В противовес архаическому обществу, где понимание мироустройства и знание о социальных нормах поведения устно передавались из поколения в поколение, современный человек формирует себя через виртуальное медиа-поле. Ушло то время, когда ролевые поведенческие паттерны, представления об устройстве общества передавались от поколения поколению устной традицией бабушкой через сказки.
Процесс перехода от устной традиции к гиперинформационному человеку происходил постепенно, на границе общества архаики роль медиатора взяли на себя книги. Христос уподоблял слово упавшему семени, а политический деятель буржуазной революции в Англии Джон Мильтон сравнил книги с зубами «дракона, греческой мифологии», которые «будучи посеяны, дают всходы в виде поднявшейся из земли толпы вооруженных людей».
В информационном обществе к книгам добавилось «важнейшее из искусств» кино, позднее телевидение и интернет.С развитием медиа-поля росла и его роль в формировании социальных норм и даже миропонимание человеком самого себя,а медиа-средства прочно закрепили за собой понятие «Fourth Estate» (четвертая власть), окончательно вытеснив процесс воспитания поколения поколением через устную традицию. Теперь уже не родители или их родители, ни даже школьные учителя формируют поведенческие нормы, нормы морали или мировоззрение личности, в гиперинформационном обществе человека формирует медиа-пространство. И у этого медиа-пространства есть одна особенность.
Действительность под действием прогресса изменяется так быстро, что человек не успевает сохранить понятие нормыи передать его следующему поколению, а существующее медиа-пространство не только не помогают сохранить норму,а ускоренно модернизирует её, к сожалению не в лучшую сторону, предлагая в качестве нормы полное «безнормие», т. е. всякое отсутствие нормы как таковой.
Так, снятие табу на обнажение, пропагандируемое в интернете — это не только элемент «сексуальной революции», это элемент снятия табу в сознании человека. Мода на молодёжную одёжду, как элемент постоянной трансформации меняется каждый год, постепенно размывая половые различия в одежде, школьные программы, преподносящие понятие пола как «динамическое». Калифорнийский губернатор Арнольд Шварценеггер отметил уход с поста подписанием закона, по которому разделение туалетов штата по половому признаку причисляется к гендерной дискриминации.
В конечном итоге не имея «под рукой» паттерна человек оказывается не способным сравнить, дезориентированнымв части выбора поведенческих или иных ролей, а сознание индивида превращается в податливый пластилин. Он нев состоянии дать оценку предлагаемым новым поведенческим стереотипам в силу которых он должен их отклонить или принять, и в той или иной степени принимает любое новшество, любые навязанные модели поведения. Ярким примером «потери нормы» является судебное преследование Бхагавад Гиты как экстремистской в отношении женщин – верный признак окончательной потери обществом «якорей» в сознании и готовности к психологической обработке.
В подготовке общественного сознания есть два важных момента: первый – это уничтожение способности к самоидентификации.Этот момент важен, потому что на основании самоидентификации могут формироваться группы, способные к групповойстратегии. Культурное ядро, в том числе и национальное, как естественный фактор самоидентификации оказывается под ударомв первую очередь для предотвращения способности к групповой стратегии.
В этом плане примечательна эксплуатация темы «национальной идеи» и «национализма». Заменяя реальные культурные нормы симулякрами, скорее туземными признаками культуры, глокализация истирает действительные культурные нормы, и толькоускоряет процесс глобализации. Настоящий национализм подразумевает патриотизм, а патриотизм объект — отечество, (ане нацию в отличии от национализма) которое в нашей стране многонационально исторически.
Многонациональность его уклада является культурным ядром, способным к естественной экспансии на общихмировоззренческих началах. «Глокализация» же, скрывающаяся под маской «национализма», превращая культуру в наборкультурных символов запирает культурный потенциал, который гораздо шире и сложнее просто национальной символики,не позволяя традиции быть спроецированной, неспособной к расширению. Национализм это скорее уничтожение культурного ядра, чем его сохранение.
Сохранение культурного ядра целесообразно только в том виде в каком оно создавалось — многонациональным, потеря культурного ядра приведет к потере территорий. Территориальная целостность современной политической карты мира нарисована государствами, объединенными общей мировоззренческой культурой. Первый бельгийский король Леопольд считал, что у страны нет политического будущего именно, потому, что нет единой «бельгийской» нации, единого языкаи мировоззрения. Мне довелось наблюдать делегацию из французской Савойи, готовящей референдум для отделенияот Франции, именно на основе того, что Савойя другая культурная традиция.
После истирания «культурной традиции» с её смыслами, нормами и аксиомами, провозглашается отсутствие истины как таковой. Отсутствие истины и нормы не позволяет «tabula rasa» сформулировать цели. Далее процесс создания «генно-модифицированного» сознания предполагает замену культурного ядра в «клетке сознания» извне с использованием тонких настроек.
ЧАСТЬ II. ХОЛОДНАЯ АРТ-ВОЙНА
Древняя восточная мудрость гласит — «хочешь победить врага – воспитай его детей». И в этом контексте примечательно, что Дж. Сорос и, впоследствии Б. Ходорковский первым делом хватались за спонсирование образования.
Другой «выдающийся английский джентльмен», в котором сочетались такие противоречия как поддержка ядерного удара по СССР и призывы к полному разоружению всех стран, Бертран Рассел, кстати, Нобелевский лауреат по литературе, писало достижении такого количественного различия в знаниях между «элитой» и «плебсом», которое перейдёт в качественноеи станет наследственным, после чего «врождённые различия между правящим классом и простыми людьми будут расти, покане достигнут кардинальных отличий родов. Восстание плебеев станет настолько же невероятным, как организация восстания овец против производителя баранины…». Осмелюсь предположить, что в этом и скрывалась настоящая цель евгеники.
Всё это как нельзя лучше накладывается на критику системы ЕГЭ, но и у ЕГЭ, как в чемодане фокусника есть второе дно.Он не только отучает ребёнка приходить к ответу думая и опираясь на знания, но и, самое главное не позволяет учителю передавать ученику своё мировоззрение, теперь ему отведена роль скорее наблюдателя за порядком. Обладая набором инструментов, формирующих сознание через информационное поле нетрудно за два-три поколения вырастить качественно другого человека.
Процесс будет более быстрым, если при этом связь между поколениями будет минимальной, а то и вовсе отсутствовать.В школах с помощью ЕГЭ от этого процесса устранили учителей. А ведь учитель не только наполняет ученика набором знаний,он формирует личность. В этом плане введение ЕГЭ – это разрушение каналов передачи традиционных мировоззренческих норм. А ведь, по сути, в руках учителя находятся ключи к формированию образа будущего. По выражению Д. И. Менделеева,изучавшего систему образования в Англии, тамошние школы стремились воспитывать в первую очередь «англикан» и «англичан», а уже потом образованных специалистов в своем деле.
И здесь необходимо отвести особое место истории как дисциплине, не зря её полностью удалили из школьной программы после Октябрьской Революции, и вновь первый учебник по истории для 4 класса появился только в 1934 году, т. е. практически поколение вошло в жизнь без исторической связи с предыдущим поколением.
Манипуляция историей – вопрос настолько древний, в качестве примера можно вспомнить корректировки различных религиозных текстов, а можно работу лондонского публициста Джона Роберта Сили, изданную в 1883 году: «Экспансия Англии». По его мнению, становлению Англии способствовали два основных занятия, посредством которых англичане навязали всему миру свои нравы и систему ценностей: война и коммерция.
Автор подчеркнул, что не последнюю роль в успехе сыграло и принципиальное изобретение идеологов «Туманного Альбиона»в виде массовой манипуляции историей в общественном сознании. Где приукрашивая, а где и откровенно фальсифицируя историю путем подгонки фактов или их интерпретации, англичане первыми в Новое время научились навязывать своим политическим оппонентам желаемый образ действительности. Джон Сили отмечал, что путь в будущее лежит через контрольпрошлого — вот главный девиз английской гегемонии.
Владельцы источников как фактора истории, таким образом, по силе и могуществу стали сопоставимы с командующимиармиями и владельцами банковских счетов. Окончательный итог этому процессу подвёл голландский философ Йохан Хейзинг сказав, что в ХХ веке история стала «орудием лжи на уровне государственной политики». Англию, кстати Джон Сили считал находящейся в зените политического могущества, после которого последует спад и эстафету подхватит Россия, обладающая достаточным культурным потенциалом. Именно культурный потенциал представляет собой естественный «класс» или поА. Грамши «исторический блок», способный к противостоянию и экспансии. И именно культурный потенциал будет находиться под прицелом в «холодной войне».
Не так давно историки МГУ проанализировали 187 школьных учебников истории в 12 странах бывшего Советского Союза. Цитата из казахского учебника: «Борьба казахского народа против российского колониализма длилась долго, охватив вторую половину XVIII в. до 90-х годов XX в.» «Руководство советской страны, как и царское правительство, рассматривало Казахстан как источник сырья». Авторы исследования вынуждены констатировать – за исключением Белоруссии и Армении, во всехостальных странах подрастающему поколению дают трактовку истории, в которой России отведена роль колонизатора.
Написание единого учебника, написанного совместно историками стран участниц в рамках совместных проектов содружества ЕврАзЭС по крайней мере бы сняло вопрос о «колонизаторах» у последующих поколений. Очень важно кто и как формирует информационное поле культурного ядра, к примеру, академические историки РАН еще в 2000 году в полной мере разоблачили несостоятельность теории «новой хронологии» А. Т. Фоменко и Г. В. Носовского, но всё равно к 2011 году издано более 100 книгобщим тиражом около 800 000 экземпляров, посвященных «новой хронологии».
Сами основатели «новой хронологии» могут даже не догадываться в чём состоит «заказ» их проекта, в части манипуляции историей. К примеру, «новая хронология» уничтожает как несуществующий именно христианский период истории, аон естественно-историческая основа культурного ядра. Так или иначе, но современная историческая наука нуждается не в новойхронологии, а в изложении истории, позволяющей создавать преемственность исторических периодов. Истории интеграционной, не позволяющей раздувать конфликт между приемниками исторических групп и периодов.
У образования есть и еще одна сторона: «в странах победившей демократии» США и Великобритании, где государства «стало как можно меньше» тесты готовит частная организация — Educational Testing Service, имеющая статус некоммерческой и годовойбюджет в 1.1 миллиард долларов. И в этом обучении, которое отдано в частные руки есть доля воспитания «англикан» и «англичан», особенно оно проявилось в экзаменационном вопросе старших классов шотландских школ, основанномна обстоятельствах смерти Литвиненко в Лондоне в 2006 г. Ученики должны были произвести расчет и объяснить, почему риск радиоактивного заражения полонием-210, содержавшимся в его теле, был «незначителен» для окружающих. Королевское общество химии заявило, что дело Литвиненко – «отличный способ иллюстрации науки».
Есть и другие «отличные способы иллюстрации науки»: в декабре 2011 года Общественное движение «Областническая альтернатива Сибири» – ОАС – провело семинар со студентами 5 курса Сибирско-Американского факультета Иркутского госуниверситета на тему: «Моделирование экономики Государства Сибирь» в рамках учебного курса «региональная экономика». Будущие выпускники САФа оценивали плюсы и минусы будущего Сибирского государства, риски его создания и существования.Что это, если не воспитание «англикан» и «англичан»?
Не лишним будет обратить внимание на такой элемент «партизанского маркетинга» как творчество в целом и на его отдельные компоненты, начав прямо с детских лет. В прошлом году исследование Анжелины Лиллард и Дженнифер Петесон показало, что сюрреалистические мультфильмы с гиперактивными героями снижают способность детейк обучению. Кроме того никто никогда не пытался провести ревизию того, чему «учат», к примеру компьютерные игры, какие идеалы прививают учебники в школах, кто их пишет, существует ли в стране своя историческая и экономическая школа в ВУЗах.Заложив основы мировоззрения, информационное поле будет опекать сознание рядового гражданина по жизни.
Еще до начала Второй Мировой Тавистокский институт в сотрудничестве с «франкфуртской школой» выполнил разработку, именуемую «Проект Исследования Радио». В группу участников проекта под руководством П. Лазерсфельда входил Ф. Стантон – будущий президент «Rand Corporation». Теоретическое осмысление проекта было выполнено В. Беньямином и Т. Адорно,доказывавшим, что медиа могут быть использованы для наведения ментальных регрессивных состояний. Чему примером может стать депрессивное влияние доминирования плохих новостей, способных «довести до самоубийства» илидо любого невроза любое государство.