона, куда мы клали и хранили Святые Дары, сейчас можно купить дарохранительницы, маленький святой потир с завинчивающейся крышкой или специальный набор для причащения запасными Святыми Дарами. Можно также освятить небольшой термос под дарохранительницу, так как он очень хорошо, плотно закрывается и у него широкое горлышко, что удобно позволяет доставать частицы Святых Даров. Все эти вопросы монах или мирянин будет решать со своим духовником — со священником, кто будет давать благословение так причащаться и будет заготовлять частицы Святых Даров.
Если будет несколько причастников, лучше всего, если частицы Святых Даров будут положены на плат не все вместе, а непосредственно перед причащением каждому причастнику по одной частице, чтобы случайно, принимая устами Святые Дары, не задеть и не столкнуть остальные частицы, которые лежат рядом на плате. Кому будет поручено хранение Святых Тайн, будет это благоговейный монах или мирянин, тот и будет каждому причастнику класть на плат частицу Святых Тайн. Еще раз напомню, такое причащение будет только в том случае, если нет священника, это не дерзость и не безпоповство, а укрепление благодатью Святых Христовых Тайн во время тяжких гонений. Для хранения Святых Даров и церковной утвари можно вырезать дупло в дереве, туда все аккуратно положить, закрыть корой и закрепить гвоздем. Пустынники никогда не оставляли в своих келлиях ни Святые Дары, ни антиминс, ни церковную утварь. Каждый знает на опыте велика сила Святого Причащения для нас. Я стал причащаться в пустыне каждую неделю и был счастлив. Братья причащались и умиротворялись. После причащения все смуты и разногласия отступают. И в общине, и в монашеском скиту возвращается духовный настрой.
Опыт причащения запасными Святыми Дарами очень важен для последнего времени, так как в случае ареста иеромонаха или священника общины остальные члены общины смогут причащаться. Особенно во время антихристовых гонений этот несчастный запретит везде православным литургисать, поэтому православным священникам надо своевременно заготовить много тысяч частиц Св. Тела и Крови Христовых на время предстоящих гонений. Наставления и опыт, как совершать Божественную Литургию и причащаться запасными Святыми Дарами также можем получить из жизнеописаний новомучеников и исповедников Российских, прошедших лагеря и тюрьмы, а также из житий древних святых. Там, к примеру, мы увидим, как совершали Божественную Литургию на груди живого исповедника, при необходимости частицу Святых Даров прятали в хлебе или в яблоке и т.д., а также как при необходимости освящались обычные блюдце и стакан под дискос и потир, полотенце под епитрахиль, а рубашка под подризник или фелонь. Ибо опыт святых, прошедших гонения для нас — неоценимая сокровищница.
8) Духовнику в общине нужны помощники-священники
Для общины духовнику нужны помощники-священники единого духа. Так как духовнику общины тоже надо исповедоваться, то ему нужен помощник-священник или несколько единодушных священников. Возможно, когда община уйдет в деревню, к ним присоединится и другой священник. Как обычно бывает в больших храмах, где служат несколько священников, которые помогают друг другу, так же и в общине духовник нуждается в помощи. В общине священники будут со своими семьями, среди них могут быть распределены должности послушания, как и в монастыре: один — духовник, другой — благочинный, третий — эконом и т.д. Если у духовника нет второго священника, он может подобрать подходящего кандидата среди своих духовных чад и попросить верного архиерея рукоположить его во иерея, дать ему антиминс и благословить исповедовать. Если в общине только один священник, то эти должности можно поручить благочестивым мирянам, которые находятся в послушании у своего духовного отца. Они держат совет с духовником и помогают ему в устроении духовной жизни общины. Духовник может посылать священника для окормления пожилых и больных людей в деревню, чтобы поисповедовать, причастить и духовно утешить. Пока это возможно, в деревне община может иметь свои огороды, куда общинники будут приходить трудиться. Священников также будут посылать и к пустынникам, у которых нет иеромонаха. Также и пустынники, у которых есть иеромонах будут помогать духовнику общины, если у него нет помощников. Священник должен быть молитвенником и благоговейным, чтобы быть примером для членов общины, тогда ему будут подражать и любить его. Очень важно, чтобы проповеди священника, зажигали людей к ревности о Бозе, чтобы он научал своих духовных чад, как бороться со страстями. Очень насущно, чтобы в общине священники проводили чтение Святых Отцов и разъясняли неясные места своим духовным чадам. В лесу, в пустыне будет много искушений, но и великую благодать стяжут послушные, смиренные и молитвенные души. Очень опасно в пустыне впасть в прелесть. Потому надо советовать людям самоукоряться, иметь память смертную и сокрушение сердца и постоянное покаяние. Молитву Иисусову надо читать со внимание к словам молитвы и с глубоким покаянием и сокрушением сердца.
9) Хорошо иметь в общине своего врача Врач в общине, детский, терапевт или зубной — очень большая поддержка для общины. Во времена гонений выходить в город или село будет очень опасно, так как тогда православных христиан будут арестовывать и пытать, чтобы узнать, где находится сама община и, чтобы узнать где находятся остальные члены общины. Обычно, когда человек болеет, при сильных болях, он теряет терпение, не выдерживает долгого напряжения и по сложившейся привычке хочет обратиться к врачу, а идти в то время к врачу будет опасно. А свой врач и подлечит, и поможет избежать этого искушения — выхода в мiр и риска быть задержанным. Поэтому необходимо общине заранее приготовить и медикаменты, и перевязочные материалы, болеутоляющие и возможное медицинское оборудование. Если в ближайших селениях, где располагается община есть верующие врачи, они тоже могут помогать общине. Всякое общение с мiром во время гонений должно совершаться с великой осторожностью, нужно тщательно сохранять конспирацию, чтобы сохранить общину и не подвергнуть своих духовных братьев и сестер тяжелым искушениям. Пока есть возможность и время некоторые из сестер будущей общины могут окончить курсы медсестер, это всегда пригодится, чтобы смогли оказывать посильную медицинскую помощь. В справочниках по выживанию в экстремальных ситуациях тоже найдете много полезных советов.
10) Библиотека общины. Некоторые наставления св.блж.Гавриила (Ургебадзе) и Старца схиархим. Антония (схиархим. Герасима)
Хорошо бы в общине иметь библиотеку с творениями Святых Отцов и наставлениями Старцев нашего времени. Конечно, сам выбор людей — уход в пустынную общину или скит подразумевает, что они уже знакомы с пророчествами о последнем времени. Укажем на некоторые книги, которые хорошо изучать христианам последних времен. Простите, монашествующим кратко напомним о необходимой аскетической литературе: Поучения аввы Дорофея, «Лествица», Писания аввы Касиана Римлянина, вопросы и ответы аввы Варсонуфия и аввы Иоанна Пророка, творения св. Симеона Нового Богослова, «Добротолюбие», «Слова подвижнические» аввы Исаака Сирского и т.д. Каждый, с благословением своего духового отца, с советом единомышленных собратьев сможет подобрать необходимое чтение. Нижеприведенный список книг могут читать как монашествующие так и миряне:
В первую очередь, каждому христианину, и мирянину, и монаху нужно читать Святое Евангелие. Святое Евангелие просвещает разум, очищает сердце и освещает душу. Ежедневное чтение Святаго Евангелия необходимо, как хлеб насущный. Читаем по одной главе, но можно и очень душеполезно читать и две, и три …, и семь …, некоторые читают час, некоторые и по одному Евангелисту. Также ежедневно читаем Деяния и Послания святых Апостолов, Апокалипсис и Псалтирь. При возможности и книги Ветхого Завета.
1) Закон Божий прот. Серафим Слободской; 2) Православный Катехизис Свт. Филарета Московского; «Об обязанностях верноподданных»; 3) «Точное изложение Православной веры», Св. Иоанн Дамаскин; 4) История Православной Церкви (Русской Церкви и Вселенской) Н.Тальберг; 5) Жития Святых в 12 томах, Свт. Дмитрий Ростовский; 6) Жизнеописание Святых Царственных Мучеников; 7) «Верные. О тех, кто не предал Царственных Мучеников», Ольга Чернова; 8) Жизнеописания Новомучеников и исповедников XX ст.; 9) Жизнеописания Афонских преподобных отцов; 10) Творения Свт. Иоанна Златоуста; 11) Творения Свт. Игнатия Брянчанинова; 12) Творения Свт. Феофана Затворника; 13) Книги Старца Иосифа Исихаста и его учеников (старца Ефрема Филофейского, старца Харалампия, старца Иосифа Ватопедского, старца Ефрема Катунакского); 14) «Отеческие советы», «Моя жизнь со старцем Иосифом», «Искусство спасения» старца Ефрема Филофейского; 15) «Духовные беседы и наставления старца Антония» (пророчества о последних временах); 16) Жизнеописание и слова (пять томов) старца Паисия Святогорца; 17) Труды архиепископа Аверкия Таушева; 18) Жизнеописание архиепископа Антония Михайловского-Голынского и его труд «Умное делание о молитве Иисусовой»; 19) Жизнеописания и наставления Оптинских старцев; 20) «Моя жизнь во Христе» св. прав. Иоанн Кронштадтский и др. его труды; 21) «Пастырь Добрый», жизнь и труды св. праведного старца Алексия Московского; 22) Жизнеописание и проповеди свт. Иоанна (Максимовича); 23) Жизнеописание и творения иеромонаха Серафима Роуза; 24) Жизнеописание и наставления преп. Серафима Вырицкого; 25) Проповеди архим. Кирилла (Павлова), архим. Иоанна (Крестьянкина) и др.; 26) «Благое непослушание или худое послушание», «Битва за Православие», Отец Федор Зисис; 27) «Просветитель», прп. Иосиф Волоцкий; 28) «Русская идеология», проповеди, свт. Серафим (Соболев) и др. его труды; 29) «Русская симфония», уб. митр. Иоанн (Снычев), его жизнеописание и другие его труды; 30) «Россия перед вторым пришествием», С.Фомин (собранные пророчества разных святых о последних временах); 31) «Последнее искушение России» и др. книги Татьяны Грачевой;
Очень важно изучать жизнеописания новомучеников XX-го ст. и наставления старцев последнего времени: старца иеросхим. Сампсона (Сиверса), схиархим. Христофора Тульского, отца Тавриона, прот. Николая (Рогозина), схиархим. Серафима (Тяпочкина), старца о. Николая (Гурьянова), схиархим. Виталия Тбилисского, архим. Павла (Груздева), схиигум. Иеронима Санаксарского и др. Это лишь примерный список книг.
Духовник, который собрал своих духовных чад для общинной жизни во Христе, наставит и посоветует какие книги и в какой последовательности читать.
Очень пригодятся разные книги и руководства по выживанию в экстремальных условиях, а так же книги о том, как построить дом своими руками, разные справочники грибов и целебных трав, рецепты «Пропитание на последние времена» (Москва, «Благословение» 2013 год), как возделывать свой огород и, конечно же, учебная литература для детей (историческая, классическая и по разным специальностям). | |
|
Всего комментариев: 0 | |