Наставления старца отца Николая
Часть третья
По книге схимонахини Николаи
«Царственная Птица взывает к Богу», Москва,
2009 г.
Батюшка очень любил и жалел Россию и всегда говорил, что она великими скорбями очищается, но верна Господу.
- «Господь Россию спасет, Он ее уже помиловал много раз, - говорил отец Николай. – Но нам нужно изменить наши сердца, очиститься, вернуться к благословенной жизни по Евангелию».
Афонский старец Тихон (Голенков, +1968) также молился о прощении и помиловании нашего народа за измену Помазаннику Божию и получил от Царицы Небесной ответ: «Чадо мое, России ехеи канона [греч.], т.е. дана ей за грехи епитимия, и должна она терпеть злострадания, чтобы очиститься и получить желанную свободу».
Перед самым началом Великой Отечественной войны в Валаамском монастыре одному старцу во время службы были три явления.
Во-первых, он увидел Божию Матерь, святого Иоанна Крестителя, Святителя Николая и сонм святых, которые молили Спасителя, чтобы Он не оставил Россию. Спаситель отвечал, что в России так велик упадок Веры и благочестия, что невозможно терпеть эти беззакония. Все святые и Богородица продолжали молиться со слезами. Наконец Спаситель сказал:
«Я не оставлю Россию».
Во время второго видения Матерь Божия и святой Иоанн Креститель стояли пред Престолом Спасителя и молили Его о спасении России. Спаситель снова сказал:
«Я не оставлю Россию».
В третий раз Матерь Божия Одна стояла пред Сыном Своим и со слезами молила Его о спасении России. «Вспомни, Сын Мой, - говорила Она, - как Я стояла у Креста Твоего», - и хотела встать на колени. – «Не надо, - сказал Спаситель, - Я знаю, как Ты любишь Россию, и ради слов Твоих не оставлю ее.
Накажу, но сохраню».
Батюшка Николай также имел откровение от Господа:
- «Мы наказаны этой страшной войной за то, что не защитили и позволили умучить Святую Царскую Семью…И сейчас надо всем не вставать с колен и просить Царя-Мученика Николая, чтобы Он умолил Господа и не допустил другой, более страшной войны…Господь Царя любит и послушает».
Батюшка говорил, что к тридцатым годам, лучшая часть духовенства уже осознала, что за отступление и предательство Святого Царя, за то, что отдали Царскую Святыню на растерзание богомерзкому сонмищу, необходимо было идти на искупительные страдания самой Церкви. Шло наказание Божие за Царя… Должно было очиститься страданиями на Кресте.
- «Только Крестом можно очистить нашу жизнь» - говорил Старец.
Перед своим отходом в мир иной на вопрос: «Батюшка! На кого Вы нас оставляете?» - тихо отвечал:
- «На Господа и на Царицу Небесную Казанскую»…
Снова и снова Батюшка просил и умолял всех:
- «Храните все Царское, молитесь Мученику-Царю, все наши страдания Господь умягчит и облегчит, если мы вернемся ко Христу, а значит, и Царю, поймем Его великую святость. Ведь мне не раз довелось с Ним видеться и в жизни, и духовно. Много дум ему поверить и говорить с Императором, как с вами, лицом к лицу. Он всегда рядом. Я плачу и плачу о Нем. Как жаль, что многие не чувствуют Его великого смирения, возвышенного христианского совершенства. Государь Николай Александрович – самый великий Русский Царь, поверьте… Мне ведь Господом это открыто, я не от себя говорю. Он находится в такой Небесной Славе, что словами не опишешь. Они с Императрицей милостивые были, совершенные, как древние святые подвижники».
- «Таково ли наше покаяние перед Господом за измену и предательство Царя и всего Святого? – спрашивал Батюшка. – Ведь сколько великодушия было у Царя и Императрицы, какие великие духовные подвиги Они несли, а Их до сих пор – ни во что!»
Владыка Митрополит Анастасий (Грибановский), взирая на нашу нераскаянность и в отношении Государя Николая, постоянно повторял, что клевета на Священную Особу Государя и Императрицы не прекращалась никогда: «Страдальческая судьба Государя не окончилась, однако, с Его смертию. Его продолжают распинать доныне. Сплетая вокруг Его Страдальческого Чела венец из терний клеветы. Его враги не перестают преследовать его поношениями и оплеваниями. Они приписывают Ему жестокие и кровавые деяния, которых Он никогда не совершал. Завоевательные или честолюбивые намерения, которых Он никогда не носил в Своем кротком миролюбивом сердце».
Когда преподобного Старца Нектария Оптинского во дни страшных гонений спросили, будет ли лучше, он скорбно склонил голову и произнес: «Будет все хуже , хуже и хуже». Потому Государь и оставил нам в завещание благословение, святые слова которого мы узнали из письма Великой Княжны Ольги Николаевны: «Отец просил передать всем тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за Него, так как Он всех простил и за всех молится, чтобы не мстили за себя и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только Любовь».
Старца Нектария Оптинского, зная его пророческий дар, просили открыть: «Что же нас ожидает?» Старец отвечал: «Святой Серафим предвидел революцию и церковный раскол, но говорил:
«Если в России сохранится хоть немного верных православных, Бог помилует ее»
- а у нас такие праведники есть. Над человечеством нависло предчувствие социальных катастроф… Но верные могут не бояться, их оградит Благодать. В последние времена, с верными будет то же, что было с Апостолами перед Успением Богоматери. Каждый верный, где бы он ни был, на облаке будет перенесен в Ковчег-Церковь. Только те, кто будут в ней, спасутся».
Картинка №36417
- «Только спасение это будет для тех, - добавил, услышав эти слова, отец Николай, - кто будет твердо держаться Православия».
Преподобный Нектарий Оптинский разъяснял: «Раньше Церковь была обширным кругом во весь горизонт, а теперь, видишь ли, как колечко».
Однажды Батюшка сказал:
- «Красные все отняли, но Веру отнять – не смогли. Русь Богом хранима! Какие у нас Светильники Веры! Повсюду. Я хорошо знал Анну Ахматову. Она монахиня была. Великая страдалица и молитвенница. Прозорливая старица-провидица… Бога любила, и Он ее слышал и многое ей открывал… Очень честная и правдивая душа у нее была. Покаяние глубокое…Монахиня…»
Батюшка несказанно скорбел, что у него выкрали в семидесятые годы на острове из келии письма Ахматовой к нему, их было много. Батюшка вел переписку с великой поэтессой:
- «Духовный путь ее благодатный, она большая умница была, молитву не оставляла никогда и за всех сердцем болела. Поэтому рано ушла. Она ведь многих к Богу привела – проповедница и исповедница… В письмах ее была такая красота и глубина святоотеческая…»
Батюшка еще говорил:
- «Жизнь ее была целеустремленной, всегда к Богу, к Небу… Ее творчество было пророческим служением, оно оказало огромное благодатное влияние на души людей во времена безбожия».
Батюшка несказанно любил Церковь. Вижу и теперь его сияющие внутренним светом и покоем глаза, слышу слова:
- "Это все пройдет… Мы вынесли все – осквернение святынь, голод, маузеры и наганы, невежество, злобу и серость… Повсюду разлитую ложь… И вот увидишь, Правда – будет царствовать…Потому что она – Царица Неба и земли…Ничего не бойтесь…Милость Божия с нами!»
Благодаря отцу Николаю люди учились жить просто и с Господом. От него исходила такая Благодать, что все ощущали это, весь тварный мир. Проницательный взгляд, благообразное одухотворенное лицо, величественная царская осанка и благородство. Он был очень внимательным, никого не унижал, не оскорблял, не обрывал, никогда не подчеркивал человеческих недостатков и увечий.
- «Бедненький!»
- тихо скажет, и перекрестится, помолится о таких. Он был скромным и всегда говорил:
- «Грешный я человек на земном пути… Господи помилуй, Господи, прости!»
Батюшка вновь и вновь напоминал, что путь к вечной жизни и радости со Христом лежит на этой земле только через страдания, крест, терпение, стяжание чистоты сердца и дел любви и милосердия… «Так учит Евангелие» - говорил отец.
- «Каждодневно смотритесь в зеркало Заповедей Божиих… Согрешили – кайтесь и веруйте, что одна у Святаго Духа мысль – исторгнуть нас от окаянства и спасти».
- «Особо почитайте родителей, за почтение родителей Господь продлит вашу земную жизнь в Вечную.»
Как истинный монах, Старец Николай не начинал говорить сам, не будучи спрошенным. Тишина его сердца была основой духовной жизни.
Отвечая на вопрос по поводу лукавых людей, которые писали и распространяли повсюду небылицы о нем и его жизни и близких, сказал:
- «Они еще до знания не доросли… Так Вы им скажите, что вам еще надо подрасти, чтобы узнать все то, что в человеке есть… А вы не знаете, что и у вас-то есть…»
- «Раньше отцы уходили в пустыни, удалялись в затвор, чтобы очистить себя от страстей, - говорил Батюшка. – Они подвизались хранимые Духом Божиим по многу лет в уединении, избегали людей и боялись сказать лишнее слово… Скромность души воспитывали в себе… сохрани Бог поучать других, да еще навязывать свое…
- А сейчас навязывают людям свое незнание».
Отец Николай всегда говорил:
- «Православие – это не одна внешняя обрядовость и внешние знания, а прежде всего – великий внутренний труд души, очищение сердца, милосердие и тихость, кротость и беззлобие…»
Наставления старца отца Николая
Часть четвертая
По книге схимонахини Николаи
«Царственная Птица взывает к Богу», Москва,
2009 г.
Батюшка любил повторять:
- «Где просто - там Ангелов со ста, а где мудрено – там ни одного! Царь не мудрил… Святая простота сияла в нем и во всех Его делах…. Помоги, Господи! Всегда надо держать простоту!»
Отец Николай также любил молиться на кладбище об усопших:
- «Души усопших увидали меня и низко покланились, когда я заходил».
Он часто плакал на Проскомидии, вынимая частички за упокоившихся. Видел их стоящими кругом Жертвенника в Алтаре. Когда проходил по кладбищу, они также ему кланялись возле своих могилок – и можно было заметить, как он тихо кланялся им в ответ и благословлял:
- «Я любил бывать на кладбище с раннего детства – говорил. – Там думал о будущем Суде Божием…»
Батюшка сказал:
- «Я всегда просил помнить всех об исходе из этого мира. Помните мое сказание:
Все исчезнет в этом мире,
Как трава и цвет в полях,
Нищий в рубе, Царь в Порфире –
Обратятся оба в прах.
Вы простите, вы простите,
Род и ближний человек,
Меня, грешного, помяните,
Отхожу от вас – на век…
«Велик голод нашей души, - писал преподобный Иустин (Попович), - он проникает намного глубже, нежели это могут предполагать наши интеллигенты… И никто этот голод, кроме Господа Иисуса Христа и Его святых угодников, не может утолить!» Истинное Православие – именно в святости, в стяжании Духа Святого. В этом – цель человеческой жизни. Так об этом говорил Батюшка Серафим Саровский. По словам Батюшки Николая, преподобный Серафим являлся ему и они разговаривали о Руси. Глубоко заблуждаются полагающие, что все кончено.
- «Иногда нам кажется, что все кончено, нет спасения человеку на земле. Все погибло – и нет Святой Руси, - говорил. – Нет! Русь не умирала, а спряталась тихонечко до времени, сокрылась! Русь-схимница всех вымолит».
Батюшка Николай видел на Небесах войну, которую непрестанно ведут Ангельские Силы Небесные с мрачными духами тьмы… И свидетельствовал , что страшная брань идет за нашу родную землю, и Господь Вседержитель вручил Небесное Воинство Преподобному Серафиму и Мученику Царю-Искупителю Николаю. Потому он неустанно повторял:
- «Молитесь Царю, чтобы не было войны. Он – Хозяин Земли и Церкви Русской».
Показывая своей келейнице схимонахине Николае погребальные одежды и объясняя ей, как нужно будет облачать и погребать его в случае его кончины, отец Николай говорил:
- «Не бойся! Это все Божие, святое… Смерти ведь нет… Мы только все уснем – а когда проснемся, Там – Милость Неизреченная, цветы благоуханные, лилии небесные… Тишина и покой… И не будет уже никаких скорбей и мучений, все временное здесь на земле быстро проходит, здесь и останется, а Туда пойдут только наши дела… Надо собирать в свой «успенский узелок» - Добро и Милостыньку, тогда спасемся, и враг нас не задержит… А мамушка моя вас пирогами угостит».
Как молился Старец, почти никто не знал. Но о том, как он общался со страждущими богомольцами и помогал им словом, свидетельствуют многие и многие. Батюшка говорил просто, но умел согревать сердца. Даже при краткой встрече с ним в душе у людей воцарялись мир и покой. Так действовали на окружающих его детские чистота и простота. Несколько слов Старца для многих определяли ориентиры будущей жизни. Он был настоящим исповедником Христовым.
Про невидимую брань Батюшка Николай говорил так:
- «Враг вяжет людей по страстям. Он связывает без веревки, делами. Как только найдет уязвимое место в душе – сразу цепляет. Без молитвы, смирения нельзя жить. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного… Пресвятая Богородица, спаси нас».
Отец Николай был светочем веры, духовным наставником и величайшим примером в своем пастырском служении. Вечно Слово Божие: «И будут скитаться, ища Слова Господня, и не найдут Его» (Ам. 8, 12). Духовный голод наступает в Церкви, когда не достает учителей, когда изгоняют святых, а вместо них приходят лжепастыри, придающие благопристойный вид беззаконию. Пророк Иеремия плакал: «Множество пастырей испортило Мой виноградник». (Иер. 12, 10).
Батюшка Николай сполна испил в своей жизни чашу клеветы, изгнания и оплевания.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в голос взывал на проповеди в Псково-Печерском монастыре: «Время наступает наисмутнейшее, враг раскачивает и старается низложить Церковь, в клир вошло много совсем не церковных людей, и даже неверующих, и они делают свое дело… Начинается страшная подмена духовной жизни… Эта игра, рождая ложные понятия о духовности, начинает захлестывать мир лжедуховностию».
По мнению отца Николая, наше современное монашество переживает упадок, бывает, подает дурной пример людям, и необходима свободная воля монаха, чтобы изменить себя. Нужна помощь опытных в духовной брани старцев:
- «И здесь не помощники законы и каноны, - говорил Батюшка. – Нужно смирить себя, сломать свою самость, вырвать ее с корнем, победить гордого и немирные мысли. Обучиться простоте… Благочестию… Человеку дарована Богом разумная сила души. И мы должны рассуждать, учиться мыслить и жить духовно…Враг не может совершать над нами насилие, он может только предлагать, а дело человека – отказаться от прилогов. Без участия воли человека духи злобы безсильны».
Старец Афиноген Псково-Печерский открыл своим близким: «Господь мне сказал: «Дал Я вам свободу, и каждый себя осудит сам, когда Я приду судить мир; смотря на свои дела, им нечего будет говорить в свое оправдание. Силой Я не тяну; несмотря на их беззакония, Я их кормил, одевал и все давал потребное для существования, но они жили только для себя». Там только и скажешь: «Сам виноват».
Наш Батюшка Николай всегда повторял, что главные основания сердца – это смирение и простота. Смиренной простоты, которая есть хождение перед Богом, а не перед людьми, как раз всем сейчас не хватает…
Преподобный Лев Оптинский как-то сказал: «Если бы ты был, яко Апостол, простосердечен, если бы ты не скрывал своих человеческих недостатков, не притворял себе особенного благоговения, ходил бы не лицемерствуя, - то это путь ближайший ко спасению и привлекающий Благодать Божию. Непритворство, нековарство, откровенность души – вот что приятно смиренному сердцем Господу. Аще не будете яко дети, не внидете в Царствие Божие.».
В последнее время земной жизни связь Батюшки с Небесным миром была постоянной… Иногда келейницы не знали, как себя вести и что делать… Батюшка спрашивал:
- «А где Ефросиниюшка Полоцкая?»
- Или вдруг отвечал на вопросы, которые еще не задавали, а потом звонили по телефону, или у калитки кто спрашивал – а Батюшка уже дал ответ.
Он общался одновременно со многими людьми. Иногда просто записывали, что он говорит, а потом выяснялось – к кому это относилось. Много говорил притчами.
Часто и благоговейно крестился, делая метание до земли. Такие поклоны делают только монахи. Он распинался за всех, умолял Господа спасти всех. Молился за другие страны… Однажды вдруг сказал:
- «Американцы – несчастные, сколько их горя ждет, бедненьких!»
Батюшка Николай не мог никогда быть «ручным» старцем, «за послушание» исполнявшим сиюминутную греховную человеческую прихоть… Он жил только по Воле Господа… И в этом – корень обиды на него со стороны внешних христиан, пытающихся изменить суть Церкви… Не могли и не хотели понять, что не всегда наша воля совпадает с Волей Божией, и что Старцу – открыт Его Промысл о нас…Они страстно настаивали на своем… А Старец – не принимал этого своеволия…
- «Какие же они верующие? – спрашивал. – Господа не ведают и не боятся греха».
Батюшка имел огромный авторитет в Церкви и среди мыслящих людей. К нему ехала вся Церковь. Он любил Бога и служил Ему… Воистину праведник сей был послан гордому человечеству именно для того, чтобы приблизить нашу жизнь к Богу. Он знал эту дорогу, ибо прошел ее сам.
В конце жизни отец Николай уходит в затвор, сказав, что у него остался один путь – молчание и молитва. В этом и было его утешение. Священномученик Иосиф (Петровых) писал: «Есть отдых от трудов, есть отдых и вообще от жизни, от ее скорбей, тяжестей, монотонности, многозаботливости. Отдохни жить, когда чувствуешь, что тяжело жить. Брось все, поживи исключительно молитвой, Богомыслием, Богоугождением, и почувствуешь прилив новых сил – жить и терпеть».
Взор святого Старца Николая часто устремлялся куда-то вдаль, он уходил в горний мир – там он среди своих – Святых и Ангелов. Часто говорил о единственном смысле нашей земной жизни – подготовке к Вечности… Блаженной Вечности. О терпении страданий, о незлобии и любви к Богу – а значит, Истине и Правде… Более всего о Милости.
|