Cтарец Хрисанф.
Монах, нерадивый к правилу, подобен выброшенной на берег и подыхающей рыбе
Публикуем новые воспоминания, собранные отцами со всей Афонской Горы в книге "Новый Афонский Герондикон". Каких только вещей про жизнь святогорцев не узнаешь! - Афон
Cтарец Хрисанф из кутлумушской келий святого Георгия рассказывал: «На Святую Афонскую Гору я пришёл в 1934 году 18-летним юношей. Я пришёл в монастырь Григориат к игумену Афанасию, человеку добродетельному. Войдя в игуменский кабинет, я перекрестился. „Сынок,—сказал мне старец,—я ведь тоже человек".
В монастыре Григориат я прожил 12 лет. Ещё послушником я вместе с диаконом Пахомием из Григориата ходил в келию „Достойно есть", чтобы исповедоваться у иеромонаха Иоанна. Когда в первый раз мы вошли в его келию, отец Иоанн приветствовал меня: „Ну, Георгий, заходи". Отец Иоанн был очень добродетельным духовником. Однажды его послушник, который был бесноватым, хотел застрелить отца Иоанна из ружья. Пуля пробила окно и прошила скуфью духовника, но голову не задела.
Посетил я однажды скит святой Анны и встретил там старчика—Гавриила, иеромонаха. 75 лет ему было —а в мир со Святой Горы ни разу не выезжал! Оттуда отправился я в кутлумушскую келию святого Георгия. А там другой старчик—85 лет ему было, Ананий звали. Так вот, он в своей келий 50 лет прожил, семь кутлумушских игуменов пережил... А когда я состарился и слёг, то меня забрали в Кутлумуш. Здесь я застал 35 монахов. Один старчик, отец Харалампий, уставщик, имел святую душу, да и другие отцы тоже были добродетельными: старец Афанасий, старец Прокопий.
Наставления старца:
«Монах должен быть внимателен к послушанию старцу, к правилу, посту и Божественному Причащению. Он должен думать, зачем он пришёл на Святую Гору и ради чего стал монахом».
«Монах, нерадивый к правилу, подобен выброшенной на берег и подыхающей рыбе».
«В одной келий в пустыне творилось что-то неладное. Диавол переворачивал всё верх дном. Мы пошли в эту келию с одним духовником. Он прочитал заклинательные молитвы—и диавол оттуда ушёл».
Духовная жизнь человека —необъяснимая тайна для других. Она известна только Богу, поэтому мы не должны судить внешне. Часто внутри человек не таков, каким он кажется снаружи. Это подтверждает пример старца Хрисанфа из монастыря Кутлумуш. А выглядел он и вёл себя так, что все отцы считали его монахом, достойным жалости.
|