Верою исцеляюсь
Главная » 2012 Ноябрь 27 » Как православному ориентироваться в методах лечения?
22:27 Как православному ориентироваться в методах лечения? | |
Как православному ориентироваться в методах лечения?
«Задумайтесь братья и сестры, что не избавят вас от болезней колдуны и ворожеи, но только совершите большой и тяжкий грех. Если Бога оставляя, к бесам идете, то какую милость примите от Него и как Его призовете в молитвах? Зачем душу свою губите и что Богу будете отвечать, если из-за болезни, оставив Бога, к волхвам идете? Как будете в церкви стоять, как причастие примите, как поучения будете слушать?»
Святитель Иоанн Златоуст «Все бесовские явления имеют то свойство, что даже ничтожное внимание к ним опасно; от одного такого внимания допущенного без всякого сочувствия к явлению можно опечатлеться самым вредным впечатлением, подвергнуться тяжкому искушению».
Святитель Игнатий (Брянчанинов) Целью этого сообщения является обсуждение тех видов медицины и парамедицины, деятельность которых может тем или иным образом противоречить христианскому православному мировоззрению. Таким образом, здесь не затрагиваются вопросы, связанные с однозначно осуждаемыми Православной Церковью аспектами здравоохранения. О них следует просто знать и стараться не соприкасаться с ними. К такого рода явлениям относятся вопросы абортов, применения контрацептивов, экстрасенсорика, гипноз, так называемая «дианетика» - сектантское учение Р. Хаббарда, трансцендентальная медитация, знахарство и колдовство, «рейки», холотропное дыхание. Но, помимо перечисленных, в современной медицине есть целый ряд таких методов лечения, или механизм действия которых не может быть объяснен классической наукой, или корни которых лежат в других, в частности восточных религиях, или влияющих на внутренний мир человека в обход его свободной воли или применение которых может привести к сознательному или неосознанному падению в грех. Как следует относиться к такого рода методам и как православному христианину ориентироваться в приемлемости предлагаемых ему методам лечения? В случае, когда нет определенного церковного запрета на данный метод, выбор зависит от самого человека. Ориентиром здесь может быть ненарушение подобными методами церковной и молитвенной жизни человека, совет духовного отца, голос совести, немаловажным является и личность того человека, который предлагает вам это лечение.
А нужно ли православному человеку делать это различение методов лечения? Если мы идем к врачу, чтобы поправить свое здоровье, зачем дотошно докапываться до сути проводимого лечения, не лежит ли это на совести лечащего? И все же необходимо взять на себя этот труд. Все-таки, есть разница для верующего православного человека, какое печенье у него на столе - изготовленное на хлебозаводе, или на фабрике общества кришнаитов. А когда мы свое тело и телесное здоровье вверяем в руки какого-либо врача или метода, разница эта еще значительнее. Не стоит, наверное, вдаваться в подробности необходимости такого различения, достаточно привести два примера из истории Православной Церкви. Правилом Святого Вселенского Шестого Собора, было воспрещено христианину обращаться за помощью к врачу-иудею - не все равно кто и как лечит. А явление святого Феодора Тирона предупредило общину константинопольских христиан от употребления идоложертвенного, хотя и по незнанию, но употребление такой пищи могло послужить искушением или нанести иной духовный вред. На этих двух примерах видно, что простой контакт с носителями чуждой православному христианину религиозности, даже и без всякого душевного движения к ней, может явиться опасным искусом. Если ранним христианам полезно было уклоняться от подобных искушений, коль паче нам, не обладающим их добродетелями и живущим в мире, гораздо более истощенном любовью. Конечно, в наше время не будет столь опасным посещение врача иудейского вероисповедания, как это было в эпоху Вселенских Соборов, но современность, вместе с техническим прогрессом, принесла достаточное количество новых языческих религий и философских систем, не менее опасных для «просвещенного» человека XX века, чем иудаизм для ранних христиан. Благодатную почву, подготовленную 70-летним безбожием и духовным оскудением нации, нашли эти ложные религии в нашей стране. Причем основным лозунгом многих религиозных сект сегодня является достижение абсолютного психического и физического здоровья (таковы, к примеру, учение Порфирия Иванова и дианетика). Другие, как правило, более древние, имеют уже органически слившуюся с ними систему лечебного воздействия на человека - в основном это подновленные религии восточного направления. А улучшить свое здоровье, да еще под видом кажущегося единения с Богом или «Абсолютом» - очень заманчиво для современного человека. Для того чтобы несколько легче было разобраться в вопросе о том, при контакте с какими лечебными методами следует соблюдать осторожность, здесь приводится взгляд некоторых православных духовных и светских авторов на такие «пограничные» (между законной заботе о своем здоровье и отречением от Бога) методы лечения. Почему Православие не откликнулось на очередной «запрос» рядом «инструкций» и «правил», к которым так склонен «технологичный « современный человек? В ответе на этот вопрос заключается одно из отличий православного вероучения от гибкого и практичного католицизма с его многочисленными советами и правилами и от протестантизма с его установками на развитие автономной этики. Ортодоксальность православия (как бы тавтологично это ни звучало, так как «ортодоксия» в переводе с греческого и есть «православие, «правоверие») не раз становилась объектом критики за его необмирщенность, нелиберальность... Религиозное сознание непосредственно указывает человеку только на действительную цель его существования в мире - спасение его души, научению любви к Богу и ближнему, а человек невольно подменяет эту действительную цель такими целя ми жизни, которые необходимо являются желательными для него по условиям его существования в мире. Ведь очень заманчиво хорошо пожить и в этом мире и грядущем, но голос совести заглушить гораздо проще, если перетолковать по-своему Слово Божие. Эта подмена является источником формирования «юридического» отношения с Богом. В рамках юридического отношения Бог выступает, прежде всего, судьей человеку, нарушившему заповеди, а не как источник человеческих стремлений к божественному совершенству. Прочтение Писания в православной традиции убеждает, что воля Бога не в том, чтобы судить человека по предписанным инструкциям, а в том, « чтобы человек был совершенен... Человеку нужно не прощение вины, не договор с Богом, который бы давал надежду на подобное прощение, а... преображение собственной природы по образу Бога, достижение совершенства» (Бердяев). «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный» - эта сущность христианства не должна подменяться формальным морализмом. Поэтому, осмысливая «новую реальность» современных медицинских и околомедицинских технологий и разработок, Православие не стремится к созданию учения, разработанного во всех пунктах», но определяет лишь основную ориентацию. В неопределимости Православия, в его меньшей рационализированности (например, по сравнению с католицизмом), - именно в этом его большая свобода. Свобода - благо, но она только тогда не становится произволом, когда она праведна и ведет нас к истине, ибо только истина делает людей действительно свободными. Тем не менее, для противодействия внедряющемуся в медицину оккультизму и «демократическим» настроениям в 1993 году в России появился Православный медико-просветительский центр «Жизнь». Первоначально центр ставил перед собой задачу распространения информации об отношении Православной Церкви к абортам, контрацепции, стерилизации, деятельности Ассоциации планирования семьи, фетальной терапии. В настоящее время Центр приступает к обсуждению проблем эвтаназии, пересадки органов и др. как с духовной, так и с медицинской точек зрения. Деятельность организаций подобных «Жизни» и Братству св. Иринея Лионского необходима, особенно в нашей стране и в наше время. И если бы каждый православный христианин не проходил безразлично мимо красноречивых проповедников языческих религий и продавцов «Дианетики», охмуряющих наших детей, возможно, не было бы такого сект и их жертв у нас в стране. Предание и история свидетельствуют, что медицина никогда не была чужеродным телом для православной культуры. В Новом Завете мы не встретим осуждения применения медицинских средств (Откр. 3, 18) (...и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.). Более того, профессия врача освящена Священным Преданием - один из учеников Христа, Апостол Лука, был врачом. Врачевание - одна из профессий первых христиан, святых Косьмы и Дамиана († 284), мученика Пантелеимона († 303). «Исцеляйте больных», - научает Христос своих учеников (Лк. 10,9) Врачевание как вид человеческой деятельности определяется торжеством жизни над смертью. Основная задача врачевания, как ее очень точно сформулировал митрополит Антоний Сурожский - «оберегать жизнь». Опираясь на Святое Писание (Книга Сираха), он утверждает, что «Бог создал и лекарства и врача, и порой в его руке исцеление наше». Святитель Феофан Затворник свидетельствует: «И лекаря, и лекарства Бог создал не затем, чтоб они только существовали, но затем, чтобы ими пользовались больные. Бог окружил нас способами врачевания. Если есть долг блюсти Божий дар жизни, то есть и долг лечиться, когда есть болезнь... И в человеческих средствах действие целебное от Бога. По сей вере и человеческое переходит в Божеское или Божеское приходит чрез человеческое» Основой для создания большинства оздоровительных систем и методик является смешение оккультных практик, знахарских методов, отрывочных медицинских знаний. Все это перерабатывается с позиций субъективного житейского опыта авторов, создается некая система, претендующая на уникальность и сулящая неповторимые результаты. И примерам тут несть числа. Наиболее яркие из них - это учение малограмотного «воплощения Бога Отца» Порфирия Иванова, психологическая система «дианетика», разработанная бывшим моряком Р. Хаббардом, членом одного из обществ сатанистов в Великобритании. Особую группу составляют, так называемые, православные целители, создавшие многочисленные академии и центры. Под прикрытием авторитета Православия они преподносят абсолютно оккультные методы лечения, не останавливаясь для обольщения своих клиентов ни перед каким кощунством - от использования предметов Православного богослужения, до узурпации священного сана и имитации богослужений и Таинств. Любые оккультные методы, даже не преподаваемые в чистом виде, отнюдь не безобидны и не имеют ничего общего с медициной. Это - не безлекарственная альтернатива медицине, а ее полный антипод, приносящий людям неисчислимые беды. Оккультизм антигуманен и нарушает права человека, ибо оккультист вмешивается в подсознание своего пациента и манипулирует его сознанием без воли и желания человека. Некоторые оздоровительные учения используют в качестве своих основ теорию кармы и перевоплощения, при этом совершенно необоснованно утверждая научную обоснованность этой теории. Учение о карме и перевоплощении является составной частью учения большинства неоязыческих культов индуистского и оккультно-теософского толка и по своему религиозному смыслу является последовательно антихристианским. Последователь этого направления - Лазарев - автор намелькавшейся любому москвичу книги «Диагностика кармы», в обольщении гордости и погоне за наживой ухитрился создать учение еретическое даже с точки зрения индуизма, теории которого пытался использовать. Сторонники подобного лечения часто оправдывают свои методы их действенностью и «принесением доброго плода» в виде улучшения здоровья. Здесь необходимо иметь в виду, что и колдовство тоже чрезвычайно действенная вещь, если люди соприкасающиеся ним верят в него, а не в Бога. Что касается «доброго плода», то нужно помнить, что лежащее на поверхности телесное оздоровление, полученное богопротивным образом может влечь за собой в лучшем случае наказание Божие, часто не связанное видимым образом с самим фактом такого «оздоровления», а в худшем смерть духовную. Сатана своими прикосновениями может доставлять мнимые блага, погружая душу обольщаемого в вязкую пучину привязанности к земному и тленному. Одним из оздоровительных учений, сущность которого уже осуждена православной церковью, является весьма популярная в недавнем прошлом методика уринотерапии. Не будет здесь лишним упомянуть, что история этого способа лечения восходит к древнейшему восточному трактату «Шивабукальпе» (беседа бога Шивы со своей супругой Парвати). К чему ведет применение мочи для лечения? К физическому осквернению, связанному с применением отбросов организма, нечистот. К нравственному осквернению, ибо Творцом заложена брезгливость к нечистотам. К духовному осквернению, ибо Священным Писанием отводится определенное место испражнениям человека. В Священном писании все человеческие выделения, в том числе и моча, называются скверной. Моисей, например, определил израильтянам справлять свои естественные потребности вне стана, причем каждому сделать деревянную лопатку для сокрытия испражнений (Втор. 23, 12-14). В книге Левит читаем: « И если какая душа, прикоснувшись к чему-нибудь нечистому, к нечистоте человеческой, или к нечистому скоту, или какому-нибудь нечистому гаду... то истребится душа та из народа своего (Лев. 7, 21). Само по себе отправление естественных нужд не является греховным. Святой Афанасий Великий пишет: «...Скажи мне..., что греха или нечистого в каком-нибудь естественном извержении... И, если по сказанному в божественных Апостольских деяниях, род есмы Божий (Деян 7, 12), то ничего не имеем в себе нечистого, тогда же только оскверняемся, когда совершаем злосмрадный грех. А когда не по нашей воле бывает какое-либо естественное извержение, тогда, по естественной необходимости, как сказали мы уже, и это терпим вместе с прочими нуждами...» Человек, не воспринимающий мочу как нечистоту и употребляющий ее в лечебных целях, начинает совершать естественные акты выделения «без сознания собственной вины в том, что мы должны подчиниться этой скотской необходимости, а не пребывать нетленными в раю». Подобное »расширение сознания» ведет, конечно, не к покаянию, а к потере страха Божиего, а лучше сказать, страха оскорбить любовь Божию. Тело человека, свидетельствует апостол Павел, «суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои... Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор. 6, 19-20). Следовательно, и моча, принимаемая христианином в уста, есть осквернение этого телесного храма. Возможно ли в Храме, где совершается Божественная Литургия, устроить отхожее место? Нет! Ибо «если кто разорит храм божий (а осквернение то же разорение), того покарает Бог, ибо Храм Божий свят» (1Кор. 3,17). Но далее апостол дерзновенно провозглашает, что «этот храм - вы». Иными словами, если мы оскверняем душу и тело, то мы тем самым разоряем свою «телесно-душевную храмину», за что неминуемо следует наказание Божие. Один человек, для которого Церковь впоследствии стала Матерью, рассказывал, что он много лет пил урину и действительно ощущал лечебный эффект, но, в конце концов, отказался от ее принятия, ибо не смог в одни и те же уста принимать мочу и Божественную Кровь и Тело Христовы. «С каждым годом, - говорил он, - я все сильнее ощущал противоестественность такого совмещения». Стоит заметить, что и с чисто медицинской точки зрения моча - далеко не безобидная жидкость. Помимо отработанных продуктов жизнедеятельности моча содержит также частично инактивированные и активные гормоны, обладающие большой эффективностью и могущие нанести вред. Психотерапия - та область врачебной деятельности, которая наиболее близко стоит к пастырству. Существуют такие состояния души, которые трудно определить категориями нравственного богословия, не входящие в понятия добра и зла. Они скорее принадлежат области не аскетической, а психопатологической и развиваются от плоти, от естества. Это, например, тревога, избыточная мнительность, фобия, астения. Эти состояния могут «подталкивать» к совершению греха. Психотерапевт поможет устранить психопатологические симптомы, обусловленные поражением центральной нервной системы, а священник - преодолеть нравственные конфликты и неустроенность. Поэтому психотерапевтическое лечение может стать вспомогательным, дополняющим в деле душепопечения (архим. Киприан). Однако в практике современной психотерапии широко используются такие методы воздействия как гипноз и кодирование. Заложенная в состоянии гипноза программа поведения, как правило, реализуется. При этом над личностью совершается некое насилие, так как заложенные установки могут действовать против воли человека, заложенная информация обладает побуждением к действию. Но, навязанная насильно, не согласованная с его внутренними ценностными ориентирами, нравственным строем души, часто является для человека противоестественной и может усилить глубинные противоречия личности. Под влиянием гипноза человек становится более открытым для общения с нематериальным миром. Но, т.к. после грехопадения человек не может по своему желанию сообщаться со светлой стороной этого мира, он, лишившись естественных барьеров, становится жертвой демонических сил. Многие Святые отцы Церкви говорили, что выше человеческих сил выдержать даже простое лицезрение духов поднебесных. Замечательно, что некоторые из практикующих гипноз не отрицают факта взаимодействия с нечистыми духами, именуя его подселением некоего динамического существа - элементала (Папюс). Сходное действие имеют и медитативные техники, причем разновидностью медитации может быть признан и транс, в который вводят себя шаманы и медиумы. Подвергаясь воздействию гипноза и медитации, человек сознательно уходит от того, что в Церкви называют трезвением и борьбой с помыслами, следуя в противоположном направлении. Реальностью становится предупреждение Журнала Московской Патриархии: «Не может не вызвать самого серьезного беспокойства тот факт, что десятки миллионов наших соотечественников открывают себя для совершенно неизвестного им воздействия. Дальнейшие последствия таких воздействий - биороботы и психологически закодированные народы». Принимая во внимание вышесказанное, нетрудно прийти к выводу, что вопроса целесообразности использования гипнотических техник, даже с лечебной целью, для православного христианина не существует. Вместе с тем пьянство, курение, чревоугодие Православная Церковь квалифицирует как грех, а борьба с грехом должна быть сознательной, основанной на свободном выборе личности при соединении собственных усилий с благодатью Святого Духа. Не лишним будет здесь упомянуть о снискавших в последнее время огромную популярность пищевых добавках (нутрицевтиках). Спектр применения этих препаратов чрезвычайно широк - укрепляющее, стимулирующее действие, средства для похудения, витаминные комплексы, препараты для лечения различных заболеваний. Важным здесь является то, что по своему составу большинство таких препаратов являются именно лекарственными препаратами, отличаясь от них не составом и действием на организм, а юридическим статусом. Пищевые добавки не проходят столь строгого контроля, их производство технологически и законодательно проще, по сравнению с фармпрепаратами. Как правило, биодобавка выпускается конкретной фирмой, имеющей патент на ее производство, чем может обуславливать высокая цена этого продукта. Часто для оправдания высокой цены таких препаратов в них, наряду с одним действующим компонентом вводят массу «усиливающих», являющихся дорогостоящим балластом. Как правило, основным веществом в нутрицевтиках являются дешевые натуральные продукты типа чеснока, люцерны, морской капусты и т.п., причем рекламируется как секретные рецепты египетских жрецов для лечения фараонов или русских знахарей для лечения царей. В этой группе средств наряду с чрезвычайно хорошими и действенными препаратами находятся и изделия откровенно шарлатанские. Настораживает и то, что в нашей стране чрезвычайно низок уровень научных работ в этой области. Поэтому выбор здесь чрезвычайно труден и рекомендовать можно только применение препаратов из этой группы только после консультации с компетентным в данной области врачом, не находящимся на службе у компании-производителя. Особняком можно поставить в нашем повествовании препараты для похудения и «Гербалайф». Безопасность препаратов-сжигателей жира находится под сомнением и очевидна их противоестественность для человеческого организма. Вместе с тем стоит и нравственная проблема применения таких препаратов для православного христианина. Поэтому от применения препаратов этой группы однозначно лучше воздержаться. Компания «Гербалайф» и подобные ей производят разнообразную продукцию. Отличительным признаком их служит своеобразная пирамидальная структура распространителей, во много сходная с печально известными у нас в стране финансовыми пирамидами типа «МММ». Эта структура породила весьма своеобразную идеологию в этих компаниях, которую можно сравнить с религиозным культом производимой продукции и наживе (Дворкин). Чтобы не быть вовлеченным в сомнительную деятельность, взыскав тварь вместо Творца, и не подорвать свое здоровье продукцией искателей наживы держаться от них лучше подальше. Отдельно хотелось обсудить вопрос о таких методах лечения, признанных уже официальной медициной и не отвергаемым однозначно Православной Церковью, как иглорефлексотерапия и гомеопатия. Эти методы неоспоримо действенны и помогли восстановить здоровье множеству людей. Насторожить может тот факт, что у гомеопатии неясны механизмы действия, а также само действующее начало, возможно, находится за пределами материального мира, хотя и привязано достаточно жестко к конкретным препаратам. Основной принцип действия гомеопатических препаратов - принцип подобия - действительно, как замечают некоторые, сходен с таковым принципом магии, но нельзя высказывать однозначного суждения по этому поводу в связи с тем, что этот принцип используется при моделировании в физике, биологии и математике. В качестве основного критерия здесь может явиться личность самого врача-гомеопата. Крайне желательна, по крайней мере, его лояльность по отношению к Православной Церкви и компетентность в вопросах классической медицины, а не только в сфере нетрадиционных методов лечения. Что касается иглорефлексотерапии, различного рода акупунктурных воздействий (не включая, конечно в эту группу классическую физиотерапию), суджок-терапии и т.п., то здесь опасения может вызывать их происхождение из религиозных практик Древнего Востока - брахманизма, индуизма и буддизма. Дело не только в истории, но и в том, что основой этих видов лечения является философское мировоззрение и учение о человеке этих религиозных течений. Крайне важным является необходимость творческого переосмысливания этих лечебных методов врачом, их практикующим. При своего рода фильтрации полезных сведений о взаимосвязях в человеческом организме, полученных на основе мновековой практики опытным путем, от религиозных наслоений и интерпретаций типа космических каналов энергии, пентаграмм, аур, астралов, чакр и пр. можно было бы говорить об однозначной приемлемости такого рода методик. Конечно, методы, подвергнутые такого рода переработке, легко могут утратить значительную часть своей действенности, но означать это будет только то, что эта часть обуславливалась теми силами от взаимодействия, с которыми лучше держаться подальше. Решение, в конечном счете, в каждом конкретном случае должен принимать сам человек, руководствуясь голосом собственной совести, имеющимися у него знаниями, под руководством своего духового отца и лечащего врача. «Московскiя Въдомости» | |
|
Всего комментариев: 0 | |