Верою исцеляюсь
08:53 Крестовоздвижение | |
КрестовоздвижениеСпрашиваю игуменью Полтавского Крестовоздвиженского монастыря, матушку Сергию, разговор завязывая, глянув на колокольню: - Ремонт?.. На стенах колокольни рабочие леса, несколько мужчин штукатурят или красят. - Ремонтируем… Глаза у матушки добрые, намоленные, болезненные. - На свечки? Или и государство помогает? - На свечки и свои пенсии насельницы на ремонт жертвуют… Монастырь на высоком холме. Издали виден. Вернулись кресты на купола в 1990-х, колокола на колокольню – в 2006-м. Светятся на солнце кресты, постанывают на ветру колокола… Для кого-то они «традиционный атрибут», но для верующих, подвижников монастырских и окрестных жителей, – открытое свидетельство о своей вере во Христа. Издревле пошло. + + + За семнадцать столетий до нас, в IV веке, римский император Константин I, воюя с узурпатором Максенцием, видел в 312 году во сне в небе крест и услышал голос, произнёсший: «Сим победиши!» Константин повелел создать из драгоценных камней Господний Крест, такой, какой был в видении. И он христианизировал армию. На древках знамён и щитах его воинов появились монограммы Христа – хризмы, литеры ХР, соединённые в особый крест; на полотнищах штандартов приказал начертать: «Сим победиши» («Этим побеждай»). После одержанных побед, в 313 году, в Риме был принят эдикт о свободе вероисповедания. Гонения на христиан прекратились, начались реабилитации, возвращалось христианам конфискованное у них имущество. Языческое многобожие перестало быть официальной религией. В Риме, по обычаю всех времён, новая администрация создала скульптурный портрет главы государства. Константин был изображён с крестом в руках. Его желание найти истинный Крест Господень, на котором был распят Спаситель, совершенно естественно и понятно. Но с момента Распятия прошло триста лет. Иерусалим был разрушен. Но и этого мало. Язычники постарались сделать всё, чтобы никто и никогда не обнаружил место, где был Гроб Господень, где находилась Голгофа. После разрушения города в 70 году, был изменён сам рельеф местности. Пещера, в которой был погребён Христос и в которой Он Воскрес, засыпана... Обнадёживало то, что «Талмуд» предписывал: «Меч, которым он (преступник) убит, плат, которым он удушен, камень, которым он убит, и дерево, на котором он повешен, все эти вещи должны быть погребены». Перу доктора церковной истории Киевской духовной академии Михаилу Николаевичу Скабаллановичу (1871-1931; погиб в ссылке) принадлежит замечательный труд «Крестовоздвижение». Он, ссылаясь на древние источники IV века, пишет, «что нечестивые люди с нарочитой безумной целью совершенно изменили вид местности Голгофы и святого Гроба. Святую пещеру они засыпали мусором, насыпь сверху вымостили камнем и здесь воздвигли алтарь богини сладострастной любви». Царица Елена, мать императора Константина, приехав в 326 году в Палестину, на Святую Землю, приложила возможные усилия, чтобы найти место Голгофы и Гроба Господня. Был разыскан еврей, знавший тайну. Он выдал её только под пытками. Елена распорядилась снести храм Венеры и провести раскопки. Была найдена Святая пещера, три креста, гвозди, табличка на трёх языках, некогда прибитая над головой распятого Христа, но теперь лежавшая отдельно. Радость от находки была огромна, но не полной. Патриарх Иерусалимский Макарий предложил царице «произвести испытание». На место раскопок принесли всем известную в городе, ныне умиравшую, женщину. «Два креста без успеха были приложены к болящей, а при прикосновении третьего совершилось исцеление больной». Чудо собрало толпы народа. Кресту поклонялись, у Креста молились, Крест целовали. Чтобы Животворящий Крест могли видеть все желающие, он был поднят, воздвигнут. Историк говорит: «Отсюда и получил свое начало и название праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня». Чудо произвело впечатление и на иудейского мудреца, звали его Иуда, указавшего место Голгофы. Известно, что он крестился с именем Кириак, а позже, став патриархом Иерусалима, принял при Юлиане Отступнике мученическую смерть. Святая царица Елена при могущественной поддержке сына Константина Великого начала строить на Святой земле храмы. Первым был возведён на Голгофе – Воскресения Словущего, освященный 13 (26) сентября 335 года. Событие отмечено во всех православных календарях. Воздвижение Креста святой Еленой над Гробом Господним и местом Его Воскресения положило начало воздвиженья крестов на храмах как знамен Христовой победы над смертью, как открытое исповедание веры во Христа. Ношение крестов на шее так же берёт своё начало от Животворящего Креста, причём буквально, не иносказательно. Святая царица Елена разделила Крест на две части. Одну оставила в Святом городе, вторую отправила в Константинополь сыну. Христианам ХХI века совершенно понятно благочестивое чувство христиан IV века, желавших заполучить частичку древа Креста Господня. Известен даже случай и фанатического вандализма, когда от вынесенного для поклонения и целования Креста некий человек тайно отгрыз и так украл кусочек древа. С тех пор, вынося ковчег с Крестом в Великую Пятницу, целование Креста происходило буквально из рук патриарха и под охраной диаконов; руками прикасаться к кресту не дозволялось, но лишь устами, глазами. Однако, удовлетворяя благочестивому желанию, частички Животворящего Креста раздавались верующим. Они распространялись по земле. Святой Иоанн Златоуст говорит (IV век): «Многие, как мужи, так и жены, получив малую частицу этого древа и обложив её золотом, вешают себе на шею». Отсвет чуда и на нашей груди. Святые равноапостольные Константин и Елена, VI век, Равенна Поклонение Кресту как величайшей святыне, устройство во славу Животворящего Креста монастырей так же берёт начало в древности, от святой Елены. Когда она возвращалась в 327 году из Палестины, буря привела её корабль на Кипр. Царица построила здесь пять храмов и основала монастырь Ставровуни – Гора Креста. Она оставила в обители реликвии со Святой Земли – крест благоразумного разбойника с частицей Животворящего Креста и один гвоздь, которым было пронзено тело Спасителя. + + + Где б ни был воздвигнут крест – на куполе храма, у перекрёстка дорог, на своей груди, он - знамение победы Христа над смертью, «вечная правда», «оружие мира, непобедимая победа», как о том поётся в церковных гимнах. Крест – победа над еретиками. Крестовоздвиженский монастырь близ Полтавы был основан в 1650 году «в честь разгрома в этих местах войск польских магнатов и шляхты». Монастырь – благодарность Богу. Заложен после победоносного начала восстания Богдана Хмельницкого сподвижником гетмана, убеждённым сторонником ориентации на православное Русское царство полтавским полковником Мартыном Пушкарём, казацкой старшиной и городскими мещанами. Монастырь разорялся не раз. Во времена молодого Петра I, когда русская армия при содействии малороссийских казаков осаждала в 1695-96 годы турецкую крепость Азов в устье Дона, вассалы Турции, крымские татары, совершили набег на Левобережье. Монастырь был разграблен и сожжён в результате измены. Привёл в Полтаву татар полтавчанин, бывший Запорожский войсковой писарь Петрик (Пётр Иваненко), которого хан провозгласил гетманом. Через тринадцать лет, во время безуспешного штурма Полтавы Карлом XII в 1709 году, монастырь был разорён шведами. Овладев обителью, Карл устроил в нём свою резиденцию. Отсюда, с Монастырской горы, с доминирующей высоты били его пушки по защитникам крепости. Но и здесь накануне генерального сражения Карл был ранен пулей в ногу кем-то из казаков, что для европейского владыки стало началом конца. В камне монастырь был возрождён в XVIII веке и двести лет являлся культурным центром края. Воздвиженский монастырь в Полтаве. Т. Шевченко. 1848 г. Более двух десятков лет, в 1775-1798 годы, монастырь был резиденцией Славянских и Херсонских (Екатеринославских) епископов. Во время своего Крымского путешествия монастырь посетила Екатерина II. В год своего столетия, в 1750 году, монастырь украсился второй церковью – Троицкой, в 1786 году – четырехъярусной колокольней, по подобию колокольни Киево-Печерской лавры, которую мы видим и ныне, а в 1887 году – церковью во славу Симеона Богоприимца. Троицкая церковь, на заднем плане – храм Симеона Богоприимца Возведение этой церкви связано с появлением на монастырском кладбище ещё одного креста. В летописи монастыря сказано: «Её соорудил на свои средства богатый иркутский купец, а потом полтавский меценат И.С. Котельников в память о своём единственном сыне Семёне, который умер в Полтаве. В 1886 году родители везли своего безнадежно больного сына на лечение в Крым и по дороге заехали в Полтавский Крестовоздвиженский монастырь. Юному Семёну так понравился монастырь и его живописные окраины, что он захотел быть похоронен здесь, если умрет. Это скоро и случилось, и родители, выполнив последнюю волю сына, навсегда остались в Полтаве…»Кладбища монастыря разорялись все советские годы, но последние кресты, пережив большевистское безумие 1920-30-х, ураганы Великой Отечественной, хрущёвское бесение 1960-х, уничтожены были в 1980-х.В годы Великой Отечественной войны монастырь был сильно разрушен. Но тогда же в нём появились монахини (после его закрытия в 1923-м). Монастырь стал женским. Он просуществовал до очередных хрущёвских гонений 1960 года. 87 монахинь и послушниц, многие из которых на своих плечах принесли Родине Победу, были насильственно выселены. 48 монахинь и послушниц перевезли в Лебединский Николаевский монастырь на Черкасщину. Но через год и Лебединский монастырь был разогнан. Часть насельниц под вооружённой охраной были перевезены в Красногорский монастырь, близ Золотоноши, часть (а были и старухи под 90), у кого нет родни, вывезены умирать в дома престарелых. + + + - Много ли сейчас в монастыре монахинь и послушниц? - спрашиваю матушку Сергию (Алексеенко), настоятельницу. - Около сорока, - отвечает. – Две схимницы. Пошла в монастыре молитва. «Пошла молитва» - что это значит? Это значит жизнь.Перед входом в храм, прощаясь. Она благословляет золотистым наперстным крестом. Спрашивает имя, я отвечаю. И почему-то вдруг отчество. Называю с недоумением.Она исчезает в сумраке храма и вдруг с ласковой улыбкой оглядывается: - И я – Семёновна!Сестра во Христе. | |
|
Всего комментариев: 0 | |