Верою исцеляюсь
22:06 ДУРАКАМ ЗАКОН НЕ ПИСАН | |
ДУРАКАМ ЗАКОН НЕ ПИСАН Почему Лукашенко проигнорировал празднование 1025-летия Крещения Руси? Отсутствие Александра Лукашенко на мероприятиях, посвященных 1025-летию Крещения Руси, очевидно, вызывает ряд вопросов. Главный из них, на наш взгляд: чего и от кого добивается руководитель постсоветской республики этим демаршем? Очевидно, в Администрации президента Белоруссии и ряде аналитических структур, её обслуживающих, просчитали последствия данного шага. Даже не-эксперты не могут не заметить, что отказ от участия в международных торжествах ставит Лукашенко в неудобное положение перед православной общественностью Белоруссии, а его заявления 26 июля в Минске о целесообразности преобразований в православной церкви выглядят откровенно скандально. Стоит, однако, отметить, что сам Лукашенко, некогда заявивший о своей самоидентификации как "православный атеист", никогда не усердствовал в демонстрации напускной религиозности. Более того: он неоднократно критиковал своих подчинённых-"перевёртышей", вчера декларировавших твёрдость убеждений марксистов-ленинцев, а сегодня выстроившихся со свечками в храмах и по особой очереди припадающих к завозимым в Белоруссию мощам. Отказавшись от поездки в Киев, Лукашенко нисколько не изменил своим идейным убеждениям. Руководитель постсоветской республики, избранный первым её президентом в 1994 году и с тех пор бессменно и единолично руководящий ею, сконцентрировал в своих руках не только всю полноту власти, но также и всю полноту ответственности. В странах с иными политическими режимами политики такого уровня, даже если им лично неприятно общение с коллегами или присутствие на каких-либо мероприятиях, вынужденно исполняют свой долг. Так было, к примеру, в период формирования Евросоюза: приезжали, натягивали улыбки, демонстративно жали руки и подписывали документы. Однако на постсоветском пространстве господствуют другие типы политической культуры. Например, руководитель типа Ислама Каримова вполне может позволить себе не посещать мероприятия, равные по значению тем, которые проходят сейчас в Киеве. Отсутствие такого политика на подобных мероприятиях можно объяснить лишь двумя причинами: либо не пригласили, либо суверен принял иное решение, стремясь продемонстрировать некий жест. Стоит отметить также, что о предстоящем визите в Киев пресс-служба президента Белоруссии накануне не сообщала. Непубличность белорусской политики давно стала нормой, к внезапным дальним рейсам некогда принадлежавшего Туркменбаши"Боинга" белорусские обыватели привыкли. Впрочем, как и к невылетам борта №1. Стоит обратить внимание на то, чем был занят Лукашенко в Минске, пока в Киеве проходили торжественные мероприятия, посвященные 1025-летия Крещения Руси. Госагитпроп Белоруссии старательно пытался привлечь внимание к его неучастию в киевских торжествах 26-28 июля. Обсуждалась версия о том, что Лукашенко отсутствует в Киеве потому, что его якобы "не так пригласили". Непонятно, как могли в Администрации президента Украины "не так" пригласить руководителя соседней республики, относительно недавно демонстрировавшего в Киеве теплоту чувств к Виктору Януковичу. По всей видимости, дело не в несоблюдении протокола или подтексте официального приглашения. По состоянию на 26 июля МИД Украины не располагал информацией о подтверждении официальным Минском участия Александра Лукашенко в киевских торжествах. Обсуждалась также версия о том, что Лукашенко не желает что-либо обсуждать с другими участниками киевских мероприятий. Среди таковых, помимо иерархов православных церквей, были заявлены президенты России Владимир Путин, Сербии - Томислав Николич и Молдавии - Николае Тимофти. Очевидно, у Лукашенко была прекрасная возможность встретиться с первыми лицами православных стран, до киевских мероприятий темы для обсуждения были. Также очевидно и то, что Лукашенко было, что сказать иерархам православного мира. Отказавшись от поездки в Киев, Александр Лукашенко 26 июля в Минске сделал ряд заявлений на тему "реформирования православия". Вовсе не случайно эти заявления были сделаны именно в это время, именно в Минске, именно им и именно в таком формате. Эти заявления не были спонтанными, неким экспромтом: просто так "президентский пул" журналистов не собирается, а если собирается, то заранее оговариваются вопросы и даже то, как должны выглядеть опубликованные ответы. В первые годы своего президентства Лукашенко мог "выйти в народ" и сказать всё, что думает, но с тех пор прошло почти 20 лет и методы информационной работы существенно изменились. Заявления Лукашенко на тему "реформирования православия" были ориентированы на белорусских обывателей. Лукашенко - невоцерковлённый человек, едва ли он хорошо знает историю церкви, и, очевидно, он не является экспертом ни в вопросах христианской догматики, ни в сфере культовой практики. Не случайно православную церковь называют "ортодоксальной": за почти 2 тысячи лет она сохранила те формы обрядовости, архитектуры и т.д., которые "околоправославному" обывателю кажутся излишне сложными, непонятными и неприемлемыми. Безусловно, каждый человек имеет право на личное мнение, однако стоит снова обратить внимание на следующие обстоятельства: кто, когда, где и в какой форме озвучил это мнение. Тогда может стать понятно, какова цель такого шага. Судя по реакции в самой Белоруссии и за рубежом, Лукашенко был услышан, на его отсутствие в Киеве на праздновании 1025-летия Крещения Руси снова обратили внимание. Нагнетание локальной интриги удалось. Скандальные заявления Лукашенко будут некоторое время обсуждаться в Белоруссии, в Московским патриархате, но едва ли будут иметь те же последствия, что и публикация тезисов Мартином Лютером. Очевидно: ни патриарх Кирилл, ни митрополит Филарет не бросятся сокращать срок литургии до комсомольской "пятиминутки" и даже не подумают отменять проповедь. Сколько было инициаторов подобных рационализаторских предложений, программ "обновления" и т.п. - Бог весть, история не сохранила всех имён. До заявлений 26 июля в протестантском духе Лукашенко предпринимал попытки устроить встречу в Белоруссии руководителей православной и католической церквей. Неоднократные приглашения посетить каноническую территорию РПЦ получали и Бенедикт XVI, и Франциск I. Несомненно, в Администрации президента Белоруссии прекрасно осознавали, как Московский патриархат воспримет такой визит, но делали вид, что данный вопрос относится к исключительной компетенции одного постсоветского суверена. Еще одна особенность ситуации заключается в том, что Ватикан не спешит без повода обострять отношения с РПЦ. Рассуждая на тему реформирования православной церкви, Лукашенко не забыл о сюрпризе для католической церкви: по его словам, некий сотрудник спецслужб РБ передавал за рубеж через "представителей католической церкви" (посольства Ватикана?) некие секреты. Даже если всё так и было на самом деле, возникает закономерный вопрос: зачем об этом публично заявлять именно сейчас и не через пресс-службу КГБ? По всей видимости, в Минске решили таким образом напомнить РКЦ о взаимной полезности сотрудничества и нежелательности осложнения отношений. Учитывая специфику "шпионских дел" последних лет, стоит подождать иных времён, чтобы по рассекреченным материалам убедиться: да, всё так и было на самом деле, это не история типа "жлобинского шахида". Также не стоит надеяться, что после обвинения в пособничестве шпионажу у Ватикана не останется более важных дел, кроме как добиваться снятия санкций с официального Минска и лоббировать его интересы в дальнейшем на Западе. После торжеств в Киеве празднование 1025-летия Крещения Руси будет продолжено в Минске. Отказ Лукашенко прибыть в Киев - центр Древнерусского государства (Киевской Руси), где состоялось историческое событие, давшее название нынешнему празднику, указывает на очередную попытку заявить о Минске как о центре, равном Киеву и Москве. Киев - "мать городов русских" и Москва как центр православия, "столица РПЦ" - равны Минску? На первый взгляд, такая постановка вопроса выглядит откровенно бредовой, но только для тех, кто не понимает, во что превратили Белоруссию "литвинствующие колхозные неошляхтичи" - особый тип политических деятелей, порождённых неоправданно затянувшимся периодом постмодерна. Понимая международное значение 1025-летия Крещения Руси, чиновниками Белоруссии был создан оргкомитет по организации и проведению памятных мероприятий под председательством зампреда Совмина Анатолия Тозика. Он же возглавлял в 2012 году оргкомитет по празднованию юбилея "войны 1812 года" - в итоге из белорусской официальной историографии исчез термин "Отечественная война 1812 года". В этом году он же возглавлял оргкомитет по проведению "Славянского базара в Витебске" - в итоге исчез "День России", пользовавшийся большой популярностью, на фоне которого "День Белоруссии" выглядел, мягко говоря, бледно. Будучи главой республиканского оргкомитета, Тозик принял непосредственное участие в подготовке международной научной конференции "Крещение Руси в судьбах Белоруссии, России и Украины: выбор цивилизационного пути" (6-7 июня 2013 г., г.Минск). В результате в итоговом документе мероприятия чудесным образом не оказалось решения её участников, единогласно одобривших учреждение в Белоруссии нового национального праздника - Дня Крещения Руси. Оргкомитет конференции формировался структурой Тозика и Белорусским экзархатом РПЦ. И в этом случае можно предположить, что Тозик не причём, как и еще один ключевой и непосредственный участник данной конференции - уполномоченный по делам религий и национальностей Белоруссии Леонид Гуляко (госструктура подчинена Лукашенко и проводит в жизнь распоряжения Администрации президента). Исчезновение из резолюции конференции не только решения её участников об учреждении нового белорусского праздника, но даже упоминания о самом факте обсуждения данного вопроса (вынесенного на голосование на пленарном заседании и единодушно одобренного при отсутствии противников), накануне визита в Минск главы РПЦ патриарха Кирилла, накануне международных мероприятий в Москве, Киеве и Минске - такое событие не могло остаться незамеченным. "Крайним" в истории таинственного исчезновения из итоговых документов конференции инициативы об учреждении праздника сделали Белорусский экзархат РПЦ, а персонально - владыку Вениамина: якобы именно в экзархат был передан проект документа, отвечал за его редактирование Вениамин, но в итоге документ был опубликован в том виде, в котором и представлен на сайте экзархата. Судя по комментариям организаторов конференции, опубликованным ИА REGNUM, именно в Белорусском экзархате "затерялась" вполне светская инициатива, озвученная белорусским учёным, доктором философских наук Львом Криштаповичем. Такое положение дел, очевидно, сказалось на репутации БПЦ. Представители прозападной оппозиции в Белоруссии неустанно муссируют тезис о "московском православии" как инструменте имперской политики Кремля. Не удивительно, что многие из них декларируют приверженность католицизму, униатству и протестантизму. На самом деле большую угрозу белорусскому обществу представляет не мнимая "московскость" православия или "римскость" католицизма, а тотальная деградация, бездуховность, подмена традиционных ценностей суевериями и нелепыми политическими мифами. Отказ от общерусского православного наследия, попытки "обелорусить" польских, литовских, еврейских деятелей культуры, науки, искусства закономерно привели к господству контркультурного кича. Сложилась отнюдь не уникальная ситуация для лимитрофного постсоветского образования, где власти и значительная часть их оппонентов совместно участвуют в уничтожении всего русского и православного, в конструировании на антагонистичной основе новой национальной идентичности. При этом что-то используется из опытанасильственной большевистской "белорусизации" начала XX века, а что-то - из политтехнологий XXI века. Православная церковь акторамданного процесса представляется слишком "ортодоксальной", слишком "русской", слишком "православной". Такое "нереформированное" православие совсем не вписывается ни в планы властей, посматривающих на Белорусский экзархат как на придаток бюрократической машины, ни в планы прозападной оппозиции, рассматривающей БПЦ как эффективный инструмент реализации своих планов. | |
|
Всего комментариев: 0 | |