Верою исцеляюсь
Главная » 2012 Декабрь 5 » Хлеб, которым питалась Богоматерь
09:49 Хлеб, которым питалась Богоматерь | |
Хлеб, которым питалась Богоматерь
Вход Богоматери во храм связан с рядом чудесных событий. Когда мы ведем речь о Храме, то под ним мы мыслим Храм Соломона, а когда говорим о Входе во Храм, то под ним мы понимаем вход Богоматери во Святая Святых. Известно, что в Храм Соломона входили преимущественно священники, которые совершали служение воскурением фимиама, а во Святая Святых, как бы мы сказали сегодня — во священный алтарь, входил первосвященник и только он сам, но один раз в год. Когда же мы празднуем Вход Богоматери во Храм, то мы мыслим как Вход Богоматери во Святая Святых для того, чтобы там Ей пребыть в течение целых двенадцати лет, с трех лет и до пятнадцати, живя в Божественном Свете и опытно переживая обожение. Так изъясняют это событие Святые Отцы нашей Церкви. Итак, совершилось некое поразительное событие: человек, девочка входит в это священное место, где хранятся самые священные предметы Израиля, такие как: ковчег Завета, стамна и манна, жезл Ааарона. Так что туда не имел права входит ни священник, ни даже и первосвященник ежедневно. Внутри Святая Святых в течение двенадцати лет Богоматерь питалась хлебом, который ей приносил архангел Гавриил. Об этом нам сообщает предание нашей Церкви и оно было чудестным событием. В одной из стихир праздничной вечерни написано: «и святым Ангелом питается» А в другой стихире говорится: «Во храме Господнем верою пребывая, прнебесным хлебом питалася еси».2 Что это был за хлеб, которым питалась Богоматерь? Свт. Григорий Палама, затрагива вопрос об этом благословенном хлебе, который вкушала Богоматерь, говорит, что Бог Ей посылал «туда Деве через ангела неизреченную пищу свыше». Но она не была обыкновенным хлебом, который ангел брал в каком-то доме и его передавал Пресвятой Деве, но в действительности это была нетварная Божественная энергия, посредством которой, согласно свт. Григорию Паламе, «лучше укреплялось естество и по телу Она сохранялась и соблюдалась более чистой и превосходной». Совершенно очевидно, что это была не простая тварная пища, некий вещественный хлеб, но что-то совершенно иное, сранная пища, т. е. это была Божественная энергия, которая укрепляла тело Пресвятой Девы, дабы она совершала умную молитву и восходила к созерцанию Бога. Это означает, что Пресвятая Дева в течение двенадцати лет пребывала в Божественном Свете и имела общениие с Богом, достигал обожения. В дейсвительности же она жила так, как жили в раю Адам и Ева до грехопадения. Поэтому когда во время Благовещения ангел посетил Богматерь, од ей возвещает, что Она станет Матерью Христа, и онназвал ее Преблагословенной. Этот Хлеб, которым питалась Богоматерь, в Церкви не исчез и не изменился, он продолжает существовать и сегодня. Речь не идет о повседневном тварном хлебе, но о Хлебе Жизни, которым является Сам Христос. Об этом Хлебе говорит Христос в Своей речи, когда Он дает ответ дьяволу на горе искушений. Когда дьявол Ему предложил превратить камни в хлеб, Он ему ответил: «не единым хлебом будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4, 4). Кроме материального хлеба, который мы вкушаем жедневно, существует и духовный Хлеб, Сам Христос и Его слово. Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Бог силен и глаголами напитать алчущего». И это становится вполне очевидным из жизни святых нашей Церкви, когда Святые жили этим духовным Хлебом. Христос в молитву, которую Он нам дал, известную как «Отче наш», включил и прошение: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Здесь говориться о хлебе насущном, то есть который относится к нашему существованию, поэтому он и именауется насущным. И поэтому Церковь расположила молитву Господню с этим прошением при совершении Божественной литургии и незадолго до Божественного Причащения. Это прошение, главным образом, относится к Евхаристическому Хлебу, вкушению Тела и питии Крови Христовой. Ибо Сам Христос сказал: « Я есмь хлеб сшедший с небес». Он является небесной манной. Прп. Максим Исповедник, комментируя это прошение молитвы Господней, его связывает с Божественным Причащением Тела и Крови Христовой. И он говорит о «питании хлебом жизни», «дабы победить греховную смерть» в нынешней смертной жизни. Конечно, если мы считаем, что в этом прошении о принятии хлеба говорится о «повседневном хлебе», с помощью которого поддерживается нанешняя жизнь, то мы также не ошибемся. Этим Хлебом, благодатью и Божественной энергией питалась Пресвятая Дева во Святая Святых. Этим же Хлебом питаемся и мы всякий раз, когда совершаем Божественную литургию. И для того, чтобы этот Хлеб, то есть Христос, имел бы действие «для вечной жизни», необходимо нам жить соотвественно тому образу жизни, которым жила Богоматерь. Это чудесное событие, которое происходило с Богоматерью, имело весьма огромное значение и для нашей жизни. Человек состоит из души и тела, посему вещественная пища сохраняет и поддерживает в здравом состоянии тело, в то время как благодать и Божественная энергия сохраняет и душу и тело, всего человека. По этим то причинам человек является целостным, имеет смысл жизни и существования. Мы живем в такое время, вкогда говорят только о вещественном хлебе и крайне редко о духовном Хлебе. Человек в наше время, по сути, является потребителем, который ненасытно поглощает материальные блага, видимые, и слышимые и считает, что тем самым он удовлетворяет духовный голод. Произносятся непрестанные слова об увеличении доходов. Мы не против того, что может улучшить жизнь человека, но мы не можем принять некую жизнь, которая строится только на материальных благах, потому что в таком случае человек всегда будет оставаться неудовлетворенным. Потому что душа человека ищет другой пищи и жаждет иной воды. Христос сказал «блаженни алчущие и жаждущие правды» Сегодня мы говорим об экономическом кризисе, о бедности. Однако в действительности кризис – это духовный кризис, кризис ценностей, идеалов, кризис сущностных вопросов. Более того, есть и другие люди, которые живут умеренно и подвижнически и ощущают себя вполне довольными. Праздник Введения Богоматери во Храм и питание ее небесной пищей, которую ей приносил ангел, нам указывают не то, что нам необходимо обратиться в большей мере к этой небесной пище, к духовному небесному Хлебу, поскольку тем самым мы утолим наш духовный голод.
Митрополит Навпактский и св. Власия г-н Иерофей (Влахос) Источник: fdathanasiou.wordpress.com 1Часть проповеди митрополита Иерофея на Введение Богоматери во Храм. 2В службе Введению на савнском языке данная стихира отсутствует. | |
|
Всего комментариев: 0 | |