Пятница, 26.04.2024, 01:38 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2014 » Январь » 13 » «Главное – чтобы мы духовно бодрствовали»
23:10
«Главное – чтобы мы духовно бодрствовали»

«Главное – чтобы мы духовно бодрствовали»


Предлагаем вниманию читателей интервью со священником Георгием Правдолюбовым на тему цифровой идентификации личности, отношения в церковной среде к этой проблеме и к противникам электронных новшеств.

– Отец Георгий, расскажите, пожалуйста, как и когда Вы пришли к пониманию опасности процесса глобализации и электронной идентификации личности?

– Когда я еще был мирянином, Господь послал мне хорошего духовника, не буду называть его имени. Уже тогда, в 94–95 годах, он говорил нам, своим чадам, об апокалипсических событиях, о внедрении электронных карт, вживлении микрочипов. Мы, конечно, поначалу относились к его словам скептически. Не видели в этом опасности, и священноначалие молчало, не могли понять, что происходит. Но потом, читая Священное Писание и духовную литературу, я начал постепенно вникать в этот вопрос, разбираться во всем. Часто приезжал к своему духовнику, и мы вместе паломничали по святым местам. Помню, в Одессе поклонились мощам преподобного Кукши и впервые побеседовали со схиархимандритом Ионой, недавно почившим старцем. Он меня даже не видел, сидел, сокрытый схимническим куколем, но много наставлений дал, касавшихся именно моей жизни… Я видел старцев – отца Иону, отца Николая Гурьянова, отца Кирилла (Павлова)… С ними просто рядом сидеть – такое блаженство, такая благодать от них идет, такая любовь! Все они одного духа. Не лестчего, сегодняшнего лукавого, который есть обман, прелесть, а Божиего духа…

С отцом Ионой впоследствии мы беседовали не раз, когда я уже принял священный сан. И однажды он у меня спросил: «А у тебя компьютера нет?» – «Нет, батюшка». – «Вот и не надо священнику компьютера. Поменьше такого, больше к Богу – служением, молитвой». Не могу передать, с какой любовью это было сказано. Когда народ за ним ходил по монастырю, я смотрел в его глаза – они были полны скорби, печали, любви, покаяния и молитвы о людях. Старцы понимали, что происходит, к чему мы идем... Отец Иона тоже говорил о пришествии антихриста, об электронных документах, все истинные духовные пастыри об этом предупреждали. А сейчас такие разговоры у многих священников вызывают раздражение или лукавую усмешку…

– Батюшка, а что Вы советуете людям, которые обращаются к Вам с вопросами о цифровых идентификаторах?

– Я никогда от себя не говорю. Я знаком с митрополитом Владимиром Почаевским и знаю четкую позицию Владыки и его братии, архимандритов, игуменов, иеромонахов по этой проблеме, и полностью с ними согласен. Есть множество свидетельств, подтверждающих правоту противников всех этих новшеств. Сохранились, например, писания XVI века мниха (монаха) Зиновия Отенского, местночтимого Новгородского святого с пророчествами об электронных картах. Он писал, что если даже вас станут принуждать их принимать – стойте до смерти. «Кровь пролияти или имения лишитися» – но карту не брать. Вдумайтесь, это сказано не нами – сегодняшними митрополитами, священниками, – это сказано было преподобным еще в XVIвеке.

Господь, как известно, в основном наставлял притчами, потому что не все хотели и могли Его услышать, как сказано в Священном Писании: Слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся (Ис. 6, 9–10). Поэтому я не призываю отказываться от идентификаторов каждого встречного, зная, что это может вызывать лишь недоумение, раздражение, злобу и неприязнь у человека и ничего хорошего не выйдет. Но людям верующим, православным, желающим знать, когда они мне задают вопросы, я говорю: «Никаких электронных документов!»

– Были ли в вашей митрополии случаи притеснения от собратьев и священноначалия тех батюшек, которые пытаются противостоять глобализации?

– О каких-либо прещениях мне неизвестно. Знаю только, что нас называют душевнобольными, говорят, что мы в прелести.

Недавно я присутствовал на нашем епархиальном собрании с участием известного столичного протоиерея Димитрия Смирнова. В своем выступлении он сказал: «Сейчас очень хорошее время, очень благоприятное, прекрасное, даже лучше, чем то, когда были Цари и Императоры». Но мне кажется, что любой человек, хоть немного разбирающийся в духовной жизни, придет от этих слов в недоумение: «Как же так? Неужели то время, когда правили православные Государи, хуже нынешнего?» Получается, священник раскрыл свои убеждения, стало ясно, что он – либерал. И потом, когда через записку ему задали вопрос: «Батюшка, а можно ли принимать электронные документы?», он ответил: «Можно, я благословляю. Те, кто против этих документов, священники, миряне, – это чудаки». Дураки, значит, понимаете?! И еще было сказано: «Мы все боролись против ИНН, а теперь все их получили. Ну и что, доборолись? Вот вы и карты все примите. И все примите, ничего не сделаете». Его коронная фраза: «Вы все всё примите!» То есть слова наших святых и непрославленных еще подвижников не трогают их сердец. Потому что «надо жить, надо ходить в аптеку, покупать продукты», надо питать свою плоть бренную...

– Батюшка, а как Вы относитесь к принятому на последнем Архиерейском соборе документу «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных»? Как Вы считаете, должно ли было священноначалие в этом документе предупредить чад Церкви не только о том, что «использование идентификатора вкупе с современными техническими средствами позволит осуществлять тотальный контроль за человеком без его согласия», но и о греховности, душепагубности добровольного участия верующих в построении всемирного электронного Вавилона?

– После Архиерейского собора я звонил митрополиту Владимиру Почаевскому. Он был в отъезде, но мы побеседовали с его секретарем. Я спросил: «Отец, скажи, пожалуйста, что рассказывал вам митрополит Владимир, вернувшись с собора?» Он ответил: «Батюшка, „каждый сам за себя"». Я говорю: «Как это? А что, архиереи за нас не заступятся?» – «Нет, батюшка, каждый сам за себя».

Люди много лет направляли обращения в Синод, Патриарху, митрополитам. Тысячи писем разослали, тысячи телеграмм! Поэтому не рассмотреть этот вопрос было уже нельзя. Народ ждал решения Архиерейского собора. Слава Богу, приняли этот документ «Позиция Церкви…». Но они не могли его не принять, ведь иначе бы народ сказал: «Мы не доверяем архиереям». А бунт сейчас не нужен никому. Но чего ждать дальше? Смогут ли архиереи там, перед властями, возвысить свой голос в нашу защиту? Я смотрю на происходящее и глубоко сомневаюсь. Я знаю одно: нас уже почти все оставили. Только Господь нас не оставляет, Матерь Божия, святые. Архиереи верные, где они служат? Далеко их поотсылали, чтобы правду из их уст не слышать. Еще батюшки где-то на приходах есть, проповедуют, за паству стоят, а так… Никому до нас дела нет. Каждый сам за себя. Время такое пришло. И не надо себя обманывать, успокаивать, думать: «Да нет, еще поживем, не все так плохо…» Сейчас мало кто следует за Господом тесным, тернистым путем. Широким, пространным идут: «О картах думать? Не надо, вы что, не думайте об этом!», «Принимайте все, это же послушание ваше!», «А как ты будешь за свет платить, за телефон, за квартиру?..»

Сейчас мы платим налоги. И в окошках сберкасс уже не всегда обслуживают, отправляют к терминалу-«терминатору». Но попробуйте туда положить квитанцию без ИНН – он возвращает эту платежку, не принимает. Терминал считывает только цифры, а у нас, например, ИНН нет. И мы идем платить к оператору, просим принять нашу платежку. Не потому, что мы боимся этого ИНН, мракобесы такие, нет, мы просто так противостоим. Дальше: в сберкассе не принимают, там большая очередь – идем на почту. А там 24 рубля сверху за одну платежку. Ну, ничего, отдаем. Проходит без ИНН. Пока. А что будет дальше? Пройдет время, годик-два-три, и нам скажут: «Простите, мы не можем принять, Вам надо платить уже по электронной карте. У вас ее нет? Принимайте, платите». Т. е. нас никто не будет заставлять принимать электронные карты, они будут просто таким путем вынуждать: за телефон не заплатил – отключили, за свет не заплатил – сиди в темноте… А тех, кого не смогут вынудить, кто останется верным, – прижмут с другой стороны, объявят террористами. Мол, они не хотят принимать карты, потому что они преступники, непослушные граждане, нарушают такие-то законы… А Конституцию они должны потихоньку упразднить. Сейчас же люди, отстаивая свои права, ссылаются на Конституцию, а Президент – гарант Конституции. И они еще не могут провести кардинальных реформ. А когда Конституцию упразднят, у нас не будет прав. Говорит же Ольга Яковлева, что ни собесу, ни поликлинике, ни школе наши персональные данные не нужны. Их собирает ОАО «УЭК». И мы должны дать согласие на обработку всех наших данных: на уничтожение, передачу и т. п. А потом пойдешь платить, а там скажут: «Ваша карта заблокирована, обращайтесь в суд». А суд ответит: «Это Ваша подпись под соглашением на обработку персональных данных?» – «Моя». «Все, до свидания. Ваши проблемы».

Поэтому архиереи и священники должны встать на защиту паствы, врученного нам стада Христова, овец словесных. А мы… Но мы же не будем тут жить тысячу лет. Наша жизнь может закончиться сегодня, завтра, послезавтра, в любой момент…

– Как Вы думаете, почему не все православные видят душепагубность глобализационных процессов и не считают нужным им противостоять?

– Потому что некому им разъяснить, некому донести правду до людей. Священник должен прежде сам во всем разобраться, прочувствовать эту опасность. Мы говорим слова, ухо слушает, а сердце воспринимает. И вот сердце наше, оно или потухнет, или возгорится: «Да, батюшка все правильно сказал! Это истина!» Т. е. состояние православных – духовная спячка или бодрствование, трезвение – зависит от священства.

Как-то я ехал на отпевание, а вез меня один представительный человек, с виду очень образованный, культурный. И он заговорил со мной: «Батюшка, можно Вам вопрос задать? Я как-то был в Лавре, еще в 2002–2003 годах, и там служил Патриарх Алексий. И после Литургии была проповедь, которая меня поразила. Он сказал, что в том, что случилось в 1917 году, во многом виновато священство. Как Вы считаете, это действительно так?» Я ответил: «Да, это правда, так оно и было. Многие архиереи и священники предали Царя…» Нечто подобное может произойти и в наши дни. Если священноначалие промолчит, оно предаст народ Божий, предаст в руки мирового правительства, за которым стоит антихрист.

Сегодня, к сожалению, влияние священства на народ уменьшается, потому что Дух Божий уходит из наших сердец. Священник у нас стал свадебным генералом. Он непременно должен присутствовать там, где проходит какое-нибудь светское мероприятие. Мы занимаемся непонятно чем. Кто нас будет уважать, слушаться? Да никто! Потому что мы перестаем быть священниками, мы только надеваем рясу, сверху крест – а духа-то нет. Где дух? Вытравили. Вот в чем беда. А тех из отцов, кто еще что-то говорит, – их высмеивают, зажимают в узкие рамки, объявляют дураками, ненормальными, раскольниками, сектантами, говорят, что они в прелести, у них внутри лом стоит… Так мне один священник сказал: «У тебя лом стоит, тебя нельзя поломать». Ну, и слава Богу, что нельзя, потому что у нас должен быть стержень. Я и ответил: «Дай Бог, чтобы этот лом стоял до конца моих дней!»

Я всем советую: не принимайте электронные карты, не спешите. А как жить? На Господа уповайте. Христос Сам как в этой жизни жил, что имел? Ничего, даже не имел где главу приклонить. А мы как хотим жить? В кого превратились мы, священники? В карманных батюшек для мирового правительства?! Мы исполняем их волю, а по воле Божией поступать не хотим. «Как скажет архиерей, так и будем делать». Нет, простите. Есть у нас Господь, есть Святые Отцы, есть каноны – им и будем следовать, а не тому, «как скажет архиерей». Мы потеряли мужество и стойкость. Только ходим и твердим: «Господь есть Любовь, Господь есть Любовь…» Конечно, Любовь. Но Господь – Ревнитель, Он есть еще и Ревность. А мы эту ревность утратили.

Мне понравилось, как протоиерей Игорь Тарасов выступил по телеканалу «Союз» (См. «ПК» № 15 (87), – примеч. ред.). Я слышал эти лукавые звонки мнимых христиан, выращенных в тепличных условиях, но батюшка оказался смиренным, говорит: «Надо созвать собор, я человек маленький…» Правильно, а что он один может сделать? Батюшка, спаси тебя Господи! Таких бы побольше пастырей, и у нас было бы все нормально. Сказали бы: «Нет, мы принимать ничего не будем!» Пришли бы нам, допустим, бумаги, что без карт платежи не принимаются, а мы, все православные, выступили бы против. И все. Никто бы ничего не смог сделать, дальше платили бы, как платили. А пока мы сами ускоряем этот процесс, сами. Потому что у нас послушание не Богу, а лукавому, антихристу. И мы идем с этим ложным послушанием и принимаем все эти документы и будем принимать. Избави, Господи! А епископы и священство, вот увидите, пройдет еще годик-два, будут благословлять это.

– Отец Георгий, я как раз хотела задать вопрос о дальнейших перспективах. Как известно, Федеральная миграционная служба разработала новый проект закона «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации», согласно которому с 2016 года в нашей стране будет полностью отменена выдача бумажных паспортов, а на смену им придут так называемые удостоверения личности в виде пластиковой карты с электронным носителем информации. В тексте проекта также сказано, что такие электронные «паспорта» должны будут иметь все граждане РФ с момента рождения. Как Вы можете это прокомментировать?

– Что получается? УЭК не прошла. Слава Богу, народ молился, писал письма, обращения… И что-то у них там не заладилось, не срослось, теперь только по желанию выдают, хотя по плану эта карта должна была стать обязательной для всех. И вот, они решили пойти другим путем – придумали электронный «паспорт». Это же «паспорт»! Отказ от этого «документа» – нарушение закона. Вот на это они и будут теперь давить.

Я обращаюсь ко всем через Вашу газету: готовьтесь к исповедничеству, другого пути у нас не будет. Не думайте как-то договориться. С антихристом, с диаволом договориться нельзя. Или ты душу спасешь, или погубишь. Как Господь говорит в Евангелии: Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8, 35). Это же простая истина. Смотрите на распятие Христово, на Голгофу. Господь пошел на Крест, а мы что хотим, не идти на крест? У каждого свой крест. Как говорил приснопамятный митрополит Иоанн (Снычев) (его бы прославить надо): «С креста не сходят, с него снимают!» И вот у нас крест скоро будет у всех. Я не хочу никого расстроить, испугать, прошу в петлю не лезть, но глубоко задумайтесь: если вы Христовы, то должны идти путем Христовым, узким и тернистым.

Не ищите батюшек, которые вам благословят принимать карты, не смотрите на седые бороды, на возраст, на лица. Смотрите на дух. Читайте Евангелие, вникайте в него. Читайте Послания апостольские, Апокалипсис, Псалтирь. Плачьте в молитве, на Иисусовой молитве плачьте, чтобы Господь простил нас, грешных. Если у нас не будет покаяния, сокрушения сердечного, – мы пропали. Все правила, которые мы хотим исполнять, нас не спасут. Никакие поклоны нас не спасут. Надо сейчас просить у Господа помощи, чтобы выстоять в те времена, которые грядут. 2016-й год – вот он уже, скоро. Раз-два и все, поверьте. Тут год идет как месяц, два – как два месяца. Время сократилось, никто ничего уже не успевает делать, никто – от мала до велика. Сейчас время для молитвы, для покаяния и внутреннего делания.

– Батюшка, какой образ жизни Вы советуете вести мирянам в наше время?

– Стараться не смотреть телевизор, может быть только изредка, если какие-то важные новости. В моем доме нет телевизора. Тот иеромонах, о котором я упоминал в начале беседы, мой первый духовник, еще в 90-е годы как-то пришел к нам в гости. Мы тогда жили в квартире, и у нас был телевизор – хороший, современный, с пультом управления. А батюшка вошел и говорит: «О, а что это у вас такое? Телевизор? А ну-ка, матушка (уже тогда мою супругу так называл, хотя я еще не был священником), накрывай его!» Накрыли, он перекрестил – и все, мы его полгода не смотрели. А потом я вынес его и в канаву выбросил. И это милость Божия, что с того времени мы не смотрим телевизор.

– А откуда узнаете новости?

– У меня есть небольшой радиоприемник, который ловит «Первый канал». Я не то что увлекаюсь прослушиванием новостей, но отслеживаю: что они говорят, как они лукавят, как обрабатывают народные массы, сознание людей, что влагают в умы. Кроме того, я получаю «Русский вестник» – прекрасную газету, издаваемую по благословению ныне почившего старца отца Николая Гурьянова. Читаю «Православный Крест», вашу газету замечательную, и мои прихожане ее выписывают… Т. е. я слежу за происходящим в мире, за тем, что уже, как писал Сергей Нилус, «близ есть, при дверех». Вот она, рядышком – тайна беззакония. И она в действии, только не все это понимают. Ведь как рассуждают плотским умом: «А, все это ерунда, мы еще поживем…» Нет, так нельзя. Надо читать Святых Отцов, анализировать, размышлять духовно. И эти размышления не должны приводить к какому-то унынию, отчаянию, наоборот – подвигать к покаянию, приближать к Богу. Значит, как сказано в Евангелии, приходят времена нашего избавления.

– Как Вы относитесь к такому средству коммуникации, как интернет? Как определить, с какого момента использование современных технологий становится душепагубным?

– Здесь я рассуждаю так: надо, чтобы у человека не было пристрастия к технике и чтобы работа с ней приносила духовную пользу. Если священник пользуется интернетом – то это должно быть не просто так, ради развлечения, чтобы в «веселушки» играть, переписываться с прихожанками в вольном духе о погоде, ради удовлетворения праздного любопытства смотреть разные сайты… Нет, надо использовать это орудие во благо. Если переписываешься – переписывайся в Духе Божием. Допустим, спрашивают: «Батюшка, выскажите свое мнение». А ты напиши не свое, а мнение Святых Отцов, как положено по канонам. Тогда, конечно, интернетом можно пользоваться во спасение душ, своей и ближних – прихожан и всех тех, кто зайдет на твой сайт, прочитает где-то то, что ты написал.

У меня интернета нет, он мне не нужен. Но если священник служит в большом городе или ведет активную деятельность, то, думаю, вполне допустимо применять компьютерную технику и другие современные устройства и средства связи как оружие – не по своим бить, а по врагу. Как, например, было в войну? Когда наши солдаты брали немецкий трофей, они направляли его против немцев, били по ним из их же орудия. Так и здесь надо: вражьи средства использовать против врага, а не обольщать, не искушать народ Божий.

Я всегда говорю сам себе и собратьям-священникам: не надо льстить народу, не надо обманывать его. Преподобный Иоанн Лествичник писал, что в час смерти духовные чада будут проклинать своих духовных отцов за то, что те не были к ним строги («…Изъявляющий мнимое человеколюбие и снисхождение <…> бывает причиною того, что они проклинают его при кончине своей, как человека, который обманул, а не воспользовал их» (см.: Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица, возводящая на небо. Слово особое к пастырю, научающее, каков должен быть наставник словесных овец. 14, 4. – Примеч. ред.). А в чем заключается эта необходимая строгость? Порой люди и священство путают строгость со злобой и любовь с человекоугодием. А вы посмотрите, как Господь был долготерпелив, смирен, кроток с грешниками, блудниками, мытарями, с какой любовью Он к ним относился! Но они каялись. А как Он обличал книжников и фарисеев? С гневом! Но это была не злоба, а гнев праведный, Божий гнев. Кто-то может ошибочно подумать, что Господь поступал не по любви. Нет, Он просто знал их лукавые, лицемерные сердца и называл их «порождениями ехидны», т. е. змеи. А сейчас попробуй обличи так кого-нибудь – да вы что, убьют! Но если Господь так поступал – интересно, а мы как должны? Господь говорит: Раб не больше господина своего (Ин. 15, 20). Господь и обличал, и запрещал, а у нас, современных пастырей, какая-то странная «любовь», потакающая грехам, – лукавая, бесовская…

– Отдельная проблема – воспитание детей в условиях современного мира. Некоторые родители стараются лишний раз не показывать своим чадам мультфильмы. А другие убеждены в необходимости научить ребенка самостоятельно пользоваться компьютером. Что Вы думаете по этому поводу?

– В моем приходе есть один 13-летний мальчик-школьник, который садится за компьютер только ради учебных целей. Родители следят, чтобы он не пользовался интернетом безцельно, не читал и не смотрел того, что ему не нужно. Хотя и тут подстерегает опасность. Представьте: ребенок делает домашнее задание, зашел что-то почитать, чтобы написать реферат, а тут на экране появляется обнаженная женщина, непристойная реклама… Поэтому я советую детям, особенно в отроческом возрасте, избегать обращаться к интернету или делать это крайне редко, и лучше вместе с мамой или папой.

Когда ребенок растет, развивается, главное, чтобы бес не завлек его в свои сети. И, если родители под предлогом, что он должен учиться, осваивать все, разрешат ему пользоваться интернетом безконтрольно, это чревато печальными последствиями. Взрослый православный человек, если где-то что-то и поймает взглядом, – он имеет волю не принять помысел, не допустить грех в душу, он покается, посокрушается, и Господь его простит. А когда человек еще маленький, он не умеет так сопротивляться злу, может не раскаяться в грехе, побояться рассказать о нем на Исповеди. А этот забытый, утаенный грех породит другие, они будут копиться, копиться в душе, множиться, развиваться, и потом может случиться беда – годик-другой, и ребенок согрешит смертным грехом. Я это знаю из своего пастырского опыта, из рассказов прихожан. Потому в этом вопросе нужна крайняя осторожность. Детки после Великой Отечественной войны часто играли с найденными боеприпасами, и в результате многие остались инвалидами, без рук, без ног, или вообще погибли, и это страшно, это больно. Но это смерть или травма физическая, а духовная – еще страшнее… Я порой смотрю, родители относятся к детям бездумно: «А, пускай смотрит, пускай играет, пускай зайдет, он должен знать…» Но это значит, что вы отдали свое чадо врагу на погубление. Нельзя так, ни в коем случае!

– Отец Георгий, благодарю Вас за содержательную и душеполезную беседу! Что Вы можете в заключение сказать или пожелать читателям нашей газеты?

– Сейчас всем нам необходимо быть очень внимательными. Дальше будет еще сложнее, но я знаю одно: если человек молится от сердца, с покаянным чувством, Господь и Матерь Божия его не оставят, поверьте. Если он даже где-то согрешит, упадет – покается, поплачет, встанет, и Господь простит, к нему вернется благодать, он не заснет сном губительной безпечности. Отец Николай Гурьянов часто говорил своим посетителям: «А вы не спите, не спите!» Люди порой недоумевали: «Как это – не спать? Спать-то надо…» А он говорил о духовном сне. Поэтому, главное – чтобы мы духовно бодрствовали! Не надо бояться всех грядущих событий, надо молиться: «Господи, помоги, укрепи нас, чтобы нам выстоять в это время!» Но запомните: без благодати Божией вынести всего этого невозможно. И если у нас не будет самоотвержения, жертвенности, отваги, мужества – мы не выдержим. А нас сейчас учат толерантности. Какая толерантность? К чему, ко злу?! Со злом надо бороться! Зло, которое кто-то причиняет лично нам, – оскорбляет, обижает – это да, надо потерпеть, смириться, сказать: «Слава Тебе, Господи!» Но зло по отношению к Матери-Церкви, к нашим прихожанам мы, пастыри, обязаны обличать, бороться с ним, противостоять. Если у нас будет твердость: «Нет, я не принимаю! Помоги мне, Господи!», Господь поможет, даст силы. А некоторые так говорят: «Ну, когда эти карты начнут выдавать, тогда и посмотрим, еще же не пришло такое время…» Нет, так думать неправильно. Надо уже сейчас определиться, иметь внутреннюю решимость, уповать на Господа.

Не надо смотреть, кто что скажет; пускай говорят, что хотят. Если ты служишь, молишься, читаешь Священное Писание и творения Святых Отцов и твоя совесть чиста – что еще нужно? Чтобы наша гордыня, тщеславие тешились что ли? «Что обо мне подумает архиерей?» Да пускай думает, что угодно, главное, чтобы я Богу служил. Есть совесть, она человеку подскажет, правильно он поступает или нет.

Беседовала Анастасия Державина

Источник: газета «Православный Крест»

Просмотров: 591 | Добавил: Степанович | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: