Мариуполем, по слухам, происходили странные, а порой и необъяснимые вещи. Вместе с мариупольскими сталкерами журналист «Сегодня» прошелся по темным коридорам то ли тайной лаборатории, то ли военной базы.
О «Штольне», или «Питомнике», как называют это место жители близлежащих сел Гранитное и Чермалык, знают все, кроме ученых. Нам не удалось найти архивных записей, которые приоткрыли бы завесу тайны. Оставалось только слушать местных старожилов, которые уверяли в правдивости своих слов и не выглядели экзальтированными любителями сериала «Секретные материалы».
«Сами понимаете, дыма без огня не бывает. Рассказывали, что там находился серпентарий (помещение для содержания змей с целью получения от них яда - Ред.), но что-то у них там не получилось, сбой какой-то, то ли авария, то ли сбежал кто-то. В общем, объект законсервировали», — рассказывает местный житель Роман Валерьевич.
Он добавляет: его дед рассказывал, что в искусственных многокилометровых пещерах в 50—60-х годах прошлого века КГБ оборудовало свои лаборатории, в которых исследовали воздействие радиации и последующей мутации на пресмыкающихся и даже на людях. До развала Союза объект был строго засекреченным, запретную территорию надежно ограждала колючая проволка. Впрочем, это не мешало селянам наведываться в эту сторону, пока кто-то не пустил слух, что «Штольня» не что иное, как урановая шахта. Правда, шахтеров на ней никто никогда не видел, как и солдат, охранявших «запретку».
«Повадились как-то хулиганы кидать одной женщине камни на крышу — шифер били, — поведал нам житель Чермалыка Владимир. — Она пожаловалась сыну. Собрались, значит, парни постарше, сидят дома, поджидают, чтобы проучить хулиганов, а на дворе ночь уже. Слышат, как калитка скрипнула, потом стук по крыше, ну, они и рванули за неизвестным, а тот в камыши — и по полю удирать начал, в сторону «Штольни». В общем, выгнали мерзавца на поляну, фонариком светят: тень есть, а человека нет!»
«Сегодня» удалось разыскать бывшего военнослужащего, поделившегося воспоминаниями о «Штольне». «Это было в середине 80-х. Наш взвод погрузили на грузовики, ехали несколько часов. Никто не понимал, куда и зачем едем, да и не объясняли ничего. А я-то местный, у меня тут бабка жила, я прекрасно ориентировался когда, не доезжая до Мариуполя, мы свернули с трассы. Приехали сюда, нас выставили в караул, сказали никого не пропускать, и что удивительно — не выпускать. А если вдруг что — действовать по уставу. Патроны у нас боевые были... Часов пять я слышал, как подъезжали и уезжали машины. Затем нас опять погрузили в грузовик и привезли в часть».
УРАНОВЫЙ РУДНИК ИЛИ ЛАБОРАТОРИЯ?
О данном объекте в близлежащих селах ходит много загадочных и красочных историй. Рассказывают, что в советские годы «Штольню» строили заключенные и что очень давно там добывали уран, а затем радиоактивный рудник переоборудовали под тайную исследовательскую лабораторию, где проводили опыты над людьми и животными. Однако какими бы разнообразными ни были истории, все сходятся на том, что данный объект был строго засекречен и простому человеку попасть в глубь пещер, уходящих на несколько километров под землю, было практически невозможно. На сегодня сохранилось лишь 400 метров катакомб от входа, все остальное залито толстым слоем бетона.
«ШТОЛЬНЯ»: ПРИВИДЕНИЯ И ПЛАТЬЕ НЕВЕСТЫ
На старой военной советской карте возле «Штольни» стоит отметка, как положено у работающей шахты. Однако никто из местных жителей здесь не работал. «Мне рассказывали, что там вроде бы испытывали горные машины. Потом уже, после развала Союза там обосновались бандиты — стрельбище себе устроили», — рассказал нам бывший партийный чиновник. По его словам, у каждого, кто приходил сюда, возникала масса вопросов. Например, почему такая секретность? Почему горные машины испытываются именно здесь, а не в Донецке, где для этого были все условия? В чем был смысл везти горношахтное оборудование на испытания в такую даль? Ответов здесь меньше, чем загадок. Так, местные видели своими глазами, как из штольни массово выползали змеи, в 1,5—2 раза больше обычных. «Как-то вечером мы с отцом ехали на машине, и тут отец, чертыхнувшись, резко ударил по тормозам. Мы подумали, что какой-то умник положил поперек дороги толстый шланг, диаметром где-то как пожарный рукав, машина аж подпрыгнула, когда его переехали, — вспоминает житель села Владимир. — Мы остановились, чтобы убрать этот «шланг». Выходим из машины, смотрим, а он вьюном по дороге вьется, шипит — и в сторону «Питомника» сквознуло. Мы в машину прыгнули и по газам…»
Были еще и непонятной породы грызуны, напоминающие крыс, выбегавшие с территории объекта, и неестественных размеров насекомые, не раз пугавшие селян на огородах.
Мариупольские сталкеры изучают «Штольню-Питомник» уже несколько лет. В байки местных особо не верят, зато доверяют собственным глазам и фотокамерам. Они и провели журналиста «Сегодня» по каменным пещерам. При входе в пещеру сразу же ощущается разница температур. В потолке иногда встречаются запаянные вентиляционные отверстия и узкие трубы, соединяющие тоннели. Тут, в катакомбах можно найти все что угодно — от остатков оборудования (по словам сталкеров, вовсе не шахтного, а скорее автомобильного) до неизвестно откуда взявшегося свадебного платья, покроя 1970—80-х годов. Какой невесте пришло в голову отметить в этом месте торжество? Чья летняя туфелька из тех же времен осталась здесь навсегда и, кстати, где вторая?
Сталкеры не могут ответить нам на эти вопросы. Говорят, чего не видели — о том и говорить не стоит. Из собственных находок у них всего лишь... фотография призрака. «Года три мы посещаем «Штольню», насчет гигантских змей слышали множество всяких историй. Не знаем, правда или нет. У нас же получилось сфотографировать привидение. Мы оставили здесь фотоаппарат на длительной выдержке, и на снимке в конце тоннеля у нас отчетливо виден силуэт человека, хотя мы знаем, что там никого не было», — рассказал сталкер Захар Беркут. А вот найти этот снимок в своем архиве сталкеры не смогли, говорят, мистическим образом затерялся.
Как оказалось, привидения возле штольни встречаются гораздо чаще, чем мутировавшие змеи. У местных школьников есть своеобразная традиция — на выпускной приезжать и устраивать гуляния близ катакомб. «На выпускном вечере мой брат, вместе с одноклассниками приехал сюда, гуляли по поляне и в подлеске, — рассказывает житель Чермалыка Владимир. — Кто-то предложил сделать коллективное фото. Все стали гурьбой, каково же было удивление, когда на одном из снимков позади группы обнаружилось бледное лицо постороннего человека. И это там, где встретить случайного прохожего невозможно, да и не мог бы кто-то незаметно подкрасться и потом так же исчезнуть. У девушек тогда была истерика — вечер был напрочь испорчен». ЖИТЕЛИ ПОДЗЕМЕЛЬЯ
Два тоннеля «Штольни» — практически полная противоположность друг другу. Стены левого тоннеля полностью бетонные, отдают четкое эхо. Правый же тоннель полностью разрушен — из-за мародеров, которые разворовали металлические крепи, и бетонные плиты обрушились, а вместе с ними постоянно рушится и кровля пещеры. Местные жители побаиваются сюда заходить.
«Как вспоминаю, до сих пор мурашки по телу, — говорит местный житель села Гранитное Игорь Криничный. — Несколько лет назад на спор с товарищами я полез в правую пещеру. Условием было сфотографироваться у дальней стены. Пробирался вглубь с зажигалкой, видимости соответственно никакой, едва видел куда ногу ставить. Метров через двести послышался какой-то шорох. Я остановился приглядеться, поднял повыше зажигалку, и меня как током ударило — в нескольких метрах на меня смотрело два огромных глаза, как у насекомого. Я рванул что было мочи, а эта тварь зашипела — и за мной, было слышно, как она своим телом двигала камни».