Апостол Андрей Первозванный. Греческая фреска, о. Кипр, XI в. |
Мученичество святаго Апостола Андрея.
Посланіе Пресвитеровъ и Діаконовъ Ахаіи.
1. Всѣ мы Пресвитеры и Діаконы Ахайскихъ церквей пишемъ, что глаза наши видѣли, всѣмъ церквамъ, основаннымъ во имя Христово на Востокѣ и Западѣ, Сѣверѣ и Полудни. Миръ вамъ и всѣмъ вѣрующимъ во единаго Бога, совершеннаго въ Троицѣ, истиннаго Отца Родителя, истиннаго Сына Единороднаго, истиннаго Духа Святаго, исходящаго отъ Отца, и въ Сынѣ пребывающаго, дабы познано было, что единъ Духъ Святый во Отцѣ и Сынѣ, и что таковъ есть Единородный Сынъ, каковъ и родившій Его. Сей вѣрѣ научились мы отъ Святаго Андрея, Апостола Господа нашего Іисуса Христа, котораго мученичество, бывъ очевидцами онаго, и предаемъ памяти вѣрно.
2. Консулъ Егей, вступивъ въ городъ Патры, началъ ловить вѣрующихъ во Христа, и принуждать ихъ приносить жертвы идоламъ. Святый Андрей сказалъ ему: тебѣ, судіѣ человѣковъ, должно бы познать небеснаго Судію твоего, и познавъ покланяться Ему, а покланяясь истинному Богу, отвергнуть боговъ неистинныхъ. Егей спросилъ: ты не Андрей ли, ниспровергающій храмы боговъ, и лестію приводящій людей къ той вредной ереси, которую правители Римскіе недавно истребить повелѣли? Святый Андрей отвѣчалъ: правители Римскіе еще не познали истины, и того, чему училъ пришедшій для нашего спасенія Сынъ Божій, т. е. что сіи идолы не только не боги, но демоны пагубные, враги рода человѣческаго: они тому только учатъ людей, чѣмъ Богъ оскорбляется, дабы раздражаемый ими Богъ отвратился отъ нихъ и не слушалъ ихъ; дабы тогда, какъ Богъ отвратится отъ нихъ и не будетъ слушать ихъ, они оставались плѣнниками діавола, а онъ чтобы дотолѣ могъ издѣваться надъ ними, пока они не изыдутъ изъ тѣла — осужденные и на сіе, не имѣя съ собою ничего кромѣ грѣховъ.
3. Егей сказалъ: это надменныя и пустыя слова! Христа вашего, когда онъ такъ проповѣдывалъ, іудеи пригвоздили ко кресту. — Святый Андрей отвѣчалъ: если бы ты полюбопытствовалъ узнать таинство креста, какимъ образомъ Творецъ рода человѣческаго, по горячей любви своей, для примиренія нашего, не по принужденію, но добровольно принялъ крестъ сей; то ты увѣровалъ бы въ Него. — Егей сказалъ: если Онъ преданъ ученикомъ своимъ, схваченъ іудеями и представленъ къ Игемону, и по прошенію іудеевъ повелѣніемъ Игемона распятъ воинами: то какъ же ты говоришь, что Онъ добровольно претерпѣлъ крестъ? — Андрей: потому говорю: добровольно, что я съ Нимъ былъ, и что еще прежде того, какъ былъ преданъ ученикомъ своимъ и распятъ, Онъ предсказалъ намъ: послѣ трехъ дней воскресну. Почему и брату моему Петру, который сказалъ: Милосердъ Ты Господи, не имать быти Тебѣ сіе, Онъ съ негодованіемъ отвѣчалъ: Иди за Мною, сатано, яко не мыслиши, яже суть Божія, но человѣческая. Но какъ Онъ могъ бы такъ рѣшительно увѣрять насъ, если бы пострадалъ противъ воли своей? Тогда бы Онъ не сказалъ намъ: Власть имамъ положити душу Мою, и власть имамъ паки пріяти ю. Наконецъ, когда Онъ вечерялъ съ нами, сказалъ: Единъ отъ васъ предастъ Меня, и сими словами заставилъ всѣхъ сокрушаться, и сказалъ опять: Ему же Азъ омочивъ хлѣбъ подамъ, той есть предаяй Мя. И поелику Онъ говорилъ о будущемъ, какъ о прошедшемъ; то и показалъ тѣмъ, что Онъ произвольно подвергся предательству. Ибо Онъ не бѣгалъ отъ предателя, но остался на томъ мѣстѣ, куда, какъ Ему извѣстно было, придетъ онъ.
4. Егей сказалъ: дивлюсь, что сей столько прозорливый мужъ, о которомъ ты говоришь; волею или неволею, въ какомъ бы то ни было смыслѣ, по крайней мѣрѣ, былъ, по твоему признанію, пригвожденъ ко кресту. — Андрей отвѣчалъ: это есть, какъ я и прежде сказалъ, великое таинство креста, которое, если пожелаешь выслушать меня, я покажу тебѣ. — Егей: сего нельзя назвать таинствомъ, но казнію. — Святый Андрей: сію казнь, заключающую въ себѣ таинство и обновленіе человѣчества, лучше уразумѣешь, если со вниманіемъ выслушаешь меня. — Егей: я буду слушать внимательно; но если и ты въ свою очередь не послушаешь меня, то сіе самое таинство креста ты испытаешь на самомъ себѣ. — Святый Андрей: если бы я страшился креста, то не возвѣщалъ бы славы креста. — Егей: непонятная рѣчь твоя возвѣщаетъ тебѣ мученіе креста: поелику лукавство твое заставляетъ тебя не бояться мученія смерти. — Андрей: не лукавство, но вѣра заставляетъ меня не бояться мученія смерти. Ибо смерть праведныхъ честна, а люта смерть грѣшныхъ. Потому я и хочу показать тебѣ таинство креста, дабы ты, получивъ лучшее наставленіе и увѣровавъ, принялъ оное, какимъ бы то ни было образомъ, ко спасенію души твоей. — Егей: не ужели душа моя погибла, что я долженъ искать спасенія ея въ какой-то вѣрѣ, о которой ты говоришь?
5. Андрей сказалъ: о семъ-то я и желалъ душевно говорить тебѣ, дабы, научивъ напередъ, что души всѣхъ людей утратили первобытную праведность свою, показать послѣ, что таинство креста возстанавливаетъ оную. Ибо первый человѣкъ древомъ преслушанія отверзъ врата смерти; и такъ необходимо было, чтобы древо страданія изгнало вошедшую смерть. Также, поелику первый человѣкъ сотворенъ изъ чистой земли, то нужно было, чтобы изъ чистой Дѣвы родился совершенный человѣкъ, дабы Сынъ Божій, сотворившій прежде человѣка, возвратилъ жизнь вѣчную, которую люди потеряли въ Адамѣ. Потомъ, дабы древо креста искоренило древо пожеланія, распростираетъ на крестѣ нескверныя руки свои — за тѣ руки, кои добровольно простерты были на преступленіе; вмѣсто пріятнѣйшей снѣди, вкусилъ желчь, и принявъ на себя смертность нашу, даровалъ намъ свое безсмертіе.
6. Егей сказалъ: такія слова ты можешь говорить тѣмъ, которые будутъ вѣрить тебѣ. Что же касается до меня, то если ты не послушаешься, и не принесешь всемогущимъ богамъ жертвы, — я прикажу высѣчь тебя, и пригвоздить на томъ самомъ крестѣ, который ты выхваляешь. — Святый Андрей отвѣчалъ: Всемогущему Богу я каждый день приношу жертву живую: не куреніе ѳѵміама, не плоть тельцовъ ревущихъ, не кровь козлиную; но каждодневно на жертвенникѣ креста приношу Богу непорочнаго Агнца, котораго тѣло вѣрующій народъ хотя и вкушаетъ, и піетъ кровь Его, но закланный Агнецъ пребываетъ невредимъ и живъ. — Егей: какъ можетъ то быть? — Святый Андрей: если хочешь знать, какъ можетъ то быть, то сдѣлайся моимъ ученикомъ, дабы узнать желаемое. — Егей: я мученіями выпытаю отъ тебя сіе. — Святый Андрей: удивляюсь, какъ ты, человѣкъ благоразумный, впалъ въ такую неразсудительность, что думаешь, будто муками можешь у меня выхватить знаніе Божественнаго жертвоприношенія. Ты слышалъ тайну жертвы: если увѣруешь, что Христосъ, Сынъ Божій, распятый іудеями, есть истинный Богъ; то изъясню тебѣ, какимъ образомъ живетъ Агнецъ, который, бывъ закланъ, и давъ себя въ снѣдь, пребываетъ послѣ того невредимъ и непороченъ во царствіи своемъ. — Егей: но какимъ образомъ Агнецъ пребываетъ во царствіи, когда Онъ закалается, и всему народу, какъ ты говоришь, служитъ въ снѣдь? — Святый Андрей: если увѣруешь отъ всего сердца, можешь уразумѣть: а если не увѣруешь, то никогда не можешь узнать совершенно истину.
7. Послѣ сего Егей разсердился и приказалъ стеречь его подъ стражею. Когда же посадили его подъ стражу одного, то народъ стекся къ нему изъ всей той страны, какъ будто бы онъ хотѣлъ умертвить Егея, а Апостола Андрея вывести изъ заключенія. Святый Андрей такъ увѣщавалъ народъ: не перемѣните миръ Господа нашего Іисуса Христа въ діавольское возмущеніе. Поелику Самъ Господь, когда былъ преданъ, показалъ все терпѣніе, не воспрекословилъ, не возопилъ, и никто не слышалъ на распутіяхъ гласа Его. И такъ храните молчаніе, тишину и спокойствіе, и не останавливайте мученичества моего. А лучше приготовьте и себя въ поборники Господу, дабы съ неустрашимостію души побѣдить угрозы, и преодолѣть мученія въ крѣпости тѣла. Ибо если ужасенъ страхъ, то тотъ страхъ, который не имѣетъ конца. А страхъ человѣческій подобенъ дыму, который, вдругъ появившись, мгновенно разсѣвается. И если страшны скорби, то тѣ скорби, которыя начавшись никогда не оканчиваются. Настоящія скорби легки и удобоносимы; а если и тяжки, то скоро и освобождаютъ душу. Но скорби будущія вѣчны, гдѣ всегдашній плачь, скрежетаніе, вопль и нескончаемое мученіе, и куда перейти Егей Консулъ не страшится. И такъ будьте лучше готовы къ тому, чтобы временными страданіями пріобрѣсти вѣчное наслажденіе, гдѣ непрестанно будете радоваться, непрестанно процвѣтать славою, и всегда царствовать со Христомъ.
8. Святый Андрей чрезъ цѣлую ночь такъ увѣщавалъ народъ. Когда же наступило утро, Егей приказалъ привести предъ себя Святаго Андрея, и, сѣвъ на мѣстѣ судилища, сказалъ: думаю, что ночныя размышленія разогнали невѣжество ума твоего, и ты пересталъ хвалить Христа своего, дабы могъ раздѣлять съ нами радости жизни. Ибо, конечно, безразсудно бы было, если бы ты самъ захотѣлъ идти на страданіе креста, и самаго себя осудилъ на жестокій огнь и пламень. — Святый Андрей отвѣчалъ: буду радоваться съ тобою, если ты, увѣровавъ во Христа, оставишь поклоненіе идоламъ. Поелику Самъ Христосъ послалъ меня въ сію страну, гдѣ я не малое число людей пріобрѣлъ для Господа. — Егей: для того-то я и побуждаю тебя принести жертву, чтобы сіи, прельщенные тобою люди оставили суету твоего ученія, и почтили жертвою боговъ (ибо не осталось въ Ахаіи ни одного города, гдѣ бы религія боговъ не была презираема и истребляема), дабы и боги, разгнѣвавшіеся на тебя, умилостивились къ тебѣ, да и мы сохранили бы къ тебѣ дружбу нашу. А если не такъ, то въ отмщеніе различнымь подверженъ будешь мукамъ, и наконецъ кончишь жизнь свою, вися на томъ крестѣ, который ты славишь. Святый Андрей: послушай, сынъ лукаваго, солома, приготовленная въ жертву вѣчному огню, послушай меня, раба Христова. Доколѣ съ кротостію буду говорить съ тобою о вѣрѣ, чтобы ты, сдѣлавшись совершеннымъ послѣдователемъ истины, отвергнулъ суетныхъ идоловъ, и поклонился Богу истинному? — Но поелику ты остаешься въ нечистотѣ своей, и думаешь меня устрашить угрозами своими, то изобрѣтай, что тебѣ угодно, для мученія: ибо я тѣмъ пріятнѣе содѣлаюсь Царю моему, чѣмъ болѣе пребуду твердымъ исповѣдникомъ посреди мукъ за имя Его.
9. Тогда Егей приказалъ растянуть его, и сѣчь лозами. Когда исполнители наказанія, давъ ему семь четверицъ ударовъ, перестали, и онъ всталъ и приведенъ былъ предъ Егея; то Егей сказалъ ему: послушай меня, Андрей, и удержись отъ пролитія крови своей; иначе заставлю умереть тебя на крестѣ. Святый Андрей отвѣчалъ: я воинъ, служащій подъ знаменемъ креста Христова, и долженъ болѣе желать, нежели бояться побѣднаго знамени креста. Но ты подвергнешься заслуженному тобою вѣчному наказанію, если, и искусивъ мое терпѣніе; не увѣруешь во Христа. Ибо я твоей погибели страшусь. Мое страданіе продолжится одинъ день, а много что два; но твое мученіе и чрезъ тысячи лѣтъ не окончится. Почему не умножай болѣе несчастія своего, и не возжигай для себя вѣчнаго огня. — Тогда Егей воспылалъ гнѣвомъ, и велѣлъ распять его на крестѣ, такое давъ приказаніе распинателямъ, чтобы онъ, имѣя связанныя руки и ноги, распростертъ былъ какъ на дыбѣ, дабы, угнетаемый болѣзнію, не вдругъ скончался, но лучше медленнымъ удручался мученіемъ. Когда служители повели его на казнь, собравшійся народъ кричалъ: что сдѣлалъ праведный человѣкъ и другъ Божій, что его ведутъ на крестъ? — Святый Андрей увѣщавалъ народъ, и говорилъ, чтобы ему не мѣшали. Съ радостію и восхищеніемъ онъ продолжалъ шествіе свое, и не переставалъ учить.
10. Когда онъ пришелъ къ тому мѣсту, гдѣ приготовленъ былъ крестъ, то, увидѣвъ его издали, громко воззвалъ: радуйся, кресте, плотію Христа освященный, и членами Его, какъ маргаритами, украшенный! Прежде нежели возшелъ на тебя Господь мой, ты страшенъ былъ для земныхъ; но теперь, когда ты вмѣстилъ въ себя Любовь небесную; то, быть распростертымъ на тебѣ, есть даръ. Знаютъ вѣрные, сколько сокрыто въ тебѣ щедротъ, сколько уготовано наградъ. Безбоязненно и весело я иду къ тебѣ; но и ты съ веселіемъ и радостію прими меня, ученика Распявшагося на тебѣ. Я всегда любилъ шебя, и горѣлъ желаніемъ обнять тебя. О, блаженный кресте, пріявшій великолѣпіе и красоту отъ членовъ Господа, многократно желанный, и неусыпно искомый, возми меня отъ среды человѣковъ, и вручи Учителю моему. Пусть отъ тебя получитъ меня Тотъ, кто чрезъ тебя искупилъ меня. — Сказавъ сіе, онъ скинулъ съ себя одежду свою, и отдалъ ее исполнителямъ казни. Они взяли его, подняли на крестъ, и повѣсили, какъ имъ было приказано, растянувъ все тѣло его веревками. На сіе зрѣлище стеклось до двадцати тысячь народа, между коимъ былъ и братъ Егея, по имени Стратоклъ, и онъ вопилъ вмѣстѣ съ народомъ: неправедна казнь! — А Святый, утишая волненіе вѣрныхъ, училъ переносить временныя искушенія, говоря, что сіи страданія ничего не значатъ въ сравненіи съ вѣчнымъ воздаяніемъ.
11. Между тѣмъ весь народъ съ крикомъ пошелъ къ дому Егея, и всѣ говорили: Святый Андрей, трезвый добродѣтельный мужъ, добрый учитель, не долженъ такъ страдать, но долженъ быть снятъ съ креста, поелику, второй уже день проповѣдуя на немъ истину, еще остается живъ. Тогда Егей, убоявшись народа, обѣщалъ снять его съ креста, и тогда же самъ пошелъ къ нему. Увидѣвъ его, Святый сказалъ: за чѣмъ ты пришелъ къ намъ, Егей? Если раскаявшись хочешь увѣровать во Христа, то, какъ я и обѣщалъ, отверзется тебѣ дверь милосердія. Если же для того только пришелъ, чтобы освободить меня, то знай, что доколѣ остается дыханіе въ семъ тѣлѣ, не хочу сойти съ креста сего. Ибо зрю Царя моего, покланяюсь Ему, и уже предстою предъ Нимъ. — Но о твоемъ несчастіи скорблю, поелику вѣчная погибель ждетъ тебя. И такъ спасайся, пока можешь, дабы не искать спасенія тогда, когда будетъ невозможно. — Служители же, сколько ни ходили около креста, не могли и прикоснуться къ Святому. Онъ преставился при восхожденіи солнца, отходя къ Господу нашему Іисусу Христу, которому слава во вѣки, Аминь.
А Егей предъ глазами всѣхъ объятъ былъ нечистымъ духомъ, который, изломавъ его, повергнулъ мертвымъ. Братъ же его Стратоклъ, взявъ тѣло Святаго Андрея, предалъ его погребенію.
Послѣ того такой страхъ напалъ на всѣхъ, что не было ни одного, кто бы не вѣровалъ въ Господа, который всѣмъ человѣкамъ хочетъ спастися, и въ разумъ истины пріити.
Память кончины Святаго совершается въ 30 день мѣсяца Ноемврія, въ царство Господа нашего Іисуса Христа, которому слава во вѣки, Аминь.
Источникъ: Мученичество святаго Апостола Андрея. – Посланіе Пресвитеровъ и Діаконовъ Ахаіи. // Журналъ «Христіанское чтеніе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академіи». — СПб.: Въ Типографіи Медицинскаго Департамента Минист. Внутр. Дѣлъ, 1824. — Часть XVI. — С. 264-278.
|